7 класс (вариант 1)

ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО НА МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________ Лебедева Е.М.
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
____________ Никитина А.Г.
«26 » августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нелидовская
школа-интернат»:
___________ Козырь Н.Н.
Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования

обучающихся с нарушением интеллекта
7 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Биология»»

(образовательная область «Естествознание»)
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель:
учитель
Цветкова Е.А.
г. Нелидово
2025 г.

1.
2.
3.
4.
5.

Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология 7 класс» составлена на основе документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования Обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ № 1599 от19 декабря 2014г;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Минпросвещения России от 17.07.2024г № 495 «О внесении изменений в некоторые
приказы Минпросвещения РФ, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ»;
- Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении и порядке организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) от 28.09.2020 г. № 28 "Об
утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Календарный учебный график на 2025 – 2026 учебный год.
- Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»;
- Учебный план ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год;
Согласно девствующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 класса
предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
- учебник: «Биология» 7 класс, для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ, авторы: З.А. Клепинина,
Москва «Просвещение», 2022 г.
- рабочая тетрадь «Биология» 7 класс, для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы ФГОС ОВЗ, авторы: З.А. Клепинина,
Москва «Просвещение», 2022 г.

Цели программы:

 Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения ориентироваться в
мире растений, использовать полученные знания в повседневной жизни, применять биологические
знания.

Задачи обучения:

 формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении
и жизни растений;
 формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: приемам
выращивания и ухода за растениями, использованию знаний для решения бытовых и экологических
проблем;
 формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому,
эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового
образа жизни;

 развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинноследственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие
психические функции.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7 классе определяет следующие задачи:
 формирование у обучающихся представлений об особенностях природы, условиях
произрастания разных видов растений;
 формирование представлений об органах цветкового растения; их значении в жизни растений;
 формирование представлений о группах растений по месту их произрастания, особенностях их
внешнего строения, биологических особенностях, практическом применении растений;
 формирование умения называть и показывать на иллюстрациях и узнавать в природе изученные
культурные и дикие виды растений;
 формирование умения применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, выращивание рассады);
 формирование знаний правил поведения в природе; взаимосвязей между природными
компонентами, природой и человеком.

II. Общая характеристика учебного предмета

Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при изучении которого
учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные
связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его
содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами
природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала в
VII-IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания детей и подростков. Знакомство с разнообразием
растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и
ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно
связано с деятельностью человека и человек —часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому
все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология» состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно, исходя из местных
(региональных) условий. Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных
и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность
более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах
и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит живые и неживые тела,
получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании
воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с раздела «Растения» (VII
класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания.
Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с нарушением
интеллекта.

III. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание» и изучается
учащимися с умственной отсталостью на уровне основного общего образования с 7 по 9 класс. В

соответствии с адаптированной основной образовательной программой школы, рабочая программа
по биологии в 7 классе рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю (34 учебные недели).
Срок реализации данной программы – 1 учебный год.
Год обучения

Количество
неделю
2

7 класс
Кол-во
часов
в
неделю
2

Кол-во
часов в I
четверти
16

Кол-во
часов в II
четверти
16

часов

в

Кол-во
часов в III
четверти
20

Количество
учебных
часов в 2025 – 2026 уч. году
68
Кол-во
часов в IV
четверти
16

IV. Результаты освоения учебного предмета

Кол-во
часов за год
68

Личностные:
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при
выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, бережному отношению к живой и неживой природе;
 формирование бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и
культурным достопримечательностям страны;
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, участия в пропаганде
сохранения окружающей среды, бережного отношения к природе;
 формирование эстетических потребностей, умение видеть красоту, гармонию окружающей
природы.
Предметные:
Минимальный уровень:
 узнавать и называть объекты неживой и живой природы;
 называть общие признаки изученных групп растений, условия их произрастания;
 описывать особенности внешнего вида изученных растений, называть основные части
цветкового растения;
 использовать биологические знания в повседневной жизни;
 выполнять совместно с учителем практические работы;
 владеть практическими навыками безопасного поведения в случаях контакта с ядовитыми
видами растений;
 соблюдать основные правила безопасного поведения в природе.
Достаточный уровень:
 иметь представление об объектах неживой и живой природы;
 знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;
 устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы
и функции);
 знать признаки сходства и различия между группами растений;
 выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
 узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи,
слайды, рисунки, схемы);
 знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для
объяснения новых ситуаций;
 выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной)
помощи учителя
 владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ
(входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Основные виды организации учебного процесса:
 урок,
 экскурсии,
 практическая работа,
 мультимедиа урок,
 контроль качества знаний;
Межпредметные связи:
 Мир природы и человека, русский язык, математика, ручной труд, изобразительная
деятельность, географии.
Основные методы организации учебного процесса:
 объяснение нового материала,
 рассказ – как форма изложения учебного материала,
 беседа – вопросно-ответная форма овладения учебным материалом,
 работа учащихся с учебником и книгой,
 метод демонстрации натуральных объектов,
 наблюдения и лабораторные работы.
Основные технологии:
 игровые,
 информационные,
 обучающие,
 воспитательные,
 проблемно-поисковые,
 профессиональные,
 классно-урочные,
 индивидуальные,
 групповые,
 объяснительно-иллюстративные.
Основные виды деятельности учащихся:
 групповая работа,
 индивидуальная работа,
 фронтальная работа.
При изучении тем курса используется:
 учебники,
 ТСО, раздаточный материал,
 Дидактический материал,
 Оборудование для лабораторных работ.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета:
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося
в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных
единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

Устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески
применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает
культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на
практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного
материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных
требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала,
незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила
оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии.
Оценка «5»:
− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3»:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:

− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух
недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более
двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более
одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более
двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие (урок)
продолжительностью один академический час. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на
уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального
подхода.
Методы: 1 Словесные (объяснение и беседы, иногда рассказ учителя, инструктаж, разбор заданий,
устная работа).
2 Наглядные (учебная демонстрация, рисунки мелом на доске, мультимедийные презентации,
наблюдения, предметные пособия).
3 Практические (различные упражнения и практические задания, тесты, решение проблемных
ситуаций, игры, самостоятельные работы, работа в группе или в паре, работа по образцу и т.д.).

VI. Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Биология» «Растения. Бактерии. Грибы» (7класс) состоит из
шести разделов.
Содержание разделов учебного предмета:
Раздел «Введение» (1 час). О чем расскажет учебник. Как работать с учебником.
Раздел «Растения вокруг нас» (3 час). Значение растений и их охрана. Общее знакомство с
цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения,
цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями» (22 час). Строение растения.
Цветок. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков. Плоды. Разнообразие плодов.
Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. Семя. Внешний вид и строение
семени фасоли. Строение семян пшеницы. Условия прорастания семян. Определение всхожести
семян. Правила заделки семян в почву. Корень. Виды корней. Корневые системы. Значение корня.
Видоизменение корней. Лист. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение.
Образование органических веществ в растении. Испарение воды листьями. Дыхание растений.
Листопад и его значение. Стебель. Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие
стеблей. Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой
обитания. Лабораторные работы:
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска,
величина.

Раздел «Многообразие растительного мира»

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и
образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель – хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев.

Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном
хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например: пшеница) и двудольные (например:
фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая
система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном
хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан,
ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок – многолетние
овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы: перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа «Строение луковицы».
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат – помидор (баклажан, перец – для южных районов) петуния,
черный паслен, душистый табак. Лабораторная работа «Строение клубня картофеля».
Бобовые. Горох (фасоль, соя – для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для
южных районов). Биологические особенности растений сада.
Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых
растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения.
Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Особенности внешнего строения
сложноцветных.
Практические работы:
- в саду, на школьном учебно - опытном участке;
- вскапывание приствольных кругов;
- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия «Весенние работы в саду»
Заключение.
Раздел «Растения – живой организм» (1 час) Растение – живой организм. Обобщение
материала о растениях.
Раздел «Бактерии, грибы» (3 часа). Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни
человека. Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание.

