ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
«26» августа 2025 г.
от «22» августа 2025 г.
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
7 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Домоводство»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна
г. Нелидово
2025г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета « Домоводство» для обучающихся 7 класса составлена на основе Адаптированной основной
образовательной программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) и является учебно-методической
документацией ГКОУ «Нелидовская школа- интернат ».
Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями., с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к
самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается
потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми
навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Обучение на уроках домоводства
опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение
доступных бытовых приёмов самообслуживания, выполнение хозяйственно-бытовых работ и формирование доступных норм социализации в
обществе.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке
помещения и территории, уходу за вещами.
развитие интереса к хозяйственно-бытовой деятельности;
формирование навыков самообслуживания и организации быта;
освоение отдельных видов работ с использованием бытовой химии;
соблюдение необходимые правил техники безопасности.
Реализация рабочей программы предмета « Домоводство» для 7 класса рассчитана на 34 недели, 5 часов в неделю. Всего 170 часов.
Минимум содержания образования по разделам
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление
пищи»», «Уборка помещений и территории».
Раздел «Уход за вещами» обогащает и корректирует знания учащихся о необходимости своевременного ухода за обувью, одеждой, их правильному
хранению и носке.
Раздел « Уборка помещений и территорий» включает изучение названий жилых помещений, способов ухода за ними, изучаются возможности
рациональной расстановки мебели, сохранение жилищного фонда.
Раздел «Покупки» дает возможность узнать о порядке приобретения, сдачи и обмена товаров по чеку, о правилах торговли.
Раздел «Приготовление пищи» включает изучение способов выбора доброкачественных продуктов, рецептов блюд, практические занятия по
приготовлению некоторых блюд.
Раздел «Обращение с кухонным инвентарём» обогащает и корректирует знания учащихся о назначении посуды и кухонных принадлежностей,
знакомит с бытовыми приборами и их назначением и с правилами техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию и проведение экскурсий, бесед, моделирование реальных ситуаций,
дидактических, сюжетно-ролевых, имитирующих игр, упражнений, проблемных ситуации, учебных заданий.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал
расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность
систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства.
Содержание курса
Приготовление пищи (45ч.)
Различение кухонного инвентаря по его назначению (посуда, кухонные принадлежности, бытовая техника). Различение чистой и грязной посуды.
Очищение остатков еды с посуды. Замачивание посуды. Протирание посуды губкой. Замачивание посуды. Чистка посуды. Ополаскивание посуды.
Сушка посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Протирание посуды губкой. Сервировка стола.
Уборка помещения (35ч.)
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье
поверхности мебели. Сметание мусора на полу в определённое место. Заметание мусора на савок .Выполнение последовательности действий при
подметании пола.
Уход за вещами.(64ч.)
Складывание одежды. Вывешивание одежды на «плечики». Чистка обуви. Просушивание обуви. Ручная стирка: наполнение ёмкости водой. Выбор
моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.
Замачивание белья. Стирка белья. Полоскание белья. Выжимание белья. Сушка и глажение мелких вещей.
Покупки. (21ч.)
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
-Умение принимать посильное участие в повседневных делах детского дома и в школе.
Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами, участием в покупке продуктов и
приготовлением пищи и др.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени и оценивать полученный результат, радоваться достижениям.
Умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме
оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации детского
дома и в школе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Основные формы и методы обучения по учебному предмету «Домоводство» практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии,
беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках
используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить
детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
Личностные результаты.
• основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
• положительная мотивация к учебе, работе на результат
• понимать и принимать общечеловеческие ценности
• оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм
• формирование представлений о здоровом образе жизни.
Регулятивные.
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
•принимать цели и активно включаться в деятельность
•слушать и понимать инструкцию педагога;
Коммуникативные.
•работать в коллективе (ученик – ученик);
•обращаться за помощью и принимать помощь педагога.
•стремиться оформлять свои мысли и действия в устной речи
•слушать и понимать речь других
•соблюдать нормы речевого этикета.
