ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
2 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Русский язык»
(Образовательная область «язык и речевая практика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна.
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
IV. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). С учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
ФАООП (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой, умеренной степенью нарушения
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к
предметной области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения: овладение обучающимися с нарушением интеллекта элементарными знаниями
по русскомуязыку, воспитание интереса к родному языку.
Задачи обучения:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой
основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативноречевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для
решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для
понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных
нравственных
качеств
и
свойствличности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе определяет следующие
задачи:
формирование умения правильно и осмысленно читать доступный кпониманию
текст;
формирование умения
вырабатывать
элементарные
навыки
грамотного
письма;
повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
во 2 классе
Личностные результаты:
формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
развитие бережного отношения к учебным принадлежностям,
раздаточному материалу, умению правильно располагать на парте учебные принадлежности
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
Минимальный уровень:
различать сходные по начертанию буквы;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
анализировать слова по звуковому составу;
различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие, твердые и мягкие на слух,
в произношении;
различать
слова, обозначающие
названия
предметов, слова,
обозначающие
действия предметов;
составлять по картинкам, по заданию предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с
произношением (6 слов);
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставитьточку;
использовать приобретённые
знанияи
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни.
Достаточный уровень:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
анализировать слова по звуковому составу;
различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие, свистящие и шипящие,
твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по
структуре предложения, текст после предварительного анализа (10—15 слов);
делить слова на слоги;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку, вопросительный
знак;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речии текста.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение русскому языку обучающихся с нарушением интеллекта предполагает
формирование речевых умений, владениекоторыми поможет
выпускникам
максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически
правильного письма и письма по правилу. Обучающиеся приобретают начальные сведения о
фонетике и графике,овладевают правописанием безударных
гласных,
звонких и глухих
согласных в конце слова путем сопоставления ударных и безударныхгласных, согласных в конце и
середине слова с согласными перед гласными. В процессе практических грамматических
упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов - названий предметов, действий,
признаков. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в
процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в
составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам,
распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в
предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном
виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно
установить с помощью вопросов.
Во 2 классе особое внимание уделяется формированию уобучающихся навыков связной устной
и письменной речи. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения,
обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки
формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Проводятся подготовительные
упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом и др.
Работа по совершенствованию графических умений заключается в закреплении написания
строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме
графических ошибок в списывании срукописного и печатного текста.
Дидактическая игра занимает oco6oe место в процессе o6yчeния, поскольку поднимает
наиболее высокий эмоциональный уровень выполнение учебных заданий.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
Количество
Контрольные
часов
работы
1
Повторение
8
2
Звуки и буквы
14
3
Парные звонкие и глухие согласные
8
4
Шипящие и свистящие согласные
4
5
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или
слога
6
6
Твердые и мягкие согласные
7
7
Мягкий знак на конце слова
5
8
Слово. Названия предметов
12
9
Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных
7
10
Названия действий
7
11
Предлоги
3
12
Слова с непроверяемыми гласными
3
13
Предложение
12
14
Повторение
6
Итого:
102
1
1
2
I.
№
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Кол-во
часов
Виды деятельности. Электронный учебно-методический материал.
Дата
1
Звуки и буквы.
Выделение звука и буквы в слове
1
Выделяют первый звук в слоге или слове при условии совпадения
звука и буквы с помощью учителя.
Называют звук и показывают соответствующую емубукву.
Записывают строчные ипрописные буквы
1.09
2
Слово.
Предмет и слово, называющее
предмет
1
2.09
3
Предмет и слово, называющее
предмет
1
4
Предложение. Правило записи
предложения
1
Называют предметы словом.Различают строчные и прописные
буквы.
Соблюдают правило написания имён людей сопорой на
памятку
Называют предметы словом. Изучают, записывают словарное слово
по образцу списьменного текста,
записывают словосочетания со словарным словом с помощью
учителя
Различают строчные и прописные буквы.
Соблюдают правило записипредложения с опорой на памятку.
Составляют предложение по
картинке, записывают в тетрадь с помощью учителя
3.09
8.9
6
5
Предложение и егосхема
1
6
Распространениепредложений
1
7
Проверочная работа по теме:
«Слово.