Содержание разделов
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Введение
Растения вокруг нас
Общее знакомство с цветковыми
растениями
Многообразие растительного мира
Растение – живой организм
Бактерии Грибы

Количество
часов

1
3
22

Лабораторные
работы

0
0
5

39
1
2

Планирование учебного материала по четвертям

6 класс (вариант1):

I четверть – 16 часов.
II четверть – 16 часов.
III четверть – 20 часов.
IV четверть – 16 часов.

ИТОГО ЗА ГОД: часа
№
п/п

1

Наименование
тем уроков, дата
урока

Введение

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Кол-во
Программное
Дифференциация видов деятельности
часов
содержание
Минимальный
Достаточный уровень
уровень

1-я четверть – 16 часов

1
01.09.
2025

2

3

4

5

Разнообразие
растений
Значение
растений

1
04.09.
2025
1

08.09.
2025
Охрана растений
1
11.09.
2025
Строение
растения
Лабораторная
работа №1:
«Строение
цветкового
растения»

1 Введение – 1 час
Повторение
Рассказывают о
основных
значении растений
сведений о
для человека.
неживой и
Рассказывают по
живой природе.
рисункам, как человек
Разнообразие
использует растения.
размеров, форм, Выполняют работу в
места
тетради на печатной
произрастания
основе
растений
2 Растения вокруг нас – 3 часа
Повторение
Рассказывают о
основных
значении растений
сведений о
для человека.
неживой и
Рассказывают по
живой природе.
рисункам, как человек
Разнообразие
использует растения.
размеров, форм, Выполняют работу в
места
тетради на печатной
произрастания
основе
растений

Показывают на рисунках и
называют растения разных
размеров, формы, мета
произрастания, о их
значении и охране.
Рассказывают о роли
растений в жизни
животных и человека, о
значении растений и их
охране
Показывают на рисунках и
называют растения разных
размеров, формы, места
произрастания, о их
значении и охране.
Рассказывают о роли
растений в жизни
животных и человека, о
значении растений и их
охране

3 Общее знакомство с цветковыми растениями – 22 часа
Формирование
Называют части
Узнают и показывают на
1
знаний о
цветкового растения
схематических рисунках и
по рисунку,
натуральных объектах
15.09. строении
цветкового
подписывают и
части цветка, читают
2025 растения.
раскрашивают в
названия, подписывают на
разные цвета части
схемах в рабочих тетрадях;
цветкового растения.
сравнивают строение
Выписывают новые
цветков двух растений,
термины - название
называют черты сходства и
частей в тетрадь. Под различия, признаки
руководством учителя сходства и различия
выполняют
записывают в таблицу
лабораторную работу рабочей тетради.
«Строение цветкового Выполняют задания
растения»
лабораторной работы в
рабочей тетради. Отвечают

6

7

Строение
цветка.
(Лабораторная
работа №2
«Строение
цветка»)

Виды соцветий.

1
18.09.
2025

1
22.09.
2025

8

9

Опыление
цветков

Разнообразие
плодов.

1
25.09.
2025

1
29.09.
2025

Формирование
знаний о
строении цветка

Формирование
знаний о
способах
опыления
цветков,
образовании
плодов и семян
Формирование
знаний о видах
соцветий,
способах
опыления
цветков,
образовании
плодов и семян

Повторение и
закрепление
знаний об
образовании
плодов и семян.
Формирование
знаний о

на вопросы: что образуется
из каждой части цветка;
называют признаки
разнообразия цветков.
Называют части
Узнают и показывают на
цветка по рисунку,
схематических рисунках и
подписывают и
натуральных объектах
раскрашивают в
части цветка, читают
разные цвета части
названия, подписывают на
цветка. Выписывают
схемах в рабочих тетрадях;
новые термины сравнивают строение
название частей
цветков двух растений,
цветка в тетрадь. Под называют черты сходства и
руководством учителя различия, признаки
выполняют
сходства и различия
лабораторную работу записывают в таблицу
«Строение цветка»
рабочей тетради.
Выполняют задания
лабораторной работы в
рабочей тетради. Отвечают
на вопросы: что образуется
из каждой части цветка;
называют признаки
разнообразия цветков
Рассматривают на
Называют виды и способы
рисунках схемы
опыления, их отличия,
опыления растений,
образование плодов и
образования плодов и семян. Выполняют задание
семян
в рабочей тетради:
записывают в таблицу
примеры растений с
разными видами соцветий и
способами опыления.
Называют по
Называют виды соцветий,
рисункам и
находят образцы в природе,
описывают внешний
в гербариях. Сравнивают
вида разных соцветий, соцветия разных растений,
рассказывают, как
находят отличительные
выглядит соцветие
признаки. Сравнивают
корзинка, как
соцветия разных растений,
располагаются цветки находят отличительные
в колосе.
признаки, делают вывод о
Рассказывают о
значении соцветий в жизни
значении соцветий в
растений. Рисуют схемы
жизни растений.
соцветий.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
подписывают
соцветия на рисунках
Называют по
Используя схему, называют
рисункам из какой
группы и типы плодов,
части цветка
сравнивают плоды разных
образуется плод.
групп, находят черты
Показывают на схеме сходства и отличия.
разные плоды,
Приводят примеры
сравнивают сочные и растений с разными типами

разнообразии
плодов

10 Размножение

растений
семенами.
Распространение
плодов и семян.

11 Внешний вид и

строение семени
фасоли.
Лабораторная
работа №3
«Строение
семени фасоли»,
«Внешний вид
семени фасоли»

12 Строение семени
пшеницы.
Лабораторная
работа № 4 «
Строение семени

1
02.10.
2025

1
06.10.
2025

1
09.10.
2025

Формирование
знаний о
способах
распространения
плодов и семян

сухие плоды,
называют растения с
данными видами
плодов. Выполняют
задания в рабочей
тетради: работают с
рисунками, таблицей
(подписывают
названия растений,
типы плодов)
Рассказывают о
способах
распространения
плодов и семян;
называют какие
приспособления к
распространению есть
у плодов разных
видов растений.
Приводят примеры
растений

Формирование
знаний о
строении семян
растений

По рисункам
называют и
рассказывают о
разнообразии плодов.
Под руководством
учителя выполняют
лабораторную работу:
изучают строение
семени фасоли
(рассматривают
набухшие семена
фасоли, рассказывают
о внешнем виде
плода, находят части
семени).
Подписывают части
семени на рисунках в
рабочих тетрадях

Формирование
знаний о
строении семян
растений.

По рисункам
называют и
рассказывают о
разнообразии плодов.
Под руководством

плодов; делают вывод об их
разнообразии. Узнают и
называют виды плодов на
рисунках, коллекциях.

Составляют рассказ о
способах распространения
плодов и семян по схеме.
Называют какие
приспособления имеют
плоды для
распространения. Делают
вывод: какое значение для
природы имеет
распространение семян.
Выполняют задание в
рабочей тетради: называют
особенности плода, семени,
связанные с
распространением;
устанавливают взаимосвязь
среды обитания и строения
плодов.
По рисункам и коллекциям
семян рассматривают и
называют плоды разных
растений; делают вывод о
их разнообразии.
Выполняют задания
лабораторной работы:
проращивают семя фа,
проводят исследование,
находят и показывают
части семени; на основании
проведенного исследования
делают вывод, что общего в
строении зерновки
пшеницы и семени фасоли.
Проводят наблюдение за
развитием проростка и
прорастанием семени. На
примере растений
составляют описание
семени по форме, размерам,
записывают результаты
сравнения в тетрадь
По рисункам и коллекциям
семян рассматривают и
называют плоды разных
растений; делают вывод о
их разнообразии.

пшеницы»

13 Условия

прорастания
семян. Опыт:
«Условия
необходимые
для прорастания
семян»

14 Определение

15

всхожести
семян. Правила
заделки семян в
почву.
Лабораторная
работа № 5
«Определение
всхожести
семян». Опыт
«Глубина
заделки семян».
Виды корней.

