ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025г.
Приказ № 25_
от «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна
г. Нелидово
2025г
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного
нарушениями.
образовательного
стандарта
обучающихся
с
интеллектуальными
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
- используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,
игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания,
зрительно-двигательной
координации,
пространственных
представлений,
наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с
практической деятельностью;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической
жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Задачи
-
освоение
аппликация;
доступных
средств
изобразительной
деятельности:
лепка,
рисование,
- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного
искусства.
Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических
манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с
инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— развитие пространственных представлений;
3
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном
компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 34 учебные недели, из расчёта 3 часа в
неделю. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Освоение доступных средств изобразительной деятельности и использование в
повседневной жизни:
- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;
- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации;
Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
-
положительные
эмоциональные
изобразительной деятельности;
реакции
(удовольствие,
радость)
в
процессе
- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты
работы;
4
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели
в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
5
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол,
стул, домик);
- строит из кубиков башню;
- наполняет пластиковые сосуды различными предметами;
-имеет представление о величине и форме предметов;
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
6
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- Рисуночное письмо (рисование).
- Упражнения с пластичными материалами (лепка).
- Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами
(аппликация).
«Рисуночное письмо». Рисование учителем для обучающихся мелом на доске, кистью,
фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги предметных
изображений и изображений детей с предметами. Дорисовывание деталей по указательному
жесту и словесному пояснению учителя. Выбор соответствующего предмета и действия с ним
по словесной инструкции.
Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и
маленькой кистями). По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на
альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют обучающиеся) и закрашивание с
помощью учителя.
Рисование мелом на доске округлых форм и линий.
Вместе лепка из пластилина предметов округлой формы (помидор, снеговик).
Совместное рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях.
Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными
карандашами.
Упражнения на соотнесение величины кусков цветного пластилина, подготовленных заранее
учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный
ком — надо взять большой кусок пластилина»).
Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации
на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с
7
учителем).
Совместное выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления
целого из фрагментов.
Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в
технике аппликации.
Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по
заданию совместно с учителем. Совместное рисование предметов округлой формы.
Совместное рисование человеческого жилья, например деревенского дома с длинным или
коротким забором. Обязательное дорисовывание (или наклеивание на рисунок) фигурок людей
(под деревом, рядом с домом) учителем с привлечением к практическим действиям учеников.
Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и
ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения).
Упражнения с пластичными материалами. Упражнения по освоению обучающимися
основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать
на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски пальцами, раскатывать
прямыми и круговыми движениями, расплющивать.
Лепка посуды из одного куска пластилина (чайная чашка).
Лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, толстых и
тонких (морковки), длинных и коротких (колбаски). Лепка одноименных изделий разного
цвета.
Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок
материалами.
Упражнения с бумагой: сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно;
сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы стороны.
Аппликация с элементами оригами (сгибание листа пополам, вчетверо, по диагонали,
приглаживание
рукой).
Выполнение
коллажей
способом
«рваной
аппликации»
с
последующим наклеиванием бумаги на лист. Практические упражнения в нанесении клея на
лист и приклеивании деталей.
Совместное с обучающимися изготовление простых поделок из природного материала. В
совместной с учителем деятельности обучающихся использованию клея, пластилина для
закрепления частей поделок.
Знакомство обучающихся с различными нитками, тесьмой, верёвками.
Наматывание ниток (пряжа для вязания средней толщины) на катушку, на картонную основу
и т.п.
Обучение обучающихся плетению косичек из толстых шнуров (вместе с учителем).
8
9
4.Календарно-урочное планирование
№
Колурока
во
1
1
Тема урока
Рисование по шаблону больших и маленьких
квадратов. Штриховка в заданном
направлении.
Рисование по шаблону больших и маленьких
треугольников. Штриховка и раскрашивание.
Рисование по шаблону больших и маленьких
овалов. Штриховка и раскрашивание.
Объяснение, демонстрационный материал, задания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
2
1
3
1
4-5
2
Лепка по показу: «колобок», «лепешка»,
«палочка».
6
1
7-8
2
Изготовление палочек и наложение их на
овалы. Изготовление палочек.
