ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования обучающихся с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Домоводство»
(Образовательная область «Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
высшей категории
Гылка Людмила Евгеньевна
г. Нелидово
2025г
Рабочая программа по предмету
«Домоводство» , 5 класс (2 вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Задачи:
- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
- формирование умений выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) связанные с уборкой помещений, с
уходом за вещами, включение в процесс сервировки и уборке столов;
- воспитание уважительного отношения к трудовой деятельности.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы
работы, как фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке
является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Для обучения
характерны значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная
самостоятельность и активность ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом
увеличении объема и усложнении его.
При проведении уроков по предмету «Домоводство» предполагается использование следующих методов:
словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических
средств), практический (упражнения, практические работы).
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным
направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность
посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с
общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только
снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Занятия по домоводству
направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и
умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с
различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач
занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы
может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование
реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для
формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию
учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать
возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так
как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно
выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на
нём.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть
умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует
постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других
разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Уборка помещений и территории», «Уход за вещами»,
«Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Покупки».
Содержание каждого раздела раскрывается в календарно – тематическом планировании. (Приложение 1)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Домоводство» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного
плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком программа рассчитана:
5 класс - 102 часа в год (3 часа в неделю)
Возможные предметные результаты
убирать бытовой мусор на пришкольной территории;
убирать с поверхности стола остатки еды и мусора;
вытирать поверхность мебели;
вытирать поверхность шкафа;
различать основные части пылесоса;
знать правила безопасности при работе с пылесосом;
уметь пользоваться пылесосом;
чистить небольшую поверхность пылесосом;
чистить мягкую мебель;
соблюдать последовательность действий при мытье пола;
отличать грязное бельё от чистого;
сортировать бельё перед стиркой по цвету;
различать белье для стирки, сортировать по цвету;
сортировать бельё с опорой на образцы тканей;
замачивать и полоскать белье;
застирывать и полоскать белье;
стирать и развешивать носки;
различать виды стиральных машин;
различать части стиральной машины;
закладывать и вынимать белье из машины;
различать части утюга;
соблюдать последовательность действий при глажении белья;
гладить носовой платок;
складывать простынь;
складывать рубашки;
чистить платье;
мыть обувь;
различать средства для чистки обуви;
выбирать чистящее средство для ухода за обувью;
чистить обувь;
различать посуду для чая;
сервировать стол к чаю;
различать кухонную посуду;
пользоваться кухонными принадлежностями: овощечисткой, прессом для чеснока, открывалкой, скалкой;
различать кухонный инвентарь по назначению;
знать правила техники безопасности при пользовании кухонными принадлежностями;
правильно мыть и сушить столовые приборы;
узнавать, различать бытовую технику;
назначение бытовой техники;
безопасно пользоваться бытовой техникой;
правильно выбирать места хранения посуды и бытовых приборов;
различать растения огорода;
различать растения сада;
перерабатывать овощи;
перерабатывать фрукты;
резать десертным ножом;
заготавливать зелень;
различать мучные изделия, готовые к употреблению;
различать мучные изделия, требующие приготовления;
правильно хранить мучные изделия;
планировать покупки;
выбирать магазин для совершения покупки;
ориентироваться в магазине по вывескам;
совершать покупку нескольких продуктов в одном отделе.
Изучение предмета «Домоводство» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных
действий.
Личностные результаты:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осознание себя как одноклассника, друга;
- осознание себя как члена семьи;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные результаты:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями;
- следовать предложенному плану, работать в общем темпе;
- организовывать рабочее место;
- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
Познавательные результаты:
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях);
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
Содержание программы. 5 класс (102 часа).
Уборка помещений и территории (20 часов)
Уборка на пришкольной территории. Уборка стола. Мытьё поверхностей мебели. Вытирание стенки шкафа.
Различение основных частей пылесоса. Правила техники безопасности при работе с пылесосом. Соблюдение
последовательности действий при уборке пылесосом. Чистка небольшой поверхности пылесосом. Чистка мягкой
мебели. Последовательность действий при мытье пола. Обобщающий урок по разделу «Уборка помещений и
территории».
