9 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР:

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол №
от « » августа 2025 г.

_________А.Г. Никитина

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь

« » августа 2025 г.

Приказ № _
от « » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
9 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Окружающий социальный мир»

(образовательная область « Окружающий мир»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Егорова Оксана Владимировна

1

г. Нелидово
2025г

Содержание

1Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития. разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико –
педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с
учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному курсу
«Окружающий социальный мир» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Цель обучения – формирование элементарных представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
 формировать умения ориентироваться в доме, квартире, во дворе.
 формировать у ребенка нормы поведения в различных ситуациях во дворе.
 формировать знания о простых предметах обихода.
 формировать знания о назначении предметов быта.
 обучать называнию предметов, находящихся в классе.
 формировать умение называть продукты питания
 формировать гигиенические навыки, правила поведения в столовой.
 Обучать нормам и правилам поведения в общественном транспорте.
 Формировать знания о названии государства и города, в котором живём.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся
Личностные результаты
 Осознание себя как «Я» и своей принадлежности к определенному полу.
 Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3.Формирование положительного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и
разнообразии природной и социальной частей.
 Формирование уважительного отношения к окружающим.
 Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире.
 Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, воспитанника).
Предметные результаты
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2









































Сформированность представлений о деятельности и профессиях людей.
Умение соблюдать традиции школьных, государственных праздников.
Сформированность представления о своей стране, о государственной символике, о
достопримечательностях столицы и родного города.
3.Содержание обучения.
Школа
Знание профессий людей, работающих в школе.
Соотнесение работника школы с его профессией.
Знание, соблюдение правил поведения в школе.
Правильная посадка за партой.
Поддержание в порядке рабочего места.
Поддержание порядка в классе.
Знание расписания уроков.
Четкое знание назначения школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса.
Знание положительных качеств человека.
Умение проявлять свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор
Узнавание, различение частей территории двора: место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон.
Знание, соблюдение правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение.
Знание, соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.
Предметы быта
Различение
назначения
электробытовых
приборов:
пылесос, электрочайник,
холодильник, микроволновая печь, стиральная машина.
Знание назначения электроприборов.
Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Различение назначения предметов мебели.
Различение назначения предметов посуды.
Узнавание, различение предметов посуды.
Знание назначение предметов посуды.
Узнавание, различение кухонного инвентаря: терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка.
Знание назначение кухонного инвентаря.
Продукты питания
Закрепление правил поведения за столом.
Различение мясных продуктов.
Знакомство со способами обработки, приготовления мясных продуктов.
Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание, различение рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки, приготовления (филе рыбы,
креветка, рыбная котлета, рыбный фарш).
Знакомство со способами обработки, приготовления рыбных продуктов.
Знание правил хранения рыбных продуктов.
Узнавание, различение муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон,
пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки, приготовления
(макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки)).
Знакомство со способами обработки, приготовления мучных изделий.
Знание правил хранения мучных изделий.
Узнавание, различение круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль,
кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки, приготовления (гречка, рис, пшено и др.
крупы, бобовые).
Знакомство со способами обработки, приготовления круп и бобовых.
Знание правил хранения круп и бобовых.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
3






























Узнавание свойств бумаги: рвется, мнется, намокает.
Узнавание, различение видов бумаги по плотности: альбомный лист, картон и др., по фактуре:
глянцевая, бархатная и др.
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги: салфетка, коробка, газета, книга и др.
Узнавание, различение инструментов, с помощью которых работают с бумагой: ножницы, шило
для бумаги, фигурный дырокол.
Знание свойств дерева: прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит.
Узнавание предметов, изготовленных из дерева: стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.
Узнавание, различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево: молоток, пила,
топор.
Знание свойств резины: эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость.
Узнавание предметов, изготовленных из резины: резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.
Знание свойств металла: прочность, твёрдость, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла: ведро, игла, кастрюля и др.
Знание свойств ткани: мягкая, мнется, намокает, рвётся.
Узнавание предметов, изготовленных из ткани: одежда, скатерть, штора, покрывало,
постельное бельё, обивка мебели и др.
Узнавание, различение инструментов, с помощью которых работают с тканью: ножницы, игла.
Знание свойств пластмассы: лёгкость, хрупкость.
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы: бытовые приборы, предметы посуды,
игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.
Транспорт
Узнавание, различение наземного транспорта: рельсовый, безрельсовый.
Знание назначения наземного транспорта.
Узнавание, различение воздушного транспорта.
Знание назначения воздушного транспорта.
Узнавание, различение водного транспорта.
Знание назначения водного транспорта.
Узнавание, различение составных частей водного транспортного средства.
Знание, называние профессий людей, работающих на транспорте.
Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание, различение общественного транспорта.
Знание, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.
Знание места посадки и высадки из автобуса

