СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Социальный педагог
01.09.2025
Социальный педагог — это квалифицированный работник, организующий процесс социализации ребенка, помогающий ему адаптироваться в социуме и развиваться гармонично. Занимается созданием комфортной обстановки для воспитания и обучения, способствует установлению доверительных взаимоотношений между школой и родителями. Своевременно замечает проблемы в поведении учеников, возникающее напряжение и помогает решать трудности. Обеспечивает взаимодействие между детьми, учебным заведением, семьями и государственными учреждениями, защищая права несовершеннолетних.

Цветкова
Елена Анатольевна,
социальный педагог
Функции и роли социального педагога:
01.09.2025
·
аналитико-диагностическую;
·
прогностическую;
·
организационно-коммуникативную;
·
коррекционную;
·
координационно-организаторскую;
·
функцию
социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
·
охранно-защитную;
·
психотерапевтическую;
·
социально-профилактическую;
·
реабилитационную.
Главные задачи работы:
01.09.2025
· Создание
благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального,
духовно-нравственного, интеллектуального);
· Оказание ребенку
комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и
адаптации в нем;
· Защита ребенка в его
жизненном пространстве.
· Направления моей
работы следующие:
· Организация
социальной работы (бесплатное питание, благотворительные акции, оказание
материальной, социальной, педагогической, консультативной помощи семьям).
· Защита и помощь
ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической
поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
· Выявление и работа с
неблагополучными семьями.
· Работа с опекаемыми
детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими
детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями
здоровья.
· Профилактическая
работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении,
внутришкольный учет нарушителей устава школы, работа с КДН и ЗП).
· Организация отдыха и
оздоровления детей в каникулярный период.
· Работа с родителями:
оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении
социально - педагогических проблем ребенка.
Задачи:
01.09.2025
Ø Забота и помощь детям, испытывающим те или иные
жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
Ø Своевременное выявление и предупреждение конфликтных
ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
Ø Предупреждение семейного неблагополучия, социального
сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения,
безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
Ø Повышение педагогической и правовой культуры всех
участников образовательного процесса и родителей.
Ø Посредничество между личностью обучающегося, семьёй,
средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными
органами.
Ø В профессиональной деятельности социального педагога имеются
три ведущие функции социально-педагогической работы:
o профилактическая – профилактика проблемной
жизненной ситуации ребёнка, предупреждение или создание условий для решения
проблем социальной жизни ребёнка, совместное с ним преодоление трудностей на
пути решения жизненно важных задач;
o защитно-охранная – защита и охрана прав ребёнка в
уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребёнка от социальной среды,
если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от
деструктивного влияния на неё со стороны ребёнка;
o организационная – координация действий и средств,
которые способствуют выходу ребёнка из трудной жизненной ситуации; развитие и
упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и
организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни ребёнка и
активное включение самого ребёнка в эти связи.
Ожидаемые результаты:
01.09.2025
1. Создание базы данных по накоплению материалов,
отражающих динамику коррекции детей, имеющих отклонения в поведении.
2. Вовлечение детей, имеющих отклонения в поведении в сферу
положительного воспитательного воздействия (общешкольные мероприятия и акции,
социальные проекты, кружки и спортивные секции).
3. Уменьшение пропусков уроков обучающимися без
уважительной причины.
4. Снижение числа детей и подростков, состоящих на всех
видах учёта.
5. Уменьшение количества правонарушений.
6. Благополучная социализация обучающихся после окончания
образовательного учреждения.
Основные направления деятельности
01.09.2025
Исследования,
диагностика:
Ø Социологические
опросы родителей и обучающихся.
Ø Выявление
учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
Ø Изучение
личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
Ø Помощь
классным руководителям в проведении социометрии.
Ø Диагностико-коррекционная
работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
Ø Изучение
жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под
опекой, из неблагополучных семей.
Ø Опросы,
анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников
образовательного процесса работой учреждения.
Ø Диагностика
по проблеме профориентации обучающихся.
Работа с учениками:
Ø Тематические
беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств
личности, тренинги общения.
Ø Индивидуальные
консультации.
Ø Профессиональная
ориентация.
Ø Помощь
в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо
защищенной категории учащихся.
Ø Организация
и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного
отношения к здоровому образу жизни.
Работа с учениками
«группы риска»:
Ø Выявление
учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны
взрослых;
Ø Изучение
личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
Ø Помощь
ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и
посещаемость ОУ.
Ø Составление
картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
Ø Помощь
в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
Ø Контроль
посещения школы, успеваемости и занятости.
Ø Профилактические
мероприятия.
Ø Помощь
в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Ø Вовлечение
учащихся в кружки и секции.
Работа с родителями:
Ø Психолого-педагогическое
просвещение.
Ø Привлечение
родителей к активному участию в учебно–воспитательном процессе.
Ø Посещение
семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
Ø Коррекция
семейных отношений.
Ø Индивидуальные
беседы. Консультации
Ø Организация
совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного
воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
Ø Организационно
- методическая работа.
Ø Анализ
работы.
Ø Участие
в семинарах
Принципы работы:
Ø доступность
- возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
Ø взаимодействие
- сотрудничество со всеми работниками школы,
Ø своевременность
- включение в работу на самых ранних стадиях;
Ø индивидуализация
- индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели
здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
Ø эффективность
- ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в
жизнь;
Ø преемственность-
единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
Ø многофункциональность
- выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности
членов коллектива школы;
Ø интеграция
- полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему,
обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
Ø оперативность
- быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе
школы, у данной личности;
Ø позитивное
восприятие, толерантность личности, основанные на принятии ребенка и
взрослого такими, каковы они есть, и опираясь на положительные качества,
формировать другие, более значимые свойства личности;
Ø адаптация
- ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к
изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Формы работы:
Ø совет
профилактики школы;
Ø родительские
собрания;
Ø лекции;
Ø диагностика;
Ø индивидуальные
и групповые консультации;
Ø изучение
документации;
Ø беседа;
Ø час
общения;
Ø наблюдение;
Ø тестирование;
Ø анкетирование;
Ø анализ;
Ø консультирование;
Ø индивидуальная
работа;
Ø групповая
работа;
Ø диагностика
В своей работе социальный педагог школы руководствуется:
01.09.2025
Ø Конституцией Российской Федерации.
Ø Международным документом - Конвенцией ООН о правах
ребенка.
Ø Международным документом - Декларацией прав ребенка.
Ø Федеральным Законом РФ об образовании.
Ø Семейным кодекс Российской Федерации.
Ø Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка
в РФ»
Ø Федеральным Законом «Об основных системах профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних»
Ø Уставом школы.
Ø Планом работы школы на текущий учебный год.
Ø Школьными локальными актами.
Ø Должностной инструкцией.