Предложение». Списывание
текста
Составление предложений с
данным словом
1
8
1
Составляют схемупредложения.
Составляют, записывают предложение по его схеме, спомощью
учителя.
Соблюдают правило записипредложения.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом с
помощью учителя
Распространяют
предложения с опорой напредметную картинку.
Составляют и записываютпредложение по схеме, с помощью
учителя
Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке.
Списывают текст без ошибок с письменного текста
9.09
Составляют предложения по ситуационной картинке с
данными словами с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным и
словом с помощью учителя
16.09
10.09
15.09
Звуки и буквы – 14 часов
9
Гласные и согласные. Гласные
звуки и буквы
1
Различают гласные и согласные с опорой нанаглядность.
Называют гласные звуки, обозначают их буквами написьме.
Находят гласные на схемеслова.
Записывают слова после звуко-буквенного анализа спомощью
учителя
17.09
7
10
Гласные и согласные. Согласные
звуки и буквы
1
Различают гласные и согласные с опорой нанаглядность.
Называют согласные звуки,обозначают их буквами на письме.
Находят согласные на схемеслова.
Записывают слова после
звуко-буквенного анализа спомощью учителя
22.09
11
Различение слов, сходных по
звуковому составу. Слова, которые
различаются одним звуком
1
Различают, сравниваютслова, похожие по
буквенному составу спомощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Выделяют слова в предложении различающиеся одним
звуком, записывают с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
Знакомятся с понятием
23.09
12
Различение слов, сходных по
звуковому составу. Слова, которые
различаются количеством звуков
1
24.09
13
Различение слов, сходных по
звуковому составу. Слова, которые
различаются последовательность ю
звуков
1
Различают, сравнивают слова, различные по звукобуквенному составу с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Записывают слова, находят букву, которой различаются, после
звуко-буквенного анализа.
Выделяют слова впредложении, различающиеся
количествомзвуков, записывают их с помощью
учителя.
Различают и сравнивают слова, различающиеся
последовательностью звуков с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Выделяют слова впредложении, различающиеся
последовательностью звуков, записывают с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словами,
29.09
8
Проверочная работа по теме:
«Звуки и буквы». Списывание
текста
1
Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста
30.09
15 Ударение в словах. Знак ударения
1
Выделяют голосом ударный звук в слове.
Записывают слова, определяют ударение в, ставят знак
ударения с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя
1.10
16 Выделение ударного гласногов
слове
1
Записывают слова, определяют ударение в
словах, ставят знак ударения с помощью учителя.
Записывают слова в соответствии со схемойслова по образцу
6.10
14
17
Деление слов наслоги
1
Читают и записывают словапо слогам после
предварительного разбора. Делят слова на слоги (сопровождая
процесс хлопками).
Указывают количество слогов с помощью учителя
7.10
18
Гласные в образовании слогов
1
Соотносят количество слоговв слове с количеством гласных с
помощью учителя. Читают и записывают слова по слогам.
Делят слова на слоги (сопровождая процессхлопками),
указываютколичество слогов с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Списывают слова по слогам после предварительного разбора.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя
8.10
9
19
Деление слов со звуками [и –й] на
слоги
1
Различают при чтении инаписании гласный [и], согласный
[й].
Читают и записывают слова со звуками [и – й] по слогам.Делят
слова на слоги (сопровождая процесс хлопками), указывают
количество слогов с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Списывают слова по слогам. Изучают, записывают словарное
слово, обозначают ударение, выделяют труднуюбукву с помощью
учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со
словарным словом спомощью учителя
13.10
20
Перенос слов по слогам
1
Знакомятся с правилом переноса слов по слогам содной строки
на другую. Делят слова на слоги (сопровождая процесс
хлопками).
Списывают слова по слогамдля переноса после
предварительного разбора
14.10
21
Перенос слов по слогам
1
Делят слова на слоги (сопровождая процессхлопками).
Списывают слова по слогамдля переноса
15.10
22
Проверочная работа по теме:
«Слог».
