5 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025г.

Приказ № 25_
от «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
с нарушением интеллекта
5 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Изобразительная деятельность»
(Образовательная область «Искусство»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна
г. Нелидово
2025г
1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематический план.

5. Материально – техническое обеспечение.

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с

интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного
нарушениями.

образовательного

стандарта

обучающихся

с

интеллектуальными

В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

- используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность,

игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия,
внимания,

зрительно-двигательной

координации,

пространственных

представлений,

наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с
практической деятельностью;

- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в практической
жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Задачи

-

освоение

аппликация;

доступных

средств

изобразительной

деятельности:

лепка,

рисование,

- развитие способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;

- накопление впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного

искусства.

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических

манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с
инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— развитие пространственных представлений;
3

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: в Федеральном

компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования

детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 34 учебные недели, из расчёта 3 часа в
неделю. «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство».

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
Освоение доступных средств изобразительной деятельности и использование в
повседневной жизни:

- интерес к доступным видам изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности;

- умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации;

Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности:
-

положительные

эмоциональные

изобразительной деятельности;

реакции

(удовольствие,

радость)

в

процессе

- стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты
работы;
4

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,
разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели
в собственной комнате;

Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
5

- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;
- понимает эмоциональное состояние других людей;

- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол,
стул, домик);

- строит из кубиков башню;

- наполняет пластиковые сосуды различными предметами;
-имеет представление о величине и форме предметов;
Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;

3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;

- карандашей;
- пластилина;

-дидактических игр.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемыми педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:
6

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:

- способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием
программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия)
к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
- Рисуночное письмо (рисование).

- Упражнения с пластичными материалами (лепка).

- Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок материалами
(аппликация).

«Рисуночное письмо». Рисование учителем для обучающихся мелом на доске, кистью,

фломастером, волоконным карандашом, маркером на большом листе бумаги предметных
изображений и изображений детей с предметами. Дорисовывание деталей по указательному

жесту и словесному пояснению учителя. Выбор соответствующего предмета и действия с ним
по словесной инструкции.

Рисование совместно с обучающимися красками (на большом листе бумаги большой и

маленькой кистями). По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на
альбомных листах бумаги округлых предметов (рисуют обучающиеся) и закрашивание с
помощью учителя.

Рисование мелом на доске округлых форм и линий.

Вместе лепка из пластилина предметов округлой формы (помидор, снеговик).

Совместное рассматривание и обыгрывание лепных изделий в игровых ситуациях.

Рисование по внутренним трафаретам, обводка и штриховка простыми и цветными

карандашами.

Упражнения на соотнесение величины кусков цветного пластилина, подготовленных заранее

учителем, с размерами частей объекта, сравнение их («У снеговика внизу большой снежный
ком — надо взять большой кусок пластилина»).

Предметная аппликация из готовых деталей с использованием приемов рваной аппликации

на основе предварительного анализа образца или обследования натуры (совместно с
7

учителем).

Совместное выполнение аппликации по типу разрезной картинки, то есть путем составления

целого из фрагментов.

Упражнения в дополнении рисунка, подготовленного учителем, объектами, выполненными в

технике аппликации.

Рисование красками, фломастерами, карандашами, мелом без задания («что получилось») и по

заданию совместно с учителем. Совместное рисование предметов округлой формы.

Совместное рисование человеческого жилья, например деревенского дома с длинным или

коротким забором. Обязательное дорисовывание (или наклеивание на рисунок) фигурок людей
(под деревом, рядом с домом) учителем с привлечением к практическим действиям учеников.

Совместное с обучающимися «рисование» большой кистью, губкой, рукой цветных пятен и

ассоциирование их с реальными объектами (животные, тучи, солнце, растения).

Упражнения с пластичными материалами. Упражнения по освоению обучающимися

основных приемов работы с пластичными материалами: разминать двумя руками, разрывать

на большие и мелкие части, соединять, отщипывать мелкие куски пальцами, раскатывать
прямыми и круговыми движениями, расплющивать.

Лепка посуды из одного куска пластилина (чайная чашка).

Лепка по заданию учителя одноименных предметов больших и маленьких, толстых и

тонких (морковки), длинных и коротких (колбаски). Лепка одноименных изделий разного
цвета.

Упражнения с бумагой, тканью и сопутствующими для изготовления поделок

материалами.

Упражнения с бумагой: сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям произвольно;

сгибание листа бумаги пополам, совмещая углы стороны.

Аппликация с элементами оригами (сгибание листа пополам, вчетверо, по диагонали,

приглаживание

рукой).

Выполнение

коллажей

способом

«рваной

аппликации»

с

последующим наклеиванием бумаги на лист. Практические упражнения в нанесении клея на
лист и приклеивании деталей.

Совместное с обучающимися изготовление простых поделок из природного материала. В

совместной с учителем деятельности обучающихся использованию клея, пластилина для
закрепления частей поделок.

Знакомство обучающихся с различными нитками, тесьмой, верёвками.

Наматывание ниток (пряжа для вязания средней толщины) на катушку, на картонную основу

и т.п.

