ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УР:
Директор: ГКОУ
«Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_______А.Г. Никитина
« 26 » августа 2025 г.
Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
5 - 9 классов (вариант 2)
Коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей категории
Никитина Алла Геннадьевна
г. Нелидово
2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе:
Федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Адаптированной
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 2) ГКОУ Нелидовская школа-интернат» и
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам
формирования и проходит неравномерно. Бедность и недостаточность восприятия, слабая
активность, меньший, чем в норме объем, замедленность процесса переработки,
поступающей через органы чувств информации, затрудняют их знакомство с окружающим
миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью,
хаотичностью; отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал
восприятия они не использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), а по
результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.
Нарушения зрительной сферы отмечаются в бедности и недифференцированности,
инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со
зрительным представлением предмета. Недостаточность пространственно-предметных,
временных представлений – в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и
важных элементов, уподоблении образов одних объектов другими. Кроме того, у многих
воспитанников отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их
произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Таким образом, у детей с проблемами в развитии имеют место нарушения ощущений
различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической,
тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого
развития в целом. И как следствие – дети, поступающие в пятый класс, оказываются не
готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени
сформированности учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции.
Безусловно, таким детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в
зависимости от структуры и степени тяжести интеллектуального развития. И первый шаг
по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса сенсорных процессов входит в коррекционноразвивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена
потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с
нарушением интеллекта, которая рассматривается как система развивающих,
коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и
внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития
личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (5-9 классы).
Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные
положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально
развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о
применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его
актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об
индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации
коррекционной психолого-педагогической программы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности
свойств,
качеств,
признаков
дать
правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в
обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
-обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать
их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи,
воображения.
-формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и
целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции,
величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно- двигательной
координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Данный принцип направлен не просто на коррекцию отклонений в развитии, но и на
создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных
возможностей гармонического развития личности в целом.
Принцип единства коррекции и диагностики, отражающий целостность процесса
оказания психологической помощи в развитии ребенка.
Деятельностный принцип коррекции – определяет тактику проведения коррекционной
работы, пути и способы реализации поставленных целей. Коррекционное воздействие
всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством,
ориентирующим его активность.
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей. Этот
принцип согласует требования хода психического и личностного развития ребенка
нормативному развитию, с одной стороны, и признания уникальности и неповторимости
конкретного пути развития – с другой.
Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов свидетельствует о
том, что при осуществлении коррекционных мероприятий необходимо опираться на более
развитые психические процессы. Опора на эти психические процессы и использование методов,
которые их активизируют, оказываются эффективным путем коррекции интеллектуального и
перцептивного развития ребенка.
Принцип возрастания сложности говорит о том, что, переходя от простого к сложному,
каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально
сложному.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации
коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после
относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его
разнообразие необходимо постепенно.
Педагог имеет право самостоятельного выбора методического аппарата (технологий,
методик, приемов и др.) психолого- педагогической деятельности, однако при этом следует
понимать, что необходимо эффективное достижение задач, а именно: формирование
предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения
образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации
с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного
развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.
Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е.
умение видеть, слышать, осязать, представлять.
В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие
задачи:
-формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях.
-формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве
“единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях
каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных
предметов в различных ситуациях.
-содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению
сравнивать и обобщать.
-развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества
поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления).
-научить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные
произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).
Последнее требует от ребёнка целой программы действий, направленных на их
обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим
узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, сложной
мыслительной и творческой деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире,
формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка
в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной проходит задача постепенного
усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения
соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью
и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано
усложнение заданий от 5 к 9 классу. На каждом занятии осуществляется тесная работа по
сенсорике. В зависимости от задач занятия на каждый блок отводится различное количество
времени.
В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение
на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы,
способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой
моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия
или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной
комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Программа подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений 1, 2
и 3 уровней.
Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1
уровня с постепенным переходом к следующему, но и обойтись без привлечения групповых и
игровых факторов 3-го уровня нельзя. В идеале на каждом занятии должны присутствовать в
разной степени методы различных уровней в зависимости от задач занятия.
