ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М.Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Музыка»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
1
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соотвествии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Музыка» является специфическим для обучения младших
школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных
учреждений обусловлено значительным отставанием
обучающихся с нарушением
интеллекта в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом.
Занятия по этому учебному предмету рассматриваются как коррекционно-развивающие.
Цель программы:
Формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального,
осознанного восприятия музыки в процессе активного участия в хоровом и сольном
исполнении и во время слушания музыкальных произведений.
Формы и методы работы по программе:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная работа
Работа в парах
Задачи:
Формировать у детей интерес к музыкальной культуре
Развивать умения вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые
музыкальные звуки и мелодии.
Развивать умения прислушиваться к словам песен, осмыслить их содержание.
Учить выполнять простейшие танцевальные движения под музыку.
Формировать эстетические ориентиры.
Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками в совместной
деятельности.
Виды музыкальной деятельности используемые на уроке, весьма разнообразны и
направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода
импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование
(разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных
образцов музыкального искусства.
Большое значение отводится организационному моменту на уроке, где происходит
уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в
классе: подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие
либо активизирующим, любо успокаивающим эффектом. Это - слушание музыки, имеющей
определенный характер, музыкальное приветствие, игры на развитие мышечной памяти и др.
В основном этапе урока используются все традиционные разделы музыкального воспитания,
2
каждый из которых многосоставен. Особое внимание отводится беседам нравственноэтического характера с активным диалогическим участием школьников
(элементами дискуссии), целью которых является не освоение знаний и умений, а развитие
личностной, эмоционально-волевой сферы подростка с нарушением интеллекта.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Основные виды контроля:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности
возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,
способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом
рассчитана на 34 часа в год, т. е. 1 час в неделю (34 учебных недели)
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Личностные результаты:
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС
образования обучающихся с нарушениями интеллекта, предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программы по предмету «Музыка» для
учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты:
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
Владение навыками коммуникации и приятными нормами социального
взаимодействия;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
Формирование эстетических потребностей и чувств;
развитие этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
3
Предметные результаты:
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по получению нового
знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в
практической деятельности и должны отражать:
Способность выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и
выразительно, сохраняя необходимый строй и ансамбль.
Способность различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь
различать мелодии и сопровождение в песне.
Способность учавствовать в коллективной игре на различных музыкальных шумовых
инструментах, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках.
Способность эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных
произведений, выполнять движения различного характера с предметами и без них.
Минимальный уровень:
Узнавать прослушанное произведение;
Помнить название и композитора;
Учавствовать в обсуждении темы;
Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни с
помощью учителя;
Прохлопывать (простукивать)прослушанный ритмический рисунок с помощью
учителя;
Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя.
Достаточный уровень:
Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;
Вспоминать название и композитора, написавшего прослушанное произведение;
Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного
музыкального произведения или песни;
При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать
слова (предложения);
Прохлопывать (простукивать) прослушанный ритмический рисунок;
Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;
Уметь пользоваться рабочей тетрадью.
3.Содержание обучения.
Раздел 1. «Пение»
Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. Развитие навыка концертного
исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование
навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4-м классом песенном
материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и
характера песни.
4
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором:
ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические
оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз
и мелодических оборотов группой или индивидуально.
развитие навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного
характера;
развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без
сопровождения.
работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
повторение песен, разученных в 4-м классе.
Музыкальный материал для пения:
«По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками»; «Песенка друзей» из м/ф «По
дороге с облаками»; «Утенок» из м/ф «Однажды утром»; Разучивание песни «Мир похож на
цветной луг» из м/ф «Однажды утром»; «Три белых коня» из к/ф «Чародеи»; «Чтоб могли на
Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити»; «Моя Россия»; «Атланты»;
«Эта школа – это дружный наш класс!»;
Раздел 2. «Слушание музыки»
-особенности национального фольклора.
- определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской
народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом.
- закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
-снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
-закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка,
деревянные ложки, бас-балалайка и т. д.
-повторное прослушивание произведений, из программы 4-го класса.
Музыкальные произведения для слушания:
Великий русский композитор П.И.Чайковский.
Балет «Лебединое озеро»; Великий русский композитор С.В.Рахманинов.
Опера «Алеко»; Творчество норвежского композитора Эдварда Грига.
Пьеса «Пер Гюнт»; Творчество немецкого композитора Л.В.Бетховена. Симфония №3
«Героическая»; Музыкальный жанр – джаз; Музыкальный жанр - романс; Творчество
русского композитора М.П.Мусоргского.
Опера «Борис Годунов»; Творчество венгерского композитора Ференца Листа.
«Венгерская рапсодия №2»; Народное творчество России; Музыкальные стили в разные
эпохи;
Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты»
Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование
элементарных понятий о музыкальном размере: 2/4, 3/4,4/4.
5
3. Тематический план
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Основные виды деятельности обучающихся на
уроке
Искусство в нашей
Умение исполнять без сопровождения простые,
жизни. Поем любимые
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
песни.
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Связь музыки с
Слушание нового произведения.
жизнью людей.
Развитие умения Различать
произведение по характеру.
Повторение песни. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Песня- верный спутник Умение исполнять без сопровождения простые,
человека.
