ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО НА МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________ Лебедева Е.М.
Протокол № 1
от « » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
____________ Никитина А.Г.
« » августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нелидовская
школа-интернат»:
___________ Козырь Н.Н.
Приказ №
от « » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
10 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Окружающий мир»
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель:
учитель Орлова И.Д.
г. Нелидово
2025 г.
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
нарушение интеллекта (вариант 2) ГКОУ «Нелидовская школа-интернат».
Срок реализации программы: 1 год.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой,
бережного отношения к природе.
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной
школы. В содержание программы по предмету входит развитие у детей интереса к восприятию
объектов природы в процессе наблюдения. Подобранный программный материал рассчитан на
формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой,
неживой природы и человека. В этот период идёт накопление представлений об отдельных объектах и
явлениях природы из ближайшего окружения детей. При этом задачи ограничиваются узнаванием,
различением некоторых конкретных растений, животных, явлений и пр. Формирование представлений
идёт по принципу «от частного к общему». Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
Содержание обучения в рамках предмета «Окружающий мир» очень разнообразно, что
определяется многообразием различных дефектов, присущих детям. Нарушения моторики, зрительнодвигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах
деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не только речью учителя, но и разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к взаимодействию с учителем и, в конечно итоге, между собой. Учебная
работа на уроках строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в
новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Для прочного закрепления знаний и умений постоянно осуществляется повторение пройденного.
Количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, и содержание контрольных работ
определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных возможностей.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится
взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира
невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
2
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие
имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга.
Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным
местом или предметом в нём. Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением.
Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые
нравятся детям).
3. Содержание учебного предмета
«Окружающий мир»,10 класс
Растительный мир
Знание значения комнатных растений в жизни человека. Узнавание (различение) растений
кустарники, деревья. Знание общих сведений о растениях (части растений, форма растения). Название
(показ) выращиваемых растений. Знание и называние садово – огородного инвентаря. Умение использовать
инвентарь под наблюдением педагога. Умение различать и высевать семена. Умение ухаживать за
комнатными растениями.
Животный мир
Знание основных признаков животного. Знание строения животного. Узнавание (различение)
домашних животных. Знание значения домашних животных в жизни человека. Знание правил ухода за
домашними животными. Узнавание (различение) диких животных. Знание значения диких животных в
жизни человека. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса.
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса. Узнавание
(различение) домашних птиц. Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание
(различение) зимующих птиц. Узнавание (различение) перелетных птиц. Узнавание (различение)
водоплавающих птиц. Узнавание (различение) речных рыб. Узнавание (различение) насекомых.
Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин). Узнавание (различение) морских
обитателей (морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка, морской краб). Знание
значения морских обитателей в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) животных,
живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки).
Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Объекты природы
Знание значения солнца и луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных
тел (планета, звезда). Космос. Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из
космоса. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и
жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Знание
свойств и значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки (водоёма). Знание значения огня
в жизни человека.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Представление о сутках как о последовательности.
Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) дней недели. Представление
о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней
недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе
как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение)
календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего
месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень,
зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в
жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное
время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня. Узнавание
(различение) возраста человека.
4.Описание места учебного предмета
3
Предмет «Окружающий мир» входит в обязательную часть адаптированной основной
образовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) и
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами.
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных часов в
2025 – 2026 уч. году
10 класс
2
68
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, учебный предмет «Окружающий мир» входит в
предметную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по предмету в 10 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е.
2 часа в неделю (34 учебных недель).
Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов
неделю
I четверти
II четверти
III четверти
IV четверти
за год
2
16
16
22
14
68
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого ученика
оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по
окружающему природному миру представляет собой описание возможных результатов образования
детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП по предмету является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных
задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение
жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в специальную индивидуальную
программу развития каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения программы по предмету, она
направлена на формирование двух групп результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью с ТМНР (вариант 2) предметные результаты по предмету
«Окружающий мир» планируются с учётом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся.
Предметные результаты:
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:
интерес к объектам и явлениям неживой природы;
представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река,
водоёмы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.);
представления о временах года, характерных признаках времён года, их влиянии на жизнь
человека;
умение учитывать изменения в окружающей среде для охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
интерес к объектам и явлениям живой природы;
представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия
«полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);
опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу).
Элементарные представления о течение времени:
умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временами года;
представления о течение времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в
году и др.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению
содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации
пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с
взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации
учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
планирование учебного дня;
5
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом
занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками,
самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи таймера,
будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся.
6. Критерии нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по
«Окружающему миру» в 10 классе, отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не
усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в оценку, которая
проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоенно»
«неусвоенно»
частично усвоено
3
усвоено с ошибками
4
самостоятельно усвоено
5
2
6
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить
результаты обучения.
№
п\п.
Разд
ел
1
2
Разд
ел
3
4
5
6
7
8
9
Разд
ел
10
11
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
10 класс
2 часа в неделю, 68 часов в год
I четверть (16 часов)
Содержание
Ча
Дата
Словарь
Наглядность, учебники,
программного
сы
учебные пособия, источники
материала
Выполняемая практическая
работа
2
Временные представления
Изменение природы
осенью. Календарь.
Рассказ о погоде текущего
дня.
1
1
Растительный мир
14
Деревья. Узнавание
(различение), называние,
строение.
2
Знание значения деревьев в
природе и жизни человека
Значение растений в природе
и жизни человека.
Растениеводство
1
Сад. Плодовые растения
(узнавание (различение),
называние, строение).
Узнавание (называние)
фруктовых деревьев.
Значение фруктов в жизни
человека.
