Г К О У «Нелидовская школа –интернат».
Рассмотрено на МО учителей
старших классов
Руководитель МО:
_______Лебедева Е.М.
Протокол№1
От 22 августа 2025 года
Согласовано;
Утверждаю:
Заместитель директора по Директор
ГКОУ
УР:
«Нелидовская
школа__________Никитина А.Г.
интернат»
26 августа 2025 года
___________Козырь Н.Н.
28 августа 2025 года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
6 класса (вариант 2)
учебного предмета
« АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
на 2025-2026 учебный год
Программу составила учитель : Е. М. Лебедева
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
3
1.Пояснительная записка
Адаптированная
основная
образовательная
программа
образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей,
имеющих нарушения в развитии. У детей с интеллектуальной недостаточностью
отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей.
У большинства детей с тяжелыми нарушениями развития, вербальная
речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
либо затруднено, либо невозможно. В этой связи при формировании у детей
навыков коммуникации необходимы направленные педагогические меры на
развитие
сохранных
речевых
альтернативных средств общения.
возможностей,
обучение
использованию
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» предназначен для
обучающихся 6 классов с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их
социализацию в современном мире через привитие им норм социального
адекватного поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает
его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при
выполнении
упражнений,
являются
социальной адаптации и реабилитации.
практически
значимыми
для
их
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими
4
русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и
речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета:
речи
Цель программы: коррекция дефектов экспрессивной и импрессивной
обучающихся,
способствующая
успешной
деятельности и дальнейшей социализации детей.
адаптации
к
учебной
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку
средства
невербальной
коммуникации,
овладение
выбранным
средством коммуникации и использование его для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
уточнение и обогащение представлений об окружающей;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
личности.
развитие коммуникативно-речевых навыков;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности
обучающихся являются:
объяснение нового материала с опорой на практические задания, на
разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные
таблицы;
закрепление
изученного
многовариативного
дидактического
материала
материала,
с
использованием
предполагающего
дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и
позволяющего
изученного;
постоянно
обобщение
и
осуществлять
систематизация
использованием дидактических игр.
5
многократность
пройденного
повторения
материала
с
Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная
коммуникация»
У ребенка с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, не владеющего
вербальной речью, затруднено общение
с окружающими, что в целом
нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой
связи
обучение
ребенка
речи
с
использованием
альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей
системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства
общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс
включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
Импрессивная речь;
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;
Чтение и письмо;
В содержании логопедических программ учтены общие специфические
особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также
особенности развития детей и интеллектуальными нарушениями, новые
вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также
необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и
интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями
патологии.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
средств
коммуникации
является
необходимой
частью
всей
системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения
могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная)
или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом
6
на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение
мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос.
Выражение приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста
согласия (несогласия) мимикой, жестом, удовольствия (неудовольствия);.
Выражение
приветствия
(прощания),
благодарности,
согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), своих желаний, обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание
действительности.
слов,
обозначающих
предмет
из
окружающей
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (три,
второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении,
понимание предлогов (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых инструкций.
Понимание простых предложений.
7
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания простых текстов.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Называние
(употребление)
звуковых комплексов.
отдельных
звуков,
звукоподражаний,
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа и др.)
Называние собственного имени.
Использование графического изображения для обозначения предметов и
объектов (игрушки, одежда, посуда, овощи, фрукты, продукты, мебель, обувь,
животные, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и
др.).
Использование графического изображения для обозначения действия
предмета (сидеть, стоять, бегать, пить, есть, спать, рисовать, играть, гулять и
др.).
Использование графического изображения для обозначения признака
предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Ответы
на
вопросы
графического изображения.
по
содержанию
8
текста
с
использованием
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой.
Графические действия с использованием элементов графем: обводка,
штриховка, печатание букв (слов).
Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
Место коррекционного курса: «Альтернативная коммуникация» в
Согласно
умеренной,
учебному
тяжелой,
Альтернативная
учебном плане
плану
глубокой
коммуникация»
общего
образования
умственной
в
количество часов в неделю составляет.
