2 класс (вариант 1)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«26» августа 2025 г.

Приказ № _25
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
2 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Речевая практика»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................... 9
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................10
4. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.........................26
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП (вариант 1)
адресована обучающимся с лёгкой, умеренной степенью нарушения интеллекта с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным
планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель
и задачи учебного предмета «Речевая практика». Цель обучения - развитие речевой
коммуникации обучающихся с нарушением интеллекта для осуществления общения с
окружающими людьми. Задачи обучения: − совершенствование речевого опыта ; −
обогащение языковых средств; − формирование выразительной стороны речи; −
формирование умений и навыков связной речи; − воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» во 2 классе определяет
следующие задачи: − формирование умения составлять развернутые связные
высказывания с опорой на план; − совершенствование диалогических умений
обучающихся; − формирование умения участвовать в контекстном диалоге; −
формирование интонационной и жестово-мимической выразительности; − формирование

умения составлять рассказ с использованием различных опор (картинок, символов,
вопросов); − воспитание уважительного отношения к собеседнику, его пожеланиям.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Речевая практика» во 2 классе
Личностные результаты:
− владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия; − понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; − в
предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Речевая
практика» во 2 классе
Минимальный уровень
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
− участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
− воспринимать на слух сказки и рассказы; отвечать на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец
чтения учителя;
− участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
− отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
− понимать содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
отвечать на вопросы; − понимать содержания детских радио
- и телепередач, отвечать на вопросы учителя;
− выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
− активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
− высказывать свои просьбы и желания; выполнение речевых действий (приветствия,
прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

− участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций; − составлять рассказы с опорой на картинный или картинно- символический
план.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение речевой практике во 2 классе неразрывно связано с развитием познавательной
деятельности, личностных качеств ребёнка, а также, с воспитанием любознательности,
культуры поведения в обществе.
Содержание программы включает четыре раздела:
− аудирование и понимание речи;
− дикция и выразительность речи;
− общение и его значение в жизни;
− организация речевого общения (базовые формулы речевого общения, примерные темы
речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Включение в программу разделов «Аудирование и понимание речи», «Дикция и
выразительность речи», «Общение и его значение в жизни» обеспечивает
целенаправленную работу по развитию у школьников умений правильно воспринимать
речь на слух, точно её интонировать, владеть этикетными средствами общения.
Центральным в программе является раздел «Организация речевого общения». В нём
определены речевые ситуации, которые встречались или могли встретиться в реальной
жизни детей. В этих ситуациях школьники должны вести себя (вербально и невербально)
в традициях данного общества. Иными словами, в процессе реализации программных тем
предполагается научить детей понимать речевую ситуацию, правильно вести себя в ней,
точно использовать языковые средства для поддержания общения. Во 2 классе
расширяются возможности понимания обучающимися обращённой речи, в том числе за
счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи,
совершенствуются диалогические умения школьников, много внимания уделяется
развитию у них умений участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые
связные
высказывания с опорой на план. Актуальными во 2 классе остаются задачи развития
интонационной и жестово-мимической выразительности речи. Выбор методов обучения
обуславливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и
уровнем развития обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным
материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная

направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации. На уроках
речевой практики широкое применение находят следующие методы обучения:
конструирование диалогов, тренировочные упражнения в произнесении с заданной
интонацией, проигрывание диалогов, рассматривание иллюстрации, составление
предложений, ролевые игры, дидактические игры, а также методы и приемы
интерактивного обучения с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Известно, что
если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то
эффективность уроков заметно возрастает. Обучение речевой практике носит
коррекционную и практическую направленность и тесно связано с другими предметами.
Содержание разделов

№

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1
2

Аудирование
Дикция и выразительность
речи
Подготовка речевой
ситуации и организация
высказывания
Культура общения

13
18

1

24

1

13

1

3

4

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Добро пожаловать! - 9 часов
1

Добро пожаловать!

