ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ №25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
для обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель первой категории
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Целью
формирование
изучения
умений
учебного
изображать
предмета
предмет
«Изобразительная
и
объекты
деятельность»
окружающей
является
действительности
художественными средствами.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности
-формирование умений пользоваться инструментами
-обучение доступным приёмам работы с различными материалами
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов
-развитие художественно-творческих способностей
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков
изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях
по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить
интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности
материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП
не могут использовать приемы захвата кисти,
карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая
краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей
выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим
работам, оформляя их
в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и
знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает
жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство
собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и
навыки
необходимо
применять
в последующей
трудовой
деятельности,
например,
при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей,
блокнотов и др.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной
деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики,
полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную
область
«Искусство», относится к обязательной части учебного плана образования для обучающихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант). Место учебного
предмета «Изобразительная деятельность» в учебном плане для первой ступени обучения (1– 4
классы)
в соответствии с годовым учебным планом образования для обучающихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант) предоставлено в
следующей таблице:
Класс
Количество учебных
Количество часов в
итого
недель
34 учебные недели
неделю
3 часа
102ч
4 класс
2.Планируемые результаты освоения содержания программы .
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют
собой
описание
возможных
результатов
образования
данной
категории
обучающихся.
Личностные результаты
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу,
осознание себя как «Я»;
1) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствами других людей;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ко
Темы
Виды деятельности
личество
часов
34 ч
Лепка
4 класс
Разминание
пластилина.
Отрывание
кусочка
материала от целого куска. Откручивание
кусочка
материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска.
материала
стекой.
Отрезание кусочка
Размазывание
пластилина
по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске
(в руках). Катание
шарика на доске (в руках).
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение:
плетение
из
2-х
(3-х)
колбасок.
Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на
доске
(между
Скручивание
ладонями,
колбаски
между
пальцами).
(лепешки,
полоски).
Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия
прижатием
прищипыванием).
(примазыванием,
Лепка
предмета
из
одной
(нескольких) частей. Дополнение изделия мелкими
34 ч
Аппликация
деталями.
Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо,
по
диагонали).
Намазывание
Скручивание
всей
(части)
листа
бумаги.
поверхности
клеем.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из
бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение
деталей
между
последовательности
собой.
действий
при
Соблюдение
изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка
изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание
деталей
последовательности
34 ч
Рисование
аппликации.
Освоение
приемов
при
к
фону.
Соблюдение
изготовлении
рисования
сюжетной
карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе
с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие
лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в
краску, снятие лишней краски
о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и
т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием
касания, прием примакивания. Выбор цвета для
рисования.
Рисование
точек.
Соединение
точек.
Рисование геометрической фигуры. Закрашивание
внутри контура.
Штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам,
по трафарету,
отдельных
по шаблону). Дорисовывание
деталей.
Рисование
растительных
(геометрических) элементов в полосе (в круге, в
квадрате).
Дополнение
сюжетного
рисунка
отдельными предметами.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название раздела,
Кол.час
Основные виды учебной деятельности и
Дата по
тема урока
1.
электронные учебно-методические
Рисование. Осень в
1
лесу.
материалы
Рассматривание картинок деревьев.
Рисование деревьев (ладошкой), ствол
(карандашом). Повторение цвета осени.
2.
Аппликация.
1
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание коллекции «Виды бумаг».
Коллекция «Виды
Называние и различение видов бумаг:
бумаги».
цветная бумага, картон, фольга, салфетки,
гофрированная бумага. Изучение внешнего
вида бумаги на ощупь. Составление
коллекции «Виды бумаг». Работа с
3.
Лепка. Теремок.
1
презентацией PowerPoint
Повторение сказки «Теремок». Выбор
нужного цвета. Размазывание пластилина по
4.
5.
Рисование. Узор в
1
рисунку. Работа с презентацией PowerPoint
Повторение цвета красок. Рассматривание
полосе из листьев и
образца. Раскрашивание карандашами
цветов.
Аппликация.
готового узора в полосе из листьев и цветов.
Рассказывание о сезонных изменениях в
1
Дерево осенью.
природе осенью. Закрепление навыков
сминания бумаги. Рассматривание образца.
Изготовление аппликации из мятой бумаги по
образцу. Повторение правил работы с клеем и
6.
Лепка. Натюрморт
1
«Осень».
7.
Рисование.
кистью. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание картин по теме «Осень».
Рассматривание образца. Выбор нужного
1
Красивый коврик.