режиме
обучающихся
отсталостью,
5-дневной
с
ТМНР
учебной
«
недели
Класс
В неделю
Количество
Всего за год
6 класс
2 часа
34недели
68 часов
недель
с
2.Планируемые результаты:
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
—
используя
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
традиционные
(вербальные)
и
альтернативные
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
средства
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
9
—
Умение использование предметов для выражения путем на них
жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
—
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Личностные результаты
1.
Основы
персональной
идентичности,
осознание
2.
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и
3.
Формирование
принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
деятельности;
социально
ориентированного
взгляда
своей
на
окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей.
10
Предметные результаты:
—
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов
—
используя
Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
традиционные
(вербальные)
и
альтернативные
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
средства
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач
—
Умение использование предметов для выражения путем на них
жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
—
Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
11
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемые педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
-
способен
удерживать
посильного задания 3-4 мин.
произвольное
2) от начала до конца:
внимание
на
выполнении
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить
посильное задание от начала до конца.
12
3.Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
Название раздела
Содержание раздела
средствами
напечатанного слова. Сообщение имён членов семьи
Развитие
невербальной
коммуникации
речи Сообщение
собственного
имени
посредством
(учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова. Использование графического
изображения для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи,
фрукты,
бытовые
приборы,
школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование
графического
изображения
для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование
графического
изображения
для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма
и др.). Использование графического изображения для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые
приборы,
школьные
продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование
графического
принадлежности,
изображения
для
обозначения признака действия, состояния (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Использование напечатанного слова
для обозначения слова, указывающего на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Использование
электронного устройства для обозначения числа и
количества
предметов
(пять,
второй
и
др.).
Составление простых предложений с использованием
13
графического изображения. Ответы на вопросы по
содержанию текста с использованием графического
изображения
Составление
рассказа
по
использованием
графического
изображения.
использованием
графического
изображения.
использованием
графического
изображения.
использованием
графического
последовательно продемонстрированным действиям с
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях
Импрессивная речь
изображения.
с
Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся
класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные,
школьные
овощи,
фрукты,
принадлежности,
бытовые
продукты,
приборы,
транспорт,
птицы и др.). Понимание обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи,
фрукты,
бытовые
приборы,
школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
14
плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой
и
др.).
Понимание
слов,
обозначающих
число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых
предложений.
Экспрессия
использованием
средств
невербальной
коммуникации
Понимание
сложных
Понимание содержания текста.
предложений.
с Сообщать собственное имя посредством напечатанного
слова; сообщать имена членов семьи (учащихся класса,
педагогов
изображение
класса);
использовать
графическое
для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи,
фрукты,
бытовые
приборы,
школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.);
использовать
графическое
изображение
для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.);
использовать
графическое
изображение
для
обозначения признака предмета (цвет, величина, форма
и
др.);
использовать
(электронное
обобщающих
графическое
устройство)
понятий
(посуда,
для
изображение
обозначения
мебель,
игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы,
школьные
принадлежности,
продукты,
транспорт, птицы и др.); использовать графическое
изображение для
обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.); использовать графическое
15
изображение для обозначения слова, указывающего на
предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.);
использовать электронное устройства для обозначения
числа и количества предметов (пять, второй и др.);
составлять простые предложения с использованием
графического изображения; отвечать на вопросы по
содержанию текста с использованием графического
Чтение и письмо
изображения.
Узнавание
(различение)
напечатанных
слов,
обозначающих имена людей, названия предметов,
действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
Узнавание
(различение)
образов
графем
(букв).
Графические действия с использованием элементов
графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание графического изображения буквы в
слоге (слове). Чтение слова. Написание буквы (слога,
Глобальное чтение.
слова, предложения).
Овладения глобальным чтением и письмом - этап
восприятия письменных табличек и воспроизведения
слов при письме. Обучающиеся соотносят таблички с
некоторыми предметами и да свойствами, выполняют
по
письменному
слову
несложные
действия.