Уход за вещами (36 часов)
Различение белья для стирки. Сортировка белья по цвету. Сортировка белья с опорой на образцы тканей.
Замачивание и полоскание белья. Застирывание и полоскание белья. Стирка и развешивание носок. Виды стиральных
машин. Части стиральной машины. Закладывание и вынимание белья из машины. Части утюга. Последовательность
действий при глажении белья. Глажение носового платка. Складывание простыни. Складывание рубашки. Обобщающий
урок по разделу «Уход за вещами». Чистка платья. Мытьё обуви. Средства для чистки обуви. Выбор чистящего
средства для ухода за обувью. Обобщающий урок по разделу «Уход за вещами».
Обращение с кухонным инвентарем (20 часов) Чистка обуви.
Чайная посуда. Сервировка стола к чаю. Кухонная посуда. Кухонные принадлежности: овощечистка, пресс для
чеснока, открывалка, скалка. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности при пользовании кухонными
принадлежностями. Мытьё и сушка столовых приборов. Бытовая техника: электрический чайник, кофеварка, кофемолка,
соковыжималка. Назначение бытовой техники. Правила безопасности при использовании бытовой техники. Места
хранение посуды и бытовых приборов. Обобщающий урок по разделу «Обращение с кухонным инвентарем».
Приготовление пищи (16 часов)
Растения огорода. Растения сада. Обобщающий урок по разделу «Приготовление пищи». Способы переработки
овощей. Способы переработки фруктов. Резание десертным ножом. Заготовка зелени. Мучные изделия, готовые к
употреблению. Мучные изделия, требующие приготовления. Правила хранения мучных изделий. Обобщающий урок по
разделу «Приготовление пищи».
Покупки (10 часов)
Планируем покупки. Выбор магазина. Ориентация в магазине по вывескам. Покупка нескольких продуктов в одном
отделе. Обобщающий урок по разделу «Покупки»
№
п/п
Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
5 класс
1 четверть (24 часа)
(3 часа в неделю)
Тема урока
12.
Уборка
пришкольной
территории.
34.
Уборка стола.
56.
Мытьё
поверхностей
мебели.
Дидактическая цель
урока
на
Основные виды деятельности
Уборка помещений и территории – 20ч.
Видео .Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор инвентаря для уборки
территории, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Собери мусор», «Найди
инвентарь»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
умение Работа с предметными и сюжетными
аккуратно убирать с иллюстрациями: выбор предметов для уборки стола,
поверхности
стола ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
остатки еды и мусора.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Видео
Интерактивная игра «Убери со стола»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Закрепить
умения Работа с предметными и сюжетными
вытирать поверхность иллюстрациями: выбор предметов для уборки
мебели.
мебели, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
Учить
убирать
пришкольной
территории
на
Кол-во
часов
2ч
2ч
2ч
Дата
планируе фактическая
мая
78.
Вытирание
шкафа.
9- Различение
10. основных
пылесоса.
стенки
частей
11. Правила
техники
безопасности при
работе с пылесосом.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Вымой мебель»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Учить
вытирать Работа с предметными и сюжетными
поверхность шкафа
иллюстрациями: выбор предметов для уборки
мебели, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Вытри мебель»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
различать Работа с предметными и сюжетными
основные
части иллюстрациями: выбор частей пылесоса, ответы на
пылесоса.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Пылесос»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Познакомить
с Работа с предметными и сюжетными
правилами безопасности иллюстрациями: выбор частей пылесоса, ответы на
при работе с пылесосом. вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Пылесос»,
работа с индивидуальной карточкой, Видео
2ч
2ч
1ч
12- Соблюдение
Закрепить
13. последовательности пользоваться
действий
при пылесосом.
уборке пылесосом.
умения
14- Чистка небольшой Учить
чистить
15. поверхности
небольшую поверхность
пылесосом.
пылесосом.
16- Чистка
17. мебели.
