6 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
6 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Домоводство»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна

г. Нелидово

2025г

Рабочая программа по предмету
«Домоводство» , 6 класс (2 вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».

Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- формирование умений выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами,
включение в процесс сервировки и уборке столов;
- воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная,
индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при
осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Для обучения характерны значительно сниженный темп обучения,
структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность ученика в процессе обучения,
многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ,
объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств), практический (упражнения,
практические работы).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями , с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением
подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по
дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими
хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих

силах.
Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них
знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными
практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь
различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна
являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций
с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии;
широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно
наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания
детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации,
нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить
уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение
пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уборка помещений и территории», «Уход за вещами», «Обращение с
кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Покупки».
Содержание каждого раздела раскрывается в календарно – тематическом планировании. (Приложение 1)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком программа рассчитана:
6 класс - 170 часов в год (5 часов в неделю)
Возможные предметные результаты
убирать на пришкольной территории;
убирать траву и листья с помощью грабель;
аккуратно убирать в столовой;
вытирать поверхность мебели;
различать части пылесоса, точно устанавливать детали;

уметь безопасно пользоваться пылесосом;
чистить поверхность пылесосом;
чистить мягкую мебель;
соблюдать последовательность действий при мытье пола;
стирать белье;
сортировать бельё перед стиркой по цвету и назначению;
сортировать бельё из разных видов тканей;
замачивать, полоскать и выжимать белье;
застирывать, полоскать и выжимать белье;
стирать руками и развешивать мелкие вещи;
различать стиральные машины и их части;
устанавливать программу, температурный режим;
соблюдать последовательность действий при машинной стирке;
закладывать и вынимать белье из машинки- автомат;
вывешивать белье на веревку;
мыть и сушить машину;
различать части утюга;
гладить и складывать полотенца;
складывать наволочки и простыни;
складывать пододеяльник;
складывать постельное белье;
складывать футболки, рубашки, брюк;
складывать кофты, платья;
чистить одежду;
ухаживать за обувью, уметь мыть обувь;
различать столовую посуду;
сервировать стол к обеду;
различать кухонные принадлежности;
пользоваться кухонным инвентарем;
знать правила по технике безопасности при пользовании кухонными принадлежностями;
правильно мыть и сушить посуду;
чистить посуду;

пользоваться бытовой техникой: блендером, миксером, тостером, мясорубкой, кухонным комбайном;
различать бытовую технику;
знать правила безопасности при использовании бытовой техники;
правильно использовать места хранения посуды и бытовой техники;
различать растения огорода и сада;
перерабатывать овощи и фрукты;
перерабатывать ягоды;
замораживать ягоды;
резать десертным ножом;
чистить вареные овощи;
чистить сырые овощи овощечисткой;
натирать овощи на тёрке;
замораживать овощи;
готовить крупы и бобовые;
правильно хранить крупы и бобовые;
готовить крупы и бобовые;
выбирать необходимые товары;
делать правильные покупки;
обращаться за помощью к сотрудникам магазина;
покупать несколько продуктов в разных отделах;
последовательно действовать при взвешивании товара.

Содержание программы. 6 класс (170 часов).

Уборка помещений и территории (23 часа)
Подметание школьной территории. Сгребание травы и листьев. Уборка в столовой. Вытирание мебели. Пылесос.
Подготовка пылесоса к работе. Последовательность действий при уборке пылесосом. Чистка поверхности пылесосом. Чистка
мягкой мебели. Уборка пола. Обобщающий урок по разделу «Уборка помещений и территории».
Уход за вещами (56 часов)
Необходимость стирки. Сортировка белья по цвету и назначению. Сортировка белья из разных видов ткани. Замачивание,
полоскание и выжимание белья. Застирывание, полоскание и выжимание белья. Ручная стирка и развешивание мелких вещей.
Стиральная машина и её части. Обобщающий урок по разделу « Уход за вещами». Установка программы, температурного