Знание правил пользования общественным транспортом: посадка в автобус, покупка билета и др.
Традиции, обычаи
 Знание традиций и атрибутов праздников: Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23
февраля, Пасха.
 Знание школьных традиций
Страна
 Знание и называние государства, города, в котором мы живем.
 Называние президента РФ, государственных символов России.
 Знание и называние столицы России.
 Знание государственных праздников.
 Знание, узнавание основных достопримечательностей столицы: Кремль, Красная площадь.

4.Тематический план.
Раздел

Тема урока

4

Основные виды
учебной деятельности
обучающихся

Школа.

1. Знание профессий
людей, работающих в
школе.
2. Соотнесение работника школы с его профессией.
3. Знание, соблюдение правил поведения в школе.
4. Правильная посадка за партой.
5. Поддержание в порядке рабочего места.
Поддержание порядка в классе.

6. Знание расписания уроков
7. Четкое знание назначения
школьных
принадлежностей.
8. Представление о себе как члене коллектива
класса.

Квартира,
дом, двор.

9. Знание положительных качеств человека.
10. Умение проявлять свой интерес к другому
человеку.
11. Узнавание, различение частей территории
двора: место для отдыха, игровая площадка,
спортивная площадка, место для парковки
автомобилей, место для контейнеров с мусором,
газон.
12. Знание, соблюдение правил безопасности и
поведения во дворе.
13. Знакомство с коммунальными удобствами в
квартире: отопление, канализация,
водоснабжение, электроснабжение.

14. Знание, соблюдение правил безопасности и
поведения во время аварийной ситуации в доме.

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения.
Узнавание и различение
профессий людей в школе.
Знание, соблюдение
правил поведения в
школе.
Знание расписания
уроков.

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения.
Знание, соблюдение
правил безопасности и
поведения во дворе.
Знание, соблюдение
правил безопасности и
поведения во время
аварийной ситуации в
доме.

Предметы
быта.

15. Различение назначения электробытовых приборов:
пылесос, электрочайник, холодильник,
микроволновая печь, стиральная
машина.
16. Различение назначения электробытовых приборов:
пылесос, электрочайник, холодильник,
микроволновая печь, стиральная машина.
17. Различение назначения электробытовых приборов:
пылесос, электрочайник, холодильник,
микроволновая печь, стиральная
машина.
18. Знание назначения электроприборов.
19. Знание правил техники безопасности при
пользовании электробытовым прибором.

20. Узнавание и различение назначения предметов
мебели.
5

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения. Различение
назначения
электробытовых
приборов.
Знание правил техники
безопасности при
пользовании
электробытовым
прибором.
Узнавание и различение
назначения предметов
мебели.

Продукты
питания.

21. Различение назначения предметов посуды.
22. Узнавание, различение предметов посуды.
23. Знание назначение предметов посуды.
24. Узнавание, различение кухонного инвентаря:
терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка.
25. Узнавание, различение кухонного инвентаря:
терка, овощечистка, разделочная доска,
дуршлаг, половник, открывалка.
26. Знание назначение кухонного инвентаря.
27. Закрепление правил поведения за столом.
28. Различение мясных продуктов.
29. Знакомство со способами обработки,
приготовления мясных продуктов.
30. Знакомство со способами обработки,
приготовления мясных продуктов.
31. Знание правил хранения мясных продуктов.
32. Знание правил хранения мясных продуктов.
33. Узнавание, различение рыбных продуктов:
готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая),
требующих обработки, приготовления (филе
рыбы, креветка, рыбная котлета, рыбный фарш).