Минимальный уровень:
-представление о составе семьи,
-основные примеры ухода за жилищем,
-основные гигиенические правила,
- правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ней,
-назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода за ними и ТБ при работе с кухонными инструментами,
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
Достаточный уровень:
-содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме,
-ухаживать за растениями,
-выполнять основные гигиенические правила,
- производить мелкий ремонт одежды и белья,
- подбирать одежду по сезону,
-владеть навыками ручной стирки мелких вещей,
-выполнять работы во дворе, на участке, в огороде.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета « Домоводство» 7 класс.
№п/п
№ п/п темы урока.
Дата
1-4.
1-4
Уход за одеждой и обувью.
Повторение. Название одежды.
5-7.
5-7
Название
обуви:
школьная, домашняя
8-9.
8-9
Смена обуви по сезонам. Виды
обуви по сезонам.
10 . 10
раздела,
уличная,
Сроки смены белья. Правила
хранения белья до стирки.
По факту
(тема
По плану
Содержание
уроков)
Основные
работы
направления
коррекционной Знания,
навыки
Оборудование
умения, (дидактический материал
ТСО и ИТ)
1 четверть (45ч)
Уход за вещами (17ч.)
Коррекция
зрительного
восприятия, знать
название
долговременной памяти, речи на основе одежды,
уметь
упражнений
соотносить предмет
одежды
с
её
названием
Коррекция
зрительного
восприятия, уметь
соотносить
долговременной памяти, речи на основе предметы обуви и
упражнений в соотнесении предметов обуви название обуви
и её названия
Коррекция
зрительного
восприятия, Соотносить
вид
долговременной памяти, речи на основе обуви с сезоном
упражнений в соотнесении
Коррекция
зрительного
восприятия, Учить
долговременной памяти, речи на основе хранить
упражнений
стирки
правильно
бельё до
Предметные
картинки,
презентация
по теме.
Предметные
картинки,
натуральные
объекты
Предметные
картинки,
натуральные
объекты
11.
11
Правила применения моющих
средств и посуды для стирки
белья.
1213 .
12-13 Стирка и сушка мелких вещей
( носки, носовой платок)..
Практическая работа
1415.
14-15 Стирка рабочей одежды (фартук,
косынка).
Практическая работа .
16 . 16
Соблюдение правил техники
безопасности при пользовании
электрическим
утюгом.
Правила пользования утюгом.
17 . 17
Глажение небольших вещей из
хлопчатобумажной ткани.
18.
Правила поведения в столовой,
правила пользования столовыми
приборами.
1.
Развитие
координации
работы
в
зрительно-двигательной Знать
правила Презентация
процессе практической пользования
по теме урока
моющими
средствами
Развитие
координации
работы
зрительно-двигательной Уметь пользоваться Тазы,
вода,
в процессе практической моющими средствами стиральный
порошок,
мыло, мелкие
вещи ( носки)
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё, Тазы,
вода,
практической деятельности
вывешивать
на стиральный
просушку
порошок,
мыло, мелкие
вещи
(
фартук,
косынка)
Коррекция общей и мелкой моторики, памяти Знать
правила Утюг,
на
основе
знакомства
с
правилами безопасного
гладильная
пользования утюгом.
пользования утюгом
доска.
Коррекция
зрительно-двигательной Формировать навыки Утюг,
координации путём упражнений в глажении глажения
гладильная
белья
доска.
Приготовление пищи (11ч.)
Коррекция эмоциональных и поведенческих Знать
правила Презентация
реакций на основе упражнений в правильном поведения в классе, по теме урока
поведении в различных ситуациях
спальне, столовой и
уметь их выполнять
1920.
2-3.
Приготовление пищи.
питания. Напитки.
Режим
21.
4.
Основные
мясо.
продукты
питания:
22.
5.
Основные
рыба.
продукты
питания:
23.
6.
Основные продукты
крупа, сахар.
питания:
24.
7.
Основные продукты питания:
молоко и молочные продукты
25.