Сбор фруктов с дерева.
Спелые (гнилые) фрукты
Различение съедобных и
несъедобных частей фрукта.
Чистка фруктов. Узнавание
способов переработки
фруктов.
2
Растительный мир
лес, дуб, тополь,
берѐза, ель, сосна,
клён, туя
лиственница, липа
1
овощеводство,
полеводство,
плодоводство,
лесоводство,
цветоводство.
яблоня, груша,
слива, вишня,
черешня, абрикос,
персик, гранат
3
https://www.youtube.com/watch?v
=SxinVelTVcg
Плодовые растения сада:
семечковые – яблоня, груша;
цитрусовые – лимон, апельсин;
косточковые – персик, слива;
ягодные – малина, смородина
2
3
II четверть (2 часа в неделю, 16 часов)
Кустарники. Узнавание
(различение), называние,
особенности строения.
Кустарнички. Узнавание
(различение), называние,
2
1
Сирень,
шиповник,
1
черника,
брусника, клюква
7
особенности строения.
Разд Растительный мир
ел
12
Узнавание (различение)
лесных и садовых
кустарников
13
Различение лесных и
садовых ягод.
14
Знание значения ягод в
жизни человека. Узнавание
способов переработки ягод.
15
Огород. Овощные
культуры (узнавание
(различение), называние,
строение). Узнавание
(называние) овощей.
Значение овощей в жизни
человека.
16
Огород. Зелёные овощные
культуры (узнавание
(различение), называние,
строение). Узнавание
(называние) листовой
зелени. Значение
травянистых растений в
жизни человека.
17
Растения сада и огорода.
Называние, сравнение,
определение съедобной
части. Уход за садом и
огородом.
18
Узнавание (различение)
садовых цветочнодекоративных растений.
Строение цветов (корень,
стебель, листья, цветок)
19
Знание строения гриба.
Различение съедобных и
несъедобных грибов.
20
Значения грибов в природе
и жизни человека. Правила
сбора грибов в природе.
14
1
1
1
1
Картофель.
огурцы,
помидоры,
кабачки,
баклажаны,
морковь, свѐкла,
редиска, тыква
Укроп, петрушка,
листовой салат,
лук - перо
1
1
5
2
1
III четверть (2 часа в неделю, 22 часа)
Разд
ел
Временные представления
Изменение природы зимой.
Сутки. Работа человека
зимой.
Рассказ о погоде текущего
дня.
Разд Животный мир
ел
Какие бывают животные
(группы животных,
2
1
1
14
2
8
звери, птицы,
рыбы, насекомые,
отличительные признаки).
Звери. Дикие животные
(узнавание (различение),
называние, строение, место
обитания, питание).
Основные признаки зверей
Домашние животные
(узнавание (различение),
называние, строение, место
содержания, питание).
Знание значения домашних
животных в жизни человека
Уход за домашними
животными (котом, собакой и
др.)
Звери хищные, травоядные и
всеядные. Значение зверей в
жизни человека.
Перелётные и зимующие
птицы (узнавание
(различение), называние,
строение, место обитания,
питание).
Основные признаки птиц.
2
2
2
2
1
2
Домашняя птица,
(узнавание (различение),
называние, строение, место
содержания, питание)
Разд Временные представления
1
Изменение природы весной.
Неделя. Рассказ о погоде
текущего дня. Работа
человека весной.
Разд Растительный мир
ел
Комнатные растения.
Уход за комнатными
растениями.
Знакомство с цветковым
растением герань
(пеларгония), уход. Паспорт
растения.
Подготовка почвы под
растения. Тара. Посадка
семян томата
Знакомство с семенами
однолетних цветочных
растений. Посев семян
бархатцев (календулы,
настурции, фиалки) на
рассаду.
1
ел
дикие, домашние
1
7
2
2
1
2
9
IV четверть (2 часа в неделю, 14 часов)
Разд
ел
Объекты природы
6
Определение местоположения земли и неба.
Различение земли, неба.
1
Воздух. Свойства воздуха.
1
Планета Земля. Модель
планеты Земля - глобус.
1
Узнавание изображения
Земли из космоса. Знание
современных космонавтов
Знание значения объектов
природы земной
поверхности в жизни
человека (гора,овраг,суша,
водоём, лес)
1
Небесные тела. Значение
солнца и луны для живой
природы.
1
Животный мир
2
Рыбы. Речные и морские
рыбы (узнавание
(различение), называние,
строение, место обитания,
питание). Основные
признаки рыб.
1
Рыбы. Декоративные рыбы
(узнавание (различение),
называние, строение, место
обитания, питание). Основные
признаки рыб.
Временные представления
1
Узнавание (различение)
дней недели (рабочие,
выходные).
Соотнесение дней недели с
определенными видами
деятельности.
Узнавание (различение)
времён года (осень, зима,
весна, лето)
Узнавание (различение)
времён года по
1
Знание значение воздуха в
природе и жизни человека
Разд
ел
Разд
ел
суша, материки,
вода, океаны,
глобус
1
равнины,
возвышенности,
горы, овраги,
реки, озёра, моря,
географическая
карта
звезда, планета,
спутник, комета
аквариум
5
1
1
10
характерным признакам
Знание изменений,
происходящих в жизни
человека и животных в разное
время года
Раз
дел
1
Узнавание (различение)
явлений природы (дождь,
листопад, ветер снегопад,
дождь, гроза, радуга, туман,
гром). Соотнесение явлений
природы с временем года
(календарь природы)
Животный мир
1
Насекомые (узнавание
(различение), называние,
строение, место обитания,
питание). Основные
признаки насекомых,
значение.
1
1
муха, комар,
пчела, оса,
стрекоза, жук.
11