10 класс (вариант 2)

Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Нелидовская школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ
«Нелидовская школа-интернат»
__________________Н.Н. Козырь
Приказ № _____от ____________

Рабочая программа

для обучающихся с нарушением интеллекта
по учебному предмету

«Коррекционно-развивающие занятия»
10 класс
II Вариант

Составила: педагог-психолог
Дятлова Татьяна Витальевна

Нелидово, 2025

Пояснительная записка
Данная программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия»
предметная область «Коррекционно – развивающие занятия» разработана основе
следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ
Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026).
Цель: реализация индивидуальных специфических образовательных
потребностей учащихся с интеллектуальными нарушениями посредством коррекции
отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Основные задачи программы:
 Формирование социально приемлемых форм поведения;
 Сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик,
агрессия, стереотипии и др.
 Достижение предметных результатов у учащихся с интеллектуальными
нарушениями, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий.
 Оказание дополнительной помощи в освоении отдельных особенно трудных
для учащихся действий и представлений.
 Развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческого
потенциала.
Роль учебного курса:
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально
приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных
специфических образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на
развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности
конкретного учащегося с интеллектуальными нарушениями задачи программы
конкретизируются в СИПР и реализуются через программы учебных предметов и в
ходе коррекционно-развивающих занятий. Помощь учащимся в освоении
отдельных особенно трудных действия и представлений определяется содержанием
программ учебных предметов.

Общая характеристика учебного предмета.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является
чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е.
от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие
органического поражения ЦНС у детей с интеллектуальными нарушениями
процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций
нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит
со значительной задержкой. У многих детей, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой
связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций,
которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с
различными предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционный курс» в учебном плане в Федеральном компоненте
государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный
предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с
интеллектуальными нарушениями. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в
неделю, 34 учебные недели.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
Физические характеристики персональной идентификации:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов;
использует элементарные формы речевого этикета;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
Биологический уровень
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами
(температурный режим, освещение и. т.д.)
сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность
некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение,
получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей:
одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и
явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимает участие в коллективных делах и играх;
принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
умеет фиксировать взгляд на объекте;
умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со
всех сторон;
сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
скатывает из бумаги шарики;
раскладывает кусочки ткани на столе;
играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в
домик, села на стул и т.д.);
наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из- за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:
1)
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
фиксирует взгляд на движущей игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на другой;
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной
мимики;
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
фиксирует взгляд на изображении;
2)
умение выполнять инструкции педагога:
понимает жестовую инструкцию;
выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения).
3)
использование по назначению учебных материалов:
бумаги;
карандашей;
пластилина;
-дидактических игр.
умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
4)
выполняет действие способом рука-в-руке;
подражает действиям, выполняемы педагогом;
последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1)
в течение определенного периода времени:
способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 3-4 мин.
2)
от начала до конца:
при организующей, направляющей помощи способен выполнить
посильное задание от начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.:

ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
умеет кооперироваться и сотрудничать;
избегает конфликтных ситуаций;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов;
использует элементарные формы речевого этикета;
принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок
и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
Биологический уровень
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами
(температурный режим, освещение и. т.д.)
сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность
некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение,
получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей:
одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и
явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимает участие в коллективных делах и играх;
принимать и оказывать помощь.
складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в
домик, села на стул и т.д.);
-

наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Базовые учебные действия:
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из- за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
-

Формирование учебного поведения:
1)
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
фиксирует взгляд на движущей игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на другой;
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной
мимики;
фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
фиксирует взгляд на изображении;
фиксирует взгляд на экране монитора.
2)
умение выполнять инструкции педагога:
понимает жестовую инструкцию;
понимает инструкцию по инструкционным картам;
выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным
учеником на данном этапе обучения).
3)
использование по назначению учебных материалов:
бумаги;
карандашей;
пластилина;
-дидактических игр.
4)
умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
выполняет действие способом рука-в-руке;
подражает действиям, выполняемы педагогом;
последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу
педагога;
выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:
способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 3-4 мин.
2)
от начала до конца:
при организующей, направляющей помощи способен выполнить
посильное задание от начала до конца.
3)
с заданными качественными параметрами:
ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с
содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.:
ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или
наглядный план) с помощью педагога.
1)

Содержание программы учебного предмета

(2 ч в неделю)
Содержание дополнительных коррекционно-развивающих занятий с
учащимися представлено в нижеследующей таблице.
Учебный предмет
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Речь и
альтернативная
коммуникация