8.
Основные продукты
овощи и фрукты
26.
9.
Значение правильного питания
для поддержания и укрепления
здоровья.
питания:
Расширять активный словарь
Знать
и
уметь
выполнять
режим
питания
Коррекция
зрительных,
вкусовых, Знать
названия
,
тактильных ощущений путём знакомства с уметь
называть
продуктами питания, коррекция вербальной продукты питания
памяти на основе узнавания и называния
продуктов питания
Коррекция
зрительных,
вкусовых, Знать
названия
,
тактильных ощущений путём знакомства с уметь
называть
продуктами питания, коррекция вербальной продукты питания
памяти на основе узнавания и называния
продуктов питания
Коррекция
зрительных,
вкусовых, Знать
названия
,
тактильных ощущений путём знакомства с уметь
называть
продуктами питания, коррекция вербальной продукты питания
памяти на основе узнавания и называния
продуктов питания
Коррекция
зрительных,
вкусовых, Знать
названия
,
тактильных ощущений путём знакомства с уметь
называть
продуктами питания, коррекция вербальной продукты питания
памяти на основе узнавания и называния
продуктов питания
Коррекция
зрительных,
вкусовых, Знать
названия
,
тактильных ощущений путём знакомства с уметь
называть
продуктами питания, коррекция вербальной продукты питания
памяти на основе узнавания и называния
продуктов питания
Коррекция мотивации
здорового образа Знать
о
пользе
жизни
правильного
питания , о пользе
витаминов
для
Презентация
по теме урока
Предметные
картинки,
продукты
питания
Предметные
картинки,
продукты
питания
Предметные
картинки,
продукты
питания
Предметные
картинки,
продукты
питания
Предметные
картинки,
продукты
питания
Предметные
картинки
укрепления здоровья
2728.
1011.
Холодильник.
Правила
пользования холодильником.
2930.
1-2.
Предметы
помещений.
31.
3.
3233.
3435.
4-5.
6-7.
Правила
пользования
предметами
уборочного
инвентаря
Подметание пола и протирание
пыли.
Мебель, виды мебели.
3637.
8-9.
Уход за полированной мебелью.
для
уборки
Коррекция речи путём введения в речь новых Знать
назначение Холодильник,
слов,
коррекция
памяти
на
основе холодильника.
предметные
упражнений в пользовании холодильником
картинки
Уборка помещения (11ч.)
Развитие мышц спины, рук, ног, шеи в Знать
названия
процессе упражнений в уборке класса
предметов для уборки
помещений правила
пользования
уборочным
инвентарём
Коррекция мышечных усилий на основе Уметь пользоваться
упражнений в подметании пола
уборочным
инвентарём
Презентация
по теме урока
Уборочный
инвентарь
Коррекция восприятия, памяти, речи путём Знать
названия Мебель,
называния предметов мебели
предметов мебели
предметные
картинки
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь
выполнять салфетки
процессе ухода за мебелью
протирание обычной
мебели.
чистку
мягкой
мебели
щёткой, пылесосом,
протирание
полированной мебели
3839.
1011.
Уход за мягкой мебелью.
Коррекция тактильных восприятий
процессе ухода за мебелью
в Уметь
выполнять салфетки
протирание обычной
мебели,
чистку
мягкой
мебели
щёткой, пылесосом,
протирание
полированной мебели
Покупки (6ч.)
4041.
1-2.
4243.
3-4.
4445.
5-6.
46.
1.
Складывание покупок в сумку,
выкладывание покупок из сумки
на стол.
Раскладывание
продуктов
в
места хранения из сумки
Планирование покупок. Выбор
места совершения покупок
Уход за резиновой обувью.
Коррекция тактильных восприятий
в
процессе складывания продуктов в сумку и
выкладывание
Коррекция тактильных восприятий
в
процессе раскладывании продуктов на место
Уметь
складывать Сумка,
продукты в сумку
продукты
( муляжи)
Уметь раскладывать Сумка,
продукты по местам
продукты
( муляжи)
Коррекция восприятия, памяти, речи путём Учить планировать Презентация
планирование покупок.