Восприятие таблички целостно, различают их между
собой по каким-то признакам, которые выделяются
ими самими. В заданиях обучающиеся, сначала узнают
16
слова на табличках только при выборе из двух
предметов, затем - из трех, четырех и т.д. Постепенно
количество
Обследование.
предметов
увеличивается.
Логопедическое
обобщения
и
обследование
симптомов
слов
речевого
для
выбора
является
основой
недоразвития
и
составления логопедического заключения, составления
методических рекомендаций по организации речевой
среды.
.
17
Календарно-тематическое планирование по альтернативной коммуникации
в 6 классе
№
п/п
Дата
1
2
Основные виды деятельности
Дата
Название раздела
Обследование.
Развитие речи
средствами
невербальной
Кол-во обучающихся на уроке и электронные
Тема урока
Обследование
активного
пассивного словаря.
часов
и
Составление простых предложений
по теме «Осень».
коммуникации
18
2
2
учебно- методические материалы
Выполнение проб.
Актуализация
имеющихся
знаний по лексическим темам.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
4
Развитие речи
Составление ответов на вопросы
невербальной
Игра «Один-много».
средствами
коммуникации
5
6
«Что ты делаешь?»
2
Игра «Угадай предмет по частям».
Импрессивная речь. Чтение слов и соотнесение их с 2
картинкой по теме «обувь».
Чтение и письмо.
Игра «Один-много» с трехсложными
словами
слогом.
с
прямым
19
открытым 2
Проговаривание слов составление
простогонераспространенного.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Узнавание предмета по частям и
соотнесение с предметом. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Прочитывание слов с
изученными буквами и
соотнесение с картинкой.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
7
Развитие речи
средствами
невербальной
коммуникации.
8
Глобальное чтение.
Составление ответов на вопросы по
тексту «Мячик».
Человек. Части тела. Игрушка –
кукла. Сравнение
частей
тела куклы
ичеловека.
2
2
Составление ответов на вопросы.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Узнавание предмета по частям и
соотнесение с предметом.
Нахождение слов и соотнесение
напечатанного слова и картинки.
Соотнесение частей тела куклы и
картинки человека.
Логопедическая игра
«Комариная школа». Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
9
10
Чтение и письмо.
Списывание двусоставных слов по
Экспрессия с
Работа над слоговой структурой 2
теме «Школа».
20
2
Списывание с письменного
текста.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Проговаривание простых
использованием
средств
слова. Игра «Кто у кого»
предложений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
невербальной
коммуникации.
11
Чтение и письмо
Чтение простых
предложений
и
соотнесение их с картинкой.
Списывание с письменного текста
2
Подбор слов на заданную тему.
Составление простых
предложений с предлогами
имен.
Развитие речи
12
средствами
Составление ответов на вопросы по
коммуникации.
Проговаривание четверостиший
невербальной
Развитие речи
13
Составление простых предложений с
предлогами.
средствами
невербальной
коммуникации
рассказу «Курица и лисица».
зиме.
Составление
21
2
опорой на графическую схему.
о
распространенных
предложений по теме: «Зима».
Проговаривание предложений с
Составление предложений с
2
опорой на графическую схему.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
14
Чтение и письмо.
картинки:
дети».
Экспрессия с
15
Чтение предложений с опорой на
использованием
средств
Невербальной
коммуникации.
Списывание с письменного
«Скажи, что делали 2
Составление
содержащих просьбу.
22
предложений,
текста.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
Составление
предложений,
содержащих просьбу.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16
Чтение и письмо.
Списывание слов с письменного
2
текста .Чтение предложений и
соотнесениеих с картинкой по
лексической теме
Экспрессия с
17
18
«Зима».
использованием
Составление
невербальной
Составление рассказа по сюжетной
предложений с предлогами.
коммуникации.
картине с использованием
Глобальное чтение.
Составление предложений с
распространенных
средств
2
«Назови, кого ты видишь»
23
опорой на графическую схему.
Составление рассказа по
сюжетной картине с
использованием графической
графической схемы «Зимниезабавы».