мягкой Учить чистить мягкую
мебель.
18- Последовательность Учить
соблюдать
19. действий при мытье последовательность
пола.
действий при мытье
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Не перепутай»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор небольшой поверхности,
необходимой для чистки, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Чистюля»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор мебели, необходимой для
чистки, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Почисти мебель»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор инвентаря для мытья пола,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
2ч
2ч
2ч
2ч
пола.
20.
2122.
23.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Вымой пол»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Обобщающий урок Отрабатывать умения Работа с предметными и сюжетными
1ч
по разделу «Уборка убирать
школьную иллюстрациями: выбор инвентаря для уборки
помещений
и территорию и комнату. помещений и территории, ответы на вопросы,
территории».
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Найди инвентарь»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
Уход за вещами – 4ч.
Различение белья
Формировать умения
Работа с предметными и сюжетными
2ч
для стирки.
различать белье для
иллюстрациями: различение белья для стирки,
стирки.
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Различи белье»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Сортировка белья
Учить сортировать
Работа с предметными и сюжетными
1ч
по цвету.
бельё перед стиркой по иллюстрациями: сортировка белья по цвету, ответы
цвету.
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Разбери белье по цвету»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
24. Обобщающий урок
по разделу «Уход за
вещами»
№
п/
п
Тема урока
12.
Сортировка белья
с опорой на
образцы тканей.
Отрабатывать умения
различать белье для
стирки,
сортировать перед
стиркой по цвету.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор предметов для ухода за
вещами, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Распредели белье для стирки»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Календарно- тематическое планирование по предмету «Домоводство»
5 класс
2 четверть (23 часа)
(3 часа в неделю)
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Колурока
во
часо
в
Уход за вещами – 23ч.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
2ч
умения сортировать
иллюстрациями: сортировка белья с опорой на
бельё с опорой на
образцы тканей, ответы на вопросы, составление
образцы тканей.
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы
Дата
планируема фактическа
я
я
34.
Замачивание и
полоскание
белья.
Учить замачивать
полоскать белье.
и
56.
Застирывание и Учить застирывать
полоскание белья. полоскать белье.
и
78.
Стирка
развешивание
носок.
и Формировать
умения
стирать и развешивать
носки.
с предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Сортировка белья»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
2ч
иллюстрациями: замачивание и полоскание белья,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Видео
Практическая работа «Замочи и сполосни белье»,
работа с индивидуальной карточкой,
презентация к уроку.
Работа с предметными и сюжетными
2ч
иллюстрациями: застирывание и полоскание белья,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
2ч
иллюстрациями: стирка и развешивание носок, ответы
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
910
.
Виды стиральных Познакомить с видами Работа с предметными и сюжетными
машин.
стиральных машин.
иллюстрациями: выбор стиральных машин, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стиральная машина»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
2ч
11
12
.
Части стиральной Учить различать части Работа с предметными и сюжетными
машины.
стиральной машины.
иллюстрациями: выбор частей стиральной машины,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Видео
Интерактивная игра «Стиральная машина»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Закладывание и Учить закладывать и Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
вынимание белья вынимать белье из закладывание и вынимание белья из машины, ответы
из машины.
машины.
на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Стирка белья»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Части утюга.
Учить различать части
Работа с предметными и сюжетными
утюга.
иллюстрациями: выбор частей утюга, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
2ч
13
14
.
15
.
2ч
1ч
16
17
.
Последовательнос
ть действий при
глажении белья.
Учить
последовательности
действий при глажении
белья.
18
.
Глажение
носового платка.
Формировать
умения глажению
носового платка.
19
20
.
Складывание
простыни.
Учить складывать
простынь.
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Утюг»
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: последовательность действий при
глажении белья, ответы на вопросы, составление
алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Видео
Интерактивная игра «Погладь белье»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: глажение носового платка, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
складывание простыни, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
2ч
1ч
2ч
21
22
.
Складывание
рубашки.
Учить складывать
рубашки.
23
.
Обобщающий
урок по
разделу «Уход за
вещами».