покупки,
уметь по теме урока
выбирать
места
совершения покупок
2 четверть 35 часов.
Уход за вещами (12ч.)
Коррекция зрительного и
восприятия
в
процессе
практических действий
тактильного Закреплять
навыки Презентация
выполнения ухода за резиновой по теме урока
обувью
47.
2.
Хранение принадлежностей для
чистки обуви и одежды.
48.
3.
Уход
за
кожаной
обувью:
нанесение слоя обувного крема,
чистка щёткой, наведение глянца
49.
4.
Просушивание мокрой обуви.
5052.
5-7.
Ручная стирка. (полотенце.)
5355.
810.
Ручная стирка. ( тряпка для ухода
за мебелью).
5657.
1112.
Глажение небольших вещей из
хлопчатобумажной ткани.
Коррекция
зрительно-двигательной Знать правила ухода
координации при выполнении чистки обуви
за обувью с помощью
щётки; формировать
умение
координировать
согласованность
действий рук
Коррекция
зрительно-двигательной Знать правила ухода
координации при выполнении чистки обуви
за обувью с помощью
щётки; формировать
умение
координировать
согласованность
действий рук
Коррекция тактильных анализаторов
Уметь
выполнять
просушивание обуви
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё,
практической деятельности
вывешивать
на
просушку
Обувь,
принадлежнос
ти для чистки
обуви
Обувь,
принадлежнос
ти для чистки
обуви
Тазы,
вода,
стиральный
порошок,
мыло, мелкие
вещи
( полотенце)
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё, Тазы,
вода,
практической деятельности
вывешивать
на стиральный
просушку
порошок,
мыло, мелкие
вещи ( тряпка
для ухода за
мебелью)
Коррекция
зрительно-двигательной Формировать навыки утюг
координации путём упражнений в глажении глажения
белья
Приготовление пищи ( 8ч.)
5859.
1-2.
Профессии работников кухни.
6061.
3-4.
Кухонная посуда.
Моющие средства для ухода за
кухонной посудой.
6263.
5-6.
Правила ухода за кухонной
посудой.
Чистка, мытьё с помощью губки,
мочалки,
моющих
средств
кастрюль, чайников, сковородок.
6465.
7-8.
Чистка, мытьё с помощью губки,
мочалки,
моющих
средств
кастрюль, чайников, сковородок.
6667.
1-2.
Мытьё
рабочих
подоконников.
6870.
3-5.
Правила ухода за комнатными
растениями.
Практическая
работа:
мытьё
столов,
Расширять представления о профессиях в Знать
название
процессе экскурсии
профессий
работников кухни
Коррекция зрительного восприятия и памяти Знать
названия
на основе упражнений
в узнавании и кухонной
посуды,
назывании предметов посуды
уметь
правильно
использовать
моющие средства для
мытья посуды
Развивать координированные действия рук в Знать правила ухода
процессе упражнений в мытье посуды
за кухонной посудой,
уметь чистить её,
мыть
под
наблюдением
взрослых
Развивать координированные действия рук в Знать правила ухода
процессе упражнений в мытье посуды
за кухонной посудой,
уметь чистить её,
мыть
под
наблюдением
взрослых
Уборка помещения (9ч.)
Освоение отдельных видов работ с Знать
и
уметь
использованием бытовой химии;
самостоятельно мыть
соблюдение необходимые правил техники рабочие столы и
безопасности.
подоконники
Кухонная
посуда,
предметные
картинки
Салфетки,
моющее
средство, вода
Коррекция памяти, координации движений на Знать правила ухода Комнатные
основе упражнений по уходу за растениями
за растениями, уметь растения,
рыхлить
почву, лейки
7172.
6-7.
растений, протирание пыли с
листьев, полив.
Пылесос. Правила пользования.
7374.
8-9.
Генеральная уборка класса.
7576.
1-2.
Планирование покупок. Выбор
места совершения покупок
7778.