Аппликация из геометрических фигур «дом».
9
1
Лепка. Изготовление по показу пирамидки.
10-11
2
Рисование по пунктиру и раскрашивание
матрешки.
12-13
2
Работа с трафаретом «овощи». Штриховка и
раскрашивание.
14
1
Изготовление из пластилина «помидор».
10
Методы и приёмы
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Дата
15-16
2
Аппликация из бумаги «фрукты».
17
1
Работа с трафаретом «рыбы». Штриховка и
раскрашивание.
18
1
Работа с трафаретом «транспорт». Штриховка
и раскрашивание.
19-20
2
Рисование по пунктиру. Машина.
21-22
2
Работа с бумагой «складывание кораблика»».
23-24
2
Аппликация из листьев «лодочка».
25
1
Изготовление из пластилина «жук».
26
1
Работа с пластилином «бабочка»
27
1
Работа с пластилином «гусеница».
28-29
2
30-31
2
Работа с трафаретом «домашние животные».
Штриховка и раскрашивание.
Работа с бумагой «складывание собачки».
32
1
Работа с пластилином. Собачка.
33-34
2
Аппликация из бумаги «чайная чашка».
35
1
Работа с пластилином и семенами «чайная
11
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Объяснение, демонстрационный материал, задания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, задания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа. Объяснение. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Оъяснение, демонстрационный материал, задания. Работа
чашка».
с презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, задания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
36-37
2
38-39
2
Рисование по пунктиру и раскрашивание.
Елка.
Лепка по показу. Елка.
40-41
2
Аппликация из бумаги «Елочка»
42
1
Рисование по пунктиру. Снеговик.
43-44
2
45-46
2
47-48
2
49-50
2
51
1
Работа с пластилином «ветка ели с
игрушками».
Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед
Мороз.
Аппликация из рванных кусочков «Дед
Мороз».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Неваляшка».
Лепка «Неваляшка».
52
1
53-54
2
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Пирамидка».
Аппликация из бумаги «Пирамидка».
55
1
Лепка. «Пирамидка».
56
1
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Кошка».
12
57-58
2
Аппликация из бумаги «Кошка».
59
1
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Медведь».
60-61
2
Работа с пластилином. Раскрашивание
пластилином «Медведь».
62-63
2
Оригами из цветной бумаги «Медведь».
64-65
2
Раскрашивание рисунка
«23 февраля».
66-67
2
Изготовление поздравительной открытки
«День Защитника Отечества».
68
1
69-70
2
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Самолёт».
Оригами «Самолёт».
71
1
72-73
2
74-75
2
76-77
13
Раскрашивание рисунка
«8 марта».
Изготовление поздравительной открытки
«8 марта».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка красками «Цветы».
2
Аппликация из природного материала
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
«Цветы».
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа. Объяснение. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
78
1
Работа с трафаретом «Цветы». Штриховка и
раскрашивание.
79-80
2
Рисование губкой. Цветы.
81
1
Рисование по пунктиру. Раскрашивание.
Подснежник.
82
1
83-84
2
Раскрашивание рисунка
«Капель».
Работа с манной крупой и красками «Капель».
85-86
2
Аппликация из бумаги «Сосульки».
87
1
88
1
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка
«Грачи прилетели».
Лепка по показу «Грач».
89-90
2
91-92
2
93-94
2
95-96
2
14
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка
«День Космонавтики».
Аппликация из цветной бумаги «Овощи ».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Весна идёт, весне дорогу».
Работа с пластилином.
Раскрашивание пластилином «Весеннее
дерево».
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания
Работа с презентациями в форматеPowerPoint.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
97
1
Раскрашивание рисунка «День Победы».
98-99
2
Аппликация из бумаги «День Победы».
100
1
101
1
102
1
Раскрашивание рисунка
«Весенние деньки».
Рисование и раскрашивание красками
«Весеннее солнышко».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Скоро лето».
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5. УЧЕБНОЕ-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
организаций:
- учебные столы;
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
15
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
- предметные и сюжетные картинки по темам.
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы и игрушки;
- презентации к урокам;
Материалы и оборудование:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного
вырезания) стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- изделия из глины;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель,
восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;
16