Предлагаемая программа направлена на обеспечение полноценного психического и
личностного развития ребенка с особыми образовательными отребностями, формирование у
него психологических новообразований, составляющих сущностную
характеристику
возраста,
расширение психосоциальной и эмоциональной компетенции. Дети во
время специальных занятий, основанных на прямом обучающем воздействии педагога, его
указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера, получают и закрепляют
определенный сенсорный опыт; самостоятельно учатся применять освоенные способы
действий на более трудном содержании; у них формируются представления, которые при
получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями приобретают
обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Одновременно у школьников
развивается тонкая моторика руки; при знакомстве с эталонами формы, величины и цвета
расширяется поле восприятия; активизируются зрительные функции, слуховые и
речедвигательные анализаторы; складываются временные и пространственные ориентировки,
что повышает возможность формирования у них практических навыков и умений и
способствует более полному овладению разными видами деятельности.
Занятия по сенсорному и психомоторному развитию эффективны для воспитания
положительных качеств личности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Курс «Сенсорное развитие» входит в коррекционно-развивающую область
Адаптивной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением
интеллекта (вариант 2).
На изучение отведено:
5 класс – 2 часа в неделю,
6 класс – 2 часа в неделю,
7-9 классы по 1 часу в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения программы
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного
опыта.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения программы обучающимися
рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным
возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности:
- с помощью взрослого соблюдает правила поведения в урочной деятельности;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и сверстниками;
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение со знакомыми взрослыми
и детьми;
- понимает настроение близких взрослых и сверстников;
- выполняет правила поведения на основе усвоенных норм и правил (реагирует на «нельзя»,
«можно», «хорошо», «плохо» и пр.);
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей:
- произносит свое имя, имена своих товарищей; имена и отчества педагогов и родителей;
- знает последовательность дней недели, времен года;
- определяет и называет (показывает) характерные признаки и последовательность смены
времен года;
- выделяет предметы по обобщающим признакам.
формирование уважительного отношения к окружающим:
- выполняет (или реагирует) инструкции близкого взрослого;
- вербально (невербально) приветствует учителя, взрослого;
- выполняет (или реагирует) инструкции учителя, взрослого;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире:
- выполняет простые инструкции взрослого при совместной продуктивной деятельности
(использует карточки);
- с помощью взрослого вербально (невербально) вступает в общение, задает простые вопросы
(использует карточки)
- проявляет отзывчивость, доброжелательность;
- вербально (невербально) взаимодействует со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- выполняет простые действия при совместной продуктивной деятельности (использует
карточки);
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения:
- выполняет правила поведения в разных социальных ситуациях: с учителем и учащимися в
школе;
- вербально (невербально) выражает просьбу, отказ, неудовольствие, задает вопрос
(использует карточки);
- выполняет задания учителя в школе и дома (использует карточки);
- проявляет активность на уроках;
- соблюдает правила поведения на уроках и переменах;
- проявляет интерес к учению;
- адекватно реагирует на похвалу и замечания;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах:
- ведет себя в соответствии общепринятыми элементарными социальными нормами и
правилами;
- не проявляет агрессии при замечании взрослого или сверстника;
- реагирует на «хорошо/плохо», «можно/нельзя» при помощи взрослого и самостоятельно
(использует карточки);
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств:
- с помощью взрослого участвует в различных видах творческой деятельности;
- вербально (невербально) выражает свое отношение к художественному образу
(красиво/некрасиво, понравилось/не понравилось);
- при посещении общественных мест ведет себя в соответствии общепринятыми
элементарными социальными нормами и правилами;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
- вербально (невербально) вступает в общение: спокойно разговаривает, может вежливо
попросить, предложить товарищу свою помощь (учебные принадлежности, игрушки и т. д.);
- не проявляет агрессии при замечаниях взрослого или сверстника;
- вербально (невербально) проявляет элементарные чувства (радость, печаль, гнев и пр.);
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций:
- проявляет интерес к общению (вербально/невербально);
- ведет себя в детском коллективе в соответствии общепринятыми элементарными
социальными нормами и правилами;
- вербально (невербально) выражает элементарные чувства: жалость, радость, сострадание;
- не мешает товарищу и принимает участие в совместной игре;
- играет увлеченно, сосредоточенно;
- подражает речевой и поведенческой деятельности взрослого, одноклассников;
- выражает свое отношение к происходящему мимикой, жестами, речью;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям:
- в повседневной жизни выполняет самостоятельно элементарные правила личной гигиены
(ходит самостоятельно в туалет, моет руки после посещения туалета);
- следит за осанкой на уроке;
- выполняет инструкции, поручения взрослого, в том числе в совместной деятельности;
- при помощи взрослого сравнивает свою работу с образцом;
- самостоятельно выполняет посильные трудовые поручения;
- бережно относится к учебным принадлежностям, к личным вещам, понимает их назначение.
