1
ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.
Приказ №25
от «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
с интеллектуальными нарушениями
5 класса (вариант 1)
учебного предмета
«РИСОВАНИЕ»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна
г. Нелидово
2025г
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
3
1.
Адаптированная
обучающихся
соответствии
с
образовательного
с
нарушениями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
основная
образовательная
интеллектуальными
требованиями
стандарта
программа
нарушениями
федерального
обучающихся
с
образования
разработана
государственного
интеллектуальными
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
ФАООП
УО
(вариант
1)
адресована
обучающимся
интеллектуальными нарушениями с учетом реализации их
образовательных потребностей,
особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Рисование »
а
в
также
с
особых
индивидуальных
относится
к предметной
области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве,
а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
4
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к рисованию;
− раскрытие значения рисования в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование
элементарных
знаний
о
видах
и
жанрах
изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;
− развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа
в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
− обучение
построениям
правилам
орнамента
и
и
изобразительной деятельности;
законам
др.,
композиции,
применяемым
в
цветоведения,
разных
видах
− формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
5
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5
классе определяет следующие задачи:
− работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и
формирования
образов
предметов
действительности в процессе их познаний;
и
явлений
окружающей
− развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству,
потребности
формирования
в
изображении
желания
овладеть
воспринимаемой
приемами
действительности,
изображения
объектов
наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
− обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на
этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и
умений);
− с целью обучения изображению окружающей действительности,
отрабатываются
приемы
рассматривания
объектов,
произведений
изобразительного искусства и народного творчества, формируются и
закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными
художественными материалами.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы по учебному предмету «Рисование» в 5 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− сформированность адекватных
представлений
о
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность
к
осмыслению
картины
мира,
собственных
ее
временно-
пространственной организации; формирование целостного, социально
6
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие
эстетических
доброжелательности,
чувств,
эмоционально-нравственной
проявление
отзывчивости
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
и
образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Рисование» на конец 5 класса
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
− знать
некоторые
выразительные
средства
изобразительного
искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование
материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
7
− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии
с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
− знать
искусства:
и применять выразительные средства изобразительного
«изобразительная
поверхность»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
«точка»,
«линия»,
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать
способы
комбинированный);
лепки
(конструктивный,
пластический,
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при
выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
8
− использовать разнообразные технологические способы выполнения
аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
− различать
произведения
живописи,
графики,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры
скульптуры,
изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
9
3.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в
соответствии
с
которыми
у
обучающихся
развиваются
умения
анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект
целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение
изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель
и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать
над композицией в практической деятельности; более углубленное
восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.
№
п/п
Содержание разделов
Название раздела, темы
1.
«Обучение композиционной деятельности»
2.
Количество
часов
Контрольные
22
-
«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции и конструкцию»
17
-
3.
«Обучение восприятию произведений
искусства»
12
-
4.
«Развитие у обучающихся восприятия
цвета, предметов и формирование умений
переливать его в живописи»
17
-
Итого:
68
работы
-
10
4.Тематическое планирование
Кол- Дата Основные виды деятельности
во
обучающихся на уроке и
№
п/п
Тема
1.
Здравствуй осень! Рисование
веточки деревьев с листьями,
семенами и плодами
2.
Художники-пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа.
3.
Сосуды: ваза, кувшин, тарелка.
Рисование. Украшение сосудов
орнаментом (узором)
4
электронные учебно- методические
материалы
Рисование
постановочного
натюрморта с
драпировкой
3
3
2
4
Рассматривание картин А.Рылова
«Зеленый шум». Изучение
натуры образца листьев и
веток.
Рисование акварельными
красками.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рассматривание картин художников
пейзажистов. (И. Левитан
«Осень», А.Куинжди «Березовая
роща»).
Усвоение понятий «далекоблизко», «даль»,
«меньше размер», «больше
размер».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Повторение понятий «сосуд»,
«силуэт». Примеры сосудов вазы, чаши, блюда, бокалы,
тарелки и т. д.
Украшение силуэтов разных
предметов орнаментом
(узором). Выбор предмета для
украшения.
Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по
точкам. Форма предмета.
11
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5
Что изображают
художники? Как художник
работает над портретом
человека? Беседа о
художниках и их картинах.
6
Автопортрет. Рисование.
2
Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра
изобразительного искусства портрет.
Рассматривание картины
знаменитых художников О.
