4 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.
«28» августа 2024 г.
Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
4 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Человек»
(Образовательная область «Окружающий мир»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения – овладение социально-бытовыми умениями, используемые в
повседневной жизни.
Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
 представления о собственном теле;
 распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
 соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
 отнесение себя к определенному полу;
 развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
 формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
 формировать представления о возрастных изменениях;
 формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья;
 формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами;
 формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
 формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером,
мытье рук перед едой, после посещения туалета);
 формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
 формировать умения обслуживать себя;
 формировать умения следить за своим внешним видом;
 формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой
деятельности;
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
 развитие собственной активности ребенка;
 формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
 формирование и развитие целенаправленных действий;



развитие планирования и контроля деятельности.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о
своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа
жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и
вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться,
мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании
и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение
использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи
в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел
«Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в
семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное
и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок
учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и
взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды,
намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать
последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в
плане усложнения самих навыков.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В
домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
В учебном плане предмет представлен на протяжении 9 лет обучения.
В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная
область «Окружающий мир».
класс
количество
часов в неделю
количество
часов в год

4 класс
2
68

2.Планируемые результаты освоения содержания программы по учебному
предмету «Человек» в 4 классе

Личностные результаты:
1. формирование социально-значимых навыков и жизненных компетенций;

2. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту
системы ценностей и социальных ролей;
3. осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
4. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
5. социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и
совместной деятельности;
6. владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации.
Предметные результаты:
1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
 Представление о собственном теле.
 Отнесение себя к определенному полу.
 Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы,
желания.
 Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
 Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
 Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
 Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
 Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
 Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
 Умение следить за своим внешним видом.
4. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
 Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности
семьи.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1

Раздел

Виды учебной деятельности

Представления о
себе 13ч

Просмотр видеороликов, мультфильмов, демонстрирующих
идентичность девочки и мальчика, правилам ухода за частями
тела.
Рассматривание
муляжей,
предметных
картинок,
иллюстраций.
Узнавание, различение, показ, называние объектов и
изображений. Выбор соответствующих натуральных объектов,
муляжей, картинок из массы других. Складывание разрезных
картинок. Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Выполнение практических работ. Раскрашивание картинок.

2.

Гигиена тела 17ч

3.

Обращение с
одеждой и обувью
21ч

4.

Туалет 5ч

5.

Приём пищи 6ч

6.

Семья 6ч

Просмотр видеороликов, мультфильмов о соблюдении гигиены
тела, о режиме дня, закаливании, правилам ухода за телом.
Прослушивание стихов (А.Барто, К.Чуковский) о соблюдении
чистоты. Заучивание потешек, считалок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц.
Составление предложений. Проведение практических работ.
Раскрашивание картинок.
Просмотр видеороликов, мультфильмов, презентаций
о
соблюдении гигиены тела, о режиме дня, закаливании, правилах
ухода за одеждой и обувью.
Прослушивание стихов, сказок о соблюдении чистоты.
Заучивание потешек, считалок, физкультминуток.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Раскрашивание картинок. Составление памяток. Проведение
практических работ.
Рассматривание картинок с изображением частей суток,
жизнедеятельности людей в разный период времени.
Выбор соответствующих картинок из массы других.
Складывание разрезных картинок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Составление предложений.
Раскрашивание картинок. Проведение практических работ.
Просмотр видеороликов, мультфильмов о соблюдении гигиены
тела, о режиме дня.
Рассматривание муляжей, предметных картинок, иллюстраций.
Узнавание, различение, показ, называние продуктов
и
изображений.
Выбор соответствующих натуральных объектов, муляжей,
картинок из массы других. Складывание разрезных картинок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц. Проведение практических
работ. Составление предложений. Раскрашивание картинок.
Просмотр мультфильмов о семье («Три кота», «Простоквашино»).
Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, фотографий.
Узнавание, различение, показ, называние членов семьи и
изображений.
Выбор соответствующих картинок из массы других.
Складывание разрезных картинок.
Подбор слов-предметов, действий, признаков.
Описание объектов с помощью карточек и жестов макатон,
вопросов, схем-опор, мнемотаблиц.
Составление предложений. Раскрашивание картинок.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название раздела, темы
урока

Представления о себе
1
Идентификация себя как
мальчика (девочки).