Игра «Кто, что делает» Составление
слова и картинки.
Списывание слов с письменного
текста. Чтение слов, подбор
картинок кпредложению. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
схемы.
2
Составление слов из одного
закрытого слога.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
19
20
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Развитие речи
21
22
Списывание с печатного текста слов
типа СГС.
Чтение
слов
картинкой
и
по
соотнесение
лексической
«Головные уборы».
с
теме 2
средствами
Составление рассказа об
коммуникации
сюжетнойкартине с использованием
невербальной
Чтение и письмо
2
игрушке
по схеме. Составление рассказа по
2
графической схемы «Снежный ком».
Списывание
двусложных
согласных.
с
печатного
слов
24
со
текста
стечение 2
Списывание с печатного текста.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Составление слова и картинки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Составление предложений с
опорой на графическую схему.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Подбор слов на заданный звук и
проговаривание определенного
звука.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
23
Импрессивная речь.
Чтение
стихотворения
«Мишка».
А.
Барто
Чтение слов и соотнесение их с
24
Глобальное чтение.
25
Чтение и письмо.
26
Импрессивная речь. Чтение текста с картинками «Тучка»
Развитие речи
27
средствами
невербальной
коммуникации
картинкой.
Списывание с письменного текста
предложений.
Составление рассказа по сюжетной
картине
с
2
2
2
2
использованием 2
графической схемы: «Весна».
25
Понимание текста
стихотворения. Игра с предметом.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Подбор слов на заданный звук и
проговаривание определенного
звука.
Списывание простых
предложений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Понимание текста. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Составление рассказа по
сюжетной картине с
использованием графической
схемы.
Развитие речи
28
средствами
невербальной
коммуникации.
29
31
тексту Ёжик».
Развитие речи
Работа над трехсложными словами
невербальной
слова. Игра «Назови ласково».
средствами
коммуникации.
30
Составление ответов на вопросы по
со стечением согласных в середине
Глобальное чтение.
Игра «Какой, какая, какое».
Экспрессия с
Составление связного рассказа по
использованием
средств
схеме «Весна». Составление ответов
на вопросы потексту «Муравей».
невербальной
коммуникации.
26
2
2
2
2
Составление ответов на вопросыпо
тексту. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Проговаривание слов. Расширение
словаря детей. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Соотнесение прилагательных с
существительными.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Составление связного
высказывания. Составление
высказывания назаданную тему.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
32
Глобальное чтение.
Чтение слов и соотнесение их с
картинкой по теме: «Посуда». Чтение 2
предложений и соотнесение
с картинкой.
Развитие речи
33
средствами
невербальной
коммуникации.
34
Чтение и письмо.
Обследование.
использованием 2
с
графической схемы: «Лето» Игра
предложений
письменного текста. Обследование.
27
с
сюжетной картине с
использованием графической
схемы. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
«Скажи, чья эта вещь».
Списывание
картинкой. Составление
предложений помнемотаблицам.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Составление рассказа по
Составление рассказа по сюжетной
картине
Чтение слов и соотнесение их с
2
Списывание предложений с
письменного текста.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5. Материально – техническое обеспечение.
Технические средства обучения.
Компьютер.
Мультимедийный логопедический стол.
Магнитная доска.
Учебно-практическое оборудование.
Информационно-образовательные ресурсы.
Учебные таблицы.
Мультимедийные обучающие программы и электронныеучебные издания по основным
Электронная база данных тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и
разделам курса речевой практики.
проверочных и материалов дляорганизации фронтальной и индивидуальной работы.
Дидактический материал по темам.
Демонстрационный материал для занятий.
Список использованных источников и литературы
1.Н.Г. Андреева логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Устная связная речь.
Лексика: пособие длялогопеда / Н.Г. Андреева ; под ред. Р.И. Лалаевой. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009 г.
2.Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
3.Е.В. Мазанова Учусь не путать буквы Альбом 1. Упражнения по оптической дисграфии.-
2006 г.
28
М.: Издательство «ГНОМ и Д»,
29
30