учителя выполняют
лабораторную работу:
изучают строение
семени пшеницы
(рассматривают
набухшие семена
пшеницы,
рассказывают о
внешнем виде плода,
находят части
семени).
Подписывают части
семени на рисунках в
рабочих тетрадях

1
13.09.
2025

1
16.09.
2025

1
20.10.
2025

16 Корневые
системы.

Формирование
знаний об
условиях
прорастания
семян.
Формирование
практических
навыков
определения
всхожести семян
Формирование
практических
навыков
определения
всхожести семян
и правила
заделки семян в
почву

Формирование
знаний о
строении корня

23.10. Формирование
2025 знаний о видах

Выполняют задания
лабораторной работы:
проращивают семя
пшеницы, проводят
исследование, находят и
показывают части семени;
на основании проведенного
исследования делают
вывод, что общего в
строении зерновки
пшеницы и семени фасоли.
Проводят наблюдение за
развитием проростка и
прорастанием семени. На
примере растений
составляют описание
семени по форме, размерам,
записывают результаты
сравнения в тетрадь
Называют по
Называют, какие условия
рисункам, какие
необходимы для
условия необходимы
прорастания семян.
для прорастания
Проводят опыты. На
семян. Под
основании результатов
руководством учителя опыта делают вывод, что
определяют всхожесть для прорастания семян
семян
нужна влага, тепло и воздух
Под руководством
учителя определяют
всхожесть семян

Называют и
показывают по
рисунку в рабочей
тетради подземные
части растения,
раскрашивают части
корня

Проводят опыт по
определению всхожести
семян. В ходе выполнения
практической работы
отрабатывают практические
навыки работы с семенами
по определению их
всхожести

Показывают на растении
подземную его часть.
Раскрашивают части корня
растения на рисунке.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
подписывают названия
корневых систем на
рисунке. Работают со
схемами, заполняют
таблицу: записывают из
чего развиваются разные
виды корней
Называют виды
Показывают на растении и
корней, раскрашивают называют виды корней.

корней,
корневых
волосках

17 Значение корня.
Видоизменение
корней.

18 Внешнее

строение листа.

1
06.11.
2025

1
10.11.
2025

главный, боковые и
придаточные корни.
Показывают на
рисунках. Под
руководством учителя
выполняют
практическую работу:
образование
придаточных корней

2 четверть – 16 часов

Закрепление
знаний о
разнообразии
корней,
корнеплодах и
клубнях.

Показывают на
рисунках корнеплод
свеклы, моркови;
корнеклубень
георгины.
Рассказывают об
использовании
видоизмененных
корней человеком.

Формирование
знаний о
внешнем
строении листа

Называют по рисунку
части листа (листовая
пластинка, черешок),
как прикрепляется
лист к стеблю;
называют простые и
сложные листья,
рассматривают
расположение жилок
на листовой
пластинке.
Рассказывают о
разнообразии листьев,
формах листовых
пластинок. Под
руководством учителя
выполняют
выполняют задания в
рабочей тетради
(рисунки листовых

Называют значение
корневых волосков.
Называют корень, как орган
цветкового растения, его
значения для растения.
Выполняют практическую
работу: образование
придаточных корней.
Делают вывод, что
придаточные корни
отрастают от стебля и
листьев; о значении их для
роста растений,
использовании человеком.
В рабочей тетради
подписывают виды корней;
записывают в таблицу
примеры растений с
разными корневыми
системами
Повторяют и называют
виды корнеплодов.
Показывают в натуре и
называют видоизмененные
корни (корнеплод,
клубень). На примерах
растений называют
видоизменения корней,
использовании их
человеком. Выполняют
задание в рабочей тетради:
заполняют таблицу,
записывают примеры
растений с разными
видоизмененными корнями
По гербариям, рисункам,
натуральным объектам
находят и называют части
листа, способы их
прикрепления к стеблю,
типы жилкования, простые
и сложные листья.
Приводят примеры
растений. Сравнивают
листовые пластинки,
находят черты сходства и
отличия, называют
отличительные признаки
листовых пластинок,
делают вывод об их
разнообразии. Выполняют
задания в рабочей тетради
(работают с гербариями,
натуральными объектами,
рисунками); делают вывод

пластинок, подписи
простых и сложных
листьев)

19 Из каких

веществ состоит
растение. Опыт:
Обнаружение
крахмала в
листьях
растения на
свету». Опыт:
«Листья
растений
выделяют
кислород»

20 Испарение воды

листьями. Опыт:
«Испарение
воды листьями»

21 Дыхание

растений. Опыт
«Дыхание
растений»

1
13.11.
2025

1
17.11.
2025

1
20.11.
2025

Формирование
знаний об
образовании
питательных
веществ в
листьях
растений,
значении этого
явления для
растений

Формирование
знаний об
образовании
питательных
веществ в
листьях
растений,
значении этого
явления для
растений

Формирование
знаний о
дыхании
растений

о разнообразии листьев,
приводят примеры,
показывая их разнообразие
на растениях и гербариях;
рисуют разные по форме
листья растений,
подписывают простые и
сложные листья на
рисунках в рабочей
тетради.
Называют, из каких
Проводят исследование: из
веществ состоит
каких веществ состоит
растение; по рисунку
растение. Используя
учебника называют
рисунок, составляют
условия, которые
рассказ, как образуются
необходимы для
органические вещества в
образования
листьях. Делают вывод о
органических веществ значении для растения
в листьях;
образование крахмала,
рассказывают, какое
условиях, необходимых для
значение листьев в
образования органических
жизни растения; какое веществ и испарения воды;
значение для растения заполняют таблицу.
имеет испарение
Выполняют задания в
воды. Выполняют
рабочей тетради:
задания в рабочей
сравнивают питание и
тетради
дыхание, делают вывод и
записывают его
Называют, из каких
Проводят исследование: из
веществ состоит
каких веществ состоит
растение; по рисунку
растение. Используя
учебника называют
рисунок, составляют
условия, которые
рассказ, как образуются
необходимы для
органические вещества в
образования
листьях. Делают вывод о
органических веществ значении для растения
в листьях;
образование крахмала,
рассказывают, какое
условиях, необходимых для
значение листьев в
образования органических
жизни растения; какое веществ и испарения воды;
значение для растения заполняют таблицу.
имеет испарение
Выполняют задания в
воды. Выполняют
рабочей тетради:
задания в рабочей
сравнивают питание и
тетради
дыхание, делают вывод и
записывают его
По рисункам
Сравнивают процессы
называют газы,
дыхания и питания листа по
которые лист
таблице. Делают вывод,
поглощает и выделяет одинаковые это процессы
при дыхании; как
или противоположные;
происходит дыхание и объясняют понятие «обмен
питание растения.
веществ» у растений.
Рассказывают о
Рассказывают о значении
значении листопада
листопада в жизни
для растений
растений. Выполняют

22 Листопад и его
значение.

23 Строение стебля.

1
24.11.
2025

1
27.11.
2025

24 Значение стебля

в жизни
растений. Опыт:
«Передвижение
воды и
минеральных
солей»

1
01.12.
2025

Формирование
знаний о
значении
листопада у
растений в
осенний период

Формирование
знаний о
строении и
образовании
стебля,
положении
стебля в
пространстве

Формирование
знаний о
строении
древесного
стебля, значении
стебля в жизни
растения

задания в рабочей тетради:
обозначают правильные
ответы в тексте, каково
значение листопада для
растений
По рисункам
Сравнивают процессы
называют газы,
дыхания и питания листа по
которые лист
таблице. Делают вывод,
поглощает и выделяет одинаковые это процессы
при дыхании; как
или противоположные;
происходит дыхание и объясняют понятие «обмен
питание растения.
веществ» у растений.
Рассказывают о
Рассказывают о значении
значении листопада
листопада в жизни
для растений
растений. Выполняют
задания в рабочей тетради:
обозначают правильные
ответы в тексте, каково
значение листопада для
растений
Рассматривают и
Показывают побег и
показывают на
стебель растения на
рисунках стебель,
натуральных объектах,
называют части
называют виды стеблей, из
стебля; называют, из
чего образуется стебель.
чего образуется
Называют, что стебель с
стебель, что
листьями и почками это
называется побегом.
побег. Перечисляют
Рассказывают о
функции стебля. Приводят
положении стебля в
примеры о разнообразии
пространстве (плети,
стеблей растений, называют
усы)
растения с разным
положением стебля в
пространстве. Выполняют
задание в рабочей тетради:
подписывают на рисунке
части побега; делают
вывод, что он вырастает из
зародышевого стебелька
Называют по рисунку Называют по таблице слои
слои стебля
стебля древесного
древесного растения.
растения. Выполняют
Раскрашивают слои
задания в рабочей тетради:
древесного растения
записывают
на рисунках.
последовательность
Рассказывают о
расположения слоев в
значении стебля в
стебле растения. Называют
жизни растений.
значение каждого слоя
Выполняют задание в стебля. Сравнивают стебли
рабочей тетради:
древесных и травянистых
подписывают
растений, находят признаки
названия слоев стебля сходства и отличи; делают
вывод, чем различаются
стебли древесных и
травянистых растений.
Составляют рассказ: какую

25 Разнообразие
стеблей.