Основные виды учебной
деятельности и электронные учебнометодические материалы

Дата

Практические упражнения на узнавание
и различение мальчика и девочки по
внешнему виду. Наблюдение за своим
внешним видом с использованием
зеркала. Работа с фото. Работа с
презентацией PowerPoint

6.09

2

Называние своего имени и
фамилии.

Реакция на свое имя. Узнавание себя на
фотографии, в зеркале. Работа с
презентацией PowerPoint

7.09

3

Называние своего возраста

Реакция на свое имя. Узнавание себя на
фотографии, в зеркале Работа с
презентацией PowerPoint

13.09

4

Сообщение сведений о себе,
знание видов деятельности
для
организации
своего
свободного времени.
Рассказ о себе
Узнавание(различение)
частей тела (голова (лоб,
брови, глаза, щечки,
подбородок, уши, шея,
волосы), туловище(спина,
живот), руки (плечи, локти,
пальцы), ноги(колени, пятки,
пальцы)).
Знание назначений частей
тела.

Рассказ о себе. Рассказ по фото о
досуговой деятельности. Разучивание
игры

14.09

5
6

Сюжетно-ролевая игра
Упражнений на узнавание (различение)
частей тела у себя, у куклы и на
картинке.
Дидактическая игра. Работа с
презентацией PowerPoint

20.09

Выполнение упражнений по
инструкции. Дидактическая игра.
Работа с презентацией PowerPoint
Упражнений на узнавание (различение)
частей рук у себя. Соотнесение
Руки: локоть, пальцы, ладонь.
пальцев одной и другой руки. Простые
Что умеют наши руки?
пальчиковые игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика.
Работа с презентацией PowerPoint

21.09

9

Ноги: колени, ступня, пятка,
пальцы. Что умеют наши
ноги?

28.09

10

Мое лицо. Знание
назначения частей лица

7

8

Упражнений на узнавание (различение)
частей ног у себя. Упражнения на
развитие крупной моторики ног.
Работа с презентацией PowerPoint
Рассмотреть и назвать настроение на
карточках. Показать мимикой разное
настроение. Работа с презентацией
PowerPoint

27.09

4.10

11

Сообщение сведений о своем
здоровье.

Экскурсия в медицинский кабинет.
Работа с презентацией PowerPoint

5.10

12

Знание возрастных
изменений человека.

11.10

13

Обобщающий урок по теме
«Представления о себе»

Обыгрывание ситуаций из жизни .
Работа с презентацией PowerPoint
.
Составление рассказов о себе. Работа с
презентацией PowerPoint

14

Семья
Узнавание (различение)
членов семьи.

18.10

15

Родственники: бабушки,
дедушки, тети, дяди.

16

Представления о бытовой
деятельности членов семьи.

Сюжетно-ролевые игры по теме
«Семья». Работа с презентацией
PowerPoint
.
Узнавание и различение членов своей
семьи. Называние имен.
Дидактическая игра
Различение на картинке членов семьи,
занятых бытовыми делами.
Мультфильм . Работа с презентацией
PowerPoint

17

Представления о досуговой
деятельности членов семьи.
Занятия детей дома.

Различение на картинке членов семьи в
досуговой деятельности.
Разучивание игр . Работа с
презентацией PowerPoint

27.10

18

Рассказ о своей семье.

Упражнения в составлении рассказа о
членах семьи. Работа с презентацией
PowerPoint

8.11

Удерживание мыла под струей воды.
Намыливание рук. Смывание мыла.
Закрывание крана. Вытирание
полотенцем. Место предметов. Работа с
презентацией PowerPoint

9.11

Самостоятельное открывание
и закрывание кранов.
Регулирование температуры
воды.
Мытье рук. Самостоятельное
открывание и закрывание
кранов. Регулирование
температуры воды.

Выполнение инструкции. Определение
места положения предметов. Работа с
презентацией PowerPoint

15.10

Выполнение инструкции. Определение
места положения предметов.
Вытирание рук полотенцем. Работа с
презентацией PowerPoint

16.10

Мытье рук. Сушка рук с
помощью автоматической
сушилки и полотенцем

Удерживание мыла под струей воды.
Намыливание рук. Смывание мыла.
Закрывание крана. Сушка с помощью
автоматической сушилки. Работа с
презентацией PowerPoint

19

20

21

22

Гигиена тела
Мытье рук.
Последовательность действий
при мытье рук. Вытирание
рук полотенцем

12.10

19.10

26.10

23

Нанесение крема на руки

24

Умывание.
Предметы гигиены. Выполнение
Последовательность действий действий по инструкции. Работа с
при умывании.
презентацией PowerPoint

25

Умывание. Практическое
занятие.

