1 - 4 классы (вариант 1)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
______________О.П.
Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор:
ГКОУ
УР:
«Нелидовская
школа–интернат»
__________А.Г.
Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.

Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
1 - 4 классы (вариант 1)
коррекционного курса

«Лечебная физическая культура»
(коррекционно-развивающая область)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель физической
культуры
Антонова Татьяна Александровна

г. Нелидово

2025г

Содержание

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Адаптированная

1. Пояснительная записка
основная
образовательная
программа

образования

обучающихся с нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями
федерального

государственного

нарушением интеллекта.

образовательного

стандарта

обучающихся

с

2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».

Общая цель программы по лечебной физкультуре:
-поддержание оптимального уровня здоровья детей с учетом возрастных и физических
особенностей связанных с нарушением осанки и заболеванием опорно-двигательного
аппарата;
- овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности
доступными способами и умениями;
- улучшение контроля за физическим развитием каждого ребенка с учетом возрастных и
физических особенностей, связанных с нарушением осанки и заболеванием опорнодвигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие).
Программа содействует осуществлению более тщательной коррекции отклонений в
физическом развитии и максимальному приближению физического развития, двигательных
умений и навыков каждого ребенка к его возрастной норме. Основное внимание уделяется
развитию разносторонних способностей: точности воспроизведения и согласования движений
в пространственных, временных и силовых параметрах. Кроме того, вырабатываются навыки
равновесия, координации, ловкости и формируется стереотип правильной осанки.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
1.Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и
выздоровление.
2.Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о
нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
3.Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной
гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
4.Содействовать воспитанию положительных нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету
Программа по ЛФК составлена на основе знаний о физическом развитии и
подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с
нарушениями интеллекта 7-10 лет, рассчитана на любой уровень физического развития,
двигательной подготовленности ребенка.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством
профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура действует на
детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны,
вызывая одновременно изменения в нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и
выделительной системах.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к
остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот
подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно выразить одним словом:
«Выпрямись!»).
Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники
безопасности, личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и общего
характера.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении
упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания выполнять
упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении лежа, перекаты по
позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед – назад в различных И.П.;
дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания; ходьба на носках, на
наружных сводах стопы по ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в
положении лежа, используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в
игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек») и общего характера ;
ходить в различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с мячами, без
предметов.
Выполнять упражнения для растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,
«Группировка», «Кошка »); упражнения для развития силы ( «Велосипед», «Брасс руками»,
«Лодочка», «Мост»); выполнять упражнения для развития координации движений;
подвижные игры).
Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба в различных И.П. по канату, вытяжение
носков, подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь
правильно дышать; играть в подвижные игры. Выполнять полное произвольное расслабление
мышц туловища и конечностей, используя образные сравнения.
Соблюдать правила безопасности на уроке, осуществлять подготовку рабочего места.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения).
Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при
выполнении домашнего задания. Значение здорового образа жизни для здоровья человека;
иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, массажа; знать
простейшие правила одной из выбранных спортивных игр.
Учащиеся должны уметь:
Периодически контролировать правильность осанки (у стены, у гимнастической стенки, сидя
на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с

предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; длительное время
удерживать статические позы («Мост», «Березка», и др.).
Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять элементы самомассажа. Играть в
подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Пятнашки елочкой» и др.
В положении лежа осуществлять перекаты с живота на спину без помощи рук, ходить на
прямых руках и ногах в упоре стоя согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье,
подтягивая себя руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление,
длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять
упражнения для расслабления мышц, играть в подвижные игры («Китайские пятнашки»,
«Попади мячом в мишень», «Мяч в кругу», и др.); играть в волейбол сидя на полу воздушным
мячом или другую игру по выбору.
Вид упражнения

3.Содержание обучения.