1

2

Добро пожаловать!

1

3

У нас новая ученица

1

4

У нас новая ученица

1

Слушают и понимают речь других Повторяют слова приветствия Повторяют
правила поведения при знакомстве
поведения вдиалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на
друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в
изображении
доброжелательного выражения лица сиспользованием зеркал)
Игра «Подари улыбку»

Называют своё имя Слушают и понимают речь других Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правилаповедения при знакомстве Слушание песни «Улыбка» В.
Шаинского
Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование
диалогов учитель—ученик, ученик— ученик

5

Кто нас лечит и
кормит

1

Называют своё имя Слушают и понимают речь других Повторяют слова
приветствия
Закрепляют правилаповедения при знакомстве
Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой
Закрепление полученных знаний (употребление в речи слов
здравствуйте, доброе утро, до свидания, вести вежливый диалог, соблюдать
правила поведения при знакомстве)

6

Правила для
школьника
Правила для
школьника

1

Слушают и понимают речь других
Выполняют правилаповедения в школе
Участие в игре «Дополни
предложение» по условно- графическим схемам
Выполнение практического задания «Знакомство игрушек»

7

1

8

«Ура! Перемена!»

1

9

«Ура! Перемена!»

1

10
Истории о лете
11 Истории о лете

Самостоятельно организовывают своёрабочее место
Выполняют правила поведения на переменеСоставляют
высказывание- просьбу
Закрепление умения строить высказывание-просьбу и отвечать на
просьбу согласием или отказом
Выполняют правила поведения на перемене
Составляют диалоги по опорным схемам

Истории о лете – 4 часа
1
Самостоятельно организовывают своё рабочее место Слушают
и понимают речь других
Моделируют диалоги
1
Игра «Рассказ по кругу»
Отгадывают загадки о летек

12

Я расскажу вам, где
отдыхал

1

13

Я расскажу вам, где
отдыхал

1

Самостоятельно организовывают своё рабочее место Слушают
и понимают речь других Составляют
предложения по сюжетной картинке
Составляют рассказ о лете с опорой на вопросительно –
символический план

Играем в сказку - 7 часов
14

Сказка «Три
медведя»

1

Воспроизводят чистоговорки Слушают и понимают речь
других
Называют героев сказкипо картинкам
Выкладывают картинки
в правильной сюжетнойпоследовательности
Устанавливают последовательность
действий Маши

15

Инсценировка
сказки «Три
медведя»

1

Слушают и понимают речь других
Называют героев сказки Повторяют фразы героевза учителем
Называют героев сказки Устанавливают последовательность
действий Маши
Проговаривают фразы героев самостоятельно

16

Сказка «Три
поросенка»

1

Слушают и понимают речь других
Называют героев сказки

Повторяют фразы героевза учителем
Выбирают из нескольких, близких по содержанию картинок, той,
которая соответствует услышанной сказке
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки

17

Инсценировка
сказки «Три
поросенка»

1

18

Сказка «Маша и
медведь»

1

Слушают и понимают речь других
Называют героев сказки Повторяют фразы героевза учителем
Проговаривают фразы героев самостоятельно

Слушают и понимают речь других
Называют героев сказки Повторяют фразы героевза учителем
Устанавливают
последовательность
действий героев сказки сна картинки
Игра «Расскажи по кругу» с опоройна картинки

19

20

Инсценировка
сказки «Маша и
медведь»
Инсценировка
сказки «Маша и
медведь»

1

1

Слушают и понимают речь других
Называют героев сказки Повторяют фразы героевза учителем
Рассказывают сказку по картинкам

Расскажи мне о школе – 4 часа
21

Играем во дворе

1
Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя Соблюдают правила игры
Умение играть по правилам Участие в игре «Кто быстрее?»

