ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
Приказ № 25_
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
2 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Мир природы и человека»
(Образовательная область «Естествознание»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории Диринова О.П.
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
2.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.................................................................6
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................9
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................
22
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП (вариант 1)
адресована обучающимся с лёгкой ,умеренной степенью нарушения интеллекта с учетом
реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным
планом рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения - расширение знаний и представлений о живой и неживой природе; понимание
основных взаимосвязей, существующих между ми- ром природы и человека, наблюдение связей
между объектами природы.
Задачи обучения:
уточнение и расширение представлений об окружающей действительности;
расширение естественнонаучных знаний;
развитие навыков устной речи;
воспитание интереса и бережного отношения к природе;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе определяет
следующие задачи:
расширение представлений у обучающихся о взаимосвязи живой и не живой природы,
механизмов приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и
простейших опытных действий;
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, его
значении в жизни живой природы, смене времен года;
формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы,
изучение воды и ее свойств;
формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять
устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать
фенологические данные;
расширение знаний обучающихся о природе своего края;
формирование у обучающихся первоначальных сведений о природо- охранительной
деятельности человека, обучение бережному отношению к природе.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Мир
природы и человека» во 2 классе
Личностные результаты:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства
любви к природе.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в есте-ственных
условиях, на иллюстрациях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой инеживой
природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемойгруппе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и пониматьнеобходимости
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
уметь ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующихптиц.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде, в естественных
условиях, на иллюстрациях, фотографиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,их месте в
окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для
классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,проявлять
желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с обучающимися.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
I.
Обучение учебному предмету «Мир природы и человека» во 2 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе учебного
материала используется разно-уровневый подход к учебным возможностям обучающихся,
способствующий наилучшей социальной адаптации обучающихся в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» во 2 классе предусматривает
изучение объектов и явлений окружающего мира через взаимодействие с различными носителями
информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в
процессе решения учебно-познавательных задач и дает возможность наблюдать связь между
природными явлениями и жизнью человека.
Повышению эффективности усвоения учебного содержания во 2 классе способствует
использование наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для расширения и
накопления опыта взаимодействия обучающихся с изучаемыми объектами и явлениями живой и
неживойприроды.
С целью повышения эффективности занятий, а также сознательного усвоения знаний
учителям рекомендовано использовать активные методы обучения: проблемные и частичнопоисковые, с помощью которых возможно активизировать обучающихся. В процессе обучения
необходимоиспользовать различные игровые ситуации.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
Контрольные ра-
часов
боты
1. Неживая природа. Долгота дня
4
2. Времена года. Осень
4
3. Неживая природа. Вода
4
4. Времена года. Зима
4
5. Живая природа. Растения
3
6. Живая природа. Животные
3
7. Времена года. Весна
4
8. Живая природа. Человек
4
1
9. Времена года. Лето
4
1
34
4
Итого:
1
1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I.
№
Тема предмета
1
Влияние солнца на
временгода
2
Колво
часов
смену
Виды деятельности обучающихся. Электронный учебнометодический материал.
1
Рассматривают рисунок Показывают разные времена года в естественных
условиях и на рисунке
Читают о влиянии солнца насмену времен года
Слушают стихи-заклички Отвечают на вопросы о дате рождения, о занятиях в
разное
время года с помощью учителя
Сутки
1
3
Долгота дня ле-том
1
Прослушивают вводное слово
учителя о сутках
Рассматривают рисунок
Наблюдают за изменением
положения солнца в течение
суток: утро, день, вечер, ночь в
естественных условиях
Дополняют предложения с помощью учителя
Отвечают на вопросы о занятиях в разное время года с помощью учителя
Рассматривают рисунок Дополняют предложения с по-мощью учителя
Составляют рассказ о долготе дня и ночи летом с опорой на картинки с
помощью учителяОтвечают на вопросы с помо-щью учителя
4
Долгота дня зи-мой
1
Дата
Рассматривают рисунки Дополняют предложения с по-мощью учителя
Составляют рассказ о долготе дня и ночи зимой с опорой на картинки с
помощью учителяОтвечают на вопросы с помо-щью учителя
Времена года. Осень – 4 часа
6
5
Изменения в
природе осенью
Экскурсия
6
Растения осенью
1
Просматривают видео Отвечают на вопросы с помо-щью учителя
Называют 1-2 дерева, растения Находят их на картинке с помо-щью учителя
Рассматривают рисунок Соотносят картинки и названияс помощью учителя
7
Животные и птицы осенью
Перелётные птицы
1
Рассматривают рисунок Прослушивают текст Называют 1-2 перелётных
птицы на картинке
Отвечают на вопросы о жизни и птиц животных осенью с помо- щью учителя
8
Занятия людейосенью
1
Слушают текст Рассматривают рисунок Отвечают на вопросы с помо-щью
учителя.
