5 класс (вариант 1)

1

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.

Приказ №25
от «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
с интеллектуальными нарушениями
5 класса (вариант 1)

учебного предмета

«РИСОВАНИЕ»

(Образовательная область «Искусство»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна
г. Нелидово
2025г

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

3

1.
Адаптированная

обучающихся
соответствии

с

образовательного

с

нарушениями.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
основная

образовательная

интеллектуальными
требованиями

стандарта

программа

нарушениями

федерального

обучающихся

с

образования

разработана

государственного

интеллектуальными

В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».

ФАООП

УО

(вариант

1)

адресована

обучающимся

интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их
образовательных потребностей,

особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Рисование »

а

в

также

с

особых

индивидуальных

относится

к предметной

области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5 классе

рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).

Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование».

Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения

его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве,

а также формирование элементарных знаний об

изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие

зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в

4

рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:

− воспитание интереса к рисованию;

− раскрытие значения рисования в жизни человека;

− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты

окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование

элементарных

знаний

о

видах

и

жанрах

изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;

− развитие эмоционального восприятия произведений искусства,

умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;

− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием

различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;

− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,

лепке, аппликации)
− обучение

построениям

правилам

орнамента

и

и

изобразительной деятельности;

законам

др.,

композиции,

применяемым

в

цветоведения,

разных

видах

− формирование умения создавать простейшие художественные образы

с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;

− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,

выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).

5

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5

классе определяет следующие задачи:

− работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и

формирования

образов

предметов

действительности в процессе их познаний;

и

явлений

окружающей

− развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству,

потребности

формирования

в

изображении

желания

овладеть

воспринимаемой
приемами

действительности,

изображения

объектов

наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;

− обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на

этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и
умений);

− с целью обучения изображению окружающей действительности,

отрабатываются

приемы

рассматривания

объектов,

произведений

изобразительного искусства и народного творчества, формируются и
закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также

продолжается развиваться технические навыки работы с разными
художественными материалами.

2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы по учебному предмету «Рисование» в 5 классе
Личностные результаты:

− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к

обучению;

− сформированность адекватных

представлений

о

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность

к

осмыслению

картины

мира,

собственных
ее

временно-

пространственной организации; формирование целостного, социально

6

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;

− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

− развитие

эстетических

доброжелательности,

чувств,

эмоционально-нравственной

проявление

отзывчивости

взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− формирование

установки

на

безопасный,

здоровый

и

образ

жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Рисование» на конец 5 класса
Минимальный уровень:

− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их

свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;

− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи

формы предмета;
− знать

некоторые

выразительные

средства

изобразительного

искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование
материалами для рисования;

− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и

аппликации;

− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера

выполняемой работы;

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,

сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

7

− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными

красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;

− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии

с параметрами изобразительной поверхности;

− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение

насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.

Достаточный уровень

− знать названия жанров изобразительного искусства;

− знать названий некоторых народных и национальных промыслов

(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в

рисовании, лепке и аппликации;
− знать

искусства:

и применять выразительные средства изобразительного
«изобразительная

поверхность»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

«точка»,

«линия»,

− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения

орнамента, стилизации формы предмета и др.;

− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

− знать

способы

комбинированный);

лепки

(конструктивный,

пластический,

− находить необходимую для выполнения работы информацию в

материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при

выполнении работы инструкциям учителя или

инструкциям, представленным в других информационных источниках;

− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и

одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

8

− использовать разнообразные технологические способы выполнения

аппликации;

− применять разные способы лепки;

− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,

передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;

− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое

отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать

произведения

живописи,

графики,

архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры

скульптуры,

изобразительного искусства: пейзаж, портрет,

натюрморт, сюжетное изображение.

9

3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в

соответствии

с

которыми

у

обучающихся

развиваются

умения

анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта

наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект
целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение

изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель

и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать
над композицией в практической деятельности; более углубленное
восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.
№

п/п

Содержание разделов

Название раздела, темы

1.

«Обучение композиционной деятельности»

2.

Количество
часов

Контрольные

22

-

«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»

17

-

3.

«Обучение восприятию произведений
искусства»

12

-

4.

«Развитие у обучающихся восприятия
цвета, предметов и формирование умений
переливать его в живописи»

17

-

Итого:

68

работы

-

10

4.Тематическое планирование
Кол- Дата Основные виды деятельности
во
обучающихся на уроке и

№
п/п

Тема

1.

Здравствуй осень! Рисование
веточки деревьев с листьями,
семенами и плодами

2.

Художники-пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа.

3.