26 Растение -

целостный
организм.
Взаимосвязь
частей растений.
Связь растения
со средой
обитания.
Опыт:
«Обнаружение
жира в семенах
подсолнечника»

27 Деление

растений на
группы.

28 Мхи.

1
04.12.
2025

1
08.12.
2025

Формирование
знаний о
разнообразии
стеблей

Формирование
знаний о
взаимосвязи
частей растения,
их практическом
значении

Называют по
рисункам
разнообразные стебли
(травянистый,
древесный),
укороченный.
Показывают и
называют по
рисункам растения с
прямостоячим,
ползучим,
цепляющимся,
вьющимся,
стелющимся
стеблями. Выполняют
задание в рабочей
тетради: подписывают
рисунки с
разнообразными
стеблями
Рассказывают по
рисункам о внешнем
виде растения и
взаимосвязи частей
растения (лист,
стебель, корень,
цветок). Под
руководством учителя
проводят опыт по
обнаружению жира в
семени
подсолнечника.

работу выполняют стебли
травянистых и древесных
растений
Приводят примеры о
разнообразии стеблей
растений, показывают на
растениях. Сравнивают
разные виды стеблей,
находят черты сходства и
отличия. Называют, какое
значение в природе имеет
разнообразие стеблей
растений. Выполняют
работу в рабочих тетрадях:
подписывают на рисунках
виды стеблей и названия
растений

Рассказывают по рисункам
о внешнем виде растения и
взаимосвязи частей
растения (лист, стебель,
корень, цветок). Под
руководством учителя
проводят опыт по
обнаружению жира в
семени подсолнечника.
Рассказывают о
практическом значении
жира растения

4 Многообразие растительного мира – 39 часов
Закрепление и
Узнают на рисунках и Узнают по внешнему виду
расширение
называют группы
на рисунках, слайдах,
знаний о
растений;
гербариях, описывают их
многообразии
рассказывают о
внешний вид, называют
растительного
местах их
отличительные признаки,
мира: мох,
произрастания,
места произрастания,
папоротник,
практическом
практического
голосеменные
значении этих
использования человеком.
хвойные
растений. Находят на Находят на иллюстрациях,
растения,
иллюстрациях,
оформляют альбом
лиственные
оформляют альбом
«Группы растений». В
растения
«Группы растений»
рабочей тетради
выполняют практические
задания: зарисовки, подбор
иллюстраций по теме
«Растения леса»
Формирование
Узнают и называют
Узнают по внешнему виду
1
знаний о мхах
виды мхов (ягель,
и называют мхи (ягель,
кукушкин лен), места кукушкин лен), показывают

11.12.

2025

29 Папоротники.

1
15.12.
2025

30 Голосеменные.
Хвойные
растения.

31 Покрытосеменн
ые. Деление
цветковых на
классы

1
18.12.
2025

1
22.12.
2025

их произрастания.
Называют на таблице,
макетах части мхов.
Под руководством
учителя выполняют
практическую работу
«в рабочей тетради

Формирование
знаний о
папоротниках

Формирование
знаний о
растениях леса,
о некоторых
биологических
особенностях
леса.
Закрепление
знаний о
значении леса в
жизни человека
и его охран

Распознают по
рисункам,
фотографиям и
таблицам
папоротники,
называют их
отличительные
признаки.
Перечисляют правила
сбора. Рассказывают о
правилах поведения в
лесу

Рассматривают на
рисунках
разнообразие
древесных и
травянистых
растений,
произрастающих в
лесу; называют виды
растений, их
биологические
особенности и
особенности
внешнего строения
произрастающих в
лесу растений
Формирование
Рассказывают, зачем о
знаний о
покрытосеменных
покрытосеменны растениях, их
х растениях,
отличительных
однодольных и
особенностях от
двудольных
голосеменных
покрытосеменны растений. По
х растениях,
рисункам, таблицам,
отличительных
слайдам называют
особенностях
покрытосеменные;
называют растения,
занесенные в Красную
книгу. Приводят
примеры
покрытосеменных
растений

на таблицах его части ;
называют места и условия
произрастания мхов,
устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
строением мха. Выполняют
практическую работу в
рабочей тетради, делают
вывод об общих признаках
строения и внешнем их
разнообразии
Используя таблицу,
называют виды
папоротников; называют
черты сходства и их
отличительные признаки;
Называют отличительные
признаки, находят и
показывают на
иллюстрациях, таблицах,
слайдах. Рассказывают о
соблюдении правил сбора,
правилах поведения в
природе
Называют биологические
особенности леса.
Называют признаки разных
форм растительных
объектов леса (дерево,
кустарник, трава); находят
черты сходства и отличия;
описывают особенности их
внешнего вида и условий
произрастания.
Устанавливают
взаимосвязи между
природными компонентами
леса
Рассказывают, зачем о
покрытосеменных
растениях, их
отличительных
особенностях от
голосеменных растений. По
рисункам, таблицам,
слайдам называют
покрытосеменные;
называют растения,
занесенные в Красную
книгу. Приводят примеры
покрытосеменных
растений. Формулируют
правила поведения в
природе, составляют
памятку

32 Однодольные

покрытосеменны
е растения.
Злаковые (общие
признаки).

33 Хлебные

злаковые
растения.

34 Выращивание
зерновых

35 Использование
злаков в
народном

1
25.12.
2025

1
12.01.
2026

1
15.01.
2026

1
19.01.

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения и
биологических
особенностях
злаковых
растений

Узнают и называют по
рисункам, слайдам,
гербариям хлебные
растения (пшеница,
рожь, овес, кукуруза),
рассказывают об
особенностях
внешнего строения,
отмечают их
сходство.
Рассказывают, зачем
человек выращивает
злаковые, почему их
называют хлебные
злаковые

3 четверть – 20 часа

Формирование
знаний о
выращивании
хлебных
(злаковых)
растений

По опорным
рисункам, слайдам
рассказывают из
каких этапов состоит
процесс выращивания
зерновых,
особенностях посева,
посадки, ухода,
уборки растений.
Рассказывают о
профессиях людей,
которые выращивают
хлеб, уважении к
людям этих
профессий, об
отношении к хлебу

Формирование
знаний о
выращивании
хлебных
(злаковых)
растений

По опорным
рисункам, слайдам
рассказывают из
каких этапов состоит
процесс выращивания
зерновых,
особенностях посева,
посадки, ухода,
уборки растений.
Рассказывают о
профессиях людей,
которые выращивают
хлеб, уважении к
людям этих
профессий, об
отношении к хлебу

Формирование
знаний об
использовании

Работают с
рисунками, слайдами,
таблицей.

Узнают и называют по
рисункам, слайдам,
гербариям растения,
которые относятся к
злаковым (пшеница, рожь,
овес, кукуруза);
показывают разные виды
хлебных растений на
таблице, гербариях, в
натуре. Рассказывают об
особенностях внешнего
строения этих растений,
отмечают черты сходства и
отличия, называют
биологические особенности
растений. Делают вывод о
сходстве внешнего вида
хлебных растений
Называют этапы работы по
выращиванию злаковых
культур. Рассказывают о
значимости труда
хлебороба, отношении к
хлебу, уважении к людям,
его выращивающим. В
рабочей тетради
подписывают этапы
выращивания под
рисунками, записывают в
графах таблицы. Делают
вывод о взаимосвязи
природных компонентов и
человеком; о
необходимости ухода за
посевам
Называют этапы работы по
выращиванию злаковых
культур. Рассказывают о
значимости труда
хлебороба, отношении к
хлебу, уважении к людям,
его выращивающим. В
рабочей тетради
подписывают этапы
выращивания под
рисунками, записывают в
графах таблицы. Делают
вывод о взаимосвязи
природных компонентов и
человеком; о
необходимости ухода за
посевами
Приводят примеры
использования злаков в
народном хозяйстве.