цвета. Размазывание пластилина по рисунку.
Рассматривание образца. Выполнение узора
из бумаги с помощью отпечатков пальцев.
Окунание пальца в краску (приём
примакивания). Работа с презентацией
8.
Аппликация.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Сборка композиции
Осенняя композиция
из листьев по образцу. Повторение правил
из листьев.
работы с клеем. Работа с презентацией
9.
Лепка. Натюрморт
1
PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
10.
«Осень».
Рисование. Утки на
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение цвета.
плану
реке.
11.
Аппликация. Ваза с
Раскрашивание готовой композиции
1
цветами.
красками. Работа с презентацией PowerPoint
Повторение ТБ при работе с ножницами.
Рассматривание образца. Вырезание силуэта
вазы из бумаги сложенной вдвое,
приклеивание. Дорисовывание цветов
карандашами. Работа с презентацией
12.
Лепка. Чайник.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Раскатывание
колбасок, скручивание, защипывание краёв
деталей. Прикладывание к контуру. Работа с
13.
Рисование. Ветка с
1
вишнями.
презентацией PowerPoint
Рассматривание картинки. Выбор нужного
цвета. Рисование с помощью ватных палочек.
Применение приёма примакивания. Работа с
14.
Аппликация. Узор в 1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение ТБ при
полосе из листьев и
работе с ножницами. Вырезание листьев по
цветов.
контуру, скручивание цветов из салфеток.
Составление узора в полосе по образцу.
Повторение правил работы с клеем. Работа с
презентацией PowerPoint
15.
Лепка. Весёлый
1
человечек.
Рассматривание образца. Раскатывание
колбасок, скручивание, защипывание.
Прикладывание к контуру. Работа с
16.
Рисование. Узор на
1
круге.
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Слушание
объяснение учителя. Создание узора на круге,
располагая элементы по краю и в середине.
Проведение прямых и волнистых, ломаных и
зигзагообразных линий. Работа с
17.
Аппликация.
1
Петрушка.
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Составление целого
изображения из заранее вырезанных частей.
Приклеивание частей. Повторение правил
работы с клеем. Работа с презентацией
18.
Лепка. Дерево.
1
PowerPoint
Рассматривание картин деревьев.
Рассматривание образца. Катание колбасок на
доске. Соединение деталей изделия
примазыванием. Работа с презентацией
PowerPoint
19.
Рисование. Листья
1
Рассматривание коллекции листьев,
деревьев (берёза,
различение их. Нахождение листьев берёзы и
клён).
клёна. Нанесение краски на лист дерева и
отпечатывание на лист бумаги. Выбор
нужного цвета. Работа с презентацией
PowerPoint
20.
Аппликация.
1
Яблонька.
Рассматривание образца. Повторение правил
ТБ при работе с ножницами. Вырезание
силуэта яблони. Сминание красной
гофрированной бумаги в форме яблок,
приклеивание. Повторение правил работы с
клеем. Работа с презентацией PowerPoint
21.
Лепка. Клоун.
1
Рассматривание образца клоуна. Выбор
нужного цвета. Применение приёма
отщипывания. Заполнение контура
22.
Рисование. Волны
1
на море.
пластилином.
Рассматривание картинки «Волны на море».
Выбор нужного цвета. Осваивание приёма
рисования красками. Работа с презентацией
23.
Аппликация.
1
Красивый коврик.
PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение ТБ при
работе с ножницами. Вырезание квадрата по
шаблону. Скручивание гофрированной
бумаги и приклеивание по образцу.
Повторение правил работы с клеем. Работа с
24.
Лепка. Машина.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание картинки машин. Катание
колбасок. Закручивание колбасок в жгутик.
Заполнение контура изделия. Работа с
презентацией PowerPoint
25.
Рисование.
1
Рассматривание образца. Выбор нужного
Солнышко светит,
цвета. Рисование контура предметов по
белые облака.
шаблону. Раскрашивание. Работа с
презентацией PowerPoint
26.
Аппликация. Гриб в 1
Рассматривание картинки. Повторение ТБ
траве.
при работе с ножницами. Вырезание по
шаблону шляпку гриба, ножку. Сборка
изделия, приклеивание. Рисование травы
карандашами. Работа с презентацией
PowerPoint
27.
28.
Лепка. Рыбки в
1
Рассматривание образца. Выбор нужного
пруду.
цвета. Применение приёма отщипывания.
Рисование. Серая
Заполнение контура пластилином.
Рассматривание образца. Выбор цвета.
1
туча, идёт дождь.
Рисование тучки по шаблону, раскрашивание.