Узнавание, различение
предметов посуды.
Узнавание, различение
кухонного инвентаря.

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения.
Закрепление правил
поведения за столом.
Различение мясных
продуктов.
Знакомство со способами
обработки и
приготовления продуктов.
Знакомство с правилами
34. Узнавание, различение рыбных продуктов: готовых хранения продуктов.
к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба Узнавание, различение
(копченая, соленая, вяленая), требующих обработки, муки и мучных изделий.
приготовления (филе
Знакомство со способами
рыбы, креветка, рыбная котлета, рыбный фарш).
обработки,
35. Знакомство со способами обработки,
приготовления рыбных продуктов.
36. Знакомство со способами обработки,
приготовления рыбных продуктов.

37. Знание правил хранения рыбных продуктов.
38. Узнавание, различение муки и мучных изделий:
готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок,
булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки, приготовления (макаронные изделия
(макароны, вермишель, рожки).
39. Узнавание, различение муки и мучных изделий:
готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок,
булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки,
приготовления (макаронные изделия (макароны,
вермишель, рожки).

6

приготовления мучных
изделий.
Узнавание, различение
круп и бобовых.

40. Узнавание, различение муки и мучных изделий:
готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок,
булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки, приготовления (макаронные изделия
(макароны, вермишель, рожки).
41. Знакомство со способами обработки,
приготовления мучных изделий.

42. Знание правил хранения мучных изделий.
43. Узнавание, различение круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль,
кукуруза, горошек, свежий горох), требующих
обработки, приготовления (гречка, рис, пшено и
др. крупы, бобовые).
44. Узнавание, различение круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль,
кукуруза, горошек, свежий горох), требующих
обработки, приготовления (гречка, рис, пшено и
др. крупы, бобовые).
45. Узнавание, различение круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль,
кукуруза, горошек, свежий горох), требующих
обработки, приготовления (гречка, рис, пшено и
др. крупы, бобовые).
46. Знакомство со способами обработки,
приготовления круп и бобовых.
Предметы и
материалы,
изготовленны
е человеком.

47. Знание правил хранения круп и бобовых.
48. Узнавание свойств бумаги: рвется, мнется,
намокает.

49. Узнавание, различение видов бумаги по плотности:
альбомный лист, картон и др., по
фактуре: глянцевая, бархатная и др.
50. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги:
салфетка, коробка, газета, книга и др.

51. Узнавание, различение инструментов, с помощью
которых работают с бумагой:
ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол.
52. Узнавание, различение инструментов, с помощью
которых работают с бумагой:
ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол.
53. Знание свойств дерева: прочность, твёрдость,
плавает в воде, дает тепло, когда горит.

54. Знание свойств дерева: прочность, твёрдость,
плавает в воде, дает тепло, когда
горит.
55. Узнавание предметов, изготовленных из дерева:
стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.

7

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Дидактическая игра.
Работа с предметными
картинками.
Узнавание свойств
бумаги.
Узнавание предметов,
изготовленных из
бумаги
Узнавание, различение
инструментов, с
помощью которых
работают с бумагой.
Знакомство со
свойствами дерева.
Знакомство со
свойствами резины.
Знакомство со
свойствами металла.
Знакомство со
свойствами ткани.

56. Узнавание, различение инструментов, с
помощью которых обрабатывают дерево:
молоток, пила, топор.

Знакомство со свойствами
пластмассы.

57. Узнавание, различение инструментов, с
помощью которых обрабатывают дерево:
молоток, пила, топор.
58. Знание свойств резины: эластичность,
непрозрачность, водонепроницаемость.