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Многожанровость
Исполнение наизусть разученных песен и их
русской народной
характеристика. Определение композитора и жанра,
песни.
прослушиваемых произведений. Слушание и
Песня «Моя Россия»
определение общего настроения произведения.
Интонационное
Слушание нового произведения.
своеобразие народной
Развитие умения Различать
музыки -распевность на произведение по характеру.
нескольких звуках
Повторение песни. Работа с презентациями в
одного слога. Песня
формате
PowerPoint
«Моя Россия»
Роль музыки в жизни,
Исполнение наизусть разученных песен и их
трудовой деятельности характеристика. Определение композитора и жанра,
и отдыхе людей.
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Роль музыки в жизни,
Умение исполнять без сопровождения простые,
трудовой деятельности хорошо знакомые песни; различать мелодию и
и отдыхе людей.
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Закрепление интереса к Определение характера музыки. Умение слушать и
музыке различного
различать музыкальные инструменты,
характера. Л.Бетховен
исполняющие музыкальное произведение.
«К Элизе».
Урок- обобщение.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Связь музыки с
Слушание нового произведения.
жизнью людей.
Развитие умения Различать
Разучивание песни
произведение по характеру.
«Большой хоровод».
Повторение песни. Работа с презентациями в
6
дата
11
Мир русской музыки.
12
Главные признаки
русской музыки. Песня
«Прекрасное далеко»
13
Народные
музыкальные
инструменты: баян,
трещотка, деревянные
ложки и др.
«Скоро, скоро, Новый
Год», «Коляда». Песня
«Песенка деда
Мороза».
14
15
16
17
18
19
20
Совершенствование
навыка четкого и
внятного
произношения слов в
текстах песен.
Заключительный уроквикторина.
Элементарное понятие
о нотной записи:
нотный стан,
скрипичный ключ, счет
линеек, добавочные
линейки,
Графическое
изображение нот на
нотном стане в
диапазоне до 1 — соль
Графическое
изображение нот на
нотном стане в
диапазоне до 1 — соль.
Совершенствовать
навыки певческого
дыхания.
Ознакомление с
условной записью
длительностей: долгий
звук — целая нота.
формате
PowerPoint
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Умение исполнять без сопровождения простые,
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Умение исполнять без сопровождения простые,
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Умение исполнять без сопровождения простые,
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Слушание нового произведения.
Развитие умения Различать
произведение по характеру.
Повторение песни. Работа с презентациями в
7
21
22
23
Песни об армии.
Ознакомление с
условной записью
длительностей: долгий
звук — целая нота,
половинный звук —
половина,
Ознакомление с
условной записью
длительностей: долгий
звук — целая нота,
половинный звук —
половина, короткий
звук — четверть.
Песни о Родине.
24
Развивать навык пения
песни с разнообразной
окраской звука.
25
Урок-викторина.
26
Закрепление
представлений о
составе и звучании
оркестра народных
инструментов.
Звучание народных
музыкальных
инструментов,
используемые в музыке
к русской народной
сказке «По щучьему
веленью».
Звучание народных
музыкальных
инструментов,
используемые в музыке
к русской народной
сказке «По щучьему
веленью».
Продолжить работу
над чистотой
интонирования в
песнях и вокальных
упражнениях.
Умение разбивать
мелодию на
27
28
29
30
формате
PowerPoint
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Умение исполнять без сопровождения простые,
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Умение исполнять без сопровождения простые,
хорошо знакомые песни; различать мелодию и
сопровождение в песне и в инструментальном
произведении; исполнять выученные песни
ритмично и выразительно, сохраняя строй и
ансамбль.
Слушание нового произведения.
Развитие умения Различать
произведение по характеру.
Повторение песни. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
8
музыкальные фразы.
31
32
33-34
Пение звукоряда до
мажор. Песни о мире и
труде
Народные песни в
творчестве
композиторов.
Характерные
особенности
музыкального языка
народной песни, ее
художественное
содержание.
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
Определение характера музыки. Умение слушать и
различать музыкальные инструменты,
исполняющие музыкальное произведение.
Слушание нового произведения.
Развитие умения Различать
произведение по характеру.
Повторение песни. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Исполнение наизусть разученных песен и их
характеристика. Определение композитора и жанра,
прослушиваемых произведений. Слушание и
определение общего настроения произведения.
5. Материально – техническое обеспечение.
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- детские музыкально-шумовые инструменты (колокольчик, дудочка, барабан, бубен,
погремушки, ложки, маракасы),
- игрушки для музыкальных игр, танцев и упражнений (платочки, флажки, ленточки,
мишура, мячики),
- мягкие игрушки, резиновые игрушки, набор мелких игрушек для «волшебного мешочка»,
- ноутбук с аудио и видеозаписями,
- звуковые игрушки, книжки, картинки,
- учебно – наглядный материал.
Литература:
1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./
Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия
развития» – 1997.
2. Музыкальная гимнастика для пальчиков. (Составитель М.Ковалевская) СПб, 2007г.
3. Музыкальная ритмика. – Т.А.Замятина, Л.В.Стрепетова. Изд.» Глобус» 2009г.
4. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Л.М.Шипицына. Спб., Изд. «Дидактика
Плюс».2002г
5. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., Изд.«Речь».2003г.
6. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Л.Н.Комиссарова,
Э.П.Костина. Москва, «Просвещение» 1986г.
9