Рисование дождя с помощью ватных палочек.
29.
Аппликация.
1
Овощи на тарелке.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание картинки. Выбор цветной
бумаги. Повторение правил ТБ при работе с
ножницами. Вырезание овощей по шаблону.
Приклеивание. Повторение правил работы с
30.
Лепка. Рыбки в
31.
пруду.
Рисование. Огурцы
1
клеем. Работа с презентацией PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование контура
в банке.
банки по трафарету. Повторение формы –
овал. Обведение овалов – огурцы по шаблону,
раскрашивание красками. Основные виды
учебной деятельности и электронные
32.
Аппликация.
1
Фрукты.
учебно-методические материалы
Рассматривание картинок овощей. Выбор
цвета бумаги. Повторение ТБ при работе с
ножницами. Вырезание фруктов по шаблону,
приклеивание. Повторение правил работы с
клеем. Работа с презентацией PowerPoint
33.
Лепка. Бабочка.
1
Рассматривание образца. Выбор цвета
пластилина. Отщипывание пластилина,
катание шариков. Заполнение контура
бабочки шариками из пластилина. Работа с
презентацией PowerPoint
34.
Рисование.
1
Помидоры в банке.
Рассматривание образца. Повторение формы
– круг. Рисование контура банки карандашом.
Рисование кругов по шаблону,
раскрашивание. Работа с презентацией
PowerPoint
35.
Аппликация.
1
Повторение геометрических фигур.
Геометрический
Повторение ТБ при работе с ножницами.
орнамент.
Вырезание по шаблону квадратов,
треугольников, кругов. Сборка
геометрического орнамента из
геометрических фигур, приклеивание. Работа
36.
Лепка. Мухомор.
1
с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета
пластилина. Размазывание пластилин по
37.
Рисование. Зима.
1
шаблону. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание картинок по теме «Зима».
Упражняются в нанесении рисунка по всей
поверхности листа (снег на деревьях). Работа
38.
Аппликация.
1
Дерево зимой.
с презентацией PowerPoint
Рассматривание картинок. Рассказывание о
сезонных изменениях в природе зимой.
Закрепление навыков сминания бумаги.
Сборка аппликации из мятой бумаги по
образцу. Повторение правил работы с клеем.
39.
Лепка. Зима.
1
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание картинок. Выбор нужного
цвета. Размазывание пластилина по рисунку.
40.
Рисование.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Обведение кругов
Снеговик.
по трафарету, сравнение их по размеру.
Раскрашивание красками. Работа с
41.
Аппликация.
Ёлочные игрушки.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение ТБ при
работе с ножницами. Вырезание кругов по
шаблону разных цветов. Приклеивание к
плотному картону. Повторение правил
работы с клеем. Работа с презентацией
PowerPoint
42.
43.
44.
Лепка. Зима.
Рисование. Бусы на
1
Завершение работы. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Рассматривание картинок новогодних ёлок.
ёлку.
Рисование шариков на нитке чередуя их по
Аппликация.
цвету. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение ТБ при
1
Снеговик.
работе с ножницами. Вырезание кругов по
трафарету, приклеивание. Работа с
45.
46.
Лепка. Снегирь на
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор нужного
ветке.
цвета. Размазывание пластилина по рисунку.
Рисование.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание картинки. Дополнение
1
Нарядная ёлка.
сюжетного рисунка отдельными предметами
(шарики). Выбор цвета для рисования.
Рисование с помощью отпечатков пальцев.
47.
Аппликация. Бусы
1
из кругов.
Работа с презентацией PowerPoint
Повторение ТБ при работе с ножницами,
клеем. Обведение кругов по трафарету
разных цветов, вырезание. Приклеивание
близко друг к другу. Работа с презентацией
48.
Лепка. Снегирь на
1
PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
49.
ветке.
Рисование.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование
Геометрический
геометрического орнамента по всей
орнамент в круге.
поверхности круга. Осваивание приёма
рисования карандашами. Работа с
50.
Аппликация. Бусы
1
из квадратов.
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Соблюдение ТБ при
работе с ножницами. Обведение квадратов по
трафарету разных цветов, вырезание.
Приклеивание квадратов в форме бус.
Повторение правил работы с клеем. Работа с
51.
Лепка. Снежинки.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета
пластилина. Раскатывание колбасок на доске,
скручивание колбасок в форме снежинок.
52.
Рисование.
1
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование
53.
Геометрический
геометрического орнамента по всей
орнамент в квадрате.
поверхности квадрата. Работа с презентацией
Аппликация.
