3 класс (вариант 1)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № 25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Речевая практика»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2025г.
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Предмет «Речевая практика» является одним из разделов обучения русскому языку.
Цель уроков речевой практики состоит в том, чтобы заложить основы формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь
ему осознать себя носителем языка.
Основные задачи реализации предмета:
1. Расширение представлений об окружающей действительности.
2. Обогащение лексической и грамматико – синтаксической сторон речи.
3. Развитие навыков связной устной речи.
4. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях
общения.
5. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета.
Общая характеристика учебного предмета
Развитие речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями – одно из важнейших
направлений работы, которое решается в процессе преподавания всех учебных предметов. Работа
по исправлению различных нарушений речи способствует формированию речевых умений и
навыков, тем самым развивая познавательные способности учащихся, совершенствуя их
психические функции.
Помимо развития речи на всех учебных предметах, умственно отсталым школьникам
необходимы специально организованные занятия. Таким предметом в 1-4 классах является
предмет «Речевая практика».
В ходе уроков по предмету обучающимся предлагаются различные речевые ситуации. Темы
речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых
умений обучающихся и социальной ситуации их жизни.
Алгоритм работы над речевой ситуацией:
1. Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
2. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
3. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование
вопросов учителю, одноклассникам.
4. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
5. Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации.
6. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
7. Моделирование речевой ситуации.
8. Составление устного текста (диалогического или несложного мон ологического) по теме
ситуации.
2

Место курса «Речевая практика» в учебном плане
Предмет «Речевая практика» является частью предметной области «Язык и речевая
практика», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 4 класс.
Во 3 классе из учебного плана выделяется 68ч. (2 часа в неделю).

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих предметных и
личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Речевая практика»
относятся:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- овладение социально-бытовыми умениями, соответствующих возрасту, используемыми в
повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- интерес к продуктам художественного творчества;
- сформированность мотивации к учебной деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- положительное отношение к учебному труду;
- адекватное использование ритуалов школьного поведения;
- владение средствами коммуникации;
- способность к самоконтролю, саморегуляции поведения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие доброжелательности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- формулировка просьб желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой
на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения
учителя;
- участие в беседах на темы близкие личному опыту ребёнка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радиотелепередач.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов и стихотворений; ответы на
вопросы;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
- выбор правильных средств интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой
ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствие, прощание,
извинение и т.п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
3

- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

3. Содержание обучения
« Школьная жизнь»7ч
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей) 13ч
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в
кружке) 8ч
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в
экстренной ситуации), поведение в общественных местах(магазин, библиотека, театр,…) 12ч
«Мир природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)8ч
« Играем в сказку» 15ч
« Это я!» 5ч
Всего-68ч
Аудирование и понимание речи.
Выполнение составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях.
Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей предложению).
Повторение и воспроизведение по памяти отдельных слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование
мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни.
Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши,
реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей. Общение на расстоянии.
Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания.
«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым
взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые
обращения. Грубые и негрубые обращения. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Вступление в речевой
контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в
письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие.
Формулы «Давай познакомимся», Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это …».
Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Развертывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза
человеку. Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока».
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми.
Развертывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия
и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и
их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
4

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в
связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», Неречевые средства:
улыбка,
взгляд,
доброжелательность
тона.
Поздравительные открытки.
Формулы,
сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные
и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент.
Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор.
Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Выражение просьбы
позвать к телефону («Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет.
Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Развертывание просьбы с помощью
мотивировки. Формулы «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно я …». Мотивировка
отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности.
Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание ( «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
Замечание, извинение.
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!»,
«Умница!», «Как красиво!»
Система оценки достижений обучающихся
Знания, умения и навыки обучающихся по предмету «Речевая практика» оцениваются по
результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся. Оценивание происходит в
соответствии с положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации

5

4. Тематический план
№

Тема

Колво
часов

Снова в школу!
1
2
3
4

Основные виды деятельности и
электронные учебно – методические
материалы
Введение в ситуацию (рассматривание
картинок, обсуждение проблемного
вопроса).
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).

1. 4

2.

Актуализация правил приветствия
(конструирование
диалогов,
тренировочные
упражнения
в
произнесении с заданной интонацией,
проигрывание диалогов).
Составление рассказов на тему летнего
отдыха
(рассматривание
иллюстрации,
анализ
плана,
составление предложений и др.).
Начало составления памятки «Секреты
вежливого общения».
Завершение темы (работа над рубрикой
«Это важно!»)

