ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Домоводство»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна
г. Нелидово
2025г
Рабочая программа по предмету
«Домоводство» , 3 класс (2 вариант)
Пояснительная записка
.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Рабочая программа hазработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с
умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Домоводство» предусматривает обучение школьников
с 3 по 12 класс.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с
интеллектуальными
нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня
их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии,
требующих индивидуальной или групповой коррекции.
2. Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с нарушением интеллекта, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к
самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по
уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем
работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем»,
«Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические
навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся,
так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания
демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и
практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета,
способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся,
организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях. Именно практические упражнения являются
основным методом обучения учащихся 5—7 классов, тогда как в 8—9 классах используются другие дидактические и воспитательные
методы.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций)
-практические (практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен на протяжении 10 лет обучения (без первого подготовительного класса). Предмет
«Домоводство» относится к образовательной области «Окружающий мир». Программа предусматривает следующее количество часов по
классам:
3 класс – 1 час в неделю – 34 учебных недели – всего 34 часа.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических
технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно – ориентированного обучения,
технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися
включаются элементы проектной деятельности.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви,
сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового
назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
3
состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей,
производить сухую и влажную уборку помещений;
класс домашний адрес;
убирать бытовой мусор, подметать территорию.
правила и последовательность проведения сухой и влажной
ухаживать за полом;
подбирать
одежду
и
обувь
по
сезону;
уборки;
соблюдать последовательность действий при ручной стирке;
санитарно-гигиенические требования и правила безопасности
выбирать продукты для покупок;
при работе с бытовыми электроприборами;
пользоваться утюгом, феном;
правила пользования утюгом, феном;
правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
убирать мусор на школьном участке;
пользоваться лопатой, веником;
правила сушки одежды и обуви;
правила гигиены при приготовлении пищи;
соблюдать правила поведения в общественных местах.
отделы магазина, места хранения продуктов;
правила пользованием газовой плитой, холодильником;
ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения
инвентаря;
5. Содержание учебного предмета
Наименование Количество
разделов
часов,
Обращение с
кухонным
инвентарем
9ч
Покупки
6ч
Содержание тем учебного предмета
3 класс
Практическая
часть с
указанием
формы
Практическая
Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки
на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные работа - 2
приборы. Ложки и вилки. Правила мытья
кухонных приборов. Мытье ложек и вилок.
Кухонная мебель.
Назначение кухонной мебели. Стол и стулья.
Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет
СБО. Электробытовые приборы на кухне.
Газовая и электрическая плита. Техника
безопасности при работе с плитой. Правила ухода
за плитой. Холодильник. Назначение
холодильника. Правила ухода за холодильником.
Викторина «Моя кухня»
Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый Практическая
магазин. Отделы магазина. Выбор продуктов. работа - 2
Срок годности продуктов. Молочные продукты.
Хлебобулочные изделия. Взвешивание товаров.
Оплата покупки. Места хранения покупок.
Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»
Реализация
РК
Магазин
Магазины
«Пятерочка»
Уход за вещами
6ч
Приготовление
пищи
6ч
Ручная стирка. Наполнение емкости водой.
Практическая
Выбор
моющего
средства.
Отмеривание работа - 2
необходимого количества моющего средства.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»
Машинная стирка. Различение составных частей
стиральной машины.
Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и
вынимание белья из машины. Установка
программы и температурного режима.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в
стиральной машине»
Глажение утюгом. Различение составных частей
утюга.
Соблюдение последовательности действий при
глажении белья.
Глажение кухонной салфетки.
Выбор продуктов, необходимых для
приготовления блюда.
Выбор инвентаря, необходимого для
приготовления салата.
Обработка овощей. Резание овощей ножом.
Сервировка стола.
Выбор посуды и столовых приборов при
сервировке стола.
Раскладывание столовых приборов и посуды при
сервировке стола.
Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы
заваривания чая.
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные
напитки. Морс.
Виды морсов. Способы приготовления морсов.
Правила хранения холодных напитков.
Практическая
работа - 3
Химчистка
кухня
Уборка
помещений и
территории
10ч
Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с
цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов.
Значение комнатных цветов для человека.
Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка
территории.
Подметание территории. Сгребание травы и листьев.
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным
инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Уборка
мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и
мусора.
Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место..
Мытье стекла. Мытье зеркала. Дежурство по
Итого:
34ч
столовой.
Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь
для уборки класса.
Уборка класса.
Практическая
работа - 4.
Территория
школы
Календарно - тематическое планирование
№ Тема
п/
п
Кол.
час
3класс ( 1час в неделю, 34 часа в год)
Дата
Основные
понятия
Основные виды деятельности
обучающихся
Слушают, отвечают на вопросы. Развитие словесно-логического
презентация
мышления, долговременной
памяти.
