ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО НА МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________ Лебедева Е.М.
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
____________ Никитина А.Г.
«26 » августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нелидовская
школа-интернат»:
___________ Козырь Н.Н.
Приказ №
от « 28 » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
6 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Труд (технология) профиль «Растениеводство»»
(образовательная область «Технология»)
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель:
учитель
Дятлова Т.В.
г. Нелидово
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Календарно-тематическое планирование.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология») профиль «Растениеводство»
для обучающихся с нарушением интеллекта 6 класса (2 вариант) составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями от 01.05.2024года);
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Приказ от 5.12. 2022 № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
Приказ от 24.12.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от
04.09.1997 «О специфике (коррекционных образовательных учреждений I-VIII видов)»;
Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26 декабря 2000года№3«Одополнении инструктивного
письма Минобразования России от 04.09.1997 №48»;
Письмо Министерства образования и науки РФ №120 ФЗ (ст. 18) от24.06.1999 «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации№АФ-150/06 от 18.04. 2008 «О
создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного государственного
санитарного врача РоссийскойФедерацииот28.09.2020 № 28;
Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»;
Учебный план ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год;
Положение о разработке рабочей программы ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» 2025г.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными
нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования знаний об
овощах, животных их уходе. Так, выращивая овощи, животных, домашних птиц получают продукты
необходимые для жизнедеятельности. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть
элементарными трудовыми представлениями без специально организованного обучения. Создание
ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы ухода за растениями,
выращивание рассады, уборке урожая, является основным подходом в обучении. В конечном итоге
важно, чтобы ребенок научился применять трудовые представления в повседневной жизни.
Цель программы – подготовка обучающихся и подростков с нарушением интеллектак доступной
трудовой деятельности.
Основные задачи:
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с
почвой, с растениями.
Воспитательные задачи:
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап
работы для получения результата;
формирование положительного отношения к результатам своего труда;
воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их деятельности.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий
по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий
изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие
интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к
результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными материалами и инструментами, со
специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У
обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование
операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции
(умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять
задуманное, оценивать результат). Подросток учится организовывать свое рабочее место в
соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью
педагогического работника (или самостоятельно) он проводит анализ задания с опорой на
инструкцию; планирует последовательность своих действий; контролирует качество выполненной
работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у
обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять
освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с
требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по труду представлена следующими разделом «Растениеводство» с учетом местных и
региональных условий и возможностей для будущей трудовой занятости обучающегося, а также
кадрового и материально-технического обеспечения организации.
Уроки строятся на комплексной основе и включают игровую, изобразительную, конструктивную
и практическую деятельность. Учебный предмет «Труд (технология)» профиль «Растениеводство»
находится в основной части учебного плана и относится к предметной области «Технология».
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программно-методический материал представлен в пяти разделах: «Осенние сельскохозяйственные
работы», «Представления о почве», «Представления об удобрениях», «Сад и огород зимой»,
«Представления о полевых культурах», «Представления об овощных культурах», «Представления о
цветочных растениях», «Весенние сельскохозяйственные работы».
Раздел «Осенние сельскохозяйственные работы». Закрепляем знания и представления об
овощах (внешний вид, форма), сельхозинвентаре. Дать представление о семенах. Формирование
навыков: распределение (сортировка) корнеплодов и клубнеплодов по размеру и качеству;
собирание семян; безопасно работать с сельхозинвентарем; сгребание (уборка) и транспортирование
послеурожайных остатков.
Раздел «Представления о почве». Формирование и закрепление знаний о почве, ее
составляющих. Данный раздел предполагает проведение опытов для получения знаний о составе
почвы, наличия в ней перегноя, воздуха, влаги. Сравнивания различных компонентов почвы,
воздухо- и влагопроницаемости.
Раздел «Представления об удобрениях» направлен на формирование у обучающегося
представления о видах удобрений, их значении и роли в почвообразовании. Разнообразие
органических удобрений. Заготовка органических удобрений. Хранение органических удобрений.
Раздел «Сад и огород зимой»
Раздел «Полевые культуры» направлен на формирование у обучающихся знаний о группах
основных сельскохозяйственных культур в растениеводстве, их морфофизиологически
особенностях, значении для сельскохозяйственной деятельности человека и основах агротехники
зерновых, кормовых и технических культур.
Раздел «Овощные культуры». Формирование знаний обучающихся об основных группах
овощных культур (листовые овощи, капустные овощные растения, столовые корнеплоды,
луковичные овощные растения), особенностях подготовки почвы под посадку и посев овощных
культур и основах агротехники выращивания овощных культур разных групп.
