10 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО НА МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________ Лебедева Е.М.
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
____________ Никитина А.Г.
« 26 » августа 2025 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нелидовская
школа-интернат»:
___________ Козырь Н.Н.
Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
10 класса (вариант 2)
Коррекционного курса

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель:
учитель Орлова И.Д.

г. Нелидово
2025 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для
обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой степенью нарушения интеллекта, тяжёлыми и
множественными нарушениями развития 10 класса (вариант 2) разработана в соответствии со
следующими нормативно - правовыми и инструктивно - методическими документами:
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 01.05.2024года);
 Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г №1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 Приказ от 5.12. 2022 № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;
 Приказ от 24.12.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации№АФ-150/06 от 18.04. 2008
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждены Постановлением Главного
государственного санитарного врача РоссийскойФедерацииот28.09.2020 № 28;
 Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»;
 Учебный план ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Срок реализации программы: 1 год.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Основные задачи программы:
 Освоение простых действий с предметами и материалами.
 Развитие умений действовать определённому порядку при выполнении предметных
действий.
 Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
 Формирование положительного отношения к обучению и труду.
 Формирование положительных качеств личности.
 Развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации.

2. Общая характеристика учебного курса

Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
степенью нарушения интеллекта, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных
действий происходит со значительной задержкой.
У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами
остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная
обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической
деятельности.
Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со
временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и
материалами.
Программно - методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия
с предметами".
В процессе обучения, обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности,
такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах
продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности,
самообслуживании.

3. Содержание коррекционного курса

Раздел «Действия с материалам».
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная,
папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу,
вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя
одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от
себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала
(тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала
(крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка,
стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик,
ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Раздел «Действия с предметами».
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки).
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от
себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на
колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали
конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей
кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки)
двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в
емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия
(одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины)
на стержень (нить).

4. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2
варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Ожидаемые личностные результаты:
 формирование интереса к обучению;
 овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
 умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности;
 потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое
жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Ожидаемые предметные (коррекционные) результаты:
 освоение простых действий с предметами и материалами;
 умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении
предметных действий;
 умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;
 уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога;
 уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
 уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
 уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
 уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать
из бумаги шарики;
 рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
 выполнять последовательно организованные движения;
 играть с кубиками, карандашами, палочками и т. д;






уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
складывать в банку предметы, доставать его из банки ложкой (пальцами);
разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек,
разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать
пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
 играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стули
т.д.);
 наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
 складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции;
 выкладывание по показу и по образцу ряд геометрических фигур различных размеров
ицветов;
 выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных
отношений деталей мозаики;
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению
содержания АООП по предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной
мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному
взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
• спокойное пребывание в новой среде;
• перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
• принятие контакта, инициированного взрослым;
• установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации
учебного процесса;
• ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса;
• планирование учебного дня;
• ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий);
• следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
• поддержание правильной позы;
• направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
• подражание простым движениям и действиям с предметами;
• выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
• принятие помощи взрослого;
• использование по назначению учебных материалов;
• выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
• выполнение действий с предметами (по подражанию);
• выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
• соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
• соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
• выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу);
• соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
• выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
• сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
• выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом
занятии;
• выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
• принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками,
самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с
расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
• выполнение задания полностью (от начала до конца);

• выполнение задания в течение периода времени, обозначенного наглядно (при помощи
таймера, будильника, песочных часов);
• выполнение задания с заданными качественными параметрами;
• переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который будет отражать
индивидуальные достижения обучающихся.

5. Описание места коррекционного учебного курса

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» входит в образовательную область
«Коррекционные занятия» адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми
и множественными нарушениями развития (вариант 2) и реализуется в урочной деятельности в
соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормами.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, учебный предмет «Предметнопрактические действия» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по
предмету в 10 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 68 часов в год, т.е. 2 часа в
неделю (34 учебных недель).

№

1
2
3
4
5
6-7

Год обучения

Количество часов в неделю

10 класс

2

Количество учебных часов в
2025 – 2026 уч. году
68

5.Тематическое планирование «Предметно-практические действия»
10 класс, 68 ч.
КолНазвание раздела/ Тема урока
I четверть
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубов (3 куба, разных по величине).
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее частей (не
переворачивая вниз головой и т.д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по
убывающей величине (пирамида из трех колец).
Собирание пирамидки, в порядке возрастания колец.
Складывание матрешек, и расстановка их от большой к маленькой.

