ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол №
от « » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
от « » августа 2025 г.
« » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 2)
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей категории
Егорова Оксана Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4.Тематический план.
5.Материально – техническое обеспечение.
1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и
множественными нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого –
медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета «Альтернативная коммуникация».
Личностная цель: формирование осознания себя как ученика, заинтересованного посещением школы
Задачи:
1)формирование социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;
2)формировать у обучающихся самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договорённостей;
3)прививать у обучающихся ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.).
Коммуникативная цель: формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места
в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Задачи:
1) уметь вступать в контакт и работать в коллективе;
2) использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 3)
обращаться за помощью и принимать помощь.
Предметная цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации, расширение жизненного опыта для успешной адаптации в
учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся с нарушением интеллекта.
Задачи:
1)
формировать способность к овладению доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными;
2)
формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
Регулятивная цель: формировать адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д. 1) научить работать по предложенному плану; 2) научить работать
в общем темпе.
Коррекционная цель: развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи через расширение словарного
запаса.
Задачи:
1) развивать способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; 2)
развивать артикуляционную, мелкую и крупную моторику.
Приемы:
-развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание
головой и т.д.);
-выполнение действий по невербальной инструкции;
-ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
-моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай,
на и тд.);
-развитие мимики и жеста;
-жестовое приветствие и прощание;
-выполнение имитирующих движений;
-понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация».
.
Личностные результаты
1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание
себя как «Я»;
2.Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 3.Формирование
социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты
1.Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
2.Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
(вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
3.Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной
речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
4.Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
5.Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека
6.Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
7. Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
3. Содержание обучения.
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации», «Чтение и
письмо».
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных средств альтернативной
коммуникации. Обучение строится от реального предмета / объекта к абстрактному символу или жесту.
Применение метода постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение
альтернативной коммуникации происходит в рамках функционального использования (для решения задач
различного назначения).
Изучение
пиктограмм
визуального
расписания.
Использования
пиктограмм
для
коммуникационного взаимодействия. Использования коммуникативных устройств для социального
взаимодействия. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором находится
учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и расширение способностей к
общению.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» направлен на овладение способами
взаимодействия, обмена социальным опытом.
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
-Коммуникация с использованием вербальных средств:
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью.
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие
собеседника звуком (словом), жестом, изображением. Привлечение к себе внимания звуком (словом),
жестом. Выражение своих желаний звуком (словом), изображением. Обмен информацией. Обращение с
просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом), изображением. Выражение согласия, несогласия
звуком (словом), изображением. Выражение благодарности звуком (словом), изображением. Прощание с
собеседником звуком (словом), жестом, изображением. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на
вопросы, вопросы к собеседнику.
-Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на вопрос. Выражение
мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди,
животные, действия, события и т.д). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение
объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки)
действия. Понимание слов. Обозначающих количественное выражение. Понимание местоимений Я, Ты,
ОН, ОНА, ОНИ. Называние членов своей семьи, педагогов, одноклассников. Понимание словосочетаний,
простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий. Следование инструкций 1-3 шага,
следование инструкций с предлогами. Категоризации.
Экспрессивная речь.
Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов,
звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов, субъектов,
действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление
слов, обозначающих состояния. Свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих
функции предмета. Употребление слов. Обозначающих количество объектов / субъектов. Соотнесение
слов с графическим изображением. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Умение
отвечать на вопросы при помощи (звука, слова, визуального изображения). Комментирование.
Чтение и письмо.
Узнавание (различение) образов графем (букв)). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание 17-19 изученных букв. Глобальное чтение в доступных
ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание (различение) напечатанных слов,
обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации. Чтение небольших текстов (2-3 простых предложения). Ответы на
вопросы об информационном содержании текста.
4.Тематический план.
№
п/п
Содержательная линия.
Тема
колво
часов
Основные виды учебной
деятельности и электронные учебнометодические материалы
1.
Обследование
активного и пассивного
словаря.
Обследование
связной речи.
Обследование
письменной речи.
Составление
простых
предложений
по теме
«Осень».
2
- Выполнение проб.
Актуализация имеющихся знаний по
лексическим темам.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
Составление
простого
нераспространённого предложения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2.
Дата
3.
Чтение
слов
и
соотнесение
с
картинкой
по
теме:
«Фрукты».
Игра
«Четвертый лишний».
2
- Проговаривание слов, составление
простой фразы.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
4.
Игра
на
развитие
слухового восприятия
«Угадай, что звучит».
Проговаривание
стихотворения
С.
Михалкова «Овощи» и
сопровождение
иллюстрациями.
Сравнение предметов по
величине. Игра «Один
много» с трехсложными
словами
с
прямым
открытым слогом.
2
- Проговаривание слов, составление
простого
нераспространенного
предложения.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
- Узнавание предмета по частям и
соотнесение с предметом.
