5 класс (вариант 2)

1

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
СОГЛАСОВАННО
на МО
учителей старших классовЗаместитель
Заместитель
директора
по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
директора
по УР:
школа–интернат»
Руководитель МО:
__________А.Г.
Никитина
____________Е.М. Лебедева
_____________Н.Н. Козырь
__________А.Г.
Никитина
Протокол № 1
«28» августа
2025 г.
от «27» августа 2025 г. «28» августа
Приказ № _
2025 г.
от«29» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
Адаптированная
программа
обучающихсярабочая
с нарушением
интеллекта
5 класса (вариант 2)
основногоучебного
общего образования
предмета

обучающихся с нарушением
интеллекта мир»
«Окружающий
социальный
(Образовательная область «Окружающий мир»)

7-9накласса
(вариант
2) год
2025-2026
учебный
(срок реализации программы)

учебного предмета

«Труд (технология)»
г. Нелидово
2025г

(столярное дело)
(Образовательная область «Технологии»)

Составитель: учитель
высшей категории
Петров Николай Иванович

2

Пояснительная записка
Программа «Окружающий социальный мир» для учащихся 5 класса (вариант 2) составлена на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с тяжёлой степенью нарушения
интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19
декабря 2014 г.;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с нарушением
интеллекта/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
 В соответствии с базисным учебным планом и АООП ГКОУ «Нелидовская школа-интернат».


Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета

Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.

Общая характеристика учебного предмета

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков,
направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них
максимально возможного уровня самостоятельности.

В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают

трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на

3

2

доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений
обокружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- формирование

представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное

назначение окружающих предметов, действия с ними).

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как

самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его
изучение в 5 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностейего психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к

результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.

Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

3

· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая
площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в
общественныхместах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения
согласносоциальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственнобытовойдеятельности.

4

Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами:
 Школа

 Квартира и дом

 Предметы быта

 Продукты питания

 Предметы и материалы, изготовленные человеком
 Город

 Транспорт
 Страна

 Традиции и обычаи
№
1.
2.

Тема

Календарно-тематическое планирование

Школа.
Помещения школы. Назначение
помещений школы.
Знание (соблюдение) правил
поведения на территории школы.

Кол-во
часов

Дата

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

5

3.

Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Свойства бумаги (рвется, мнется,
намокает).
Виды бумаги по плотности
(альбомный лист, папиросная бумага,
картон и др.)
Узнавание предметов, изготовленных
из бумаги (салфетка, коробка, газета,
книга и др.).
Город.
Элементы городской
инфраструктуры (улицы, здания,
парки, набережная, центральная
площадь).
Назначение зданий: больница,
поликлиника.
Назначение зданий: парикмахерская,
почта.

2

Выполнение действий по инструкции
учителя,участие в беседе, ответы на
вопросы учителя.

2

Выполнение действий по инструкции
учителя,участие в беседе, ответы на
вопросы учителя.
Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

7.

Страна.
Название государства, в котором мы
живем.
Название столицы России: Москва.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

8.

Название городов России:
Новосибирск.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными

4.
5.

6.

2

6

картинками.
9.

Школа.
Зоны класса.
Распорядок школьного дня.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2

11.

Квартира, дом, двор.
Части дома (стена, крыша, окно, дверь,
пол, потолок).

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

12.

Места общего пользования в доме
(чердак, подвал, подъезд, лестничная
площадка, лифт).

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

13.

Помещения квартиры (ванная, туалет,
балкон).

2

14.

Функциональное назначение
помещений квартиры (спальная,
детская, гостиная, прихожая, кухня,
ванная, туалет,балкон).
Предметы быта.
Электробытовые приборы (телевизор,
утюг, лампа, микроволновая печь,
электрический чайник).

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

10.

15.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

7

16.

Правила безопасности при
использовании электробытовых
приборов.
Традиции, обычаи.
Традиции и атрибуты праздников
(Новый Год).
Продукты питания.
Различение напитков (вода, чай, сок,
какао, компот) по внешнему виду, на
вкус.
Предметы и материалы,
изготовленные человеком.
Свойства дерева (прочность,
твёрдость).
Предметы, изготовленные из дерева
(стол, полка).

2

21.

Город.
Различение магазинов: одежда,
посуда.

2

22.

Различение магазинов: продукты,
цветы, мебель.

2

23.

Традиции, обычаи.
Традиции и атрибуты праздников (23
февраля).

2

17.
18.

19.

20.

2
2

Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.
Выполнение действий по инструкции
педагога,ответы на вопросы учителя.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы
учителя, работа с предметными и
сюжетными картинками.

8

24.

Страна.
Государственная символика (герб,
флаг, гимн).
Город.
Правила перехода улицы.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2

26.

Продукты питания.
Различение молочных продуктов
питания по внешнему виду, вкусу.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

27.

Правила хранения молочных
продуктов.

2

28.

Школа.
Школьные принадлежности:
школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, карандаш, точилка,
резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом
для рисования.
Знание положительных качеств
человека.
Транспорт.
Космический транспорт.

2

Профессии людей, работающих на
космическом транспорте: космонавт.

2

25.

29.
30.
31.

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Выполнение действий по инструкции
педагога,ответы на вопросы учителя,
участие в беседе.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.
Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

9

32.

Традиции, обычаи.
Традиции и атрибуты праздников:
День Победы.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя,
работа с предметными и сюжетными
картинками.

33.

Квартира, дом, двор.
Сообщение своего домашнего адреса.
Сообщение адреса школы-интерната.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

2

Участие в беседе, ответы на вопросы учителя.

34.

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
 Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
 Детские наборы посуды, предметы быта.
 Предметные, сюжетные картинки.

 Дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Транспорт»

 Аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения
вобщественных местах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».