3.

4.

5.

Работа с презентациями в формате
PowerPoint

6

Дата

5

Мы собрались поиграть

Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

1.

2.
Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).
3.
Конструирование диалогаконфликта (анализ иллюстрации;
составление реплик; тренировочные
упражнения в произнесении реплик с
адекватной интонацией, с
использованием мимики и жестов;
проигрывание диалога;
редактирование диалога после
обсуждения способов избегания
конфликта).
4.
Актуализация опыта
обучающихся в участии в играх с
правилами (беседа на основе личного
опыта, повторение правил игр,
знакомых школьникам, игра с
правилами по выбору обучающихся).

6

5.

Разучивание считалок.

6.

Составление «Копилки игр».

7.
Подготовка и составление
рассказов по теме ситуации
(коллективное составление рассказа по
иллюстрации, игры «Рассказ по
кругу», «Дополни предложение»,
«Копилка вопросов», индивидуальные
рассказы с опорой на план).

7
8

8.
Продолжение составления
памятки «Секреты вежливого
общения».
9.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

7

В библиотеке

9

Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

1.

10
11

2.Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).

12

3.Актуализация имеющихся знаний о
правилах поведения в библиотеке.
4.Конструирование возможных
диалогов с библиотекарем.
5.Экскурсия в школьную библиотеку.
6.Ролевая игра «В библиотеке».
7.Обобщение полученных знаний:
составление правил поведения
в библиотеке.
8.Продолжение
составления
памятки
«Секреты
вежливого общения».
9.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
13

На приёме у врача

1.Введение в ситуацию (обсуждение
проблемного вопроса).

3

14

2.Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).

15

3.Актуализация имеющихся знаний о
правилах поведения на приёме у врача.
4.Конструирование возможных
диалогов в регистратуре.
5.Конструирование возможных
диалогов с врачом.
6.Ролевая игра «На приёме у врача».
7.Продолжение
памятки
8

составления
«Секреты

вежливого общения».
8.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16

«Лисичка со скалочкой»

1.Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию).

3

17
2.Знакомство со
сказкой
(слушание аудиозаписи
сказки с опорой на
иллюстрации).

18

3.Закрепление
содержания
сказки (пересказ
с
опорой
на иллюстрации,
по вопросам учителя, игра «Рассказ по
кругу» и др.).
4.Инсценирование сказки
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
19

Сказки про Машу

1.Введение в
тему (беседа
с
опорой
на
иллюстрацию, обсуждение
проблемного вопроса).

4

20
21

2.Актуализация
сказки «Маша
и
медведь»
(слушание
аудиозаписи сказки с опорой на
иллюстрации).

22

3.Закрепление содержания сказки.
4.Актуализация сказки «Три медведя»
(слушание аудиозаписи сказки с
опорой на иллюстрации).
5.Закрепление содержания сказки.
6.Игра «Живые загадки».
7.Инсценирование сказки по выбору
обучающихся
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
9

23

Отправляюсь в магазин

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

24
25

2.Знакомство с темой (беседа на основе
личного опыта).

26

3.Актуализация имеющихся знаний о
покупках в супермаркете (работа с
предметными картинками: отдел—
товар).
4.Конструирование возможных
диалогов с продавцом.
5.Проигрывание диалогов с
акцентированием внимания на
необходимости громкого чёткого
произнесения реплик при общении с
продавцом.
6.Ролевая игра «В магазине».
7.Экскурсия в магазин.
8.Продолжение
составления
памятки
«Секреты
вежливого общения».
9.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
27

Телефонный разговор

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

28
29

2.Актуализация имеющихся знаний по
теме.

30

3.Составление «Правил общения по
телефону».
4.Прослушивание аудиозаписи
фрагмента сказки К.
Чуковского «Телефон».
5.Чтение фрагментов сказки по ролям.
10

6.Проигрывание
диалогов
из
сказки с
дополнением их
словами приветствия, благодарности,
прощания.
7.Ролевые игры «Телефонный
разговор».
8.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
31

Новогодние поздравления

1.Введение в тему (беседа с
использованием личного опыта
поздравления
обучающихся).

2

32

2.Составление предложений по теме с
опорой на образец, условнографические схемы.
3.Разучивание стихотворений, песенок
новогодней тематики.
4.Подготовка письменных
приглашений на
новогодний
праздник
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
33

Я — зритель

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

34
35

2.Актуализация имеющегося опыта,
знаний по теме.