хозяйстве.

36 Лилейные.
Общие
признаки.

37 Цветочно -

декоративные
лилейные.

38 Овощные

лилейные.
Лабораторная
работа
«Строение
луковицы»

2026

1
22.01.
2026

1
26.01.
2026

1
29.01.
2026

злаков в
народном
хозяйстве

Рассказывают, как
человек использует
злаковые, что можно
приготовить из
разных злаковых
культур. Объясняют
значение пословиц о
хлебе

Формирование
знаний об
лилейных
растениях, их
общих
признаках

Узнают на рисунках
лилейные растения.
Называют
особенности
внешнего вида,
отмечают общие
признаки их строения;
называют места
произрастания

Формирование
знаний о
цветочно –
декоративных
лилейных
растениях
(лилия, тюльпан,
хлорофитум) их
общих
признаках и
отличительных
особенностях

Рассказывают о роли
цветочно –
декоративных
лилейных растений в
жизни человека, в
интерьере квартиры;
пользе, приносимой
растениями.
Называют основные
приемы размещения
растений в
помещении или саду.
Под руководством
учителя выполняют
зарисовку
расположения
комнатных лилейных
растений в интерьере
помещения,
составляют
композиции

Формирование
знаний о
строении
луковицы как
многолетнего,
травянистого,

Рассматривают
луковицу снаружи,
чем она покрыта,
рассматривают
разрезанную
луковицу, называют

Работают с текстом
учебника, таблицей
«Использование зерновых
злаков человеком»;
заполняют таблицу на
основе анализа текста
учебника. Работают в
группах, смотрят и
обсуждают видеоролики
Узнают по внешнему виду
и называют лилейные
растения, отмечают
особенности внешнего
строения, черты сходства и
отличия; сравнивают,
делают вывод об
отличительных признаках,
устанавливают взаимосвязь
между особенностями
внешнего вида и средой
обитания, описывают
биологию этих растений
Рассказывают о роли
цветочно – декоративных
лилейных растений в жизни
человека, в интерьере
квартиры; пользе,
приносимой растениями.
Называют основные
приемы размещения
растений в помещении или
саду. Под руководством
учителя выполняют
зарисовку расположения
комнатных лилейных
растений в интерьере
помещения, составляют
композиции. Рассказывают
о пользе, приносимой
разными видами растений,
создании климата и
красоты в доме.
Выполняют практическую
работу по составлению
композиций из комнатных
растений на рисунках и в
натуре, делают вывод о
значении фитодизайна в
создании климата и
красоты в доме
Называют условия,
необходимые для роста и
развития растений.
Рассматривают луковицу
снаружи, чем она покрыта,
рассматривают

холодостойкого
растения

39 Дикорастущие
лилейные.
Ландыш.

40 Двудольные

покрытосеменны
е растения.
Пасленовые.
Общие
признаки.
Дикорастущие
пасленовые.
Паслен.

41 Овощные и

технические
пасленовые.
Картофель.
Лабораторная
работа
«Строение
клубня
картофеля»

42 Овощные

пасленовые.
Томат.

1
02.02.
2026

1
05.02.
2026

1
09.02.
2026

1
12.02.
2026

ее части – чешуи,
почки, донце. Под
руководством учителя
выполняют
практические работу:
проращивание
луковицы.

разрезанную луковицу,
называют ее части – чешуи,
почки, донце. Под
руководством учителя
выполняют практические
работу: проращивание
луковицы. Делают вывод о
видах размножения
растений
Формирование
Рассказывают по
Узнают по вешнему виду
знаний о
рисункам о внешнем
ландыш и кислицу;
дикорастущих
виде ландыша и
описывают особенности
лилейных
кислицы,
строения травянистых
травянистых
рассказывают об
растений, местах
растениях, их
особенностях
произрастания, сравнивают
практическом
строения трав. Узнают с кустарничками и
значении
и называют ландыш и кустарниками, называют их
кислицу,
общие и отличительные
рассказывают о
признаки. Рассказывают о
практическом их
практическом значении
применении
трав
Формирование
Узнают на рисунках
Узнают по внешнему виду
знаний об
растения паслена и
и называют пасленовые и
двудольных
пасленовых.
паслен, отмечают
покрытосеменны Называют
особенности внешнего
х растениях.
особенности
строения, черты сходства и
Пасленовых.
внешнего вида,
отличия; сравнивают
отмечают общие
пасленовые растения,
признаки их строения; делают вывод об
называют места
отличительных признаках,
произрастания
устанавливают взаимосвязь
между особенностями
внешнего вида и средой
обитания, описывают
биологию этих растений
Формирование
Узнают и называют
Узнают и называют
знаний об
технические культуры технические культуры
особенностях
(сахарная свекла,
(сахарная свекла,
внешнего
картофель) на
картофель) на рисунках,
строения и
рисунках, слайдах,
сладах, макетах, в натуре.
биологических
макетах.
Отмечают особенности
особенностях
Рассказывают об
внешнего строения этих
технических
особенностях
растений. Рассказывают о
пасленовых
внешнего вида
выращивании растений с
культур
растений; называют
учетом их биологических
(картофель)
их биологические
особенностей (посев,
особенности,
посадка, уход, уборка); об
особенности
использовании в народном
выращивания и
хозяйстве
использования в
народном хозяйстве .
Формирование
Узнают и называют по Узнают и называют по
знаний об
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
особенностях
растения томатов,
натуре растения томатов.
внешнего
рассказывают об
Рассказывают об
строения,
особенностях
особенностях внешнего

биологических
особенностях
выращивания
овощных
пасленовых
(томат).

43 Овощные

пасленовые.
Баклажан и
перец.

44 Цветочно -

декоративные
пасленовые.

45 Бобовые. Общие
признаки
бобовых.

1
16.02.
2026

1
19.02.
2026

1
26.02.
2026

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания
баклажана,
перца

Закрепление
знаний об
особенностях
внешнего
строения и
выращивания
многолетних
растений, их
разнообразии,
значении цветов
в жизни
человека

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения,
биологических

внешнего вида, как
выращивают растения
(посев, уход, уборка),
пользе растений.
Показывают на
опорных картинках
последовательность
развития однолетних
овощных растений от
семени до семени
Узнают и называют по
рисункам, слайдам
растения баклажана,
перца; рассказывают
об особенностях
внешнего вида, как
выращивают растения
(посев, уход, уборка),
пользе растений.
Показывают на
опорных картинках
последовательность
развития однолетних
овощных растений от
семени до семени

строения, биологических
особенностях выращивания
(посев, уход, уборка).
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в
натуре растения баклажана,
перца. Рассказывают об
особенностях внешнего
строения, сравнивают
баклажан и перец,
называют общие и
отличительные
особенности строения
перца и баклажана.
Называют биологические
особенности выращивания
овощных культур (посев,
уход, уборка). Работают с
опорными картинками:
развитие растений от
семени до семени
особенностях
Узнают и называют по
внешнего строения и
рисункам, слайдам, в
выращивания
натуре изученные
многолетних
многолетние растения
растений, их
(тюльпаны, нарциссы),
разнообразии,
рассказывают об
значении цветов в
особенностях внешнего
жизни человека
строения (отмечают их
Узнают и называют по разнообразие), сроках
рисункам, слайдам
цветения растений, их
многолетние растения эстетическом значении.
(тюльпаны,
Рассказывают об
нарциссы), отмечают
особенностях их
особенности
выращивания, правилах
внешнего строения.
ухода за растениями.
Рассказывают об
Готовят рисунки «Виды
особенностях
цветников, их дизайн».
выращивания
Выполняют задание в
растений, значении
тетради, подписывают
цветов в жизни
рисунки
человека, бережном
отношении к природе
Узнают и называют по Узнают и называют по
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
растения горох,
натуре растения гороха,
фасоль; рассказывают фасоли. Рассказывают об
об особенностях
особенностях внешнего
внешнего вида, как
строения, сравнивают горох

особенностях
выращивания
гороха, фасоли

46 Пищевые
бобовые
растения

47 Соя и фасоль -

южные бобовые
культуры

48 Кормовые
бобовые
растения

1
02.03.
2026

1
05.03.
2026

1
12.03.
2026

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания
гороха, фасоли

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания
сои, фасоли.