режима. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. Стирка белья в машинке – автомат. Вывешивание
белья на верёвку. Мытье (сушка) машины. Утюг и его части. Глажение и складывание полотенец. Складывание наволочки и
простыни. Складывание пододеяльника. Складывание постельного белья. Складывание футболки, рубашки, брюк. Складывание
кофты, платья. Чистка одежды. Уход за обувью. Мытьё обуви. Уход за обувью. Чистка обуви. Обобщающий урок по разделу
«Уход за вещами».
Обращение с кухонным инвентарем (36 часов)
Столовая посуда. Сервировка стола к обеду. Кухонные принадлежности. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности
при пользовании кухонными принадлежностями. Мытьё и сушка посуды. Чистка посуды. Бытовая техника: блендер, миксер,
тостер, мясорубка, кухонный комбайн. Назначение бытовой техники. Правила безопасности при использовании бытовой техники.
Хранение посуды и бытовой техники. Обобщающий урок по разделу «Обращение с кухонным инвентарем».
Приготовление пищи (39 часов)
Растения огорода и сада. Способы переработки овощей и фруктов. Способы переработки ягод. Замораживание ягод.
Резание десертным ножом. Чистка варёных овощей. Чистка сырых овощей овощечисткой. Натирание овощей на тёрке.
Замораживание овощей. Бобовые, готовые к употреблению. Крупы и бобовые, требующие приготовления. Правила хранения круп
и бобовых. Способы приготовления круп и бобовых. Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи».
Покупки (16 часов)
Необходимые товары. В магазин за покупками. Обращение за помощью к сотрудникам магазина. Покупка нескольких
продуктов в разных отделах. Последовательность действий при взвешивании товара. Обобщающий урок по разделу «Покупки».

№
п/п

1-

Тема урока

Подметание

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
6 класс
1 четверть (40 часов)
(5 часов в неделю)
Дидактическая цель
урока

Учить

убирать

Основные виды деятельности

Уборка помещений и территории – 23ч.
на Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:

Колво
часов
2ч.

Дата
планир фактичес
уе
кая
мая

2.

школьной
территории.

пришкольной
территории

35.

Уборка в столовой.

Формировать
умение
аккуратно убирать в
столовой

67.

Вытирание мебели.

Закрепить
вытирать
мебели.

умения
поверхность

89.

Части пылесоса.

Учить
основные
пылесоса.

различать
части

выбор инвентаря для уборки территории, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Собери мусор», работа с
индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для уборки в столовой, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Убери в столовой»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для уборки мебели, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор частей пылесоса, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Пылесос»,

3ч.

2ч.

2ч.

10- Подготовка
11. пылесоса к работе.

Познакомить
правилами работы
пылесосом.

12- Последовательность Закрепить
13. действий
при пользоваться
уборке пылесосом.
пылесосом.

с

умения

14- Чистка поверхности Учить
чистить
16. пылесосом.
поверхность пылесосом.

17- Чистка
19. мебели.

мягкой Формировать
умения
чистить мягкую мебель.

работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор частей пылесоса, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Пылесос»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Не перепутай»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор небольшой поверхности, необходимой для
чистки, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Чистюля»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор мебели, необходимой для чистки, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с

2ч.

2ч.

3ч.

3ч.

20- Уборка пола.
22.

Учить
соблюдать
последовательность
действий при мытье
пола.

23. Обобщающий урок
по разделу «Уборка
помещений
и
территории».

Отрабатывать
умения
убирать
школьную
территорию, столовую,
комнату.

24- Необходимость
26. стирки.

Формировать умения
необходимости стирки.

предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор инвентаря для мытья пола, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор инвентаря для уборки помещений и территории,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Уборка квартиры», «Уборка
двора»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Уход за вещами – 17ч.

Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: различение белья для стирки, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,

3ч.

1ч.

3ч.

27- Сортировка белья
28. по цвету и
назначению.

29- Сортировка белья
30. из разных видов
ткани.

31- Замачивание,
32. полоскание и
выжимание белья.

составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стирка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить сортировать бельё Работа с предметными и сюжетными
2ч.
перед стиркой по цвету
иллюстрациями: сортировка белья по цвету, ответы на
и назначению.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Разбери белье по цвету и
назначению»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
2ч.
умения сортировать
иллюстрациями: сортировка белья с опорой на образцы
бельё из разных видов
тканей, ответы на вопросы, составление алгоритма
тканей.
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Сортировка белья»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить замачивать,
Работа с предметными и сюжетными
2ч.
полоскать и выжимать
иллюстрациями: замачивание, полоскание и
белье.
выжимание белья, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,

практическая работа.
33- Застирывание,
34. полоскание и
выжимание белья.