1
Медвежонок.
PowerPoint
Рассматривание образца. Соблюдение ТБ при
работе с ножницами. Вырезание готовых
заготовок. Составление целого изображения
из вырезанных деталей. Приклеивание.
Повторение правил работы с клеем. Работа с
54.
Лепка. Птичка.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Разминание
пластилина. Скатывание пластилина в форме
шара и овала. Придать форму птички (шар –
голова, овал – туловище). Соединение
55.
56.
Рисование.
1
деталей. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование
Растительный
растительного орнамента по всей
орнамент в полосе.
поверхности. Освоение приёма рисования
Аппликация.
1
Щенок.
красками. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Соблюдение ТБ при
работе с ножницамиСоставление целого
изображения из вырезанных деталей.
Приклеивание. Работа с презентацией
57.
Лепка. Кувшин.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Разминание
пластилина. Скатывание шара. Из формы
шара изготовляют кувшин. Применение
приёма вытягивания. Работа с презентацией
58.
Рисование.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование
Растительный
растительного орнамента по всей
орнамент в круге.
поверхности круга. Осваивание приёма
рисования красками. Работа с презентацией
59.
Аппликация.
1
Подсолнух.
PowerPoint
Рассматривание образца. Вспоминание
техники торцевания. Заполнение трафарета
подсолнуха в технике торцевания. Работа с
презентацией PowerPoint
60.
Лепка.
Изготовление
1
Рассматривание образца. Получение форм
пирожков путём выдавливания формочкой.
61.
пирожков.
Рисование. Ваза с
1
цветами.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Осваивание приёма
рисования карандашами. Штриховка контура.
Рисование веточек. Работа с презентацией
62.
Аппликация.
63.
Подсолнух.
Лепка.
64.
1
PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Разноцветные
Размазывание пластилина по рисунку. Работа
зонтики.
Рисование. Колобок. 1
с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Работа с
раскрасками. Выбор цвета. Дополнение
сюжетного рисунка отдельными предметами.
65.
Аппликация.
1
Ромашки.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Сминание
гофрированной бумаги в мелкие шарики.
Заполнение пространства шариками при
помощи клея. Повторение правил работы с
66.
67.
Лепка. Картинка для 1
клеем. Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
папы.
Размазывание пластилина по рисунку. Работа
Рисование. Мышка
1
с грушой.
с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Раскрашивание сюжетного рисунка
карандашами. Работа с презентацией
68.
Аппликация.
69.
Ромашки.
Лепка.
70.
1
PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Разноцветные
Разминание пластилина. Скатывание
мячики.
разноцветных шаров между ладошками.
Рисование. Весна.
1
Работа с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Освоение приёмов
рисования по всей поверхности листа. Выбор
цвета. Рисование красками. Работа с
презентацией PowerPoint
71.
Аппликация.
Деревья весной.
1
Рассказывание о сезонных изменениях в
природе весной. Закрепление навыков
сминания бумаги. Изготовление аппликации
из мятой бумаги по образцу. Повторение
правил работы с клеем. Работа с презентацией
72.
Лепка. Цветы для
1
мамы.
73.
Рисование. Цветы
PowerPoint
Рассматривание образца. Катание колбасок.
Закручивание колбасок в жгутик. Заполнение
1
для мамы.
контура изделия.
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Обведение цветов по шаблону, штриховка
карандашами. Работа с презентацией
74.
Аппликация.
1
Домик.
PowerPoint
Рассматривание образца. Повторение
геометрических фигур. Вырезание готовых
заготовок. Составление изображения из
вырезанных деталей. Приклеивание. Работа с
75.
Лепка. Гномик.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
76.
Рисование. Божьи
1
Размазывание пластилина по рисунку.
Рассматривание образца. Работа с
77.
коровки.
Аппликация.
1
раскрасками. Раскрашивание красками.
Рассматривание образца. Обведение силуэта
Цыплёнок.
цыплёнка по трафарету. Выполнение работы
в технике торцевания. Работа с презентацией
78.
Лепка. Весна.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Отщипывание пластилина, катание шариков.
Заполнение контура шариками. Применение
приёма вдавливания. Работа с презентацией
79.
Рисование. Птицы
1
PowerPoint
Раскрашивание сюжетного рисунка красками
80.
на ветке.
Аппликация.
1
по образцу. Работа с презентацией PowerPoint
Сборка композиции из готовых деталей.
Грибная полянка.
81.
82.
Лепка. Весна.
Рисование. Фрукты.
Приклеивание. Работа с презентацией
1
1
PowerPoint
Завершение работы.