Математические
представления

Окружающий
природный мир

Формирование коммуникативных навыков, в том числе с
использованием технологий по альтернативной
коммуникации в соответствии разделами программы
учебного предмета «Коммуникация», «Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо»
Дополнительные занятия по математике в соответствии
разделами программы учебного предмета «Количественные
представления», «Представления о форме», «Представления
о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления»
Проведение дополнительных индивидуальных занятий с
нуждающимися учащимися в соответствии разделами
программы учебного предмета «Растительный мир»,
«Животный мир», «Временные представления», «Объекты
неживой природы»

Человек

Окружающий
социальный мир

Индивидуальные занятия по формированию навыков
самообслуживания в соответствии разделами программы
учебного предмета «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и
раздевание», «Прием пищи»
Дополнительные занятия по формированию у учащихся
типовых моделей поведения в различных жизненных
ситуациях в соответствии разделами программы учебного
предмета «Квартира, дом, двор», «Продукты питания»,
«Предметы быта», «Школа», «Транспорт»

Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с
интеллектуальными нарушениями проводятся учителем и/или воспитателем во
внеурочное время.
Учебно–тематический план
№
п/п
1
2

Наименование разделов
Развитие эмоционально-личностной сферы
Развитие коммуникативной сферы и

3

социальной интеграции
Продуктивное взаимодействие с окружающими

4

Развитие познавательной сферы

Итого

Количест
во
часов
20
18
10
20
68 часов

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
1

Раздел
програм
м

Тема

Кол- Дата Коррекционн
во
ые задачи
часов

Создание
доброжелательной
атмосферы в классе;
развитие
гибкости
мышления.

1

Развитие памяти и
внимания.
Создание
доброжелательной
атмосферы в классе;
развитие
гибкости
мышления.
Развитие памяти и
внимания.

1

4

Развитие
комбинаторного
мышления, скорости
реакции.

1

5

Развитие
комбинаторного
мышления, скорости
реакции.

1

2

3

6

Развитие
эмоциона
льноличностн
ой сферы

Интонация голоса.
Выполнение заданий на
смену интонаций:
грусть, радость…

1

1

Развитие речи
учащихся.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
фонематическо
го слуха.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
устной речи.

Развитие
мелкой
моторики рук.

При
ме
чан
ие

7

Мимика
и
жесты.
Объяснение написанного
или
нарисованного,
используя
только
мимику и жесты.
Мимика
и
жесты.
Объяснение написанного
или
нарисованного,
используя
только
мимику и жесты.

8

9

10

Речевая ситуация
Развитие
«Разговор
коммуник
а
по телефону»
тивной
сферы и
социальн
ой
интеграц
ии
Речевая ситуация «Мы
идём в гости»

11
12

13
14

Речевая ситуация
«Поход в кино»
Продукти Мои друзья. Составление
вное
рассказа о друге.
взаимоде
йствие с
окружаю
щими
Мои одноклассники.
Составление рассказа.
Развитие
познават
ельной
сферы

Одна буква. Как можно
измениться слово.

1

Коррекция
пространственн
ой
ориентировки.

1

Пополнение
словарного
запаса
учащихся.

1

Развитие
мелкой
моторики.

1

1
1

1
1

Коррекция
фонематическо
го слуха.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
плавности
движений.
Коррекция
фонематическо
го слуха.

Развитие
артикуляционн
ого аппарата.
Развитие
пассивного
словаря.

15

Занимательная
математика.

1

16

Анаграммы.

1

17

Разгадывание
кроссвордов.

1

18

Ребусы.

1

19

Развитие Чувства в природе.
эмоциона
льноличностн
ой сферы

1

20

Чувства человека.

1

21

Полезные чувства:
радость, забота, любовью.

1

22

Распознавание чувств:
удивление.

1

Развитие
устной речи.
Развитие
ориентировки в
пространстве.
Коррекция
вербальной
памяти.
Развитие
плавности
соразмерности
движений.
Развитие
внимания и
артикуляционн
ого аппарата.
Коррекция
плавности
движений.
Развитие
устной речи.
Развитие
мыслительной
деятельности на
основе
запоминания и
воспроизведени
я.
Коррекция
зрительной
памяти.
Развитие
внимания и
плавности
движений рук
Развитие
артикуляционн
ого аппарата.
Развитие
внимания и
плавности
движений рук.

23
24

25
26

27

28

29

30

31

Удивительное рядом.

1

Развитие Конструирование
коммуник речевой ситуации
ативной «Времена года»
сферы и
социальн
ой
интеграц
ии
Конструирование
речевой
ситуации
«Домашние животные».
Конструирование
речевой
ситуации
«Любимые сказки».

1

Продукти Моя школа.
вное
взаимодей
ствие с

1

окружаю
щими

Развитие
познават
ельной
сферы

1
1

Мой класс.

1

Поиск противоположных
предметов.

1

Метаграммы.

1

Отгадай загадки.

1

Коррекция
зрительного
восприятия.
Коррекция
фонематическо
го слуха,
внимания.