59. Узнавание предметов, изготовленных из
резины: резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.
60. Знание свойств металла: прочность, твёрдость, тонет
в воде.
61. Узнавание предметов, изготовленных из
металла: ведро, игла, кастрюля и др.
62. Знание свойств ткани: мягкая, мнется, намокает,
рвётся.

63. Узнавание предметов, изготовленных из
ткани: одежда, скатерть, штора, покрывало,
постельное бельё, обивка мебели и др.
64. Узнавание предметов, изготовленных из ткани:
одежда, скатерть, штора, покрывало, постельное
бельё, обивка мебели и др.

65. Узнавание, различение инструментов, с
помощью которых работают с тканью:
ножницы, игла.
66. Узнавание, различение инструментов, с
помощью которых работают с тканью:
ножницы, игла.
67. Знание свойств пластмассы: лёгкость, хрупкость.
68. Знание свойств пластмассы: лёгкость, хрупкость.
69. Узнавание предметов, изготовленных из
пластмассы: бытовые приборы, предметы
посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.
70. Узнавание предметов, изготовленных из
пластмассы: бытовые приборы, предметы
посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.
Транспорт.

71. Узнавание, различение
наземного
транспорта:
рельсовый, безрельсовый.
72. Узнавание, различение
наземного
транспорта:
рельсовый, безрельсовый.

73. Знание назначения наземного транспорта.
74. Узнавание, различение воздушного транспорта.
75. Узнавание, различение воздушного транспорта.
76. Знание назначения воздушного транспорта.
8

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения. Узнавание,
различение наземного
транспорта. Узнавание,
различение воздушного

77. Узнавание, различение водного транспорта.
78. Узнавание, различение водного транспорта.
79. Знание назначения водного транспорта.
80. Узнавание, различение составных частей
водного транспортного средства.
81. Узнавание, различение составных частей водного
транспортного средства.
82. Знание, называние профессий людей, работающих
на транспорте.
83. Знание, называние профессий людей, работающих
на транспорте.
84. Соотнесение деятельности с профессией.
85. Соотнесение деятельности с профессией.
86. Узнавание, различение общественного
транспорта.
87. Узнавание, различение общественного
транспорта.
88. Знание, соблюдение правил поведения в
общественном транспорте.

транспорта. Узнавание,
различение водного
транспорта.
Знание, называние
профессий людей,
работающих на
транспорте.
Узнавание, различение
общественного
транспорта.
Знание, соблюдение
правил поведения в
общественном
транспорте.
Знание правил
пользования
общественным
транспортом.

89. Знание места посадки и высадки из автобуса.

Традиции,
обычаи.

Страна.

90. Знание правил пользования общественным
транспортом: посадка в автобус, покупка билета
и др.
91. Знание традиций и атрибутов праздников:
Новый Год.
92. Знание традиций и атрибутов праздников: День
Победы.
93. Знание традиций и атрибутов праздников: 8
марта.
94. Знание традиций и атрибутов праздников:
Масленица.
95. Знание традиций и атрибутов праздников: 23
февраля.
96. Знание традиций и атрибутов праздников: Пасха.
97. Знание школьных традиций.
98. Знание и называние государства, города, в
котором мы живем.
99. Называние президента РФ, государственных
символов России.
100. Знание и называние столицы России.
101. Знание государственных праздников.

9

Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Работа с предметными
картинками.
Практические
упражнения.
Узнавание и различение
традиций и атрибутов
праздников.
Слушание объяснений
учителя.
Наблюдение за
действиями учителя.
Работа с предметными
картинками.
Знание и называние
государства, города, в
котором мы живем.
Знание и называние
столицы России.
Знание государственных
праздников.
Знание, узнавание основных
достопримечательностей
столицы.

102. Знание, узнавание
основных
достопримечательностей столицы: Кремль,
Красная площадь.

Итого:

102 ч.
5.Материально-техническое обеспечение.

На уроках используются: иллюстрации, рисунки, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с
изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того,
используются презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах и т.д.
Предполагает использование традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного
оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов.
Для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные
ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые
предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски,
костюмы и т.д.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».