Формировать умения
застирывать, полоскать
и выжимать белье.

35- Ручная стирка и
37. развешивание
мелких вещей.

Учить ручной стирке и
развешиванию мелких
вещей.

38- Стиральная машина
39. и её части.

Закрепить знания о
стиральной машине и ее
частях.

Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: застирывание, полоскание и
выжимание белья, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: ручная стирка и развешивание мелких
вещей, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: стиральная машина и ее части, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стиральная машина»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

2ч.

3ч.

2ч.

40. Обобщающий урок
по разделу «Уход за
вещами»

Отрабатывать умения
сортировать, замачивать,
полоскать и выжимать
белье.

Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
уход за вещами, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Найди предмет»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
6 класс
2 четверть (39 часов)
(5 часов в неделю)
№
п/
п

Тема урока

13.

Установка
программы,
температурного
режима.

4-

Соблюдение

Дидактическая цель
урока

Основные виды деятельности

Уход за вещами – 39ч.
Учить устанавливать
Работа с предметными и сюжетными
программу,
иллюстрациями: установка программы,
температурный режим.
температурного режима, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Установи программу»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
соблюдению Работа с предметными и сюжетными

1ч.

Колво
часо
в
3ч.

3ч.

Дата
планируема фактическа
я
я

6.

последовательнос
ти действий при
машинной стирке.

последовательности
иллюстрациями: соблюдение последовательности
действий при машинной действий при машинной стирке, ответы на
стирке.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
7- Стирка белья в Учить закладывать и Работа с предметными и сюжетными
9. машинке – автомат. вынимать
белье
из иллюстрациями: закладывание и вынимание белья
машинки- автомат.
из машинки-автомат, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стирка белья»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
10 Вывешивание
Учить
вывешиванию Работа с предметными и сюжетными
белья на верёвку.
белья на веревку.
иллюстрациями: вывешивание белья на веревку,
11.
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Развешай белье»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

3ч.

2ч.

12 Мытье
машины.
13.

(сушка) Учить мытью
машины.

14 Утюг и его части.
15.

16 Глажение и
складывание
17. полотенец.

18 Складывание
наволочки и
19. простыни.

(сушке) Работа с предметными и сюжетными
2ч.
иллюстрациями: мытье (сушка) машины, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.

Формировать
умения Работа с предметными и сюжетными
различать части утюга.
иллюстрациями: выбор частей утюга, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Утюг»
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения глажению и
иллюстрациями: последовательность действий при
складыванию
глажении и складывании полотенец, ответы на
полотенец.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Учить складывать
Работа с предметными и сюжетными
наволочки и простыни. иллюстрациями: складывать наволочки и
простыни, ответы на вопросы, составление

2ч.

2ч.

2ч.

20 Складывание
пододеяльника.
21.

Учить складывать
пододеяльник.

22 Складывание
постельного белья.
23.

Учить
складывать постельное
белье.

24 Складывание
футболки, рубашки,
26. брюк.

Формировать умения
складывать футболки,
рубашки, брюк.

алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: складывание пододеяльника,
ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: складывание постельного
белья, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: складывание футболки, рубашки,
брюк, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,

2ч.

2ч.

3ч.

27 Складывание кофты,
платья.
29.

Формировать умения
складывать кофты,
платья.

30 Чистка одежды.
32.

Учить чистить одежду.

33 Уход за обувью.
Мытьё обуви.
35.

Учить уходу за
обувью, умению мыть
обувь.

действием, составление алгоритма.
Практическая работа «Сложи футболку», «Сложи
рубашку», «Сложи брюки»,
работа с индивидуальной карточкой.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: складывание кофты и
платья, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Практическая работа «Сложи кофту», «Сложи
платье»,
работа с индивидуальной карточкой.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для чистки
одежды, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Практическая работа «Почисти одежду»,
работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для ухода и
мытья обуви, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Практическая работа «Помой обувь»,
работа с индивидуальной карточкой,

3ч.

3ч.

3ч.

36 Уход за обувью.
Чистка обуви.
38.

Формировать умения
ухаживать за обувью.
Закрепить умения
чистить обувь.