Отрабатывать умения с
ортировать, замачивать
, застирывать,
полоскать, гладить и
складывать белье.
3 четверть (32 часа)
№
п/
п
12.
Тема урока
Чистка платья.
Дидактическая
цель урока
Учить
платье.
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
складывание рубашки, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для ухода за вещами, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Найди предмет»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа. Видео
(3 часа в неделю)
Основные виды деятельности
Уход за вещами- 9ч.
чистить Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для чистки платьев, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма. Видео
Интерактивная игра «Почисти платье»,
работа с индивидуальной карточкой,
2ч
1ч
Колво
часов
2ч
Дата
планируе фактическая
мая
34.
Мытьё обуви.
Учить
обуви.
мытью
5.
Средства
чистки обуви.
6.
Выбор чистящего Формировать
средства для ухода умения выбирать
за обувью.
чистящее средство
для
ухода
за
обувью.
78.
Чистка обуви.
для Познакомить
средствами
чистки обуви.
Учить
обуви.
с
для
чистить
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для мытья обуви, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Презентация к уроку,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор средства для чистки обуви, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Найди нужное средство»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор средства для чистки обуви, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Выбирай»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: чистка обуви, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
2ч
1ч
1ч
2ч
9.
Обобщающий урок Отрабатывать
по разделу «Уход умения
чистить
за вещами».
платья, чистить и
мыть
обувь, выбирать
чистящее средство
для
ухода
за
обувью.
10 Чайная посуда.
11.
Познакомить
с
посудой для чая.
12 Сервировка стола к Учить сервировать
чаю.
стол к чаю.
13.
14
Кухонная посуда.
Познакомить
с
составление алгоритма.
Презентация к уроку, работа с индивидуальной
карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями:
выбор предметов для ухода за вещами, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Найди предмет»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Обращение с кухонным инвентарем- 20ч.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор чайной посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Чайная посуда»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор чайной посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Приглашаем к чаю»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
1ч
2ч
2ч
2ч
15.
кухонной посудой.
16 Кухонные
принадлежности:
17. овощечистка, пресс
для
чеснока,
открывалка,
скалка.
Учить
пользоваться
кухонными
принадлежностями
:
овощечисткой,
прессом
для
чеснока,
открывалкой,
скалкой.
Формировать
умения
пользоваться
кухонным
инвентарем.
18 Назначение
кухонного
19. инвентаря.
20. Техника
безопасности при
пользовании
кухонными
принадлежностями
.
Познакомить
с
правилами
по технике
безопасности при
пользовании
кухонными
принадлежностями.
иллюстрациями: выбор кухонной посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Кухонная посуда»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонной посуды, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Отгадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Что это?»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Посуда»,
2ч
2ч.
1ч
21 Мытьё и
столовых
22. приборов.
сушка Формировать
умения правильно
мыть и сушить
столовые приборы.
23 Бытовая техника:
электрический
24. чайник, кофеварка,
кофемолка,
соковыжималка.
Учить пользоваться
бытовой техникой:
электрическим
чайником,
кофеваркой,
кофемолкой,
соковыжималкой.
25. Назначение
бытовой техники.
Познакомить
со
значением бытовой
техники.
26. Правила
безопасности при
использовании
бытовой техники.
Учить
правилам
безопасности при
использовании
бытовой техники.
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор столовых приборов, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Столовые приборы»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Бытовая техника»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор бытовой техники, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
2ч
2ч
1ч
1ч
27 Места
хранение Формировать
посуды и бытовых умения различать
28. приборов.
места
хранения
посуды и бытовых
приборов.
29. Обобщающий урок
по
разделу
«Обращение
с
кухонным
инвентарем».
30 Растения огорода.
31.
Отрабатывать
умения
сервировать стол к
чаю, пользоваться
посудой
и
кухонными
принадлежностями.