26

Чистим зубы.
Презентация «Зубная паста. Зубная
Последовательность действий щётка» Последовательность действий:
при чистке зубов.
открывание тюбика, смачивание щетки,
выдавливание зубной пасты. Чистка
зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика
Чистим зубы. Практическое
Практическое занятие.
Алгоритм
занятие.
действий при чистке зубов
Нос. Зачем нужен нос.
Презентация.
Предметы
для
различения запахов
Очищение носового хода.
Практическое занятие. Носовые платки
(бумажные и ситцевые)
Уши. Мытье ушей.
Презентация «Предметы для мытья
ушей»
Чистка ушей.
Практическое занятие
Практическая работа.
Предметы
гигиены.
Санитарная
Утренний туалет.
комната. Практическая работа
Расчесывание волос. Уход за Экскурсия в парикмахерскую
волосами.
Причесывание
куклы. Удерживание расчески в правильном
Причесывание
перед положении. Движения при
зеркалом. Резинки, заколки расчесывании перед зеркалом. Работа с
для волос для девочек.
презентацией PowerPoint
Соблюдение
Практическая работа. Работа с
последовательности действий презентацией PowerPoint
при сушке волос феном.
Утренний
туалет.
Я Презентация, предметы гигиены для
умываюсь.
Причесываюсь. практической работы Выполнение
Умение следить за своим действий последовательно. Называние
внешним видом.
действий. Выполнение по образцу и
инструкции. Работа с презентацией
PowerPoint
Туалет
Туалет для девочек и
Беседа о разных помещения туалета.
мальчиков. Правила
Различие мальчиков и девочек. Работа
поведения в туалете.
с презентацией PowerPoint

27
28
29
30
31
32
33
34

35

36

37

38

Сообщение о желании
сходить в туалет с
использованием слова,
жеста.

Практическая работа. Нанесение крема
на руки. Работа с презентацией
PowerPoint

Практическое занятие . Работа с
презентацией PowerPoint

Использование речи или жестов.
Самостоятельное посещение туалета.
Упражнение в одевании, соблюдении
правил личной гигиены. Работа с
презентацией PowerPoint

39

Посещение туалета.
Использование туалетной
бумаги при необходимости.

Использование речи или жестов.
Самостоятельное посещение туалета.
Использовать туалетную бумагу при
необходимости (понимание ее
назначения). Работа с презентацией
PowerPoint

40

Сообщение о необходимости
сходить в туалет. Мытье рук
после туалета

Использование речи или жестов.
Алгоритм действий. Самостоятельное
посещение туалета с последующим
мытьем рук. Работа с презентацией
PowerPoint

Обращение с одеждой и
обувью
41 Узнавание
и
различение
одежды: куртка, пуховик,
шарф, варежки, перчатки,
свитер,
кофта,
брюки,
джинсы, рубашка, блузка,
водолазка.
Назначение
предметов одежды
42 Узнавание и различение
одежды. Детали одежды:
пуговицы (молния, кнопки),
рукава, воротник, ,карманы.
Их назначение
43
Различение видов одежды
(повседневная, школьная,
праздничная, домашняя,
спортивная)
44

45

46

47

48

Выбор одежды для прогулки
в зависимости от погодных
условий
Надевание
куртки.
Застегивание
молнии,
липучек, кнопок.
Надевание
куртки.
Различение
куртки
и
пуховика.
Раздевание.
Расстегивание
кнопок, липучек, молнии.
Снятие куртки.
Головной убор. Узнавание и
различение головных уборов:
шапка, бейсболка, кепка,
панама. Назначение головных
уборов.

Рассмотреть свою одежду, назвать,
сравнить. Работа с презентацией
PowerPoint

Нахождение деталей на одежде,
называние. Работа с презентацией
PowerPoint
Называние предметов одежды, ее
назначения.
Называние своей одежды.
Соотношение предмета одежды и
картинки.
Практическая работа
Последовательное просовывания рук в
рукава, застегивание куртки.
Различение моя и не моя куртка
Последовательное просовывания рук в
рукава, застегивание куртки.
Различение моя и не моя куртка
Последовательность действий при
раздевании. Называние действий.
Различение и называние головных
уборов. Беседа о назначении головных
уборов.