1.Основные знания.
Правила поведения и безопасности: правила гигиены; название упражнений, игр, инвентаря;
правила игр; влияние упражнений на состояние здоровья; знание навыков правильной
осанки, ходьбы; напряжение и расслабление мышц.
2. Освоение строевых упражнений
Формирование навыка правильной осанки. Основная стойка, исходные положения, стоя у
гимнастической стенки, зеркала, лежа па животе и спине.
Построение в колонну по одному, в шеренгу и круг, размыкание на вытянутые руки. Поворот
направо, налево, команды «Шагом марш!», «Класс, стой!».
Размыкание и смыкание приставным шагом. Передвижение по одному с сохранением
правильной осанки.
3.Освоние навыков ходьбы.
Ходьба обычная, на носках, в полуприседе, сохраняя правильную осанку.
Ходьба с различными положениями рук, под счет учителя, с изменением длины шагов, с
перешагиванием через мячи, скамейку, другие препятствия.
4. Комплексное и разностороннее развитие координационных способностей.
Основные положения и движения руками, ногами, туловищем, выполняемые на месте из
различных исходных положений и в движении.
5.Освоение навыков лазания
Лазание по гимнастической стенке, скамейке. Подтягивание на горизонтальной и наклонной
скамейках

6. Освоение элементарных умений в ловле, бросках, передачах мяча (использование
мячей разного размера и веса). Ловля, передача, броски индивидуально, в парах, стоя на месте
и в шаге, сохраняя правильную осанку.
Ловля и передача в движении, броски в цель (кольцо, обруч).
7. Развитие координационных способностей.
Сочетание разных видов ходьбы с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в
полуприседе, сохраняя правильную осанку.
Стойка на носках, на одной ноге с закрытыми глазами. Ходьба но гимнастической скамейке,
упор, стоя на коленях, сидя, сохраняя правильную осанку. Общеразвивающие упражнения с
большими и малыми мячами, гимнастической палкой, флажками.
Подвижные игры:
«Точный расчет», «Метко в цель», «Мяч водящему», «Одиннадцать», «Тише едешь - дальше
будешь», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Гонка
мячей но кругу», «Вызовы по именам», «День и ночь», «Съедобное и несъедобное» и так
далее, сохраняя правильную осанку.
8. Комплексное и разностороннее развитие двигательных умений и навыков.
Сочетание движений ногами с одноименными и разноименными движениями руками,
сохраняя и проверяя правильную осанку. Комплексы общеразвивающих упражнений разной
координационной сложности. Комплексы для укрепления мышечно-связочного аппарата
стопы. Дыхательные упражнения.
Тренировка зрительного анализатора.
9. Самостоятельные занятия по развитию двигательных способностей.
Выполнение различных исходных положений, сохраняя правильную осанку.
Выполнение освоенных упражнений с предметами и без предметов, на равновесие.
Упражнения в бросках, ловля и передача мяча.
Общая характеристика учебного предмета
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием
умственных способностей ребенка. Поэтому на занятиях ЛФК осуществляется связь обучения
по предмету с практикой: происходит коррекция и развитие познавательной деятельности,
личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия, самостоятельности,
терпеливости, настойчивости, умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль
и самоконтроль.
Физические упражнения являются действенным средством лечения, предупреждения
нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, сколиозов, что
способствует дальнейшей социальной адаптации детей с ОВЗ.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по ЛФК в 2-4 классе, в соответствии с учебным планом рассчитана на 34
часа в год, в неделю 1час.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить
медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль
коррекции осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК.

Содержание учебного предмета лечебная физическая культура:
2 класс
Содержание по теме
Кол-во часов: 8ч I четверть
I. Медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч
III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть- 8ч
IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть- 11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами. 4ч
IV четверть -7ч
VIII Лазанье 4ч
IX Равновесие-3ч
3 класс
Содержание по теме
Кол-во часов: 8ч I четверть
I. Медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч
III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть- 8ч
IV. Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть- 11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч
IV четверть -7ч
VIII Лазанье 4ч
IX Равновесие-3ч
4 класс
Содержание по теме
I четверть-8ч
I Проведение контрольных мероприятий, медицинский контроль.1ч
II Упражнения для формирования правильной осанки. 4ч

III Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движения. 3ч
II четверть-8ч
IV Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8ч
III четверть-11ч
V Упражнения для коррекции плоскостопия. 4ч
VI Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж. 3ч
VII Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4ч
IV четверть- 7ч
VIII Лазанье. 4ч
IX Равновесие. 4ч
4.Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
2 класс
I четверть 8
Медицинский контроль. 1
Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения. 3
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1
Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1
Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2
III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1
Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1
Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1

Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с мячами.4
Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 3
Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1
Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1
Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
3класс
I четверть 8
Медицинский контроль. 1
Проведение контрольных мероприятий, медицинских. 1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра: «Китайские пятнашки». 1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу». 1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения. 3
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Игра: «Запрещенное движение».1
Принятие исходных положений рук с закрытыми глазами по команде учителя.1
Повороты направо, налево без контроля зрения. Игра: «Шишки, желуди, орехи».1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу».1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему».1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет».1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Удочка». 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки».1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2
III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для профилактики и исправления плоскостопия. Игра: «Снегурочка». 1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы».1
Катание ногами мячей. Игра: «Кто быстрее».1

Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель».1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Самые сильные». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1
Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие с мячами.4
Броски мячей в пол с отскоком заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч.1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами. 1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи. Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке в сторону приставными шагами. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 3
Стойка на одной ноге, другая вперед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге с различными положениями рук. Игра: «Запрещенное движение». 1
Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Игра: «Кто быстрее соберет». 1
Тематическое планирование часов по предмету лечебная физическая культура
4класс

I четверть 8
Медицинский контроль 1
Проведение контрольных, медицинский мероприятий.1
Упражнения для формирования правильной осанки. 4
Основные положения и движения рук, ног и т.д. Игра: «Два сигнала». 1
Ходьба с предметом на голове. Игра «Китайские пятнашки».1
Упражнения у гимнастической стенки. Игра: «Мяч соседу».1
Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук, ног. Игра: «Пятнашки»
елочкой». 1
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки
и точности движения.3
Ходьба, бег по начерченным на полу ориентирам.1
Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам.1
Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). 1
II четверть 8
Упражнения для укрепления мышц рук, ног, туловища. 8
Упражнения для шейного отдела позвоночника. Игра: «Гонка мячей по кругу». 1
Упражнения для грудного отдела позвоночника. Игра: «Вот так карусель!». 1
Упражнения для поясничного отдела позвоночника. Игра: «Мяч — среднему». 1
Упражнения, сидя и лежа на полу. Игра «Подними предмет». 1
Упражнения, лежа на животе. Игра: «Запрещенное движение» . 1
Упражнения, лежа на боку. Игра: «Прыгающие воробушки». 1
Упражнения для мышц спины. Игра: «Пятнашки маршем». 2

III четверть 11
Упражнения для коррекции плоскостопия. 4
Упражнения для коррекции плоскостопия. Игра: «Два Мороза» .1
Ходьба на носках, на пятках. Игра: «Вот так позы». 1
Катание ногами мячей. Игра: «Снежком по мячу». 1
Катание ногами карандашей. Игра: «Метко в цель». 1
Упражнения на дыхание, расслабление, самомассаж.3
Упражнения на дыхание, расслабление. Игра: «Светофор». 1
Самомассаж рук, головы, ног. Игра: «Запрещенное движение». 1
Массаж пальцев, кистей рук. Игра: «Морские фигуры». 1
Общеразвивающие и корригирующие с мячами. 4
Броски мячей в пол, с отскоком на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. 1
Броски набивных мячей в парах. Эстафеты с мячами.1
Перебрасывание мяча из одной руки в другую. Игра: «Зоркий глаз» . 1
Ведение мяча на месте, в движении. Игра: «Мяч — соседу».1
IV четверть 7
Лазанье 4
Пролезание сквозь гимнастические обручи Игра: «Замри». 1
Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра: «Делай так, делай эдак». 1
Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку. 1
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, в сторону. Игра: «Два сигнала». 1
Равновесие 4
Стойка на одной ноге, другая в сторону. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Стойка на одной ноге, другая в перед, назад. Игра: «Змейка на четвереньках». 1
Равновесие «ласточка» .Игра «Запрещенное движение». 1
Расхождение вдвоем поворотом при встрече на гимнастической скамейке. 1
5.Материально-техническое обеспечение



Спортивное оборудование:























гимнастические маты
гимнастические стенки
гимнастические скамейки
скалодром
спортивный уголок
сенсорно-динамическая комната «Дом Совы»
Спортивный инвентарь
малые и большие резиновые мячи
скакалки, гимнастические палки
гимнастические обручи
набивные мячи, мячи
фитболы
эспандеры, тренажеры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».