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Что это?»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор посуды и бытовых приборов,
ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Отдели посуду от приборов»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор кухонного инвентаря, ответы на
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Приготовление пищи – 4ч.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения различать иллюстрациями: выбор растений огорода, ответы на
растения огорода.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Овощи»,
2ч
1ч
2ч
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
32. Растения сада.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения различать иллюстрациями: выбор растений сада, ответы на
растения сада.
вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Фрукты»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
33. Обобщающий урок Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными
по
разделу умения различать иллюстрациями: выбор растений огорода и сада, ответы
«Приготовление
растения огорода и на вопросы, составление алгоритма действий,
пищи»
сада.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием,
составление алгоритма.
Интерактивная игра «Овощи и фрукты»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
4 четверть (22 часа)
№
п/п
12.
Тема урока
Способы
переработки
овощей.
Дидактическая
цель урока
Учить способам
переработки
овощей.
(3 часа в неделю)
Основные виды деятельности
Приготовление пищи – 12ч.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
овощей, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Овощи»,
1ч
Колво
часов
2ч
Дата
планируе фактическая
мая
34.
Способы
переработки
фруктов.
5.
Резание
десертным
ножом.
6.
Заготовка
зелени.
78.
Мучные
изделия,
готовые к
употреблению.
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
способам
фруктов, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
переработки
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
фруктов.
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Фрукты»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
умение резать фруктов и ягод, ответы на вопросы, составление алгоритма
десертным
действий,
ножом.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Что это?»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Учить
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
заготовке
зелени, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
зелени.
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Зелень»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Формировать
Работа с предметными и сюжетными
умения
иллюстрациями: выбор мучных изделий, готовых к
различать
употреблению, ответы на вопросы, составление алгоритма
мучные изделия, действий,
готовые к
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
употреблению.
предметной картинкой, предметом, действием, составление
2ч
1ч
1ч
2ч
9- Мучные
10. изделия,
требующие
приготовления.
Учить умению
изготавливать
мучные изделия.
11- Правила
12. хранения
мучных
изделий.
Учить правилам
хранения
мучных
изделий.
13. Обобщающий
урок по разделу
«Приготовление
пищи».
Отрабатывать
умения
перерабатывать
овощи
и
фрукты;
заготавливать
зелень;
различать,
изготавливать и
хранить мучные
алгоритма.
Интерактивная игра «Мучные изделия»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор мучных изделий, требующих
приготовления, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Мучные изделия»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор мучных изделий, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: выбор овощей, фруктов, мучных
изделий, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Приготовление пищи»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
2ч
2ч
1ч
изделия.
14- Планируем
15. покупки.
Формирование
умений
планировать
покупки.
16- Выбор
18. магазина.
Учить умениям
выбирать
магазин.
19- Ориентация в Формировать
20. магазине
по умения
вывескам.
ориентироваться
в магазине по
вывескам.
21- Покупка
Учить покупке
22. нескольких
нескольких
продуктов
в продуктов
в
одном отделе.
одном отделе.
Покупки – 10ч.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: планируем покупки, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Магазин»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
магазина, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Какой это магазин?»,
работа с индивидуальной карточкой, практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными
иллюстрациями: ориентация в магазине, ответы на вопросы,
составление алгоритма действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
Интерактивная игра «Ориентируемся в магазине»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
продуктов, ответы на вопросы, составление алгоритма
действий,
работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
предметной картинкой, предметом, действием, составление
алгоритма.
2ч
3ч
2ч
2ч
Интерактивная игра «Покупка продуктов»,
работа с индивидуальной карточкой, практическая работа.
23. Обобщающий
Отрабатывать
Работа с предметными и сюжетными иллюстрациями: выбор
урок по разделу умения
покупок, ответы на вопросы, составление алгоритма действий,
«Покупки»
планировать и работа с пиктограммами: соотнесение пиктограммы с
совершать
предметной картинкой, предметом, действием, составление
покупки.
алгоритма.
Интерактивная игра «Угадай-ка»,
работа с индивидуальной карточкой,
практическая работа.
1ч
Используемая литература:
1. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. –
СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы –
М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
3. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.:
Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
4. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208с
5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа;
Москва; 2009.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014
г. № 1599.
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.