Возможные предметные результаты
группировать предметы по 1-2 признакам;
сравнивать и группировать предметы по форме, величине и цвету;
располагать фигуры, предметы на плоскости по образцу и инструкции;
различать оттенки, смешивать цвета;
узнавать предмет по части;
находить различия на двух картинках;
находить «нелепицы» на картинках;
узнавать предмет в условиях зашумления;
узнавать изображение предметов, букв, предъявленных в необычном ракурсе, положении;
конструировать изображения из геометрических фигур;
различать звуки различной высоты, громкости;
различать предметы и действия предметов по их звучанию;
различать речевые и неречевые звуки, соотносить их с предметами;
определять направление звука;
различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание поразному;
различать звуки города;
различать звуки деревни;
различать звуки леса;
различать поверхности с разной шероховатостью;
узнавать предмет в процессе его ощупывания;
различать крупу на ощупь;
тактильно различать температуру предметов;
различать материал на ощупь;
выполнять движения пальцами рук по показу и инструкции;
повторять правильно простые движения пальцами рук, кистями рук и стопой ног;
повторять движения, держать тело в определённой позе;
передавать образы путем изображения их внешних действий;
с помощью жестов, мимики показывать свои эмоции, настроение и определять их;
узнавать и различать продукты по запаху;
находить одинаковые предметы по запаху;
соотносить с предметом запахи окружающего пространства;
определять продукты по вкусу;
узнавать и различать продукты по вкусу;
различать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта.
Изучение коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на формирование
следующих базовых учебных действий:
взаимодействие со взрослыми
нахождение и обучение в среде сверстников
ориентация в учебной среде
учебная поза
коммуникативное взаимодействие со сверстниками
эмоциональное взаимодействие со сверстниками
сосредоточенность на объекте деятельности
выполнение инструкций
использование по назначению учебных материалов
выполнение действия по подражанию
выполнение действия по образцу
выполнение задания в течение определенного периода времени
выполнение задания от начала до конца
выполнение задания с заданными качественными параметрами
самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
Раздел
Содержание
Развитие зрительного Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
восприятия
стимуляция активности:
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Формирование сенсорно-перцептивных
действий:
- узнавание и различение цвета, формы и величины
объекта;
- сравнение и группировка предметов по одному или
более признакам.
Развитие слухового
восприятия
Развитие
кинестетического и
кинетического
восприятия
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
стимуляция активности:
- локализация неподвижного источника звука,
расположенного на уровне уха, плеча, талии;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся
источником звука;
-локализация неподвижного удаленного источника звука.
Формирование сенсорно-перцептивных действий:
-соотнесение звука с его источником;
-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
-различение речевых и неречевых звуков.
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
стимуляция активности:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения
человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными
по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное,
вертикальное),
-адекватная реакция на положение частей тела. Формирование
сенсорно-перцептивных действий:
-различение материалов по характеристикам (температура,
фактура, влажность, вязкость);
-согласованность действий и движений разных частей тела;
-целенаправленность и выразительность движений.
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений
ребенка, стимуляция активности:
- фиксация внимания на форме предмета;
- фиксация внимания на цвете предмета;
- фиксация внимания на величине предмета;
Формирование сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по форме (круглый, квадратный);
-различение объектов по величине (большой, маленький);
-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);
Восприятие запаха и Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
вкуса.
стимуляция активности:
-адекватная реакция на запахи;
-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам
(горький, сладкий, кислый, соленый) и
консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Формирование
сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по запаху;
-узнавание продукта по вкусу;
-различение основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).
Развитие
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений
восприятия
ребенка, стимуляцию активности:
пространства и
- фиксация внимания на разных частях тела (левая,
времени
правая);
- фиксация внимания на расположении предмета (вверху,
внизу, под, над, справа, слева и т.д.);
- знакомство с понятиями «части суток», «дни недели».
Формирование сенсорно-перцептивных действий:
- различение частей тела (левая нога, правая рука, колено,
локоть, пятка, щека и т. д.);
- выполнение действий по инструкции (повернуться
назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна
и т.д.)
- использование моделей частей суток, дней недели.
Развитие
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений
моторики и
ребенка, стимуляция активности:
графомоторных
- фиксация внимания на ощущениях при выполнении
навыков
упражнений пальчиковой гимнастики;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при
выполнении физических упражнений для всего тела;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при
действиях с предметами.