- употребление простых предложений
при составлении рассказа доступным
способом
- закрепление жеста, символа «лето»,
«солнце», «тепло»
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
6.
Составление ответов на
вопросы
«Что
ты
делаешь?». Игра «Назови
кого нет».
2
- Прочитывание слов с изученными
буквами и соотнесение с картинкой.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
7.
Игра «Угадай предмет по
частям». Чтение слов и
соотнесение
их
с
картинкой
по
теме
«обувь».
2
- Составление простых предложений по
теме. Составление предложений с
качественными
прилагательными.
Составление ответов на вопросы.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
8.
Игра «Угадай предмет по
частям». Чтение слов и
соотнесение
их
с
картинкой
по
теме
«обувь».
2
- Нахождение слов и соотнесение
напечатанного слова и картинки.
Соотнесение частей тела куклы и
картинки человека.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
9.
Составление ответов на
вопросы
по
тексту
«Мячик».
Списывание
двусоставных слов по
теме «Школа».
2
- Логопедическая игра «Комариная
школа».
Списывание с письменного текста.
Проговаривание простых предложений.
- рассматривание сюжетных картинок
5.
Работа с презентациями
PowerPoint
в формате
10.
Работа
над
слоговой
структурой слова. Игра
«Кто у кого»
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- Проговаривание простых предложений.
Подбор слов на заданную тему.
Подбор слов на заданную тему.
- рассматривание сюжетных картинок
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
11.
Чтение
простых
предложений
и
соотнесение
их
с
картинкой. Списывание с
письменного текста имен.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- рассматривание сюжетных картинок
Составление простых предложений с
предлогами.
Проговаривание
предложений с опорой на графическую
схему.
- пальчиковая игра «Мы капусту рубим,
рубим» Работа с презентациями в
формате PowerPoint
12.
Составление ответов на
вопросы
по
рассказу
«Курица
и
лисица».
Составление слова по
картинке. «Назови, кого
ты видишь»
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- рассматривание предметных картинок
Проговаривание четверостишия с опорой
на графическую схему. Составление
предложений с опорой на графическую
схему.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
13.
Составление
простых
предложений
с
предлогами.
Проговаривание
четверостиший о зиме.
Списывание
слов
с
письменного текста.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: овощи
- рассматривание сюжетных картинок
- Составление
предложений,
содержащих просьбу. Составление слов
из одного закрытого слога.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
14.
Составление
распространенных
предложений по
«Зима».
2
- рассматривание иллюстраций
- умение составлять рассказ о зиме
- употребление простых предложений
при составлении рассказа доступным
способом
- закрепление жеста, символа «зима»,
«снег», «холодно», «белый»
- закрепление зимних признаков
- узнавание (нахождение) картинки с
теме:
временем
года
зима
Работа
презентациями вформате PowerPoint
с
15.
Чтение
слов
и
соотнесение с картинкой.
Игра
«Подарки
Деда
Мороза».
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- Составление рассказа по сюжетной
картине с использованием графической
схемы.
Составление слов из одного закрытого
слога.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16.
Чтение предложений с
опорой
на
картинки:
«Скажи, что делали дети».
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- Чтение слов, подбор
картинок к
предложению.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
17.
Чтение предложений и
соотнесение
их
с
картинкой по лексической
теме
«Зима».
Игра
«Скажи, чья эта вещь».
Составление рассказа по
сюжетной
картине
с
использованием
графической
схемы
«Снежный ком».
Составление рассказа по
сюжетной
картине
с
использованием
графической
схемы
«Зимние забавы».
2
- выполнение практических инструкций
учителя
Чтение слов, подбор
картинок к
предложению.
Составление слова и картинки.
Списывание с печатного текста.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый, лыжи
- понимание слов, обозначающих
действие предмета: кататься
- знакомство, закрепление жеста, символа
«играть», «снег», «холодно», «лыжи»,
«горка» Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Чтение
слов
и
соотнесение с картинкой
по
лексической
теме
«Головные уборы».
Списывание предложений
с письменного текста.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- Составление слова и картинки. Подбор
слов на заданный звук и проговаривание
определенного звука
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
18.
19.
20.
Игра «Кто, что делает».
Составление
распространенных
предложений
с
предлогами.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- Игра с предметом Подбор слов на
заданный
звук
и
проговаривание
определенного звука.
Работа с презентациями
PowerPoint
в формате
21.
Составление рассказа по
сюжетной
картине
с
использованием
графической
схемы:
«Весна».
2
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста, символа
«весна», «тепло», «дождик»
- закрепление весенних признаков
- узнавание (нахождение) картинки с
временем года весна
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
22.
Составление
связного
рассказа
по
схеме
«Весна».
Чтение
стихотворения А. Барто
«Мишка».