Картинный словарный диктант
1
Записывают словарные слова, делят на слоги попоказу и
образцу.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя
20.10
Парные звонкие и глухие согласные – 8 часов
10
23
Различие парныхсогласных Б-П
1
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Б-П.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Б-П с помощью учителя
21.10
24
Различие парныхсогласных В-Ф
1
22.10
25
Различие парныхсогласных Г-К
1
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков В-Ф.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков В-Ф с помощью учителя
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Г-К.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Г-К с помощью учителя
26
Различие парныхсогласных Д-Т
1
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Д-Т.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Д-Т с помощью учителя
29.10
Различие парныхсогласных Ж-Ш
1
Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий
звук c опорой на предметную картинку.
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Ж- Ш.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова спомощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Ж-Ш с помощью учителя
27
28.10
11
28
Различие парныхсогласных З-С
1
Произносят свистящие звуки, слова, начинающиесяна
свистящий звук c опорой на предметную картинку.
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков З-С.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков З-С с помощью учителя
29
Различение звонкихи глухих
согласных
1
30
Проверочная работа по теме:
«Парные звонкие и
глухие согласные». Списывание
текста
1
Различают (читают и
записывают) парные звонкие и глухие согласные звуки с опорой
на памятки.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова спомощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными с помощью учителя
Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста
Шипящие и свистящие согласные – 4 часа
31
32
Шипящиесогласные
1
Произносят шипящие звуки, слова, начинающиеся на шипящий
звук c опорой на предметную картинку.
Читают и записывают словас шипящими согласными
букву, найди в предложении слово с шипящим согласным)
Свистящиесогласные
1
Произносят свистящие звуки, слова, начинающиесяна
свистящий звук c опорой на предметную картинку.
Читают и записывают слова со свистящими согласными.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
12
33
34
Различениешипящих и
свистящих согласных
1
Различают свистящие и шипящие звуки в словах с опорой на
памятку.Подбирают примеры слов, начинающихся на заданный
звук с опорой на предметнуюкартинку с помощью учителя.
Записывают слова и словосочетания с шипящими и свистящими
согласными с помощью учителя.
Проверочная работа по теме:
«Шипящие и свистящие
согласные». Выборочный
диктант
1
Читают предложения (2-3слова) по слогам.
Записывают слова с шипящими и свистящими согласными по
показу и образцу
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога – 6 часов
35 Буква Е в началеслова или слога
1
Различают на слух и выделяют гласную Е в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Е всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Епосле
звуко-буквенного анализа
36 Буква Ё в началеслова или слога
1
Различают на слух и выделяют гласную Ё в начале слова с
помощьюучителя. Находят место гласной Ё всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Ёпосле
звуко-буквенного анализа.
1
Различают на слух и выделяют гласную Ю в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Ю всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Юпосле
звуко-буквенного анализа
37
Буква Ю в началеслова или слога
13
38
39
Буква Я в началеслова или слога
1
Различают на слух и выделяют гласную Я в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Я всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Япосле
звуко-буквенного анализа.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я в начале
слова или слога
1
Различают на слух и
выделяют буквы Е, Ё, Ю, Я вначале слова с помощью учителя.
Записывают слова с пропущенными гласными Е,Ё, Ю, Я после
звукобуквенного анализа
1
Записывают словарные слова, делят на слоги попоказу и
образцу.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
40 Проверочная работа по теме:
«Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я в начале
слова или слога». Картинный
словарный диктант
Твердые и мягкие согласные -7 часов
41 Гласные Ы-И послетвердых и мягких
согласных
1
Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные
14
42
Гласные О-Ё послетвердых и мягких
согласных
1
Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные
43
Гласные У-Ю после твердых и
мягких согласных
1
44
Гласные А-Я послетвердых и мягких
согласных
1
Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные
Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные
45
Гласная Е после мягких согласных
1
Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора. Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные
46
Различие твердых и мягких согласных
1
Различают на слух твёрдые имягкие согласные.
Обозначают твёрдые и
мягкие согласные на схемеслова с помощью учителя.
Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные
47
Проверочная работа по теме:
«Различие твердыхи мягких
согласных». Списывание текста
1
Отвечают на вопросы, составляют предложения по картинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста
15
Мягкий знак на конце слова - 5 часов
48
Буква Ь для обозначения
мягкости согласных на конце
слова.
1
Различение на слух и чёткоепроизношение твёрдых и
мягких согласных на концеслов.