Коррекция
вербальной
памяти.
Коррекция
мышления на
основе
запоминания и
воспроизведени
я.

Коррекция
вербальной
памяти на
основе
воспроизведения
.
Коррекция
плавности и
соразмеренности
движений.
Коррекция
соразмеренности
движений.
Развитие
зрительного
восприятия
Развитие
артикуляционно
го аппарата.
Развитие
слухового
восприятия.

32

Кроссворды.

1

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия.

33

Опыты с водой.

1

34

Способы очистки воды.

1

Развитие
мелкой
моторики рук и
плавности
движений.

35

Глобус. Знакомство.

1

36

Город Москва.
Заочное путешествие.

1

37

Город Санкт - Петербург.
Заочное путешествие.

1

38

Город Нелидово
Заочное путешествие.
Современная музыка.

1

Вредные чувства:обида,
страх, гнев

1

Распознавание чувств:
грусть, печаль

1

39

40

41

Развитие
эмоциона
льноличностн
ой сферы

1

Развитие
соразмерности
движений рук.
Коррекция
зрительной
памяти и
внимания.
Коррекция
фонематическо
го слуха.
Развитие
зрительной
памяти.
Развитие
артикуляционно
го аппарата,
активизация губ
и кончика
языка.
Развитие
внимания.
Развитие
устной речи
учащихся.
Коррекция
памяти на
основе
запоминания и
воспроизведени
я.

42

Как справиться с
грустью, печалью

43

Развитие Речевая ситуация
коммуник «День рождения»
ативной
сферы и
социально
й
интеграци
и
Моделирование
речевой ситуации
«Моя семья»

44

45
46

47

Продукт
ивное
взаимодей
ствие с
окружаю
щими

1

1

1

Развитие
фонематическо
го слуха.
Коррекция
мышц рук.
Коррекция
внимания и
памяти на
основе
запоминания и
воспроизведен
ия.
Коррекция
вербальной
памяти.
Пополнение
словарного
запаса учащихся.

Моделирование
речевой ситуации
«Подарки»
Я – мальчик / девочка.

1
1

Коррекция
артикуляцион
ного аппарата и
ориентировки в
пространстве.

Я – сын / дочь.

1

Корреляция
зрительного
восприятия и
вербальной
памяти.

48

Ориентировка в
пространстве.
Компас.

1

Игра «Найди того кто?»

1

Мир вокруг меня.

1

Пополнение
словарного
запаса
учащихся.

51

Разгадывание
кроссвордов.

1

52

Ребусы.

1

53
54

Анаграммы.
Мои положительные
качества.

1
1

Развитие
речи
учащихся.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
фонематичес
кого слуха.
Развитие
мелкой
моторики.
Развитие
устной
речи.

Мои отрицательные
качества.

1

56

Поступки мои
и окружающих

1

57

Мои положительные и
отрицательные
поступки.

1

Развитие
познават
ельной
сферы

49
50

55

Развитие
эмоциона
льноличностн
ой сферы

Развит
ие
мелкой
моторики рук.
Коррекция
пространстве
нной
ориентировки
.
Пополнение
словарного
запаса
учащихся.
Развитие
мелкой
моторики.

58

Развитие Речевая ситуация
коммуник «Выставка картин»
а тивной
сферы и
социальн
ой
интеграц
и

1

Коррекция
фонематичес
кого слуха.
Развитие
мелкой
моторики.

Развитие
плавности
движений.
Коррекция
фонематичес
кого слуха.

59

Конструирование диалога
«Разговор в автобусе»

1

60

Моделирование

1

61

62
63
64
65
66
67
68

речевой ситуации
«Встреча»
Продукти Правила
вное
взаимоде безопасного поведения в
йствие с
летние каникулы.
окружаю
щими
Помощь семье.
Диагност
ика

Контрольные задания.
Наблюдение и
собеседование.

1

Развитие
артикуляцио
нного
аппарата.

3
4

Материально–техническое обеспечение
Оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) бассейн, игрушки и

предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов,
различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели,
наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),

звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной
фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с

напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и
коммуникативные тетради, записывающие устройства.
- игрушки
- набор посуды
- мебели
- одежда и обувь для куклы
- мозаика

Формы аттестации(контроля)
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является
динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от
непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных
средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и
представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений
происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
№
1.
2.

Критерии оценивания
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
Пассивное участие/соучастие
действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет чтонибудь сделать с ним)
Активное участие – действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или
вербально)
по подражанию или по образцу
 самостоятельно с ошибками
 самостоятельно
Сформированность представлений
1.представление отсутствует
2.не выявить наличие представлений
3. представление на уровне:
 использования по прямой подсказке
 использования с косвенной подсказкой (изображение)
 самостоятельного использования


3.

критерии

д
д
д
д
н

до
сш
с
?
пп
п
+


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».