Называют 1-2 осенних плода в натуральном виде, соотносят ихс картинкой
Знакомятся с понятием «герба-рий».
Слушают стихотворение
1
Рассматривают листья деревьев
на экскурсии
Просматривают видео об осени
Рассматривают схемы
Составляют рассказ по картинкам с помощью учителя
Отвечают на вопросы с помощью учителя
Слушают стихотворение
Рассматривают картины Левитана, отвечают на вопросы
Называют осенние месяцы по
картинкам с помощью учителя
Неживая природа. Вода – 4 часа
7
Вода
Свойства воды
1
Просматривают краткое видео Проводят опыты с водой с по-мощью учителя
Слушают текст
Отвечают на вопросы с помо-щью учителя
10
Температура воды Термометр
1
Отвечают на вопросы учителя, как люди используют горячуюводу
Рассматривают рисунок Учатся пользоваться термомет-ром
Выполняют практическую работу с термометром с помощьюучителя
11
Вода в природеВодоемы
1
Рассматривают рисунок Называют водоемы по кар-тинке.
Отвечают на вопросы с помо-щью учителя
Составляют рассказ о водоеме по картинке и с помощью наво-дящих
вопросов
12
Значение воды
1
Просматривают краткое видео Рассматривают рисунок Составляют рассказ о
значении воды в природе по картинкам и с помощью наводящих вопро- сов и
опорных картинок Отвечают на вопросы с помо- щью учителя
Слушают текст
9
Времена года. Зима – 4 часа
13
Время года: зимаПризнаки зимы
Названия зим- них месяцев
1
Просматривают видео Рассматривают рисунок
Называют 1-2 признака зимы в естественных условиях и по кар-тинке
Повторяют названия зимних ме-сяцев по картинке с помощью учителя
Составляют словосочетания и предложения по опорным словамСлушают
стихотворение Отвечают на вопросы с помощью учителя
14
Природа зимойЭкскурсия
1
Наблюдают за растениями зимой в естественных условиях
Кормят птиц в кормушках с по-мощью учителя
Слушают рассказ учителя Отвечают на вопросы с помощьюучителя
8
15
Растения и жи-вотные зимой
1
Рассматривают иллюстрацииЧитают часть рассказа Описывают
животное по кар-тинке с помощью учителя
Отгадывают животное по описа-нию.
Называют 2-3 диких животных Отвечают на вопросы с помощьюучителя.
Отвечают на вопросы самостоя-ельно.
16
Занятия людей зимой
1
Прослушивают вводное словоучителя
Рассматривают иллюстрации Называют 2-3 предмета зимнейодежды по
рисунку
Называют 2-3 вида деятельностилюдей, игры детей зимой по кар-тинке
Просматривают сказку «Два Мо-роза».
Отвечают на вопросы с помощьюучителя по результатам про- смотра
Срисовывают в рабочую тетрадь снежинку по образцу.
Прослушивают правила безопас- ности зимой (как вести себя в го- лолед,
какую опасность представляют сосульки)
Отвечают на вопросы самостоя- тельно по результатам про- смотра
Рисуют в рабочей тетради сне- жинки
Прослушивают и дополняют правила безопасности
Живая природа. Растения – 3 часа
17
Растения
Части растений
1
Рассматривают изображения рас-тений
Называют части растений в нату-ральном виде с помощью учи- теля
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна рисунки
Составляют словосочетания и предложения по опорным словам.
Составляют предложения поопорным словам.
Читают стихотворение
9
18
Жизнь растений.
Комнатные рас-тения
1
Рассматривают картинкиЧитают часть текста Сравнивают рисунки
Проговаривают правила
ухода за комнатными растениямив естественных условиях с помо- щью учителя
Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью наводящих вопросов
19
Овощи
Сад
1
Рассматривают изображения ово-щей
Описывают овощи по рисунку с помощью учителя
Называют 2-3 овоща Рассматривают схемы, находятзнакомые овощи
Читают часть текста Слушают стихотворение Перечисляют любимые
овощиСлушают рецепт салата
Раскрашивают овощи и фрукты втетради
Отвечают на вопросы с опорой на картинки с помощью учителя
Живая природа. Животные - 3 часа
20
Животные до- машние и дикие
1
Сравнивают домашних и дикихживотных по картинке с помощью учителя.
Рассматривают рисунки Составляют краткий рассказ о рассказ о
домашних и диких животных.
21
Породы живот- ных Сходство и
различия
1
Рассматривают изображения жи-вотных
Сравнивают домашнее и дикое животное с помощью учителя: кошка – рысь,
собака – волк Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Раскрашивают животноеЧитают часть текста
Составляют предложение поопорным словам
Слушают правила ухода за до-машним питомцем
Составление краткий рассказ по рисунку с помощью учителя. Читают правила
ухода за до- машним питомцем.
