ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР:
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол №
от « » августа 2025 г.
_________А.Г. Никитина
Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
«
» августа 2025 г.
Приказ № _
от « » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
(образовательная область « язык и речевая практика»)
на 2025-2026 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: учитель высшей категории Егорова Оксана Владимировна
2025
.
.
.
.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4.Тематический план.
5.Материально – техническое обеспечение.
1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями
развития. разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико –
педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с
учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация».
Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и
невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и
невербальными;
формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
формировать навыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.
формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма
Коррекционно-развивающие:
развивать учебные навыки посредством формирования умений планировать последовательность
действий, выполнять и контролировать ход работы;
развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;
развивать память;
развивать мыслительные операции сравнения, классификации и т.д..
Воспитательные:
воспитывать усидчивость на занятиях;
стимулировать проявления самостоятельности;
формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
формировать умение контролировать свои эмоции.чи:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личногоопыта
ребёнка.
Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные
языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике.
.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
личностные результаты обучения.
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
предметные результаты обучения:
Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом,
взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Потребность в коммуникации.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания
на них жестом, взглядом.
Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.
.
3.Содержание обучения.
Программно – методический материал представлен следующими уровнями:
1. «Коммуникация». Образовательные задачи по коммуникации направлены на
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При
составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие
задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации
для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему
подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или
др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет,
графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма, напечатанное слово).
2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел
включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи
направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на
формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения,
связные высказывания. Экспрессивная речь с использованием средств невербальной
коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования
графического изображения.
3. «Чтение и письмо».
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с
буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
№
п/п
1
2-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
20-21
22-23
24-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37
Содержательная линия.
Тема
Удержание
кисти
и
карандаша.
Раскрашивание, штриховка,
обводка по трафаретам, по
опорным
точкам
изображения
различной
величины.
Повторение
изученных
букв. Чтение слогов, слов с
изученными буквами.
Буква ь. Письмо буквы ь.
Чтение слов с ь. выделение
мягких звуков.
Чтение рассказа: «Рыба»
Чтение и письмо слогов и
слов с буквой «ь».
Составление
и
запись
предложений с буквой «ь»
Звук и буква е. Письмо
буквы е.
Составление
и
чтение
слогов, слов с буквой е.
Письмо буквы е.
Чтение рассказа «У реки»
Большая буква «Е» в
именах людей.
Составление
и
запись
предложений с буквой «Е,
е»
Предметы.
Соотнесение
предметов и их названий.
Чтение рассказа «В лесу»
Звук и буква я. Чтение и
письмо буквы я.
Составление
и
чтение
слогов, слов с буквой я.
Чтение
и
списывание
предложений с буквой «я»
Большая буква «Я» в
именах людей. Списывание
.
4.Тематический план.
колич.
часов
Дата
Повторение
1
3
2
Чтение и письмо
2
2
2
2
2
1
наглядность
карандаши, кисти
картинки
буквы, картинки
буквы, картинки
Предметные
картинки
буквы
Предметные
картинки
предметные
и
сюжетные картинки
2
2
Сюжетные картинки
3
Сюжетные картинки
2
предметные
картинки
2
2
1
Умение
беседу.
поддерживать
Буквы, картинки
2
2
2
Основные виды
учебной деятельности и
электронные учебнометодические материалы
буквы, картинки
буквы, картинки
Умение
правильно
и
отчётливо
произносить
изучаемые звуки, слышать
их в словах, выделять
первый звук в начале слова
(в
сильной
позиции),
подбирать
слова,
начинающиеся с изучаемого
звука, с опорой на картинки
или задание учителя Умение
соотносить звук и букву.
Умение делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
38-39
40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-51
52
53-54
55
56-57
58-59
60
61-63
64-65
67
68-70
71
72
73
74-75
76-77
слов с буквой «Я,я»
Составление предложений
из слов с буквой «Я,я»,
списывание слов с классной
доски.
Чтение
и
списывание
текста: «Угадай, кто где»
Звук и буква ю. Письмо
буквы ю.
Составление
и
чтение
слогов слов с буквой ю.
Письмо буквы ю.
Звук и буква ё. Письмо
буквы ё.
Составление и чтение слов
со звуком [ё].
Составление и чтение слов
с изученными буквами.
Звук и буква ч. Письмо
буквы ч.
Составление
и
чтение
слогов, слов с буквой ч.
Звук и буква ф. Письмо
буквы ф.
Составление
и
чтение
слогов, слов с буквой ф.