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Закрашивание внутри контура карандашами.
83.
84.
Аппликация.
1
Работа с презентацией PowerPoint
Сборка композиции из готовых деталей.
Цветочная поляна.
Приклеивание. Работа с презентацией
Лепка. Петушок.
PowerPoint
Рассматривание образца. Разминание
1
пластилина. Скатывание пластилина в форму
овала и шара. Придать форму петушка.
Соединение деталей. Работа с презентацией
85.
Рисование. Овощи.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
86.
Аппликация.
1
Закрашивание внутри контура красками.
Рассматривание образца. Составление узора
Красивая тарелка.
на силуэте тарелки из скрученных салфеток
по образцу. Приклеивание. Работа с
87.
Лепка. Зайка под
88.
ёлкой.
Рисование. Котёнок.
1
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
1
Размазывание пластилина по рисунку.
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Раскрашивание и дополнение рисунка
отдельными деталями. Работа с презентацией
89.
Аппликация.
1
Веточка сирени.
90.
Лепка. Зайка под
91.
ёлкой.
Рисование. Веточка
PowerPoint
Рассматривание образца. Выполнение работы
в технике торцевания. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
рябины.
Рисование с помощью ватных палочек.
Применение приёма примакивания. Работа с
1
презентацией PowerPoint
Завершение работы. Работа с презентацией
93.
Веточка сирени.
Лепка. Радуга.
1
PowerPoint
Рассматривание образца. Вспоминание цвета
94.
Рисование.
1
радуги. Размазывание пластилина по образцу.
Рассматривание образца. Рисование контура
95.
Пирамидка.
Аппликация.
1
предмета по шаблону, раскрашивание.
Соблюдение ТБ при работе с ножницами.
92.
Аппликация.
Закладка для книг.
Вырезание геометрических фигур по контуру.
Приклеивание к полоске по образцу. Работа с
96.
Лепка. Бабочки на
1
лугу.
97.
Рисование. Лето.
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Размазывание пластилина по рисунку. Работа
1
с презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Освоение приёмов
рисования по всей поверхности листа.
Рисование красками. Работа с презентацией
98.
Аппликация.
1
PowerPoint
Соблюдение ТБ при работе с ножницами.
Петушок.
99.
Лепка. Цветы на
Вырезание деталей изделия по контуру.
1
лугу.
100.
Аппликация.
Сборка изображения, приклеивание.
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Размазывание пластилина по рисунку. Работа
1
Матрёшка.
с презентацией PowerPoint
Соблюдение ТБ при работе с ножницами.
Вырезание деталей изделия по контуру.
Сборка изображения, приклеивание. Работа с
101.
Лепка. Грибная
1
полянка.
102.
Аппликация.
Дерево летом.
презентацией PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета.
Размазывание пластилина по рисунку. Работа
1
с презентацией PowerPoint
Рассказывание о сезонных изменениях в
природе летом. Закрепление навыков
сминания бумаги. Изготовление аппликации
из мятой бумаги по образцу. Работа с
презентацией PowerPoint
5.Материально-техническое обеспечение .
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
под ред. И. М. Бгажноковой - Москва: Владос, 2007
2. Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Москва: АСАДЕМА, 2002
3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – Москва: Скрипторий 2003, 2006.
4. Кузнецова Л. А. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - Санкт-Петербург: Филиал издательства
«Просвещение», 2006
5. Новые
технологии
социальной
реабилитации
учреждений (методическое пособие
детей-инвалидов
в
условиях
интернатных
для дистанционного обучения воспитателей и
педагогов домов-интернатов). – Москва: Аналитический научно-методический Центр «Развитие и
коррекция», 2002
6. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6 – 7 лет. Методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006
7. Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида.
Подготовительный, 1 – 4 классы (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, физическое
воспитание). – Москва: Просвещение, 2006
8. Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (музыкальное
воспитание, обучение элементам художественного творчества). - Псков, 2004
9. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий.- Волгоград: Корифей, 2008
печатные пособия:
-наборы предметных картинок
-наборы сюжетных картинок
-репродукции картин
учебно-практическое оборудование:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные
кисти, ножницы, коврики, стеки, индивидуальные доски
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии)готовых изделий, репродукции
картин, изделия из пластилина, глины
- альбомы с демонстрационным материалом, рабочие альбомы с материалом для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
магнитная доска.
- расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, цветной картон и др.), карандаши (простые,
цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага
разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, глина).
технические средства обучения:
-компьютер
-телевизор
-планшет
интернет ресурсы:
-сайт МААМ.RU