3-4.
7980.
5-6.
Складывание покупок в сумку,
выкладывание покупок из сумки
на стол.
Раскладывание продуктов в места
хранения из сумки
поливать, вытирать
пыль с листьев
Расширять активный словарь
Знать
название Презентация
прибора,
уметь по
теме:
пользоваться.
«Пылесос»
Коррекция мышечного усилия, координации Закреплять
навыки
движений рук
ухода за жилищем
Покупки (6ч.)
Коррекция восприятия, памяти, речи путём Учить планировать
планирование покупок.
покупки,
уметь
выбирать
места
совершения покупок
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь
складывать
процессе складывания продуктов в сумку и продукты в сумку
выкладывание
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь раскладывать
процессе раскладывании продуктов на место продукты по местам
3 четверть(50ч)
Уход за вещами (18ч.)
8182.
1-2.
Уход за одеждой и
обувью.
Повторение.
Название одежды.
8384.
3-4.
Название
обуви:
школьная, домашняя
85-
5-6.
Смена обуви по сезонам. Виды
уличная,
Коррекция
зрительного
восприятия, знать
название
долговременной памяти, речи на основе одежды,
уметь
упражнений
соотносить предмет
одежды
с
её
названием
Коррекция
зрительного
восприятия, уметь
соотносить
долговременной памяти, речи на основе предметы обуви и
упражнений в соотнесении предметов обуви название обуви
и её названия
Коррекция
зрительного
восприятия, Соотносить
вид
Презентация
по теме урока
Сумка,
продукты
( муляжи)
Сумка,
продукты
( муляжи)
Предметные
картинки,
презентация
по теме.
Предметные
картинки,
натуральные
объекты
Предметные
86.
обуви по сезонам.
8788.
7-8.
Сроки смены белья. Правила
хранения белья до стирки.
8990.
910.
Правила применения моющих
средств и посуды для стирки
белья.
9192.
1112.
Стирка и сушка мелких вещей
( носки).
Практическая работа
9394.
1314.
Стирка рабочей одежды (фартук,
косынка)
9596.
1516.
9798.
1718.
Соблюдение
правил
техники
безопасности при пользовании
электрическим
утюгом.
Правила пользования утюгом.
Глажение небольших вещей из
хлопчатобумажной ткани
99- 1-2.
100.
Нагревательные
электрический
электроплита.
приборы:
чайник,
долговременной памяти, речи на основе
упражнений в соотнесении
Коррекция
зрительного
восприятия,
долговременной памяти, речи на основе
упражнений
Освоение отдельных видов работ с
использованием бытовой химии;
соблюдение необходимые правил техники
безопасности.
обуви с сезоном
картинки.
Учить
правильно
хранить бельё до
стирки
Знать
правила Презентация
пользования
по теме урока
моющими
средствами
Развитие
координации
работы
зрительно-двигательной Уметь пользоваться Тазы,
вода,
в процессе практической моющими средствами стиральный
порошок,
мыло, мелкие
вещи ( носки)
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё, Тазы,
вода,
практической деятельности
вывешивать
на мыло, мелкие
просушку
вещи
(
фартук,
косынка)
Коррекция общей и мелкой моторики, памяти Знать
правила утюг
на
основе
знакомства
с
правилами безопасного
пользования утюгом
пользования утюгом
Коррекция
зрительно-двигательной Формировать навыки утюг
координации путём упражнений в глажении глажения
белья
Приготовление пищи (18ч.)
Коррекция вербальной памяти на основе Знать
названия
упражнений в воспроизведении названий нагревательных
приборов
приборов
101 3-4.
102.
Правила
пользования
электронагревательными
приборами.
103 5-6.
104.
Последовательность в обработке
овощей: сортировка, мытьё.
105 7-8.
106.
Правила техники безопасности
при пользовании ножом, вилкой.
107 911.
109.
Практические
упражнения
нарезке отварных овощей
в
110 1214.
112.
Практические
упражнения
нарезке сырых овощей.