22

Не надо больше
ссориться

1

23

Дружат в нашем
классе девочки и
мальчики

1

Наш товарищ
заболел

1

24

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя Соблюдают правила игры
Читают вслух тексты, понимают прочитанное Моделируют
ситуации
Участие в игре «Что такое хорошо?»

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют
высказывание-просьбу и отвечают на просьбу согласием или
отказом

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ посюжетным картинкам высказываниепросьбу, обращенную к учителю
Составление рассказа по сюжетным картинкам, определение
порядка
действий в опасной ситуации

Алло! Алло! – 4 часа
В воскресенье все
дома

1

26

Расскажи о себе

1

Называют свое имя,отчество, фамилию, адрес
Составляют рассказ о себе с помощью учителя или рассказ о себе
по образцу.

27

Я звоню себе домой

1

Воспроизводят чистоговорки Слушают и понимают речь
других
Воспроизводят чистоговорки

25

Слушают и понимают речь других
Называют членов семьи,их имена, места их
работы Составляют предложения по
сюжетным картинкам

Называют домашнийномер телефона или номер мамы

взрослых, записывание домашнего номера телефона

28

29

30

Я звоню в
экстренные службы

1

Воспроизводят чистоговорки Слушают и понимают речь
других Составляют
предложения с опорой на картинки

Готовим новогодний праздник – 4 часа
Готовимся к Новому
1
году
Воспроизводят новогоднее стихотворение, повторяяза учителем
Составляют предложение по
сюжетным картинкам
Составляют письмо Деду Морозу по опорной схеме

Новогодние чудеса

1

Воспроизводят песню «Влесу родилась елочка» Моделируют
диалог с помощью учителя Слушают и понимают речь других
Игра «Узнай меня»

31

Новогодние
поздравления

1

Слушают и понимают речь других

Составляют
поздравление с помощьюучителя
32

Практическое
занятие

1
Составляют рассказ посюжетным картинкам Отвечают на
вопросы учителя
С днем рождения! – 7 часов

33

Приглашаем гостей!

1
Воспроизводят чистоговорки
Отвечают на вопросы попредметным картинкам Участвуют в
диалоге
Проигрывание ситуации «Приглашаю на День рождения»

34

35

Мы в гостях на дне
рождения
Мы в гостях на дне
рождения

1
Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя Составляют рассказ с помощью учителя

36

Поздравляем с
Днемрождения!

1

Выбирают предложение, наиболее подходящего к картинке из двух с
помощью учителя Составляют
поздравления с помощью учителя

37

Накрываем
праздничный стол

1

Отвечают на простые вопросы учителя Используют в речи слова
«передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» Составляют рассказ
с помощью учителя

38

День
рождения!
Знакомимся с
гостями

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые вопросы
учителя

39

День рождения!
Провожаем
гостей

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые вопросы по
произведению
Знакомятся с правилами поведения при прощании

Дежурство - 6 часов
40

Дежурство в классе

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Знакомятся с обязанностямидежурных
Составляют рассказ о дежурстве с опорой накартинки с
помощью учителя

41

Дежурство в
столовой

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют обязанностидежурных
Составляют рассказ о дежурстве с опорой накартинки с
помощью учителя

42

Дежурим с другом
(подругой)

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Повторяют обязанностидежурных
Составляют диалоги спомощью учителя

43

Обязанности
дежурного

1

Повторяют обязанностидежурных
Отвечают на простыевопросы учителя Составляют
предложения покартинкам

44

Дежурство в
столовой

1

Самостоятельно организовывают своё рабочее место Слушают
и понимают речь других
Повторяют обязанностидежурных

45

46

Практическое
занятие

Составляют рассказ о дежурстве с опорой накартинки
1

У меня есть щенок! – 6 часов
У меня есть щенок!
1
Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя Составляют
предложения покартинке
Конструирование предложения на тему «У меня
появился щенок» Игра- соревнование «Раз вопрос, два
вопрос…»

47

В зоомагазине

1

Отвечают на простые вопросы учителя
Составляют рассказ описание с помощью учителя
Составляют рассказ – описание с опорой на
картинки

48

Описание
домашнего питомца

1

Подбирают слова для описания животных по картинкам
Принимают участие в игре
Составляют рассказ описание с помощью учителя

Знакомство со
стихотворением С.
Михалкова «Мой
щенок»

1

50

Расскажи о своем
домашнем питомце!