Раздел «Цветочные растения». Формирование знаний обучающихся о многообразии
многолетних цветочных культур, их морфологических особенностях, основах агротехники
выращивания зимующих многолетников.
Раздел «Весенние сельскохозяйственные работы» предусматривает значительное количество
практических работ, выполняемых на пришкольном участке, работ по формированию почвосмесей,
посеву семян и посадке луковиц; уходу за рассадой, высадке рассады сельскохозяйственных
культур, уходу за овощными растениями.
Основной формой организации образовательного процесс является учебное занятие (урок)
продолжительностью один академический час. Ведущей формой работы учителя с обучающимися
на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода.
Методы:
1 Словесные (объяснение и беседы, иногда рассказ учителя, инструктаж, разбор заданий, устная
работа).
2 Наглядные (учебная демонстрация, рисунки мелом на доске, мультимедийные презентации,
наблюдения, предметные пособия).
3 Практические (различные упражнения и практические задания, тесты, решение проблемных
ситуаций, игры, самостоятельные работы, работа в группе или в паре, работа по образцу и т.д.).
4.МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с нарушением интеллекта 2 вариант, учебный
предмет «Труд (технология)» входит в предметную область «Технология» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по предмету в 6 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Планирование учебного материала по четвертям
6 класс (вариант 2):
I четверть – 16 часов.
II четверть – 16 часов.
III четверть – 22 часа.
IV четверть – 14 часов.
ИТОГО ЗА ГОД: 68 ЧАСОВ
Предметные результаты освоения учебного предмета «Труд (технология)» профиль
«Растениеводство»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
Мотивация двигательной активности;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в
образовательной организации.
Возможные предметные результаты:
Наличие у детей на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с овощами, инвентарем,
компонентами выполняемыми в контексте трудового обучения, следующих умений:
Осуществлять действия по уборке, сортировке и транспортирования овощей (совместно с педагогом,
по подражанию, по образцу и по словесной инструкции);
Узнавать овощи, почву, комнатные растения, семена, рассадные ящики и соотносить их;
Называть овощи, инвентарь, приспособления для комнатных цветов, составные части почвы;
Называть компоненты почвы;
Отбирать и использовать необходимый сельхоз инвентарь по назначению;
Выделять по подобию, по индивидуальным возможностям и по словесной инструкции признаки цвета
(красный, желтый, зеленый, синий, голубой, оранжевый, белый); формы(круг, квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник, величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий,
широкий, узкий, тяжелый, легкий);
Производить простейшие действия по подготовке рассадных ящиков и семян к посеву, посев семян в
посевные рядки, вразброс;
Производить уход за комнатными цветами, всходами посеянных овощей, цветов;
Перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и
самостоятельно;
Производить подготовку воды к поливу;
Производить простейшие действия по подготовке клумбы к высаживанию рассады цветов (совместно
с педагогом, по подражанию, по образцу и по словесной инструкции).
Узнавать и называть овощи (морковь, свекла, картофель, фасоль); сельхозинвентарь(грабли, лопата,
садовая тачка, лейка, пикировочный колышек).
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Труд(технология)» определяются
индивидуально с учетом психофизических особенностей, сенсорных, двигательных и речевых
возможностей обучающихся. Оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в
образовательной организации.
Изучение предмета «Труд (технология)» профиль «Растениеводство» в 6классенаправлено на
формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы
ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные учебные действия
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
обращаться за помощью и принимать помощь. Регулятивные учебные действия
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов с помощью учителя;
ориентироваться на листе бумаги, у доски, на пришкольном участке под руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу,
назначению);
группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
использовать знако-символические средства с помощью учителя;
Диагностика БУДов проводится в соответствии с Программой формирования базовых учебных
действий, реализуемой в образовательной организации
.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Раздел
Количество
часов
1
Осенние сельскохозяйственные работы
8
2
Представления о почве
12
3
Представления об удобрениях
4
4
Сад и огород зимой
4
5
Представления о полевых культурах
2
6
Представления об овощных культурах
12
7
Представления о цветочных растениях
12
8
Весенние сельскохозяйственные работы
14
ИТОГО ЗА ГОД: 68 часов
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов, КолВиды деятельности
Дом.
Дата урока
тем урока
во
задание
часов
1-я четверть – 16 часов
1
2
3
4
5
1 Осенние сельскохозяйственные работы – 8 часов
Ознакомление с
Введение. Инструктаж
2
учебным кабинетом,
по ТБ.