49

Понимание «сезонные» головные
Узнавание
и
различение
головных уборов. Различение
уборы
сезонных головных уборов

50

Надевание и снимание шапки, Правильное надевание шапки швом
шарфа и варежек.
назад, надевание варежек.
Просовывание пальцев в перчатку,
Перчатки.
Надевание
и
попадание пальцами в
снимание перчаток.
соответствующий пальчик на перчатке
Последовательное снимание одежды.
Расстегивание. Выворачивание.
Переодевание на
урок
Вешание одежды на стул. Захват
адаптивной
физкультуры.
шортов. Различение передней и задней
Соблюдение
стороны. Последовательное вставление
последовательности действий
ног. Различение передней и задней
при раздевании.
стороны футболки, верха и низа.
Одевание через голову
Переодевание на
урок Дидактическая игра
адаптивной
физкультуры.
Снимание одежды, вешание
ее на спинку стула. Одевание
спортивной формы (шорты,
футболка).
Складывание одежды после Одевание колготок, брюк, юбки, кофты.
урока
адаптивной Последовательное складывание
физкультуры в пакет.
одежды, складывание в пакет
Последовательность действий при
Одевание и снимание кофты с одевании и снимании. Различение
застежкой на молнии.
передней и задней стороны.
Застегивание и расстегивание молнии.
Упражнения в расстегивании и
Расстегивание и застегивание застегивании крупных пуговиц . Работа
пуговиц.
с презентацией PowerPoint

51

52

53

54

55

56

57

Различение лицевой и
изнаночной стороны одежды.
Выворачивание одежды.

58

Чистка щеткой платья,
пальто.

59

Обувь.
Узнавание
и Называние обуви. Подбор пары. Работа
различение предметов обуви. с презентацией PowerPoint
Ее назначения.
Называние обуви, ее назначения.
Обувь. Виды обуви: уличная,
Выделение обуви среди других
домашняя, школьная. По
предметов. Работа с презентацией
сезонам: летняя, зимняя,
PowerPoint
демисезонная.

60

Практическая работа. Работа с
презентацией PowerPoint

Шнуровка ботинка.

Шнуровка. Практическая работа.
Работа с презентацией PowerPoint

Практическая
Шнуровка ботинка.

работа. Шнуровка. Практическая работа.
Работа с презентацией PowerPoint

61

62

Сравнение лицевой и изнаночной
стороны. Выворачивание одежды.

63
Обувь. Уход за обувью.

64

65

Практическое занятие по уходу за
обувью. Предметы: обувь, вода с
тряпочкой, крем для обуви, щетка.
Работа с презентацией PowerPoint

Прием пищи
Посуда.
Различение
и Практическая работа. Чаепитие.
называние посуды.
Посуда для чаепития. Работа с
Посуда для напитков и еды,
презентацией PowerPoint
столовые приборы.
Практическая работа. Чаепитие.
Правила поведения за столом. Посуда для чаепития. Работа с
Что едят ложкой? вилкой?
презентацией PowerPoint

66

Называние посуды. Классификация
Еда ложкой. Использование среди других предметов. Работа с
салфетки.
презентацией PowerPoint

67

Практическое использование ложки и
Что едят вилкой. Правила
салфетки. Работа с презентацией
пользования
вилкой.
PowerPoint
Использование салфетки.

68

Обобщающий
урок. Практическое занятие Презентация
Практическое занятие «Ждем «Накрываем праздничный стол».
гостей.
Накрываем Работа с презентацией PowerPoint
праздничный стол».

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



















Предметные и сюжетные картинки,
фотографии с изображением членов семьи ребенка;
пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения,
пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания,
семейные альбомы;
рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей, предметов быта,
одежды для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и
альбомов;
наборы предметов для занятий;
пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий,
выполненные крупным шрифтом;
шнуровки с крупными дырочками;
напечатанные слова, обобщающие понятия по теме урока;
пазлы, лото, разрезные картинки;
принадлежности для ухода за своим телом, одеждой;
дидактические игры;
тренажеры для обучения обращению с одеждой и обувью;
насадки для столовых приборов, специальные кружки и другая посуда;
видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
внутрисемейные взаимоотношения и по различным темам;
компьютер;
интерактивная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».