Обучение обучающихся плетению косичек из толстых шнуров (вместе с учителем).

8

9

4.Календарно-урочное планирование
№
Колурока
во
1
1

Тема урока
Рисование по шаблону больших и маленьких
квадратов. Штриховка в заданном
направлении.
Рисование по шаблону больших и маленьких
треугольников. Штриховка и раскрашивание.
Рисование по шаблону больших и маленьких
овалов. Штриховка и раскрашивание.

Объяснение, демонстрационный материал, задания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате

2

1

3

1

4-5

2

Лепка по показу: «колобок», «лепешка»,
«палочка».

6

1

7-8

2

Изготовление палочек и наложение их на
овалы. Изготовление палочек.
Аппликация из геометрических фигур «дом».

9

1

Лепка. Изготовление по показу пирамидки.

10-11

2

Рисование по пунктиру и раскрашивание
матрешки.

12-13

2

Работа с трафаретом «овощи». Штриховка и
раскрашивание.

14

1

Изготовление из пластилина «помидор».

10

Методы и приёмы

Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

Дата

15-16

2

Аппликация из бумаги «фрукты».

17

1

Работа с трафаретом «рыбы». Штриховка и
раскрашивание.

18

1

Работа с трафаретом «транспорт». Штриховка
и раскрашивание.

19-20

2

Рисование по пунктиру. Машина.

21-22

2

Работа с бумагой «складывание кораблика»».

23-24

2

Аппликация из листьев «лодочка».

25

1

Изготовление из пластилина «жук».

26

1

Работа с пластилином «бабочка»

27

1

Работа с пластилином «гусеница».

28-29

2

30-31

2

Работа с трафаретом «домашние животные».
Штриховка и раскрашивание.
Работа с бумагой «складывание собачки».

32

1

Работа с пластилином. Собачка.

33-34

2

Аппликация из бумаги «чайная чашка».

35

1

Работа с пластилином и семенами «чайная

11

PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Объяснение, демонстрационный материал, задания.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, задания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа. Объяснение. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Оъяснение, демонстрационный материал, задания. Работа

чашка».

с презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, задания. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате

36-37

2

38-39

2

Рисование по пунктиру и раскрашивание.
Елка.
Лепка по показу. Елка.

40-41

2

Аппликация из бумаги «Елочка»

42

1

Рисование по пунктиру. Снеговик.

43-44

2

45-46

2

47-48

2

49-50

2

51

1

Работа с пластилином «ветка ели с
игрушками».
Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед
Мороз.
Аппликация из рванных кусочков «Дед
Мороз».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Неваляшка».
Лепка «Неваляшка».

52

1

53-54

2

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Пирамидка».
Аппликация из бумаги «Пирамидка».

55

1

Лепка. «Пирамидка».

56

1

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Кошка».

12

57-58

2

Аппликация из бумаги «Кошка».

59

1

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Медведь».

60-61

2

Работа с пластилином. Раскрашивание
пластилином «Медведь».

62-63

2

Оригами из цветной бумаги «Медведь».

64-65

2

Раскрашивание рисунка
«23 февраля».

66-67

2

Изготовление поздравительной открытки
«День Защитника Отечества».

68

1

69-70

2

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Самолёт».
Оригами «Самолёт».

71

1

72-73

2

74-75

2

76-77
13

Раскрашивание рисунка
«8 марта».
Изготовление поздравительной открытки
«8 марта».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка красками «Цветы».
2

Аппликация из природного материала

PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,

«Цветы».

задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа. Объяснение. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.

78

1

Работа с трафаретом «Цветы». Штриховка и
раскрашивание.

79-80

2

Рисование губкой. Цветы.

81

1

Рисование по пунктиру. Раскрашивание.
Подснежник.

82

1

83-84

2

Раскрашивание рисунка
«Капель».
Работа с манной крупой и красками «Капель».

85-86

2

Аппликация из бумаги «Сосульки».

87

1

88

1

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка
«Грачи прилетели».
Лепка по показу «Грач».

89-90

2

91-92

2

93-94

2

95-96

2

14

Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка
«День Космонавтики».
Аппликация из цветной бумаги «Овощи ».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Весна идёт, весне дорогу».
Работа с пластилином.
Раскрашивание пластилином «Весеннее
дерево».

Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания
Работа с презентациями в форматеPowerPoint.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.

97

1

Раскрашивание рисунка «День Победы».

98-99

2

Аппликация из бумаги «День Победы».

100

1

101

1

102

1

Раскрашивание рисунка
«Весенние деньки».
Рисование и раскрашивание красками
«Весеннее солнышко».
Рисование по пунктиру и раскрашивание
рисунка «Скоро лето».

Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
демонстрационный материал, задания. Работа с
презентациями в формате PowerPoint
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания.
Беседа, объяснение, демонстрационный материал,
задания. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

5. УЧЕБНОЕ-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных
организаций:
- учебные столы;
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
Технические средства обучения
 Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
15

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
- предметные и сюжетные картинки по темам.
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы и игрушки;
- презентации к урокам;
Материалы и оборудование:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного
вырезания) стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению;
- репродукции картин;
- изделия из глины;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель,
восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования;

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».