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения,
биологических
особенностях
кормовых

выращивают растения
(посев, уход, уборка),
пользе растений.
Показывают на
опорных картинках
последовательность
развития однолетних
овощных растений от
семени до семени

и фасоль, находят общие и
отличительные
особенности строения.
Называют биологические
особенности выращивания
(посев, уход, уборка).
Рассказывают о пользе
бобовых для человека.
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени
Узнают и называют по Узнают и называют по
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
растения горох,
натуре растения гороха,
фасоль; рассказывают фасоли. Рассказывают об
об особенностях
особенностях внешнего
внешнего вида, как
строения, сравнивают горох
выращивают растения и фасоль, находят общие и
(посев, уход, уборка), отличительные
пользе растений.
особенности строения.
Показывают на
Называют биологические
опорных картинках
особенности выращивания
последовательность
(посев, уход, уборка).
развития однолетних
Рассказывают о пользе
овощных растений от бобовых для человека.
семени до семени
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени
Узнают и называют по Узнают и называют по
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
растения соя, фасоль; натуре растения сои,
рассказывают об
фасоли. Рассказывают об
особенностях
особенностях внешнего
внешнего вида, как
строения, сравнивают горох
выращивают растения и фасоль, находят общие и
(посев, уход, уборка), отличительные
пользе растений.
особенности строения.
Показывают на
Называют биологические
опорных картинках
особенности выращивания
последовательность
(посев, уход, уборка).
развития однолетних
Рассказывают о пользе
овощных растений от бобовых для человека.
семени до семени
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени
Узнают и называют по Узнают и называют по
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
растения - клевер,
натуре растения: клевер,
люпин; рассказывают люпин. Рассказывают об
об особенностях
особенностях внешнего
внешнего вида, как
строения, сравнивают горох
выращивают растения и фасоль, находят общие и
(посев, уход, уборка), отличительные

бобовых
растений
(клевер, люпин).

49 Розоцветные.

Общие признаки
розоцветных.
Шиповник –
растение группы
розоцветных.

50 Плодово -

ягодные
розоцветные.
Яблоня.

51 Плодово -

ягодные
розоцветные.
Груша

1
16.03.
2026

1
19.03.
2026

1
23.03.
2026

Расширение
представлений о
розоцветных
растениях,
отличии
деревьев от
кустарников

Формирование
знаний о
биологических
особенностях и
особенностях
размножения
растений сада
(яблони, груши)

Формирование
знаний о
биологических
особенностях и
особенностях
размножения
растений сада
(яблони, груши)

пользе растений.
Показывают на
опорных картинках
последовательность
развития однолетних
овощных растений от
семени до семени

особенности строения.
Называют биологические
особенности выращивания
(посев, уход, уборка).
Рассказывают о пользе
бобовых для человека.
Работают с опорными
картинками: развитие
растений от семени до
семени
Узнают кустарники на Узнают и называют
иллюстрациях и
розоцветные кустарники,
фотографиях,
выделяют существенные
сравнивают с
признаки отличия
деревьями, называют
кустарников от деревьев;
особенности
называют особенности
внешнего строения
внешнего строения
розоцветных
(признаки сходства и
кустарников;
отличия) разных видов
рассказывают, плоды кустарников,
каких кустарников
отличительные признаки
человек использует в
съедобных и ядовитых
пищу. Знакомятся со
плодов изучаемых
съедобными и
кустарников; рассказывают
ядовитыми плодами
об использовании их
кустарников
человеком, правилах
поведения в природе,
технике безопасности
Узнают на рисунках и Узнают на рисунках,
называют растения
таблицах, слайдах садовые
яблони, груши.
растения (яблоня, груша),
Рассказываю о
рассказывают о строении
биологических
древесных растений,
особенностях сада,
называют отличительные
созревании плодов,
признаки. Сравнивают
особенностях
строение яблони и груши,
размножения.
находят общее и отличие.
Называют по
Рассказывают о
коллекциям
биологических
вредителей сада,
особенностях растений:
какой вред они
сроки созревания плодов,
приносят растениям;
особенности размножения.
рассказывают о
Называют вредителей сада,
способах борьбы с
способы борьбы с ними. В
ними. В рабочей
рабочей тетради рисуют
тетради
плоды яблони и груши.
раскрашивают плоды
яблони и груши
Узнают на рисунках и Узнают на рисунках,
называют растения
таблицах, слайдах садовые
яблони, груши.
растения (яблоня, груша),
Рассказываю о
рассказывают о строении
биологических
древесных растений,
особенностях сада,
называют отличительные
созревании плодов,
признаки. Сравнивают
особенностях
строение яблони и груши,

52 Плодово -

ягодные
розоцветные.
Вишня.

53

Плодово ягодные
розоцветные.
Малина.

1
26.03.
2026

1
06.04.
2026

Расширение
знаний о
растениях сада.
Формирование
знаний о
биологических
особенностях и
особенностях
размножения
вишни

размножения.
Называют по
коллекциям
вредителей сада,
какой вред они
приносят растениям;
рассказывают о
способах борьбы с
ними. В рабочей
тетради
раскрашивают плоды
яблони и груши
Узнают на рисунках и
называют плодовые
деревья вишни.
Рассказывают о
биологических
особенностях вишни,
созревании плодов,
особенностях
размножения.
Называют вредителей
растений вишни,
какой вред они
приносят;
рассказывают о
способах борьбы с
ними. В рабочей
тетради
раскрашивают плоды
вишни

4 четверть – 16 часов

Расширение
знаний о
растениях сада.
Формирование
знаний о
биологических
особенностях и
особенностях
размножения
малины.

Узнают на рисунках и
называют кустарник.
Рассказывают о
биологических
особенностях малины,
созревании плодов,
особенностях
размножения.
Называют вредителей
растений малины,
какой вред они
приносят;
рассказывают о
способах борьбы с
ними. В рабочей
тетради
раскрашивают плоды
малины.

находят общее и отличие.
Рассказывают о
биологических
особенностях растений:
сроки созревания плодов,
особенности размножения.
Называют вредителей сада,
способы борьбы с ними. В
рабочей тетради рисуют
плоды яблони и груши.
Узнают на рисунках,
таблицах, слайдах деревья
вишни; рассказывают о
внешнем строении
растения, называют
отличительные признаки.
Сравнивают строение
вишни с яблоней и грушей,
находят общие и
отличительные признаки.
Рассказывают о
биологических
особенностях вишни: сроки
созревания плодов,
особенности размножения.
Называют вредителей
плодового дерева, способы
борьбы с ними. В рабочей
тетради рисуют,
подписывают и
раскрашивают плоды
вишни
Узнают на рисунках,
таблицах, слайдах
кустарник; рассказывают о
внешнем строении
растения, называют
отличительные признаки.
Сравнивают строение
малины с вишней, находят
общие и отличительные
признаки. Рассказывают о
биологических
особенностях малины:
сроки созревания плодов,
особенности размножения.
Называют вредителей
плодового дерева, способы
борьбы с ними. В рабочей
тетради рисуют,
подписывают и
раскрашивают плоды
малины

54 Плодово -

ягодные
розоцветные.
Земляника

55 Персик и

абрикос –
южные
плодовые розо –
цветные
культуры.

56 Сложноцветные.

Общие признаки
сложноцветных.

1
09.04.
2026

1
13.04.
2026

1
16.04.