1
Что изучает домоводство.
Вводная беседа.
1
Домоводство
2
Моя
квартира.
Расположение и назначение
комнат.
1
Жилище
Удобство
3
Один
дома.
безопасности.
Правила
1
Безопасность
4
Кухня.
Правила
безопасности
на
кухне.
Чистота-залог
здоровья.
Правила уборки на кухне
1
Пища
Пожароопасный
5
Правила
кухне.
безопасности
на
1
6
Моющие
кухни.
средства
для
1
Коррекционная работа
Слушают, смотрят на картинки,
отвечают на вопросы.
Узнавание комнат по
назначению, по картинкам
Видео
Коррекция вербальной и
зрительной памяти на основе
упражнений в запоминании и
узнавании.
Пользоваться средствами для
мытья кухни. Изучают правила
по пожарной безопасности на
кухне. Презентация
Коррекция устной речи через
обогащение словаря, его
расширение и уточнение.
Коррекция мыслительной
деятельности через установление
последовательности событий
Составляют памятку по
безопасности в доме, отвечают
на вопросы.
Коррекция мышление на основе
упражнений в анализе и синтезе.
Пожароопасный
Изучают правила по пожарной
безопасности на кухне. Видео
Чистящий
порошок
Коррекция мыслительной
деятельности через установление
последовательности событий.
Называют средства для мытья и Воспитывать аккуратность,
чистки.
трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания.
7
Кухонные приборы. Мытье
ложек
и
вилок. Практическая
работа.
1
Назначение
Кухон
8
Кухонная мебель. Уборка
кухонного
стола. Практическая
работа.
1
Гарнитур
Рисуют, раскрашивают рисунки,
Последованазывают предметы мебели.
тельность мытья Обучение практическим
навыкам ухода за столом и
стульями. . Презентация
Обучение способности видеть,
сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать
элементарные выводы.
Охлаждает
Хранение
Коррекция мышление на основе
упражнений в сравнении.
Коррекция вербальной памяти на
основе упражнений в повторении и
воспроизведении.
9
Электробытовые приборы и
электрическая плита. на
кухне.
Электричество
Нагревание
Взрывоопасност
ь
Узнают и различают приборы на Коррекция мышления на основе
кухне по назначению. Просмотр упражнений в установлении
презентации. Ответы на
логических связей.
вопросы. Видео
1
Содовый
раствор
Составляют правила мытья,
отвечают на вопросы.
12 Игра «Моя кухня»
1
Обобщение
13 Виды магазинов.
1
Виды товаров
Отработка умения вести диалог. Коррекция мышления на основе
упражнений в установлении
логических связей.
14 Продуктовый магазин.
1
Продукты
10 Холодильник
11 Правила
ухода
холодильником.
Отделы магазина
1
Знакомятся с разными видами
Коррекция устной речи через
ложек и вилок, их назначением. обогащение словаря, его
Составляют последовательность расширение и уточнение.
мытья кухонных приборов
Видео
1
за
Узнают среди других приборов,
называют. , рассказывают о его
назначении.
Составление рассказа по
картинкам. Видео
Перечисляют предметы с
последующим обобщением. .
Презентация Соотносят слова и
Коррекция вербальной памяти на
основе упражнений в повторении и
воспроизведении.
Коррекция мышление на основе
упражнений в сравнении.
Коррекция вербальной памяти на
основе упражнений в повторении и
воспроизведении. Воспитывать
предметы, находят их на
картинках, правильно называют
их. Составление рассказа по
картинкам.
внимательность,
наблюдательность. Прививать
навыки самообслуживания.
Различение молочных товаров,
их виды и названия. .
Презентация
Коррекция устной речи через
обогащение словаря, его
расширение и уточнение.
15 Сроки годности продуктов.
1
Дата
изготовления
16 Молочные продукты.
1
Творог
17 Хлебобулочные изделия.
1
18 Взвешивание товаров.
1
Мучные изделия Узнавание товаров из муки, из
названия, полезные свойства.
19 Уход за вещами.
1
Виды одежды
20 Ручная стирка. Наполнение
1
Таз, ведро
21 Сюжетно-ролевая игра «Я
1
Температура
воды
Сюжетно-ролевая игра
«Покупка продуктов»
емкости
водой. Практическая
работа.
стираю свои вещи»
Учить определять срок годности, Обучение способности видеть,
найти его на этикетке товара.
сравнивать, обобщать,
конкретизировать, делать
элементарные выводы.
Весы, код
Учить взвешивать товар,
товара Монеты, определять и набирать код
купюры
товара. Учить оплачивать
покупки, считать сдачу. Видео
Перечисляют виды одежды с
последующим обобщением.