39. Обобщающий урок
по разделу «Уход за
вещами».

Отрабатывать
умения соблюдать пос
ледовательность
действий при
машинной
стирке, гладить и
складывать бельё и
одежду.

№
п/
п
13.

Тема урока

Столовая посуда.

презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для ухода и
чистки обуви, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Практическая работа «Почисти обувь»,
работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: уход за вещами, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой, предметом,
действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стирка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
6 класс
3 четверть (50 часов)
(5 часов в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
урока

Познакомить со
столовой посудой.

Обращение с кухонным инвентарем- 36ч.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор столовой посуды, ответы на

3ч.

1ч.

КолДата
во
часов
планируемая фактическая
3ч.

47.

Сервировка стола к Учить сервировать стол
обеду.
к обеду.

8- Кухонные принадле
10. жности.

Познакомить
кухонными
принадлежностями.

с

11- Назначение
13. кухонного
инвентаря.

Формировать умения
пользоваться кухонным
инвентарем.

вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Презентация
Интерактивная игра «Столовая посуда»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор столовой посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Приглашаю к обеду»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор
кухонных принадлежностей, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Кухонные принадлежности»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Презентация
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Отгадай-ка»,

4ч.

3ч.

3ч.

14- Техника
16. безопасности
при
пользовании
кухонными
принадлежностями.

17- Мытьё
и
19. посуды.

Познакомить
с
правилами по технике
безопасности
при
пользовании
кухонными
принадлежностями.

сушка Формировать умения
правильно
мыть
и
сушить посуду.

20- Чистка посуды.
22.

Учить чистить посуду.

23- Бытовая
техника: Учить
пользоваться
26. блендер,
миксер, бытовой
тостер, мясорубка, техникой: блендером,

работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Кухонный инвентарь»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор столовой посуды, кухонного
инвентаря, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Вымой посуду»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор столовой посуды для чистки,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Почисти посуду»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,

3ч.

3ч.

3ч.

4ч.

кухонный комбайн.

2729.

3032.

3335.

миксером,
тостером, работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
мясорубкой, кухонным предметной картинкой, предметом, действием,
комбайном.
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Бытовая техника», «Угадай-ка»,
«Что это?»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Назначение бытовой Познакомить
со Работа с предметными и сюжетными
техники.
значением
бытовой иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
техники.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Презентация
Правила
Учить
правилам Работа с предметными и сюжетными
безопасности
при безопасности
при иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
использовании
использовании бытовой вопросы, составление алгоритма действий,
бытовой техники.
техники.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Что это?»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Хранение посуды и Формировать умения Работа с предметными и сюжетными
бытовой техники.
правильно
иллюстрациями: выбор посуды и бытовой техники,
использовать
места ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
хранения посуды и работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
бытовой техники.
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Отдели посуду от техники»,
работа с индивидуальной карточкой,

3ч.

3ч.

3ч.

практическая работа.
36. Обобщающий урок Отрабатывать умения Работа с предметными и сюжетными
по
разделу накрывать
стол, иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы
«Обращение
с пользоваться посудой и на вопросы, составление алгоритма действий,
кухонным
бытовой техникой.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
инвентарем».
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Приготовление пищи – 14ч.
37- Растения огорода и Формировать умения Презентация Работа с предметными и сюжетными
39. сада.
различать
растения иллюстрациями: выбор растений огорода и сада,
огорода и сада.
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Овощи и фрукты»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
40- Способы
Формировать умения Работа с предметными и сюжетными
42. переработки овощей перерабатывать овощи иллюстрациями: выбор предметов для переработки
и фруктов.
и фрукты.
овощей и фруктов, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Переработай овощи и фрукты»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
43- Способы
Учить
способам Работа с предметными и сюжетными

1ч.

3ч.

3ч.

2ч.

44. переработки ягод.

иллюстрациями: выбор предметов для переработки
ягод, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Ягоды»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
45- Замораживание ягод. Учить замораживанию Работа с предметными и сюжетными
47.
ягод.
иллюстрациями: выбор предметов для замораживания
ягод, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Заморозь ягоды»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
48- Резание
49. ножом.

50.

переработки ягод.