Расширение
знаний о
растениях сада,
формирование
знаний о
биологических
особенностях
растения
земляника

Узнают и называют по
рисункам, таблице,
слайдам растения
земляники; отмечают
особенности
внешнего вида.
Рассказывают о
биологических
особенностях
земляники:
созревании плодов,
особенностях
размножения.
Называют вредителей
растения,
рассказывают, какой
вред они приносят;
называют способы
борьбы с
вредителями. В
рабочей тетради
выполняют задания по
отработке способов
размножения
земляники;
раскрашивают
растения и плоды
земляники
4 четверть – 16 часов
Формирование
Узнают по внешнему
знаний о
виду на рисунках,
садовых
слайдах, таблице
кустарниках, их растения абрикоса и
биологических
персика, называют
особенностях
биологические
особенности
размножения
растений, созревания
плодов. Называют
вредителей абрикоса и
персика,
рассказывают о вреде,
который они
приносят, и о
способах борьбы с
ними. В рабочей
тетради
раскрашивают плоды
абрикоса и персика

Закрепление
знаний об
особенностях

Узнают на рисунках,
таблицах, слайдах растения
земляники; рассказывают
об особенностях внешнего
строения, называют
признаки сходства и
отличия между изученными
группами растений сада.
Рассказывают о
биологических
особенностях земляники:
созревание плодов,
особенности размножения.
Называют вредителей
земляники, способы борьбы
с ними. Делают вывод о
создании условий
произрастания изученных
групп растений сада в
зависимости от их
биологических
особенностей. В рабочей
тетради подписывают
растения, выполняют
работу по отработке
способов размножения
земляники; рисуют и
раскрашиваю плоды

Узнают на рисунках,
таблицах, слайдах растения
абрикоса и персика;
рассказывают о внешнем
строении, сравнивают
кустарники с плодовыми
деревьями, называют
отличительные признаки
деревьев и кустарников,
делают вывод об их
отличительных признаках.
Рассказывают о
биологических
особенностях абрикоса и
персика: сроках созревания
плодов, особенностях
размножения. Называют
вредителей растений,
рассказывают о способах
борьбы с ними. В рабочей
тетради рисуют,
подписывают и
раскрашивают плоды
абрикоса и персика
Узнают и называют по Узнают и называют по
рисункам, слайдам
рисункам, слайдам, в
растения
натуре растения

57 Пищевые

сложноцветные
растения.
Подсолнечник.

58 Календула и

бархатцы –
однолетние
цветочнодекоративные
сложноцветные.

2026

внешнего
строения,
биологических
особенностях
выращивания
сложноцветных
растений

1

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения и
биологических
особенностях
подсолнечника

20.04.
2026

1
23.04.
2026

Формирование
знаний об
особенностях
внешнего
строения и
выращивания
однолетних
растений

подсолнечника,
георгина, лопуха,
одуванчика;
рассказывают об
особенностях
внешнего вида, как
выращивают растения
(посев, уход, уборка),
пользе растений,
использовании в
питании, используя
помощь учителя
особенностях
внешнего строения и
биологических
особенностях
подсолнечника.
Узнают и называют
подсолнечник на
рисунках, слайдах,
макетах.
Рассказывают об
особенностях
внешнего вида
растения; называют
его биологические
особенности,
особенности
выращивания и
использования
человеком

подсолнечника, георгина,
лопуха, одуванчика.
Рассказывают об
особенностях внешнего
строения. Называют
биологические особенности
выращивания (посев, уход,
уборка). Составляют
рассказ по плану о пользе
растений для человека

подсолнечник на рисунках,
слайдах, макетах.
Рассказывают об
особенностях внешнего
вида растения; называют
его биологические
особенности, особенности
выращивания и
использования человеком.
Узнают и называют
подсолнечник на рисунках,
сладах, макетах, в натуре.
Отмечают особенности
внешнего строения
растения. Рассказывают о
выращивании
подсолнечника с учетом его
биологических
особенностей (посев,
посадка, уход, уборка); об
использовании в народном
хозяйстве
особенностях
Читают определение в
внешнего строения и
учебнике «однолетние
выращивания
растения», рассказывают о
однолетних растений
цикле развития однолетних
Узнают на рисунках,
растений. Узнают и
слайдах цветочноназывают растения по
декоративные
рисункам, слайдам, в
растения (астра,
натуральном виде.
календулы, бархатцы), Сравнивают особенности
называют части
внешнего строения,
цветкового растения и называют отличия
отличительные
однолетников по внешнему
особенности
виду и срокам цветения.
внешнего строения
Называют биологические
однолетних растений. особенности растений и
Рассказывают по
условия, необходимые для
карточкам и рисункам их выращивания;
о способах
устанавливают взаимосвязь
выращивания
растений и условий их
растений (через
произрастания. Делают
рассаду и прямым
вывод о способах
посевом в грунт).
выращивания растений

59 Маргаритка и

георгин
многолетние
цветочно –
декоративные
сложноцветные.

60 Перевалка

комнатных
растений.
Практическая
работа
«перевалка
комнатных
растений».
Пересадка
комнатных
растений.
Практическая
работа
«Пересадка
комнатных
растений»

61 Осенние работы

на пришкольном
участке.

1
27.04.
2026

1
30.04.
2026

1
04.05.

Работают с таблицей:
выбирают из перечня
в таблице
температуру
выращивания, сроки
посева и цветения
изученных
однолетних растений
Формирование
Узнают и называют по
знаний об
таблице, рисункам,
особенностях
слайдам двулетние
внешнего
растения (георгин,
строения и
маргаритки),
выращивания
отмечают
двулетних
особенности
растений
внешнего строения.
Рассказывают об
особенностях
выращивания
растений, называют
различия в способах
выращивания
однолетних и
двулетних растений.
Рассматривают
рисунки с
размещением
растений в цветнике.
Формирование
Рассматривают
понятий
рисунки, слайды по
«перевалка» и
правилам ухода за
«пересадка»,
комнатными
закрепление
растениями. Читают
умений
памятку по пересадке
пересадки и
и перевалке.
перевалки
Используя картинки с
комнатных
комнатными
растений, правил растениями,
ухода за
составляют рассказ о
комнатными
правилах ухода за
растениями
комнатным
растением. Под
руководством учителя
выполняют
практические работы
по пересадке,
перевалке и уходу за
комнатными
растениями.
Повторяют по
рисункам правила
ухода за комнатными
растениями
Формирование
По рисункам,
знаний о
фотографиям, слайдам
способах уборки называют плодовые

(через рассаду и прямым
посевом в грунт)

Узнают и называют
изученные двулетние
растения, рассказывают об
особенностях внешнего
строения, выделяют
существенные признаки
двулетних растений.
Рассказывают об
особенностях выращивания
двулетних растений.
Делают вывод о различии в
способах выращивания
однолетних и двулетних
цветочных растений.
Составляют схемы
размещения растений в
цветнике

Рассказывают, чем
отличается пересадка от
перевалки, правилах ее
проведения. Называют
виды пересадки, правила
пересадки и перевалки.
Работают с памятками
«Технология перевалки и
пересадки комнатных
растений». Выполняют
практическую работу по
пересадке и перевалке
растений, делают вывод об
отличии пересадки и
перевалки. Проводят уход
за комнатными растениями:
полив, обрезка.
Разрабатывают памятку
«Правила ухода за
комнатными растениями».
Записывают в рабочей
тетради наблюдения за
состоянием растений после
перевалки и пересадки
По рисункам, фотографиям,
слайдам называют
плодовые растения, фрукты

Практическая
работа: Осенняя
перекопка почвы

62 Обработка

почвы в
приствольных
кругах
плодового
дерева.
Практическая
работа:
Обработка
почвы в
приствольных
кругах
плодового
дерева.
Подготовка сада
к зиме.
Практическая
работа:
Подготовка сада
к зиме.