1

51

Расскажи о своем
домашнем питомце!

1

49

Слушают и понимают речь других Повторяют стихотворение за
учителем
Воспроизводят стихотворение самостоятельно

Составляют рассказ опроисшествии со щенком по серии
картинок Составляют вопросительные
предложения с помощьюучителя
Составляют рассказ -описание с помощью
учителя

«Красная Шапочка» - 5 часов
52

Сказка «Красная
Шапочка»

1
Отгадывают загадки Называют героев сказкиРассказывают
сказку по картинкам
Выкладывание картинок по мере изложения текста учителем
Игра «Расскажи по кругу» с опоройна картинки

53
54

55

56

57

Сказка «Красная
Шапочка»
Сказка «Красная
Шапочка»

1
1

Слушают и понимают речь других.
Называют героев сказки.
Повторяют фразы героев за учителем.
Устанавливают последовательность
действий героев сказки Проговаривают фразы героев
самостоятельно.

Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»
Инсценировка
сказки «Красная
Шапочка»

1

Пересказывают сказкус помощью учителя
Называют героев сказки Повторяют фразы героевза учителем

1

Я записался в кружок! -12 часов
Я иду в кружок. Кто
Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
1
со мной?
вопросы учителя Составляют репликиобращения с помощьюучителя
Применяют основныеправила поведения в
ситуации записи в кружок

Я записался в
кружок!
Я записался в
кружок!

1

60

Я люблю играть в
футбол

1

61

Я люблю рисовать

1

58
59

1

Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя Составляют репликиобращения с помощьюучителя
Называют свой домашний адрес

Составляют реплики- обращения с помощьюучителя
Составляют
предложения о том, что он делает на занятиях в кружке по
картинкам
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что он делает на занятиях в
кружке
Составляют реплики- обращения с помощьюучителя
Составляют
предложения о том, что он делает на занятиях в кружке по
картинкам

62

Я люблю танцевать

1
Составляют реплики- обращения с помощьюучителя
Составляют
предложения о том, что он делает на занятиях в кружке по
картинкам
Игра «Живое слово»
Составление предложений о том, что он делает на занятиях в
кружке

63

Я люблю театр

1
Составляют реплики-обращения
с помощью учителя Составляют
предложения о том, что он делает на занятиях в кружке по
картинкам

64
65

Поклонимся памяти
Героев

1
1

Слушают песни Отвечают на простыевопросы
Участвуют в беседе с опорой на иллюстрациюПроговаривают
поздравления с помощью учителя

66

Скоро лето!

1

Рассказывают признакилета
Слушают и понимают речь других Отвечают на простые
вопросы учителя
Составляют рассказ покартинкам с помощьюучителя

67

Практическое
занятие

1

Рассказывают отрывокстихотворения с помощью учителя

68

Итоговый урок

1

Отвечают на простыевопросы учителя Составляют короткие
рассказы с помощью учителя по картинкам

Материально техническое обеспечение
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с нарушением интеллекта.
2. С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Рабочая тетрадь учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2017.
3. С.В. Комарова. Речевая практика. Методические рекомендации. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2018.
4. С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс учеб. для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы. - М.: Просвещение, 2018.
5.Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебнометодическое пособие / 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2007
6.Худенко Е.Д. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с
окружающим миром во 2 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Допущено Министерством Образования РФ .М. «АРКТИ», 2004 г
7.Учебник Худенко Е.Д., Федорова Г.А. «Развитие речи» для 2 класса
специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством
образования РФ; Москва, «АРКТИ», 2004 г. (5-е издание)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».