Дифференциация звуков в –
ф
.
Упражнения
в
составлении и чтении слов
из двух закрытых слогов
Звук и буква ц. Письмо
буквы ц.
Упражнение в составлении
и чтении открытых и
закрытых слогов.
Составление и чтение слов,
состоящих из обратных и
прямых открытых слогов
буквой ц, предложений с
этими словами.
Звук и буква э. Чтение и
письмо буквы э.
Упражнение в составлении
и чтении слов из изученных
слоговых структур, чтение
предложений.
Звук и буква щ. Чтение и
письмо буквы щ.
Дифференциация
звуков
[ш]-[щ]. Упражнение в
составлении и чтение слов
из слогов с буквами ш, щ;
чтение предложений.
Звук и буква «й». Письмо
заглавной
и
строчной
буквы «й»
Чтение и письмо слогов и
слов с буквой «й».
Чтение предложений с
2
Буквы, картинки
1
2
2
предметные
картинки, касса букв
схемы,
буквы,
картинки
2
буквы, картинки
2
схемы,
буквы,
картинки
предметные
картинки, касса букв
буквы, картинки
Умение принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность,
следовать
презентация,
предложенному плану и
картинки
схемы,
буквы, работать в общем темпе;
Умение активно участвовать
картинки
деятельности,
касса
букв, в
контролировать
свои
предметные
действия;
картинки, карточки
касса
букв,
Умение
обращаться
за
предметные
помощью
и
принимать
картинки, карточки
помощь
касса букв, картинки
организовывать
рабочее
место;
буквы, картинки
3
1
2
1
2
2
1
3
2
1
Умение
работать
с
информацией
(понимать
презентация, касса
изображение, текст, устное
букв, картинки
высказывание, элементарное
схематическое изображение,
таблицу)
буквы, картинки
3
касса букв, карточки,
картинки
1
буквы, картинки
1
карточки,
предметные
картинки
1
Буквы, картинки
2
Касса
букв,
карточки, картинки
картинки
2
Читать слоги и слова с
изученными буквами;
78-79
80-82
83-84
85
86-87
88-89
буквой «й».
Чтение текста: «Лайка и
зайка». Списывание слов с
букваря
Составление
слов
и
предложений с буквой «й»
Чтение рассказа «Хороший
попугай»
Звук ъ. Письмо буквы ъ.
Чтение слов с ъ.
2
3
Сюжетные картинки
Умение слушать небольшую
сказку, рассказ и с помощью
учителя отвечать на вопросы
по содержанию, опираясь на
наглядные средства
2
1
2
буквы, картинки
касса букв, карточки,
картинки
Умение
существенные,
буквы, картинки
отличительные
предметов;
Составление и чтение слов,
2
состоящих из усвоенных
слоговых
структур,
предложений
с
этими
словами.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
(экспрессивная речь)
90-91
Называние (употребление)
2
карточки, сюжетные
слов,
обозначающих
картинки
действия предмета.
92-94
Называние (употребление)
3
карточки, сюжетные
слов,
обозначающих
картинки
признак предмета.
95
Называние (употребление) 1
карточки, сюжетные
слов,
обозначающих
картинки
признак
действия,
состояние. (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и
др.).
96-97
Называние (употребление)
2
карточки, сюжетные
слов,
указывающих
на
картинки
предмет, его признак (я, он,
мой, твой и др.).
98
Называние (употребление)
1
карточки, сюжетные
слов,
обозначающих
картинки
взаимосвязь
слов
в
предложении (в, на, под, из,
из-за и др.).
99
Называние (употребление)
1
карточки, сюжетные
простых предложений.
картинки
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
(импрессивная речь)
100-101
Понимание
содержания
2
карточки, сюжетные
текста.
картинки
102
Повторение
изученного
1
материала. Составление и
запись
предложений
с
изученными буквами.
Итого:102часа
выделять
общие и
свойства
Умение делать простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
Умение
выделять
существенные, общие и
отличительные
свойства
предметов(звуков, слов);
Умение
использовать
принятые
ритуалы
социального взаимодействия
с учителем
Умение слушать небольшую
сказку, рассказ и с помощью
учителя отвечать на вопросы
по содержанию, опираясь на
наглядные средства
.
5.Материально – техническое обеспечение.
.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с
умствен ной отсталостью;
Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект
предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся
специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная,
образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;
дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
Карточки Г. Домана.
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями
объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв,
коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития
речи;
электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства,
компьютерные устройства, синтезирующие речь;
аудио и видеоматериалы.