63 Весенние работы
в саду и на
учебно –
опытном
участке.
Практическая
работа:
Весенний уход

2026

1
07.05.
2026
14.05.
2026

1
18.05.
2026

и использовании
плодов и ягод

растения, фрукты и
ягоды растений сада.
Рассказывают о
внешнем видео
плодов и ягод.
Описывают их
вкусовые качества;
как их можно
употреблять в пищу;
рассказывают о
способах уборки
плодов и ягод; о
пользе свежих
фруктов и ягод; о
видах и способах
заготовки плодов и
ягод на зиму
Формирование
Рассказывают о
практических
правилах перекопки и
навыков
рыхления почвы,
вскапывания
рассказывают о
приствольных
правилах вскапывания
кругов плодовых приствольных кругов.
деревьев.
Под руководством
Закрепление и
учителя проводят
расширение
перекопку
знаний о
приствольных кругов.
внешнем
Узнают и называют
строении и
растения сада,
биологических
называют
особенностей
особенности их
растений сада
внешнего строения,
почему их
выращивают в саду.
Рассказывают о
значении разных
растений сада,
проводят наблюдения,
показывают части
растений, называют
виды плодов садовых
растений. Оформляют
результаты
наблюдений в таблице

Формирование
практических
навыков уборки
школьной
территории

Рассказывают по
рисункам какой
инструмент
необходимо
использовать при
уборке листвы на
территории школы; о
правилах работы с

и ягоды растений сада,
описывают их вкусовые
качества; рассказывают о
способах уборки и
использовании плодов и
ягод; о пользе свежих
фруктов и ягод; о видах и
способах заготовки плодов
и ягод на зиму. Работают в
парах, подбирают
иллюстрации по способам
использования плодов и
ягод

По картинкам, слайдам
называют правила
определения приствольного
круга, приемов
правильного вскапывания,
значении для деревьев
рыхления приствольных
кругов. Под руководством
учителя выполняют
практическую работу:
проводят перекопку
приствольных кругов
плодовых деревьев; делают
вывод о значении
вскапывания для роста
плодовых деревьев. Узнают
и называют растения сада,
описывают их внешнее
строение, находят черты
сходства и отличия.
Рассказывают о
биологических
особенностях деревьев
сада, проводят наблюдения,
показывают на растениях и
называют этапы развития
растений; оформляют
результаты наблюдений в
таблице, записывают
выводы по проведенным
наблюдениям
Рассказывают, какой
инструменты необходимо
использовать для уборки
листьев; называют правила
работы с ним, правила
техники безопасности при
работе с уборочным
инвентарем. Под

за садом

64 Весенняя

обработка
почвы.
Практическая
работа.

65 Практическая

работа: «Уход за
посевами и
посадками»

1
21.05.
2026

1
25.05.
2026

66 Растение -

1

67 Бактерии.

1

живой организм.

Грибы. Строение
грибов.

ним. Под
руководством учителя
выполняют работу по
уборке прошлогодней
листвы на участке
школы. Рассказывают
о соблюдении правил
техники безопасности
Формирование
Рассказывают по
практических
рисункам какой
навыков уборки инструмент
школьной
необходимо
территории
использовать при
уборке листвы на
территории школы; о
правилах работы с
ним. Под
руководством учителя
выполняют работу по
уборке прошлогодней
листвы на участке
школы. Рассказывают
о соблюдении правил
техники безопасности
Закрепление и
Узнают и называют
расширение
растения сада,
знаний о
называют
внешнем
особенности их
строении и
внешнего строения,
биологических
почему их
особенностей
выращивают в саду.
растений сада
Рассказывают о
значении разных
растений сада,
проводят наблюдения,
показывают части
растений, называют
виды плодов садовых
растений. Оформляют
результаты
наблюдений в таблице
5 Растение - живой организм – 1 час
Закрепление
Узнают и называют по
знаний об
рисункам, слайдам
особенностях
виды бактерии;
внешнего
рассказывают об
строения,
особенностях
биологических
внешнего вида, ,
особенностях
пользе и вреде
бактерий.
бактерий,
использовании,
используя помощь
учителя.
Формирование
Узнают и называют
знаний о
виды шляпочных
шляпочных
грибов, места их

руководством учителя
выполняют работу по
уборке прошлогодней
листвы на участке школы,
делают вывод о
необходимости и значения
проведения работ по уборке
прошлогодней листвы
Рассказывают, какой
инструменты необходимо
использовать для уборки
листьев; называют правила
работы с ним, правила
техники безопасности при
работе с уборочным
инвентарем. Под
руководством учителя
выполняют работу по
уборке прошлогодней
листвы на участке школы,
делают вывод о
необходимости и значения
проведения работ по уборке
прошлогодней листвы
Узнают и называют
растения сада, описывают
их внешнее строение,
находят черты сходства и
отличия. Рассказывают о
биологических
особенностях деревьев
сада, проводят наблюдения,
показывают на растениях и
называют этапы развития
растений; оформляют
результаты наблюдений в
таблице, записывают
выводы по проведенным
наблюдениям

Узнают и называют по
рисункам, слайдам, в
натуре виды бактерий.
Рассказывают об
особенностях внешнего
строения. Называют
биологические
особенности. Составляют
рассказ по плану о пользе и
вреде бактерий для
человека
Узнают по внешнему виду
и называют шляпочные
грибы, показывают на

Съедобные и
несъедобные
грибы. Ядовитые
грибы.

68 Практическое
повторение

грибах.
Формирование
знаний о
съедобных и
ядовитых
грибах.
Оказание первой
помощи при
отравлении
грибами.

1

Закрепление
знаний о
морфологии,
систематике
растений.
Практическое
повторение
умений
обращаться с
сельскохозяйств
енными

произрастания.
Называют на таблице,
макетах части гриба
(шляпка, пенек,
грибница). Под
руководством учителя
выполняют
практическую работу
«Лепка из пластилина
модели шляпочного
гриба» Распознают по
рисункам,
фотографиям и
таблицам съедобные и
ядовитые грибы,
называют их
отличительные
признаки.
Перечисляют правила
сбора грибов.
Рассказывают о
правилах поведения в
лесу. Узнают и
называют ядовитые
грибы, рассказывают
о признаках каждого
из них; называют
признаки отравления
ядовитыми грибами.
Рассказывают о
правилах обработки
съедобных грибов
перед употреблением
в пищу. Рассказывают
о пользе грибов для
человека и животных

таблицах и муляжах его
части (шляпка, пенек,
грибница); называют места
и условия произрастания
шляпочных грибов,
устанавливают взаимосвязь
между средой обитания и
строением гриба
(взаимосвязь корней
растений и грибов).
Выполняют практическую
работу «Лепка из
пластилина моделей
различных видов лесных
грибов», делают вывод об
общих признаках строения
грибов и внешнем их
разнообразии. Используя
таблицу, называют виды
съедобных и ядовитых
грибов; называют черты
сходства грибов и их
отличительные признаки;
признаки распознавания
съедобных и ядовитых
грибов. Называют
отличительные признаки
грибов-двойников, находят
и показывают на
иллюстрациях, таблицах,
слайдах. Рассказывают о
соблюдении правил сбора
грибов, правилах поведения
в природе. Называют
ядовитые грибы, их
отличительные признаки по
таблице. Рассказывают о
правилах сбора и
употребления грибов.
Рассказывают о пользе
грибов в питании человека.
Составляют памятку:
приемы оказания первой
помощи при отравлении
грибами

орудиями.

VII. Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса

Для работы с детьми с ОВЗ используется специальные учебные и дидактические пособия. К каждому
ребенку необходим особый подход для лучшего понимания учебного предмета.
Учащиеся обеспечены мебелью в соответствии с возрастными особенностями.
Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с нарушением
интеллекта. Вариант 1. Биология.
Учебник З.А. Клепинина «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс М. «Просвещение», 2022г.
Ручной инвентарь для работы на пришкольном участке:
 грабли;
 рыхлитель-кошка;
 лопата;
 маркёр;
 лейка;
 ведро;
 метла;
 мерная лента,
 шнур.
Инвентарь для выращивания рассады:
 посевной ящик;
 почвенное сито;
 трамбовка.
Инвентарь для ухода за комнатными растениями:
 цветочные горшки;
 лейка;
 совок.
Демонстрационные и печатные пособия:
 мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изучаемому учебному
предмету;
 фотографии;
 таблицы;
 гербарии растений, наборы семян, плодов;
Технические средства обучения:
 компьютер
 Проектор
 принтер


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».