10
22
Рыбы
1
Рассматривают рисунки
Находят части тела рыбы на кар-тинке
Отвечают на вопросы с опоройна картинки и с помощью учи-теля
Читают часть текста Рассматривают схемы Составляют предложение по
схеме
Просматривают видео об аквари-уме
Срисовывают аквариум
Времена года. Весна - 4 часа
23
Сезонные изме-нения в природе
весной Экскурсия
1
Наблюдают за признаками весны, за набуханием почек наветках
Определяют время года в есте-ственных условиях
Называют 2-3 признака весны с опорой на картинки и с помощью учителя
Слушают правила поведения в природе весной
Составляют предложение по ри-сункам об основных приметах весны
Называют весенние месяцы по картинкам
24
Растения весной
1
Наблюдают за молодой листвойна деревьях
Рассматривают и показывают объекты природы весной на ри-сунках
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение о цве-тении березы и тополя с помо- щью учителя
Находят и называют 2-3 весен-них цветка
Слушают стихотворение-за-кличку
Составляют предложения о при-ходе весной по картинке
25
Животные и птицы весной
1
Читают часть текста Рассматривают рисунок Показывают 2-3 животных и
птиц на рисунке Просматривают видео Отвечают на вопросы с опоройна
картинки
Составляют предложение о
жизни животных и птиц весной по картинке .
11
26
Занятия людей весной
1
Рассматривают рисунокЧитают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Читают часть стихотворения Составляют предложение о заня-тиях людей
весной по картинке спомощью учителя Прослушивают правила безопасности на водоемах весной
Живая природа. Человек – 4 часа
Рассматривают рисунокЧитают часть текста
)
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение о пользе закаливания по картинке спомощью учителя
Разучивают комплекс утреннейгимнастики (2-3 упражнения)
27
Гигиена тела че-ловека
Закаливание
1
28
Питание чело-века
Органы пищева-рения
1
Рассматривают рисунок Находят и называют на картинкеорганы пищеварения
человека с помощью учителя
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Выбирают 1-2 полезных про-дукта по рисунку
29
Пища человека Правильное питание
1
Рассматривают рисунок
Называют основы правильного питания
Выбирают меню на день с помо-щью учителя.
Составляют предложение о пользе фруктов и овощей с опо-рой на картинку
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
30
Профилактика пищевых отравлений
1
Прослушивают вводное словоучителя
Рассматривают рисунки Проговаривают основные пра- вила профилактики
пищевых отравлений по картинке Составляют предложение по ри-сунку
Читают часть стихотворения Отвечают на вопросы с опоройна картинки
12
Времена год. Лето – 4 часа
31 Изменения в природе
летомЭкскурсия
1 Просматривают видео Рассматривают рисунки Называют летние месяцы по календарю
Называют 1-2 признака лета покартинке
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложения об из-менениях в природе летом по картинке
32 Растения летом
1 Рассматривают рисунки
Читают часть текста, называют 2-3 ягоды, цветка
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
Составляют предложение Раскра-шивают рисунок о правилах по- ведения в лесу
Рассматривают рисунок Составляют по нему предложе-ние о летнем лесе
33
Животные летом
1
Рассматривают рисунки
Запоминают и называют 2-3 де-теныша животных
Определяют по рисунку способ питания и место проживания жи-вотных
Рассматривают опасных насеко-мых на картинке
Слушают текст
Отвечают на вопросы с опоройна картинки
13
34
Занятия людей летом
Безопасные лет-ние
каникулы
1
Показывают и называют и 2-3 предмета летней одежды Составляют предложение с
опо-рой на картинки
Слушают объяснение, почему ле-том и зимой обязательно носить головной убор,
отвечают на во- просы
Рассматривают рисунок Составляют предложение о своихлюбимых занятиях во
время про-гулок летом по картинке с помо- щью учителя
Повторяют 1-2 правила безопас-ности в летние каникулы
14
1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.
Компьютерные обучающие мультфильмы, игры, видеоролики, аудиозаписи.
2.
Натуральные объекты: овощи, фрукты, листья деревьев, предметы одежды и обуви.
3.
Муляжи фруктов, овощей, наборы игрушек, куклы.
4.
Разрезные картинки.
5.
Карточки макатон, схемы-опоры, мнемотаблицы.
6.
Демонстрационные карточки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие
животные», «Домашние птицы», «Птицы России», «Насекомые», «Явления природы».
7.
Сюжетные картины: «В огороде», «В саду», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; «Ветер»,
«Дождь», «Листопад», «Зимние забавы», «Распускание листьев», «Таяние снега».
15