2
- выполнение практических инструкций
учителя
Составление ответов на вопросы по
тексту.
Проговаривание слов.
понимание, воспроизведение доступным
способом текста стихотворения за
педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)
Расширение словаря детей. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
23.
Чтение
слов
и
соотнесение
их
с
картинкой
по
теме:
«Посуда».
Составление
предложений,
содержащих просьбу.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
Проговаривание слов.
Расширение
словаря
детей.
Соотнесение
прилагательных
с
существительными.
Составление
связного высказывания.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
24.
Подбор
предложений
по теме «Весна».
Списывание с печатного
текста слов типа СГС.
2
- выполнение практических инструкций
учителя
- Составление связного высказывания.
Составление высказывания на заданную
тему.
Подбор предложений к теме времена
года
Чтение слов и соотнесение их с
картинкой.
Работа с презентациями
PowerPoint
в формате
25.
Чтение
слов
и
соотнесение
их
с
картинкой
по
теме:
«Мебель»
2
Расширение
представление
по
лексической
теме
«Мебель».
Артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика. Пальчиковая гимнастика по
данной теме. Дидактическая игра на
развитиеответы на вопросы доступным
способом зрительного внимания «Чего
не хватает». Составление предложений
картиночными символами.
Подбор предложений к теме
Чтение слов и соотнесение их с
картинкой. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
26.
Списывание с печатного
текста двусложных слов
со стечение согласных.
2
Чтение слов и соотнесение их с
картинкой.
Составление
предложений
по
мнемотаблицам. Работа с презентациями
вформате PowerPoint
27.
Составление ответов на
вопросы по тексту Ёжик».
2
- выполнение практических инструкций
учителя
рассматривание иллюстраций
Чтение простых предложений и выбор
картинки. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
28.
Чтение
текста
картинками «Тучка»
с
1
- выполнение практических инструкций
учителя
- умение пересказать при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
29.
Составление ответов на
вопросы
по
тексту
«Муравей». Списывание с
письменного
текста
предложений.
2
- рассматривание иллюстраций
- употребление простых предложений
при составлении рассказа доступным
способом
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
30.
Составление
и
проговаривание
предложений
с
местоимениями мой, моё,
моя.
Работа
над
трехсложными словами со
стечением согласных в
2
Составление ответов на вопросы по
тексту.
Проговаривание слов.
Расширение словаря детей.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
31.
середине слова.
Чтение сказки «У страха
глаза велики» и выбор
картинки
к
ответу.
Составление
предложений о себе.
2
Чтение простых предложений и выбор
картинки.
Активизация
в
речи
относительных прилагательных. Чтение
сказки и выбор картинки к ответу. Работа
с презентациями вформате PowerPoint
32.
Чтение сказки «Гусилебеди» и выбор картинки
к ответу. Игра «Назови
ласково».
2
Чтение простых предложений и выбор
картинки.
Чтение сказки и выбор картинки к
ответу.
понимание, воспроизведение доступным
способом текста сказки за педагогом
(слово,
звукоподражание,
символ,
картинка, жест) Работа с презентациями
вформате PowerPoint
33.
Коммуникативное
взаимодействие по теме
«Лето».
Картиночные
символы.
2
Артикуляционная
и
тематическая
пальчиковая гимнастика. Дыхательная
гимнастика. Расширение словаря по теме
«Времена года. Лето». Дидактическая
игра «Времена года». Знакомство с блисс
символами
по
данной
теме.
Употребление вежливых слов, жестов,
словпредметов
и
слов-действий.
Складывание разрезных картинок, по
образцу и без. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
34.
Итоговое
занятие.
Классификация
предметов. Составление
вопросительных
предложений.
2
Артикуляционная
и
пальчиковая
гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Повторение пройденного материала.
Дифференциация
понятий
по
лексическим
темам.
Составление
предложений при помощи пекс. Развитие
ритмико-интонационной стороны речи
серией картинок «Школа». Составление
последовательного рассказа по средствам
блисс символов с опорой на предметные
картинки. Игра с коммуникативными
игрушками для развития ритмико
интонационной стороны речи. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Итого:68 часа
5.Материально – техническое обеспечение.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная
коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного
дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и
невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм,
графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы
букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них
индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»),
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы,
планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и
вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства, а также компьютерные
программы, например: PicTop, LetMetalc и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и
др.
Интернет-ресурсы:
1. Инфоурок. https://infourok.ru/
2. Учи.ру https://uchi.ru/
3. Мерсибо https://mersibo.ru/
4. Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru
5. learningApps.org
6. Мультиурок https://multiurok.ru
Литература (основная и дополнительная):
1.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с пиктограммами:
рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
2.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая
тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
3.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
4.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
5.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
6.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
7.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с.
8.
Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком.
Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
9.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для
студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995— 112
с.
10.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и
родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
11.
Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое
пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.