Формирование сенсорно-перцептивных действий:
- выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы,
бусины, крупы, прищепки и т.д.);
Развитие
восприятия
формы, величины
и цвета
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для обучающихся с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта используется
качественная оценка успешности усвоения учебной программы, т.е. без отметочная система на
протяжении всего периода обучения. Результативность обучения оценивается строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических
образовательных потребностей каждого обучающегося. Текущий и итоговый контроль
осуществляется в форме практических работ, методом наблюдения по критерию относительной
успешности (продвижение в уровне обученности и воспитанности, динамика развития
жизненных компетенций относительно прежних собственных достижений с учетом
особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей).
Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы. Используется
качественная оценка (балловая система) успешности усвоения учебной программы. Итоговые
результаты образования оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На
основе итоговой характеристики составляется программа на следующий учебный год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения
детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В. Секачев, 2012.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой
умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев,
2002.
- Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте
ФГОС.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРКЦИОННОГО КУРСА
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»
5-6 классы
№
п/п
1-4
5-8
9-12
2 часа в неделю, 68 часов
Тема
Диагностика детей для определения уровня развития
сенсорных процессов.
Развитие моторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель»,
«Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)
Рисуночные задания, графические диктанты в тетради
13-16 Моделирование (счетные палочки, мозаика, конструктор)
Восприятие формы, величины и цвета
17-18
19
20-21
22
23-24
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34
35
36
37-38
39-40
41-43
44
45-47
48-50
Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ
для мишки».
Нахождение определенных фигур на зашумленном фоне
Составление из частей предметного изображения (разрезные
картинки)
Нахождение контура предмета из нескольких предложенных
Основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный, черный,
коричневый)
Игровые упражнения на закрепление основных цветов
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов
Игровые упражнения на соотношение предметов по цвету
Формирование понятий «большой- маленький»
Раскладывание предметов в порядке возрастания
Раскладывание предметов в порядке убывания
Понятия «много-мало»
Понятие «одинаково»
Группировка по форме предметов двух контрастных форм
Соотнесение формы фигуры и ее предметного изображения
Игровые упражнения на соотношение предметов по форме
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей
по образцу
Комплекс игровых упражнений «Форма, величина, цвет»
Развитие ориентации в пространстве
Ориентировка на собственном теле
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая
сторона)
Составление на листе бумаги комбинаций из плоскостных
Колво
часов
4
4
4
4
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
3
3
геометрических фигур
Ориентировка в пространстве: впереди, сзади
Игровые упражнения на восприятие пространства
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Штриховка в разных направлениях
Рисование по трафарету
Раскрашивание карандашами контурных изображений
Обводка по внутреннему трафарету, штриховка
Обводка по внешнему трафарету, штриховка
Кинестетическое развитие
62-63 Предметы с различной поверхностью. Игры с лото, мозаикой
Нахождение на ощупь предмета по заданным признакам
64
Комплекс игровых упражнений «Гладкий-шероховатый»,
65-66
«Большой-маленький», Тяжелый-легкий»
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
67
Итоговое занятие «Веселая карусель»
68
51-52
53-54
55
56
57
58-59
60
61
2
2
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
7-9 классы
1 час в неделю, 34 часа
№
п/п
1
2-3
4-5
6-7
Тема
Диагностика детей для определения уровня развития
сенсорных процессов.
Развитие моторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель»,
«Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой)
Рисуночные задания, графические диктанты в тетради
Моделирование (счетные палочки, мозаика, конструктор)
Восприятие формы, величины и цвета
Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ
для мишки».
Нахождение определенных фигур на зашумленном фоне
10
Составление из частей предметного изображения (разрезные
11
картинки)
Нахождение контура предмета из нескольких предложенных
12
Основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный, черный,
13
коричневый)
14-15 Игровые упражнения на закрепление основных цветов
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов
16
17-18 Игровые упражнения на соотношение предметов по цвету
Раскладывание предметов в порядке возрастания
19
8-9
Колво
часов
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
1
Раскладывание предметов в порядке убывания
20
Группировка по форме предметов трех контрастных форм
21
22-23 Игровые упражнения на соотношение предметов по форме
Моделирование геометрических фигур из составляющих частей
24-25
по образцу
Развитие ориентации в пространстве
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая
26
сторона)
Составление на листе бумаги комбинаций из плоскостных
27
геометрических фигур
28-29 Игровые упражнения на восприятие пространства
Обводка по внутреннему трафарету, штриховка
30
Обводка по внешнему трафарету, штриховка
31
Кинестетическое развитие
Предметы
с
различной
поверхностью. Игры с лото, мозаикой
32-33
Итоговое занятие «Веселая карусель»
34
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1