десертным Формировать умение Работа с предметными и сюжетными
резать
десертным иллюстрациями: выбор овощей, фруктов и ягод,
ножом.
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Разрежь правильно»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

Обобщающий урок Проверить
умения Работа с предметными и сюжетными
по
различать
растения иллюстрациями: выбор овощей, фруктов, ягод, ответы
разделу «Приготовле огорода
и
сада, на вопросы, составление алгоритма действий,

3ч.

2ч.

1ч.

ние пищи»

№
п/п

Тема урока

13.

Чистка варёных
овощей.

46.

Чистка сырых
овощей
овощечисткой.

перерабатывать овощи,
фрукты
и
ягоды,
умению замораживать
ягоды;
резать
десертным
ножом.

работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Презентация
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
6 класс
4 четверть (41 час)
(5 часов в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол- во
Дата
урока
часов
планируемая фактическая
Приготовление пищи –25 ч.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
3ч.
умения чистить
иллюстрациями: выбор овощей, ответы на
вареные овощи.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Вареные овощи»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
Работа с предметными и сюжетными
3ч.
чистить сырые
иллюстрациями: выбор предмета для чистки
овощи
сырых овощей, ответы на вопросы, составление
овощечисткой.
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Очисти овощи»,
работа с индивидуальной карточкой,

7-9 Натирание овощей Учить натиранию
на тёрке.
овощей на тёрке.

10- Замораживание
12. овощей.

Формировать
умения
замораживать
овощи.

13- Бобовые, готовые к Познакомить с
15. употреблению.
бобовыми,
готовыми к
употреблению.

16- Крупы и бобовые,
18. требующие

Формировать
умения различать

практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для натирания
овощей, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для
замораживания овощей, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор бобовых, готовых к
употреблению, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Выбери бобовые»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор круп и

3ч.

3ч.

3ч.

3ч.

приготовления.

19- Правила хранения
21. круп и бобовых.

22- Способы
24. приготовления круп
и бобовых.

25. Обобщающий урок
по
разделу
«Приготовление
пищи».

крупы и
бобовых, требующих приготовления, ответы на
бобовые, требующие вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
приготовления.
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Выбери крупу»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Презентация
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения правильно иллюстрациями: выбор круп и бобовых, ответы
хранить крупы и на вопросы, составление алгоритма действий,
бобовые.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения
готовить иллюстрациями: выбор круп и
крупы и бобовые.
бобовых, требующих приготовления, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Приготовь-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
умения
иллюстрациями: выбор овощей, фруктов,
чистить, натирать на ягод, круп и бобовых, ответы на вопросы,
тёрке, замораживать составление алгоритма действий,
овощи; различать
работа с пиктограммами: соотнесение
крупы и бобовые пиктограммы с предметной картинкой,

3ч.

3ч.

1ч.

26- Необходимые
28. товары.

29- В
магазин
31. покупками.

32- Обращение
34. помощью
сотрудникам
магазина.

для приготовления предметом, действием, составление алгоритма.
блюда.
Интерактивная игра «Приготовление пищи»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Презентация
Покупки –16ч.
Учить
выбирать Работа с предметными и сюжетными
необходимые
иллюстрациями: необходимые товары, ответы на
товары.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Товары»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Презентация
за Учить
умению Работа с предметными и сюжетными
делать правильные иллюстрациями: выбор товара, ответы на
покупки.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Покупки»
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
за Формировать
Работа с предметными и сюжетными
к умения обращаться
иллюстрациями: выбор товара, обращение за
за
помощью
к помощью, ответы на вопросы, составление
сотрудникам
алгоритма действий,
магазина.
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Помоги покупателю»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.

3ч.

3ч.

3ч.

35- Покупка
Учить
покупке
37. нескольких
нескольких
продуктов в разных продуктов в разных
отделах.
отделах.

38- Последовательность Формировать
40. действий
при умения
взвешивании
последовательности
товара.
действий
при
взвешивании товара.

41. Обобщающий урок Отрабатывать
по
разделу умения выбирать и
«Покупки»
совершать покупки.

Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор продуктов, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Покупка продуктов»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор и взвешивание
товара, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Взвесь товар»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор покупок, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение
пиктограммы с предметной картинкой,
предметом, действием, составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео

3ч.

3ч.

1ч.

Используемая литература:

1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК
проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.:
ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.:
Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с
5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №
1599.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».