36

3.Обогащение
словарного
запаса по
теме (работа
с иллюстрациями, ответы на
вопросы).
4.
и проигрывание возможных
диалогов в кинотеатре.
5.Составление «Правил вежливого
зрителя».
6.Ролевая игра «Кинотеатр».
11

7.Продолжение составления памятки
«Секреты вежливого общения».
8.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
37

Какая сегодня погода?

1.Введение в ситуацию
(рассматривание картинок, обсуждение
проблемного вопроса).

4

38
39

2.Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).

40

3.Актуализация имеющихся знаний о
том, какую информацию содержит
прогноз погоды, как её нужно
использовать при планировании своего
времени.
4.Конструирование предложений по
теме с опорой на условные
обозначения.
5.Ролевая игра «Прогноз погоды».
6.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
41

«Снегурочка»

1.Введение в
тему ситуации
(работа
с
иллюстрацией, обсуждение
проблемного вопроса).

4

2.Знакомство со сказкой
(прослушивание аудиозаписи сказки с
опорой на иллюстрации).

42
43

3.Закрепление содержания сказки
(рассказ по кругу, рассказ с эстафетой
и др.).

44

5.Инсценирование сказки.
6.Конкурс «Мастер сказки сказывать»
12

Работа с презентациями в формате
PowerPoint

45
46
47
48

Весенние поздравления (место
уроков по данной теме в
последовательности уроков 3-й
четверти определяется учителем по календарю, исходя из
необхо- димости приблизить их
к календарным датам 23
февраля и 8 марта)

1.Введение в ситуацию (беседа с
опорой на иллюстрацию, дополнение
деталей ситуации по вопросам
учителя, выбор предложения, наиболее
подходящего к содержанию картинки,
из двух, произнесённых учителем).

4

2.Составление поздравлений.
Тренировочные упражнения в
произнесении поздравлений с
различной интонацией в зависимости
от адресата.
3.Конструирование диалогов
поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание
диалогов.
4.Создание поздравительных открыток.
Подпись адресата открытки
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

49

Готовим подарок к празднику

1.Введение в ситуацию (беседа с
опорой на личный опыт).

4

50

2.Коллективная подготовка подарков к
праздникам 23 февраля и 8 Марта:
выбор адресата, формы подарка,
составление плана изготовления
подарка, работа в парах или минигруппах.

51
52

3.Конструирование диалогов
вручения подарка и ответной
реплики, моделирование и
проигрывание диалогов
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
53

Весёлый праздник

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,

4

54
13

55

обсуждение проблемного вопроса).

56

2.Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).
3.Подготовка к ролевой игре «Приём
гостей», в том числе обсуждение
конкурсов и развлечений для детского
праздника.
4.Ролевая игра «Приём гостей».
5.Составление
рассказа
по
теме с
опорой
на
сюжетные картинки, план из
ключевых слов.
6.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

57

Учимся понимать животных

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

58
59

2.Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы
на вопросы на основе иллюстраций).

60

3.Подготовка обучающимися
творческих работ по
(обсуждение замыслов, порядка
выполнения).

теме

4.Выполнение и представление
творческих работ классу.
5.Составление правил ухода за
домашними животными.
6.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
61
62

Поздравляем с Днём Победы!
(Место уроков по данной теме в
последовательности уроков 4-й

1.Знакомство с темой (беседа с
привлечением личного опыта, ответы

4

14

63
64

четверти определяется
учителем по календарю, исходя
из необходимости приблизить
их к календарной дате 9 мая)

на вопросы на основе иллюстраций).
2.Прослушивание песен, стихов,
рассказов
о
Великой
Отечественной войне.
3.Коллективное панно «Поздравляем с
Днём Победы!».
4.Конструирование устных
поздравлений с Днём Победы
различным адресатам (ветеранам,
учителям, родным).
5.Поздравление с праздником
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

65

Узнай меня!

1.Введение в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).

4

66
67

2.Подготовка к составлению описания
внешности человека (игры «Наш
портрет», «Рассказ по кругу» и др.).

68

3.Составление рассказов-описаний о
себе и товарищах.
4.Подведение итогов работы
составлению памятки

по

«Секреты вежливого общения».
5.Завершение темы (работа над
рубрикой «Это важно!»)
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

5. Материально – техническое обеспечение.
1.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы , «речевая практика» С.В.Комарова Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018
2.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Устная речь. 3 класс.). С.В.Комарова. – М.: Просвещение, 2013.
3.Картинки с изображением предметов по следующим темам: «Посуда», «Одежда», «Мебель»,
«транспорт». «Продукты питания», «Канцелярские принадлежности», «Игрушки»
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».