Соотносят слова и предметы,
находят их на картинках,
правильно называют их. .
Презентация
Учатся наполнять емкость
водой, выбирать правильное
количество воды. Видео
Коррекция зрительного восприятия
на основе упражнений в узнавании.
Прививать
навыки самообслуживания,
воспитывать самостоятельность.
Прививать
навыки самообслуживания
Коррекция мыслительной
деятельности через формирование
умения обобщать.
Коррекция мыслительной
деятельности через формирование
умения устанавливать общие и
отличительные признаки.
Последовательность проведения Воспитывать аккуратность,
стирки.
трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания.
22 Машинная стирка.
1
Панель
управления
Виды белья
23 Сюжетно-ролевая игра
1
Сортировка
белья
24 Глажение утюгом.
1
Части утюга
Правила
безопасности
25 Уборка помещения.
1
Виды
помещений
26 Уборка мебели. Уборка с
1
27 Уборка пола. Сметание
1
Чистота мебели Узнавать различные виды
Коррекция зрительной памяти на
Способ уборки мебели, называть их назначение. основе упражнений в запоминании.
Уметь убирать с поверхности
стола остатки еды и мусора
Различение составных
частей стиральной машины.
«Я стираю свои вещи в
стиральной машине»
Различение составных
частей утюга. Глажение
кухонной
салфетки. Практическая
работа.
поверхности стола остатков
еды и мусора.
Практическая работа.
мусора на полу в
определенное место.
Практическая работа
Веник, швабра
Уметь ориентироваться в панели Воспитывать аккуратность,
управления
трудолюбие. Прививать
стиральной машины, называть навыки самообслуживания.
ее составные части. Уметь
разделять белье по цвету, виду
ткани, назначению. .
Презентация
Учатся моделировать ситуации,
применять полученные знания
на практике. Видео
Коррекция практических навыков,
воспитание аккуратности и
самостоятельности.
Различать и узнавать виды
помещений, их назначение.
Видео
Коррекция памяти на основе
упражнений в запоминании.
Уметь называть: подошва утюга, Коррекция практических навыков,
шнур, регулятор температуры,
воспитание аккуратности и
клавиша пульверизатора.
самостоятельности.
установка гладильной доски,
выставление температурного
режима, подключение утюга к
сети, раскладывание белья на
гладильной доске.
Знать способы уборки пола
Коррекция зрительной памяти на
(сухой, влажный), название
основе упражнений в запоминании.
инвентаря. Уметь сметать мусор
при помощи веника и
28 Мытье стекла. Мытье
1
29 Подготовка к
1
30 Обработка овощей. Резание
1
31 Сервировка
зеркала. Практическая
работа.
Стеклоочиститель
Техника
безопасности
совка, высыпание мусора в урну
Знать приспособления для мытья Коррекция мыслительной
стекол, средства для мытья.
деятельности на основе
упражнений в анализе и синтезе.
Гигиена Состав Знание (соблюдение) правил
блюда
гигиены при приготовлении
пищи. Уметь выбрать
необходимые продукты для
приготовления блюда. Видео
Воспитывать аккуратность,
трудолюбие. Прививать
навыки самообслуживания.
1
Скатерть Виды
посуды
32 Виды чая. Сюжетно-ролевая
1
Зеленый,
травяной
Называть и различать предметы
для сервировки стола. .
Презентация
Коррекция практических навыков,
воспитание аккуратности и
самостоятельности.
33 Холодные напитки. Морс.
34 Способы приготовления
2
Охлаждающий
Уметь различать и называть
холодные напитки. Уметь
готовить холодный морс по
образцу, по инструкции
Коррекция зрительного восприятия
на основе упражнений в узнавании.
приготовлению блюда.
Овощной салат.
Р.К. Кулинария «Пышка»
овощей ножом.
Практическая работа
стола. Практическая
работа.
игра
«Ждем гостей»
морсов.
Практическая работа.
Щетка, нож
Мытье продуктов. Чистка
овощей. Нарезание продуктов
кубиками (кольцами,
полукольцами). Натирание
продуктов на тёрке
Коррекция мышления на основе
упражнений в установлении
причинно- следственных связей.
Различать виды чая.
Познакомиться с различными
способами заваривания чая. .
Презентация
Коррекция зрительного восприятия
на основе упражнений в узнавании.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список учебно-методической литературы:
1.
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 - 9 классы под редакцией И.М,
Бгажноковой. - Москва, «Просвещение», 2005 год.
2.
Адаптированная программа для экспериментальных классов для глубоко умственно отсталых детей специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла
3.
Дополнительная литература для учителя
1.
2.
3.
4.
Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М.,
Педагогика 1987 -1988г.