в
113 1516.
114.
Чистка варёного картофеля.
Коррекция внимания, памяти, зрительно- Знать
правила
двигательной
координации,
наглядно- техники
действенного мышления путём упражнений - безопасности, уметь
(включение и выключение электроприборов). выполнять
правила
техники безопасности
при
включении
прибора
в
сеть,
выключении из сети.
Коррекция
зрительного,
тактильного Знать
правила
восприятия в процессе практической работы
сортировки и мытья
овощей и фруктов.
Уметь
выполнять
сортировку и мытьё
овощей и фруктов
под наблюдением
Коррекция
долговременной
памяти Знать
правила
посредством упражнений в запоминании техники безопасности
правил техники безопасности
при работе с ножом,
вилкой
Коррекция зрительного и тактильного Знать
правила
восприятия, мышечных усилий, координации пользования ножом,
движений, мелкой моторики в процессе уметь резать овощи
упражнений в резании овощей.
Нож, вилка.
Нож, вилка,
доска
разделочная,
отварные
овощи
Коррекция зрительного и тактильного Знать
правила Нож, вилка,
восприятия, мышечных усилий, координации пользования ножом, доска
движений, мелкой моторики в процессе уметь резать овощи
разделочная,
упражнений в резании овощей.
сырые овощи
Коррекция зрительного и тактильного Закреплять
навыки Нож, вилка,
восприятия, мелкой моторики в процессе работы с ножом
овощи
практической работы
варёные
115 1718.
116.
Чистка сырого картофеля
117 1-2.
118.
Мытьё
рабочих
подоконников.
119 3-4.
120.
Правила ухода за комнатными
растениями.
Практическая
работа:
мытьё
растений, протирание пыли с
листьев, полив.
Пылесос. Правила пользования.
121 5-6.
122.
123 7-9.
125.
столов,
Генеральная уборка класса.
126. 1.
Планирование покупок. Выбор
места совершения покупок
127 2-3.
128.
129 4-5.
130.
Складывание покупок в сумку,
выкладывание покупок из сумки
на стол.
Раскладывание продуктов в места
хранения из сумки
Коррекция зрительного и тактильного
восприятия, мелкой моторики в процессе
практической работы
Уборка помещения (9ч.)
Освоение отдельных видов работ с
использованием бытовой химии;
соблюдение необходимые правил техники
безопасности.
Закреплять
навыки Нож, вилка,
работы с ножом
овощи сырые.
Знать
и
уметь Салфетки,
самостоятельно мыть моющее
рабочие столы и средство, вода
подоконники
Коррекция памяти, координации движений на Знать правила ухода
основе упражнений по уходу за растениями
за растениями, уметь
рыхлить
почву,
поливать, вытирать
пыль с листьев
Расширять активный словарь
Знать
название
прибора,
уметь
пользоваться.
Коррекция мышечного усилия, координации Закреплять
навыки
движений рук
ухода за жилищем
Покупки (5ч.)
Коррекция восприятия, памяти, речи путём Учить планировать
планирование покупок.
покупки,
уметь
выбирать
места
совершения покупок
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь
складывать
процессе складывания продуктов в сумку и продукты в сумку
выкладывание
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь раскладывать
процессе раскладывании продуктов на место продукты по местам
4 четверть(35ч)
Комнатные
растения,
лейки
Презентация
по
теме:
«Пылесос»
Презентация
по теме урока
Сумка,
продукты
( муляжи)
Сумка,
продукты
( муляжи)
131 1-3.
133.
Уход за резиновой обувью.
134 4-6.
136.
Хранение принадлежностей для
чистки обуви и одежды.
137 7-9.
139.
Уход
за
кожаной
обувью:
нанесение слоя обувного крема,
чистка щёткой, наведение глянца
140 1011.
141.
Просушивание мокрой обуви.
142 1213.
143.
Ручная стирка. (полотенце.)
Уход за вещами (17ч.)