Различают на слух твёрдые имягкие согласные на конце слов.
Знакомятся с правилом обозначения мягкости согласного в
конце слова написьме.
Списывают слова с мягкимзнаком Ь на конце слова
Письмо слов смягкими
согласными наконце
1
Объясняют написание слов с мягким знаком для обозначения
мягкости согласного по опорной таблице с помощью учителя.
Списывают слова с мягким знаком Ь на конце слова после
предварительного разбора.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
50
Различение твердых и мягких
согласных на концеслова
1
Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкие
согласные на конце слов.
Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова сопорой на
картинки
51
Различение слов ствердыми и
мягкими согласными наконце
слова
1
Различают на слух слова с твердыми и мягкими согласными на
конце слова. Пишут слова с мягкими и твёрдыми согласными на
конце слова с помощьюучителя
52
Проверочная работа по теме:
«Мягкий знак Ь наконце слова».
Выборочныйдиктант
1
Читают предложения (2-3слова) по слогам.
Записывают слова с мягкимзнаком на конце слова по показу и
образцу
49
Слово. Названия предметов – 12 часов
16
53
Предмет и его название
1
Называют предметы, изображенные на картинкахсловом.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со буквы, письмо
слова пообразцу, составление словосочетаний и
Предложений.
54
Названия
предметов,отвечающие
на вопрос «Что?»
1
55
Название частей предмета
1
Различение сходных предметов
и их названий
1
Различают названия предметов по вопросу
«Что?» с помощью учителя. Ставят вопрос к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на картинках, записывают
названия предметов.Читают диалог.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос:
«Что?» с помощью учителя
Называют легко выделяемыечасти знакомого предмета,
изображенного на картинках, и ставят вопрос «Что?» с помощью
учителя.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос
«Что?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное
слово, обозначают ударение, выделяют труднуюбукву с помощью
учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со
словосочетаний и предложений.
Различают сходные
предметы и их названия сопорой на картинки.
Выделяют признак сходствапредметов с помощью учителя.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос
«Что?» после
предварительного разбора
56
17
Обобщающее словодля группы
однородных предметов
1
Выбирают обобщающееслово (из двух
предложенных слов) кгруппе однородных предметов с
помощьюучителя.
Ставят вопрос к слову(предмету).
Записывают обобщающие слова (допиши предложение,вставь
нужное слово) с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со
58
Названия предметов,
отвечающие навопрос
«Кто?»
1
59
Обобщающее словок группе
однородных
предметов
1
Различают названия предметов по вопросу
«Кто?» с помощью учителя. Ставят вопрос к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на картинках, записывают
слова, отвечающие на вопрос
«Кто?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное
слово, обозначают ударение, выделяют труднуюбукву с помощью
учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
и
называют слова- родственники с помощьюучителя
Различают названия предметов по вопросу
«Кто?»Подбирают обобщающие слова к группе
однородныхпредметов с помощью учителя.Списывают
обобщающие слова с помощью учителя. Составляют и
записываютсловосочетания со словарным словом с
помощью учителя.
57
18
60
Обобщающее словок
группе однородных
предметов
1
Различают названия предметов по вопросу
«Кто?»
Подбирают обобщающие слова к группе однородныхпредметов с
помощью учителя.
Записывают обобщающие слова (допиши предложение,вставь нужное
слово) с
помощью учителя
61
Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?»и «Что?»
1
62
Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?»и «Что?»
1
Различают названия предметов по вопросам
«Кто? «Что?» Ставят вопрос
«Кто?» или «Что?» к словам,обозначающим названия предметов.
Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов,
записывают их с помощьюучителя.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных схем
Слова, обозначающие
один и несколько
предметов
1
Проверочная работа
по теме «Слово.
Названияпредметов»
Выборочное
списывание
1
63
64
Дифференцируют понятия
«один-много».
Изменяют форму слова в зависимости от обозначенияодного или
нескольких одинаковых предметов, записывают с помощью учителя.
Упражняются в написании слов, обозначающих один инесколько
предметов с помощью учителя Изучают, записывают
словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с
помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом и
называют слова- родственники с помощьюучителя
Читают предложение, отвечают на вопросы, находят слова,
отвечающие на вопрос «Кто?» или «Что?»Выполняют списывание по
показу и образцу
19
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных - 7 часов
65
Большая буква в
именах людей
1
Понимают различие междуназванием человека и его именем.