правилами работы на
занятиях, с
Сельскохозяйственный
содержанием обучения
инвентарь
в предстоящем
учебном году, с
вводным
инструктажем по
охране труда
Виды цветковых
2
Распределение
растений (однолетние и
рабочих мест.
многолетние).
просмотр
мультимедийной
Пр. работа. Определение
презентации;
однолетних и
работа с учебником;
многолетних растений на
работа в тетрадях;
пришкольном участке.
знать простейшие
правила безопасной
Местные зимующие
2
работы, правила
многолетние цветковые
поведения на уроках,
растения (пион, флокс,
во время экскурсий,
ирис).
технику безопасности
Восприятие новых
Пр. работа.
-
04.09.2025
-
11.09.2025
-
18.09.2025
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Распознавание вида
зимующего
многолетнего цветкового
растения.
Пр. работа. Осенние
работы в цветнике.
Рыхление почвы.
2
понятий.
Различение изучаемых
предметов и явлений
природы на
представленных
носителях.
-
25.09.2025
-
02.10.2025
.
-
09.10.2025
.
-
16.10.2025
.
-
23.10.2025
.
Пр. работа. Обрезка
сухих стеблей и листьев
многолетников.
2 Представления о почве –12 часов
Беседа (диалог),
2
практическая
Пр. работа. Различение
деятельность:
составных частей почвы.
знакомство с
составными
Обработка почвы
2
компонентами почвы,
вручную. Правила
различают
безопасности при работе с
однородные
сельхозинвентарем.
(разнородные по
Пр. работа. Вскапывание
одному признаку)
почвы.
компоненты по
структуре. Называние
Кустарники на
2
составных
пришкольном участке.
компонентов почвы
Пр. работа. Узнавание
(песок, перегной,
изученных кустарников.
дерновая земля).
Значение осеннего ухода
2
Различие
за растениями.
компонентов почвы
по цвету. Скатывание
Пр. работа. Сгребание
почвы в жгут, лепка
опавших листьев.
геометрических
фигур из почвы.
Работа в парах.
Сравнение объемов
компонентов почвы
(много, мало, легкий,
тяжелый).
Состав почвы.
Введение. Содержание
обучения во второй
четверти. Организация
учебной трудовой
группы.
Инструктаж по ТБ.
Инструменты и орудия
для ухода за
кустарниками: виды,
правила безопасной
работы.
Пр. работа. Вырезка
сухих ветвей и обрезка
2 четверть – 16 часов
2
2
слушание объяснения
учителя;
работа в тетрадях;
выполнение действий
по инструкции
учителя;
действие при решении
задач по ТБ,
частично принимают и
сохраняют цели и
задачи учебных
заданий, осознанно
реагируют на внешний
контроль, умеют
частично
6.11.2025.
13.11.2025
сломанных.
21,22
23
24
25,26
27
28
контролировать свои
действия,
формирование
первичных умений
работать в парах,
умение работать в
коллективе, в группах,
слушают собеседника,
вступают в диалог и
поддерживают его.
3 Представления об удобрениях – 4 часа
слушание объяснения
Виды удобрений.
2
учителя;
Органические
работа в тетрадях;
удобрения. Навоз.
выполнение действий
Компост
2
по
инструкции учителя;
Пр. работа. Закладка
просмотр
компостной кучи на
мультимедийной
пришкольном участке.
презентации
4 Сад и огород зимой – 4 часа
слушание объяснения
Сад и огород зимой.
2
учителя;
работа в тетрадях;
Работы в зимнем саду.
2
выполнение действий
по
Пр. работа. Отряхивание
инструкции учителя;
снега с ветвей плодовых
просмотр
деревьев и отаптывание
мультимедийной
снега вокруг плодовых
презентации
деревьев.
5 Представления о полевых культурах – 2 часа
слушание объяснения
Группы
полевых
культур
29,30
2
учителя;
работа в тетрадях;
выполнение действий
по инструкции
учителя;
просмотр
мультимедийной
презентации;
рассматривание
натуральных объектов;
составление плана
практических работ;
выполнение
практических работ;
анализ выполненной
практической работы;
6 Представления об овощных культурах – 12 часов
слушание объяснения
Группы
овощных
31
2
учителя;
культур
работа в тетрадях;
32 Пр. работа. Подготовка
выполнение действий
почвенной смеси и
по инструкции
емкостей для
учителя;
выращивания зеленых
просмотр
овощных культур в
мультимедийной
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2025
домашних условиях.
33
34
Выращивание петрушки
и укропа в домашних
условиях.