Коррекция зрительного и
восприятия
в
процессе
практических действий
тактильного Закреплять
навыки
выполнения ухода за резиновой
обувью
Коррекция
зрительно-двигательной Знать правила ухода
координации при выполнении чистки обуви
за обувью с помощью
щётки; формировать
умение
координировать
согласованность
действий рук
Коррекция
зрительно-двигательной Знать правила ухода
координации при выполнении чистки обуви
за обувью с помощью
щётки; формировать
умение
координировать
согласованность
действий рук
Коррекция тактильных анализаторов
Уметь
выполнять
просушивание обуви
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё,
практической деятельности
вывешивать
на
просушку
144 1415.
145.
Ручная стирка. ( тряпка для ухода
за мебелью)
Коррекция мелкой моторики в процессе Уметь стирать бельё,
практической деятельности
вывешивать
на
просушку
146 1617.
147.
Глажение небольших вещей из
хлопчатобумажной ткани
Коррекция
зрительно-двигательной Формировать навыки
координации путём упражнений в глажении глажения
белья
Приготовление пищи (8ч.)
148 1-2.
149.
Профессии работников кухни.
Расширять представления о профессиях в Знать
название
процессе экскурсии
профессий
работников кухни
150 3-4.
151.
Кухонная посуда.
Моющие средства для ухода за
кухонной посудой.
152 5-6.
153.
Правила ухода за кухонной
посудой.
Чистка, мытьё с помощью губки,
мочалки,
моющих
средств
кастрюль, чайников, сковородок.
Коррекция зрительного восприятия и памяти Знать
названия
на основе упражнений
в узнавании и кухонной
посуды,
назывании предметов посуды
уметь
правильно
использовать
моющие средства для
мытья посуды
Развивать координированные действия рук в Знать правила ухода
процессе упражнений в мытье посуды
за кухонной посудой,
уметь чистить её,
мыть
под
наблюдением
взрослых
154 7-8.
156.
Чистка, мытьё с помощью губки,
мочалки,
моющих
средств
кастрюль, чайников, сковородок.
156 1-2.
157.
Мытьё
рабочих
подоконников.
158 3-4.
159.
160. 5
Правила ухода за комнатными
растениями.
Практическая
работа:
мытьё
растений, протирание пыли с
листьев, полив.
Пылесос. Правила пользования.
Коррекция памяти, координации движений на Знать правила ухода
основе упражнений по уходу за растениями
за растениями, уметь
рыхлить
почву,
поливать, вытирать
пыль с листьев
Расширять активный словарь
Знать
название
прибора,
уметь
пользоваться.
Закреплять
навыки
ухода за жилищем
161
Генеральная уборка класса.
Коррекция мышечного усилия, координации
движений рук
6
столов,
Развивать координированные действия рук в Знать правила ухода
процессе упражнений в мытье посуды
за кухонной посудой,
уметь чистить её,
мыть
под
наблюдением
взрослых
Уборка помещения (6ч.)
Освоение отдельных видов работ с Знать
и
уметь Салфетки,
использованием бытовой химии;
самостоятельно мыть моющее
соблюдение необходимые правил техники рабочие столы и средство, вода
безопасности.
подоконники
Покупки (9ч.)
Комнатные
растения,
лейки
Презентация
по
теме:
«Пылесос».
162
164
1-3
Планирование покупок. Выбор
места совершения покупок
165 4-6 Складывание покупок в сумку,
выкладывание покупок из сумки
167
на стол.
168 7-9 Раскладывание продуктов в места
хранения из сумки
170.
Итого: 170 часов.
Используемая литература:
Коррекция восприятия, памяти, речи путём Учить планировать
планирование покупок.
покупки,
уметь
выбирать
места
совершения покупок
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь
складывать
процессе складывания продуктов в сумку и продукты в сумку
выкладывание
Коррекция тактильных восприятий
в Уметь раскладывать
процессе раскладывании продуктов на место
продукты по местам
Презентация
по теме урока
Сумка,
продукт
( муляжи).
Сумка,
продукты
(муляжи)
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК
проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.:
ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.:
Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с
5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.