Используют правило написания имени человека спомощью учителя.
Упражняются в списывании имен людей
66
Большая буква в
именах и фамилиях
людей
Большая буква в
именах и фамилиях
людей
1
Понимают различие междуименем человека и его
фамилией.
Используют правило написания имён и фамилий людей с опорой на
памятку. Списывают словосочетания с именами людей
Большая буква в
кличках животных
1
Используют правило написания кличек животныхс помощью учителя.
Списывают словосочетания скличками животных.
69 Большая буква в
кличках животных.
Письмо по памяти
1
Используют правило написания кличек животныхс опорой на памятку.
Записывают по памяти клички животных с помощью учителя
70 Большая буква в
именах и фамилиях
людей, кличках
животных
1
Проверочная
работа по теме:
«Большая буква
в именах и
фамилиях
1
Понимают различие междуназванием человека, его именем,
фамилией, названием животного и его кличкой.
Используют правило написания имён и фамилий людей, кличек опорой
на памятку.
Записывают словосочетания с именами людей, кличками животных
после предварительного разбора
Читают предложение, находят имена и фамилии людей, клички
животных.
67
68
71
1
20
людей, кличках
животных».
Выборочное
письмо
Выполняют списывание попоказу и образцу.
Списывают предложения списьменного текста
Названия действий – 7 часов
72
Действие и его
название. Названия
действий,
отвечающие на
вопрос «Что
делает?»
1
Различают слова, обозначающие названия действий по вопросу
что
делает? с помощью учителя. Находят и списывают слова,
отвечающие на вопрос «Что делает?» после
предварительного разбора
73
Названия действий,
отвечающие на вопрос
«Что делают?»
1
Различают слова, обозначающие названия действий по вопросу
что
делают? с помощью учителя. Находят и списывают слова,
отвечающие на вопрос «Что делают?» после
предварительного разбора
74
Подбор названий
действий к названиям
предметов
1
Различают слова, обозначающие названия
действий по вопросам «Что делает?», «Что делают?» Подбирают,
записывают названия действий к названиям предметов с помощью
учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом с
помощью учителя
21
75
Подбор названий
действий к названиям
предметов
1
76
Различение названия
действий по вопросам
1
77
Различение названий
предметов и названий
действий по вопросам
1
78
Контрольная
работа по теме:
«Различение
названий
предметов и
названий
действий по
вопросам».
Выборочный
диктант.
Списывание
текста
1
Подбирают, записывают названия действий к названиям
предметов по картинкам, составляют предложения с помощью
учителя.
Составляют и записывают предложения по картинкам,используя
слова названия предметы и действия с
помощью учителя
Различают названия
действий по вопросам «Что делает?» и «Что делают?» с помощью
учителя.
Выбирают и записывают слова названия действий с помощью.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных схем
Различают и записывают слова, обозначающие название предметов,
и слова,обозначающие названия
действий, по вопросам спомощью учителя.
Составляют и записывают 1предложение по картинке
Выполняют списывание по
показу и образцу.
Находят, выписывают слова,
обозначающие название
предметов, и слова,
обозначающие названия
действий, с помощью учителя
22
Предлоги – 3 часа
79
Предлог как
отдельное слово
1
Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог.
Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью
учителя.
Изучают, записывают
словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным
словом и называют словародственники с помощью
учителя
80
Употреблениепредлогов
в предложении
1
Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словарным
словом с помощью учителя
81
Употреблениепредлогов
в предложении
1
Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог. Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью учителя.
Записывают по памяти слова(читают по слогам, учат,
записывают в тетрадь)
23
Слова с непроверяемыми гласными – 3 часа
82
Выделение «трудной» гласной в
словах
1
83
Выделение
1
«трудной» гласной в словах
84
Написание гласных в словах
родственниках
1
Пишут слова из словаря, находят в них «трудную» гласную с
помощью учителя. Записывают предложения с соблюдением
правил написания после
предварительного разбора. Находят слова из словаря в
предложении, списывают втетрадь
Различают слова- родственники с помощьюучителя.