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка.
Рисование. Украшение сосудов
орнаментом (узором)

4

электронные учебно- методические
материалы

Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой

3

3

2

4

Рассматривание картин А.Рылова
«Зеленый шум». Изучение
натуры образца листьев и
веток.
Рисование акварельными
красками.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рассматривание картин художников
пейзажистов. (И. Левитан
«Осень», А.Куинжди «Березовая
роща»).
Усвоение понятий «далекоблизко», «даль»,
«меньше размер», «больше
размер».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

Повторение понятий «сосуд»,
«силуэт». Примеры сосудов вазы, чаши, блюда, бокалы,
тарелки и т. д.
Украшение силуэтов разных
предметов орнаментом
(узором). Выбор предмета для
украшения.
Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по
точкам. Форма предмета.

11

Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5

Что изображают
художники? Как художник
работает над портретом
человека? Беседа о
художниках и их картинах.

6

Автопортрет. Рисование.

2

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание картины
знаменитых художников О.
Кипренский « Портрет А. Пушкина»,
В. Серова «Портрет балерины Т.
Карсавиной», П. Заболотского
«Портрет поэта М. Лермонтова».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

3

Последовательность рисования лица
человека.Рисование.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц,
волос.

7

Беседа «Народное
искусство. Гжель.»

3

Беседа о Гжели. Знакомство с
традиционной гжельской
росписью.
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов,
с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия
с гжельской росписью.
Посещение виртуальной фабрики по
изготовлению гжельских изделий
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

8

Роспись гжельской
посуды

3

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских

12

народных промыслов,
обучение узнаванию
различных изделий,
характерных для
гжельского 1 народного
искусства.
Знакомство с искусством гжельских
мастеров. Обучение расписыванию
чашки, блюдца. Выполнение узоров
гжельской росписи .Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

9

Беседа.
Народное искусство.
Городец

2

Беседа о Городце. Знакомство с
традиционной
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов,
с народным искусством
Городец. Обучение узнаванию
изделия с городецкой
росписью.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

10

Роспись разделочной
доски «Городец»

4

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов,
обучение узнаванию
различных изделий,
характерных для того или
иного народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
разделочной доски в
городецком стиле.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

11

Беседа. Народное

2

Беседа о Хохломе. Знакомство с

13

искусство.
Хохлома

традиционной роспись —
элементами узоров
«золотой хохломы».
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Хохлома.
Обучение узнавать изделия с
хохломской росписью
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

12

Роспись посуды. Хохлома. 4

13

Беседа
Богородская
игрушка»

2

14

Роспись Богородской
игрушки

4

15

Беседа. Скульптура

2

Продолжение знакомства с
разнообразием русских народных
промыслов, обучение узнаванию
различных изделий, характерных для
того или иного народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности. Обучение
расписыванию посуды хохломской
росписью.
Беседа
о Богородской игрушке.
«Народное
искусство.
Знакомство с изготовлением
богородских игрушек.
Изучение древесины для
изготовления игрушек. Изучение
техники резьбы по дереву.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или
иного
народного искусства.
Использование
художественных средств
выразительности.
Обучение расписыванию
Богородских игрушек.
Знакомство со скульптурой –
статуя, памятник, статуэтка,
бюст.

14

Изучение
художественных
материалов, используемых
скульптором.
Знакомство с
работами скульпторов
Мирон «Дискобол», И. Матрос «
Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому», Е. ЯнсонМанизер «Балерина», Ф. Шубин
«Портрет князя А. Голицина»
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16

Животные в скульптуре.
Лепка

4

Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места
для занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе
с пластилином. Лепка .

17

Фигура человека. Лепка

2

Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином. Лепка.

18

Музеи России.

1

Изучение музеев России.
Виртуальные экскурсии в
государственную Третьяковскую
галерею, музей им. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей. Рисование
репродукции
картины по выбору

Рисование репродукции
картин Музеев
России по
выбору

2

Рисование репродукции
картины по выбору.

Музеи мира.

3

19

20

Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рисование
Изучение музеев мира,

15

репродукции
картин
музеев мира
по
выбору

Виртуальные экскурсии в
Национальный музей живописи
и скульптуры Прадо,
Британского музея, Дрезденской
картинной галереи.
Рисование репродукции картин по
выбору в любом жанре.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

21

Книга. Как построена
книга.

3

22

Иллюстрации

4

23

Рисование плакатов

к книгам.

3

Знакомство со структурой книги, с
понятием художник иллюстратор.
Знакомство с различными
видами книг.
Изучение частей книги –
обложка, титульный лист.
Знакомство с иллюстрациями
произведений.
Изучение биографии художников
–иллюстраторов. Размеры
иллюстрация.
Практическое выполнение
иллюстраций к книгам
Изучение плакатов.
Тексты - призывы.
Контрастный подбор цвета и
букв.
Подбор фона, рисование.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

24.

Рисование открыток

3

Изучение сходства и различий 1
плаката и открытки.
Размер плаката и открыток.
Содержание и рисунок
открыток.Рисование.

16

5. Материально – техническое обеспечение.

1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 –
е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г. 3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И.
Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
3.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
4.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
5.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
6.Компьютер
7.Проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».