Пр. работа. Подготовка
почвенной смеси и посев
семян петрушки и
укропа в
подготовленные
емкости.
3 четверть – 22 часа
2
35,36 Овощные корнеплоды.
2
37,38 Проращивание семян
2
Морковь, свекла.
Многообразие сортов.
Особенности
агротехники
выращивания.
39
40
41
42
столовых корнеплодов.
презентации;
рассматривание
натуральных объектов;
составление плана
практических работ;
выполнение
практических работ;
анализ выполненной
практической работы;
слушание объяснения
учителя;
работа в тетрадях;
выполнение действий
по инструкции
учителя;
просмотр
мультимедийной
презентации;
рассматривание
натуральных объектов;
составление плана
практических работ;
выполнение
практических работ;
анализ выполненной
практической работы
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
Лук репчатый.
Многообразие сортов.
Особенности
агротехники.
2
05.02.2026
Выращивание лука из
семян.
2
12.02.2026
Лабораторная работа.
Строение луковицы
репчатого лука.
Пр. работа. Посев семян
лука в подготовленные
емкости.
7 Представления о цветочных растениях – 12 часов
слушание объяснения
Комнатные
растения.
43,44
2
учителя;
Цветущие и не цветущие
работа в тетрадях;
комнатные растения
выполнение действий
45 Почвенные смеси для
2
по инструкции
комнатных растений.
учителя;
просмотр
Пр. работа. Подготовка
мультимедийной
46 почвенной смеси для
презентации;
комнатных растений.
рассматривание
натуральных объектов;
47 Узамбарская фиалка.
2
составление плана
Размножение фиалки
19.02.2026
26.02.2026
05.03.2026
листьями.
48
49
50
Пр. работа. Размножение
узамбарской фиалки
листьями.
Подкормка комнатных
растений в зимний
период.
Пр. работа. Подкормка
комнатных растений в
зимний период.
51,52 Многолетние цветочные
53
54
растения. Многообразие,
значение в жизни
человека.
Луковичные
многолетние цветущие
растения.
Пр. работа. Подготовка
почвенной смеси и
высадка луковиц
тюльпанов.
2
практических работ;
выполнение
практических работ;
анализ выполненной
практической работы;
2
19.03.2026
2
26.03.2026
4 четверть – 14 часов
8 Весенние сельскохозяйственные работы – 14 часов
слушание объяснения
55,56 Выбор и подготовка
2
учителя;
инвентаря для весенних
работа в тетрадях;
работ на пришкольном
выполнение действий
участке.
по инструкции
57 Кустарники на
2
учителя;
пришкольном участке.
просмотр
мультимедийной
58 Пр. работа. Вырезка
презентации;
сухих веток.
рассматривание
натуральных объектов;
Пр.
работа.
Окапывание
59,60
2
составление плана
приствольных кругов
практических работ;
плодовых деревьев на
выполнение
пришкольном участке.
практических работ;
Пр.
работа.
Прополка
и
анализ выполненной
61,62
2
подкормка растений
практической работы;
цветника.
63,64 Пр. работа. Подметание
площадок.
65
66
Пр. работа. Переноска
мусора.
Пр. работа. Прополка
краев дорожек.
Пр. работа. Переноска
12.03.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
2
07.05.2026
2
14.05.2026
мусора.
67,68 Практическое
повторение изученного
материала. Весенние
работы на пришкольном
участке.
2
21.05.2026
ИТОГО ЗА ГОД: 68 ЧАСОВ
6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Освоение учебного предмета «Труд (технология)» профиль «Растениеводство» предполагает
использование демонстрационных и печатных пособий, муляжей, демонстрационных материалов,
компонентов и инструментов, технических средство бучения:
Проектор. Ноутбук. МФУ-для распечатывания индивидуальных заданий, демонстрационного
материала.
Графические средства для альтернативной коммуникации: различные по форме, величине, цвету
наборы материала (в т.ч. природного); паззлы (от 2-х до10частей); мозаики; пиктограммы с
изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением овощей,
комнатных цветов, сельхоз инвентаря; весы; рабочие тетради и другой материал. Магнитный алфавит.
Дидактические игры.
Научно-методическая литература:
1. О.В. Бердникова, А.В.Борисова. Комнатные растения. – Москва. Эксмо, 2004.
2. С.Л. Быховец. Энциклопедия комнатных растений. - Минск. Харвест, 2003.
3. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие
для учителя.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./
Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014.- Сб.2.;
5. Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. – 496 с.
6. Л.А. Чечина. Азбука комнатных растений. –Москва. Дрофа плюс, 2005.