Кипренский « Портрет А. Пушкина»,
В. Серова «Портрет балерины Т.
Карсавиной», П. Заболотского
«Портрет поэта М. Лермонтова».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
3
Последовательность рисования лица
человека.Рисование.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц,
волос.
7
Беседа «Народное
искусство. Гжель.»
3
Беседа о Гжели. Знакомство с
традиционной гжельской
росписью.
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов,
с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия
с гжельской росписью.
Посещение виртуальной фабрики по
изготовлению гжельских изделий
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
8
Роспись гжельской
посуды
3
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
12
народных промыслов,
обучение узнаванию
различных изделий,
характерных для
гжельского 1 народного
искусства.
Знакомство с искусством гжельских
мастеров. Обучение расписыванию
чашки, блюдца. Выполнение узоров
гжельской росписи .Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
9
Беседа.
Народное искусство.
Городец
2
Беседа о Городце. Знакомство с
традиционной
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов,
с народным искусством
Городец. Обучение узнаванию
изделия с городецкой
росписью.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
10
Роспись разделочной
доски «Городец»
4
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов,
обучение узнаванию
различных изделий,
характерных для того или
иного народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности.
Обучение расписыванию
разделочной доски в
городецком стиле.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
11
Беседа. Народное
2
Беседа о Хохломе. Знакомство с
13
искусство.
Хохлома
традиционной роспись —
элементами узоров
«золотой хохломы».
Ознакомление с разнообразием
русских народных промыслов, с
народным искусством Хохлома.
Обучение узнавать изделия с
хохломской росписью
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
12
Роспись посуды. Хохлома. 4
13
Беседа
Богородская
игрушка»
2
14
Роспись Богородской
игрушки
4
15
Беседа. Скульптура
2
Продолжение знакомства с
разнообразием русских народных
промыслов, обучение узнаванию
различных изделий, характерных для
того или иного народного искусства.
Использование художественных
средств выразительности. Обучение
расписыванию посуды хохломской
росписью.
Беседа
о Богородской игрушке.
«Народное
искусство.
Знакомство с изготовлением
богородских игрушек.
Изучение древесины для
изготовления игрушек. Изучение
техники резьбы по дереву.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или
иного
народного искусства.
Использование
художественных средств
выразительности.
Обучение расписыванию
Богородских игрушек.
Знакомство со скульптурой –
статуя, памятник, статуэтка,
бюст.
14
Изучение
художественных
материалов, используемых
скульптором.
Знакомство с
работами скульпторов
Мирон «Дискобол», И. Матрос «
Памятник К. Минину и Д.
Пожарскому», Е. ЯнсонМанизер «Балерина», Ф. Шубин
«Портрет князя А. Голицина»
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16
Животные в скульптуре.
Лепка
4
Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места
для занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе
с пластилином. Лепка .
17
Фигура человека. Лепка
2
Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для
занятий лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином. Лепка.
18
Музеи России.
1
Изучение музеев России.
Виртуальные экскурсии в
государственную Третьяковскую
галерею, музей им. Пушкина,
Эрмитаж, Русский музей. Рисование
репродукции
картины по выбору
Рисование репродукции
картин Музеев
России по
выбору
2
Рисование репродукции
картины по выбору.
Музеи мира.
3
19
20
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рисование
Изучение музеев мира,
15
репродукции
картин
музеев мира
по
выбору
Виртуальные экскурсии в
Национальный музей живописи
и скульптуры Прадо,
Британского музея, Дрезденской
картинной галереи.
Рисование репродукции картин по
выбору в любом жанре.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
21
Книга. Как построена
книга.
3
22
Иллюстрации
4
23
Рисование плакатов
к книгам.
3
Знакомство со структурой книги, с
понятием художник иллюстратор.
Знакомство с различными
видами книг.
Изучение частей книги –
обложка, титульный лист.
Знакомство с иллюстрациями
произведений.
Изучение биографии художников
–иллюстраторов. Размеры
иллюстрация.
Практическое выполнение
иллюстраций к книгам
Изучение плакатов.
Тексты - призывы.
Контрастный подбор цвета и
букв.
Подбор фона, рисование.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
24.
Рисование открыток
3
Изучение сходства и различий 1
плаката и открытки.
Размер плаката и открыток.
Содержание и рисунок
открыток.Рисование.
16
5. Материально – техническое обеспечение.
1.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 –
е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2..Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г. 3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И.
Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
3.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
4.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
5.Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
6.Компьютер
7.Проектор