Выделяют «трудную» гласнуюв словах-родственниках
Предложение – 12 часов
85
Выделение предложения из
текста
86
Правила записипредложения
1
Записывают предложения,применяя правила их написания с
помощью учителя.
87
Правила записипредложения
1
Составляют предложения по картинкам и наводящим вопросам и
записывают их после предварительного разбора
88
Предложение и его схема
1
Сравнивают предложение и его схему с опорой на памятку.
Подбирают предложение ксхеме с помощью учителя, записывают
его в тетрадь
89
Предложение иего схема
1
Подбирают предложения к картинкам, записывают в тетрадь с
помощью учителя. Списывают 1 предложение из текста
Чертят схему предложения с помощью учителя.
Составляют, записывают предложение по схеме с использованием
предметнойили сюжетной картинки с помощью учителя
24
Различение набора слов и
предложения
1
91
Порядок слов впредложении
1
Восстанавливают порядокслов в предложении с помощью учителя.
Записывают предложения,применяя правила их написания с
помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словарнымсловом с
помощью учителя
92
Завершение начатого
предложения
1
Завершают начатое
предложение по картинкам спомощью вопросов.
Составляют предложение, аналогичное данному с помощью
учителя.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных схем
93
Составление предложений по
предметной картинке
1
Составляют и записываютпредложение из 2слов по предметной
картинке.
Завершают начатое
предложение по предметнойкартинке после
предварительного разбора
94
Составление предложений по
сюжетной картинке
1
Составляют и записывают предложение из 2 слов по сюжетной
картинке. Завершают начатое предложение по предметной
картинке после предварительного разбора
90
Различают набор слов ипредложение.
Составляют и записывают предложение из отдельныхслов с
помощью учителя
25
95
Предложения-вопросы и
предложения-ответы
Различают на слух разные по интонации предложения (предложениявопросы и предложения-ответы).
1
Повторяют за учителем предложение с правильной
интонацией (вопросительной или повествовательной).
Записывают вопросительныепредложения, с соблюдением правил
записи предложений после предварительного
разбора
96
Итоговая контрольная
работа.
Выполняют списывание предложений с печатного текста.
1
Правильно оформляютпредложения.
Диктант. Списывание
текста
Делят слова на слоги, ставят ударения с помощью учителя
Повторение – 6 часов
97
Звонкие и глухиесогласные
1
Называют звонкие и глухие согласные, записывают их парамис
опорой на наглядность.
Записывают слоги, слова, выделяязвонкие и глухие согласные с
помощью учителя.
Записывают словарные слова с
помощью картинок и опорныхсхем
98
Твердые и мягкие
согласные
1
Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные.
Записывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные с
помощью учителя.
Пишут по памяти слова
26
99
Мягкий знак на конце слова
Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные.
Пишут слова с мягким знаком на
конце слова.
Списывают предложение
100 Названия предметов
1
Называют предметы, изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову (предмету). Списывают предложение
101 Названиядействий
1
Различают слова, обозначающиеназвания действий по вопросам.
Ставят вопрос по картинке к названиям действий с помощью
учителя.
Записывают словарные слова сопорой на картинку
102 Предложение
1
Составляют, завершают предложения по картинке. Различают
предложения поинтонации.
Записывают предложения, используя правила написания
предложения с помощью учителя
27
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
0-4 классы /Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
2.
Учебник
специальных
Русский язык. Якубовская Э. В., Коршунова Я.Е- для 2 класса
(коррекционных)
образовательных
учреждений
VIII
вида.
М:
«Просвещение», 2018г. –175с. : ил.
3.
Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь по русскому языку: 2 класс:
в двух частях, Москва .Просвещение2018г.
4.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной)
школе: Учеб. Для студ. Дефектол. фак. педвузов. -М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000.-320с.-(Коррекционная педагогика).
5.
Сборник диктантов для вспомогательной школы.
6.
Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: Коммуникативная
дифференциация личности. — Санкт-Петербург., 2005.
7.
Вайзаман, Н.П. «Психомоторика детей-олигофренов», Москва, «Педагогика», 1976.
8.
Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное
издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.
9.
Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с.
10.
Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599Министерства образования и науки Российской
Федерации. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).