Действия с предметами. Элементарное конструирование

во
часов

16
2
1
1
1
1

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по
образцу): ворота; дорожки, тропинки и др.
8-9 Складывание разрезных картинок из двух частей: по вертикали, по горизонтали.
10-11 Постройки из детских наборов строительного материала: башня из четырех кубов
одинакового размера; башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине).
12-13 Постройки из детских наборов строительного материала: ворота; гараж; дом и др.

2

14-15 Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной
мозаики (плотно, без выкладывания узора).

2

Действия с предметами. Работа с мозаикой

№

II четверть
Действия с предметами. Работа с мозаикой

16-17 Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов
параллельно из мозаики двух цветов.

2
2
2

16
2

18-19 Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный - синий - красный
- синий и т.д.
20-21 Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных
отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и
два желтых, расположены в ряд).
22-23 Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных
отношений элементов мозаики: «Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один
красный наверху.
24-25 Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных
отношений элементов мозаики: «Елочка и грибок» (три зеленых элемента,
расположенных треугольником и рядом внизу один красный элемент).

2

26
27-28

1
2

Действия с материалами. Работа с пластическими материалами
(тесто, пластилин)

Разминание пластилина, отщипывание, размазывание.
Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Изделие из пластилиновых
палочек «Домик». Соединение колец одинакового (разного) диаметра и цвета.
29-30 Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Соединение колец
одинакового (разного) диаметра и цвета «Солнце».
31
Раскатывание пластилина кругообразными движениями ладоней «мяч».

№
32
33

III четверть
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами
(тесто, пластилин)

Лепка предметов шаровидной формы. Помидор из пластилина.
Лепка предметов шаровидной формы. Снеговик из пластилина.

Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой

2
2
2

2
1
20
1
1

34
Упражнения с бумагой и фольгой: сминание, сминание отходов бумаги в комки
35-37 Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Изготовление аппликации «Ветка рябины».
38-40 Упражнения с бумагой разрывание; отрывание небольших кусочков; аппликация
«Осеннее дерево».
41
Сгибание бумаги квадратной формы.
42-44 Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный колобок».
45-47 Предметная аппликация из готовых форм: «Пушистая елочка», «Мой кораблик».

1
3
3

48-51 Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание,
разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью
учителя.

4

Действия с материалами. Работа с нитками и тканью
IV четверть
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью

52-53 Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом.
54-55 Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.Разрывание тонких,
непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
56-58 Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Аппликация с рваными нитками.
59-60 Скручивание нескольких толстых ниток (веревок, трикотажных полос) в одну.
61-63 Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента.
64-65 Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента. Игра
«Одежда по погоде».
66-68 Наматывание ниток на картонку, катушку. Изделие «Полосатый кот»

1
3
3

14
2
2
3
2
3
2
3

7. Критерии нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы коррекционного курса

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к
адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной

отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с
учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося по критериям:
 действие выполняется взрослым (ребенок пассивен).
 действие выполняется ребенком:
- со значительной помощью взрослого;
- с частичной помощью взрослого;
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- по подражанию или по образцу;
- самостоятельно.
Итоги текущего контроля освоения коррекционного курса «Предметно-практические действия»
подводятся с периодичностью: по итогам полугодия (январь) и итогам учебного года. Итоги текущего
контроля успеваемости отражаются в СИПР. Текущий контроль осуществляется по основным
направлениям тематического планирования, результаты фиксируются в следующей таблице:
№
уровень
сформированности
показатели
навыка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т.д.
умеет фиксировать взгляд на объекте;
умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех
сторон
сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры
скатывает из бумаги шарики
рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
складывает в банку предметы, достает из банки ложкой (пальцами)
раскладывает по коробкам разный материал
разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между
ладошек, разрывает пластилин, соединяет пластилин, отщипывает,
раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями
играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,
села на стул и т.д.)
может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой)
поверхности, складывать, скатывать ткань
узнает материалы на ощупь, по звуку; строит из кубиков башню

начало
уч. года

складывает фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по
словесной инструкции
собирает разрезные картинки из 2-3-4 частей
повторяет за педагогом до 3-х движений рук по памяти
начинает (прекращает) действие по сигналу
ориентируется в контрастных величинах большой - маленький

называет 2 основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий)

выбирает самый большой и самый маленький предмет (и другие величины)

подбирает предметы по форме (круг, квадрат, треугольник)

собирает пирамидку без учета величины колец
ориентируется в пространстве на плоскости (вверху, внизу, середина)
подбирает крышки соответствующей формы к коробочкам
выкладываете узоры из деталей мозаики; по показу и по образцу с
соблюдением цвета и пространственных отношений

8. Материально-техническое обеспечение

- учебные столы;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины,
пирамидки);

конец
уч. года

- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки,
засушенные листья);
- наборы предметов для занятий;
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование
разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных
предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам, развивающие видео занятия;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также
составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно – практической деятельности:
интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео, физминутки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».