1
ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № 25_
«26» августа 2025 г.
от «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
8 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
( образовательная область « Окружающий мир»)
на 2025-2026 учебный год
( срок реализации программы)
Составила: учитель Лебедева Е.М.
2
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.Пояснительная записка
1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному курсу
«Окружающий социальный мир» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного курса «Окружающий социальный мир».
Цель – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения),
Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о
расположенных в них и рядом объектах, о транспорте и т.д.
Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Развитие межличностных и групповых отношений.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Формирование представлений об обязанностях и правах ребенка.
Представление о своей стране (Россия).
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному курсу «Окружающий социальный мир».
Личностные:
Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Принимать участие в коллективных играх, мероприятиях;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира).
Предметные:
Участвовать в ролевых игры, в которых учащиеся знакомятся с профессиями
врача, шофера, общаясь друг с другом в игровой ситуации
Целенаправленные наблюдения за пришкольной территорией и трудом
взрослых на ней.
Наблюдать за работой бытовых технических приборов, показ и краткий рассказ о
правилах их использования, сообщение элементарных сведений о технике безопасности
Узнавать , называть или показывать изученные объекты, их признаки.
Иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
Иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, водитель и т.д.).
Иметь представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д).
Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками,
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
3.Содержание обучения.
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника
школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска,
парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей.
Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по
внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских
отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать
кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений
квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего
адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух,
написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории
двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными
удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной
бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснаб-
4
жение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во
время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы),
грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные
насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание
(различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон,
плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер и др.). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером,
планшетом и др.): включение, использование (связь, игра и т.п.), выключение.
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,
кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение
предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание
(различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки
(приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения
мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые
палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо
(филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки
(приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки,
баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание
правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и
др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы,
5
шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в
воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание
предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств
металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает,
рвётся).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание
предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Завеличье, Запсковье и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Ленина и др.), здания, парки).
Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта),
магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар,
строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей
деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных
местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей
своего города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге,
памятник героям-десантникам и др.).
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного
средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание
(различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение)
составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей
космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения
специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование
общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица,
23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной
церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной
символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных
6
праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России.
Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание вы-
дающихся людей России.
4. Тематический план.
№п/п
год
1
2
3
4
5
6-7
8
Содержательная линия. Тема
Школа 8ч
1 сентября – день знаний.
Я – ученик. Одноклассники. Мальчик – девочка.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей.
Назначение школьных принадлежностей.
Класс и его зоны. Оборудование (мебель) класса.
Профессии людей, работающих в школе (учитель, библиотекарь, врач и т.д.).
Школьная территория. Правила безопасного поведения
на территории школы.
Распорядок школьного дня.
Кол-во
часов
Дата
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Выполнение упражнений на различение школьных принадлежностей (школьная доска, парта,
мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка,
линейка, краски, пластилин, альбом для рисования). Практическая работа (рисование).Дидактическая игра «Назови лишнее». Рассматривание иллюстрации, фотографии сюжетных картинок. Просмотр видеофрагментов. Подбор иллюстративного материала. Слушать, наблюдать,
повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя. Работа с презентациями вформате PowerPoint
Квартира, дом, двор 11ч
9
10
11
12
13
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша,
окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажные –
многоэтажные, городской – дачный) дом.
Называние, знание своего домашнего адреса.
1ч.
Узнавание (различение) мест общего пользования в
доме (подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил безопасного поведения в местах общего
пользования в доме.
Узнавание (различение) помещений квартиры. Знание
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
7
функционального назначения помещений квартиры.
Узнавание (различение) частей территории двора (ме3ч.
сто для отдыха, игровая площадка, место для контейнеров с мусором, газон).
17
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения
1ч.
во дворе.
18
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире
1ч.
(отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).
19
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения
1ч.
во время аварийной ситуации в доме.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
14-16
Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по
инструкции учителя . Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Аппликация. Работа по презентации. Дидактическая игра «Моя квартира». Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование). Дидактическая игра «Лото» Работа с презентациями вформате PowerPoint
Предметы быта 8ч
20-22
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
3ч.
кружка, ложка, нож, кастрюля).
23-24 Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средств
2ч.
связи (телефон, компьютер, планшет).
25-27 Электроприборы (утюг, телевизор) Назначение, ис3ч
пользование. Правила техники безопасности при использовании электроприборов.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Ответы на вопрос учителя. Соотнесение натурального объекта с картинкой. Узнавание
(различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение)
кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка).
Знание назначение кухонного инвентаря.
«Дидактическая игра «Назови одним словом. Конструирование. Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование). Работа с презентациями вформате PowerPoint
28-29
30
31
32
33
34-35
36
37
38
39-40
Продукты питания 19ч
Приготовление изделий из теста.
Представление о квашении, солении овощей.
Варка варенья из фруктов и ягод.
Составление меню завтрака, обеда и ужина на день.
Чтение рецептов и подбор продуктов.
Приготовление щей из свежей капусты.
Приготовление киселя, компота.
Приготовление изделий из теста.
Проверочная работа.
Продукты питания. Узнавание (различение) напитков
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
8
(вода, чай, сок) по внешнему виду и на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
41
Молочные продукты. Узнавание (различение) молоч1ч
ных продуктов по внешнему виду и на вкус.
42
Мясные продукты. Узнавание (различение) мясных
1ч
продуктов – сырых и готовых к употреблению.
43-44
Рыбные продукты. Узнавание (различение) рыбных
2ч
продуктов – сырых и готовых к употреблению.
45
Хлебобулочные продукты. Узнавание (различение)
1ч
муки и мучных изделий.
46
Крупы и бобовые. Узнавание (различение) круп и бо1ч
бовых.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по
инструкции учителя, работа по картинкам. Работа по сюжетным картинкам. Работа по презентации. Дидактическая игра «Супермаркет». Работа в тетради (рисование). Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки
(приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета,
фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил
хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе
рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки
(приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Дидактическая игра «Назови, что это?» Работа с презентациями вформате PowerPoint
47
48
49
50
51
Город 5ч
Узнавание (различение) частей территории улицы
(проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения.
Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание
(соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) элементов города (улицы, здания, парки. Город, в котором я живу.
Узнавание (различение), назначение городских зданий:
кафе, вокзал, поликлиника, парикмахерская, магазин и
т.д.). Правила поведения в общественных местах.
Профессии города: продавец, врач, парикмахер и т.д.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по
инструкции учителя, работа по картинкам
Работа по сюжетным картинкам. Узнавание технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание
(соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (улицы, памятники). Работа с презентациями вформате PowerPoint
52
Предметы и материалы, изготовленные людьми22ч
Материал. Виды материалов (стеклянный, деревянный,
1ч.
9
металлический).
53
Дерево и предметы из дерева. Свойства дерева.
1ч.
54
Мебель в квартире (комната, спальня, кухня). Назна1ч.
чение, использование.
55
Резина и предметы из резины (резиновые перчатки,
1ч.
сапоги, игрушки).
56
Ванная. Представления о ванной комнате. Правила
1ч.
личной гигиены.
57
Кухня. Мебель в кухне. Назначение, использование.
1ч.
58
Новый год. История праздника. Традиции с ним свя1ч.
занные.
59
Посуда. Назначение (различение) кухонной и столовой
1ч.
посуды.
60
Бумага и предметы из бумаги. Свойства бумаги. На1ч
значение, применение.
61
Телефон. Назначение, использование. Умение совер1ч
шить вызов экстренных служб.
62
Правила поведения дома. Телефоны экстренных
1ч
служб.
63-64
Металл и предметы из металла. Узнавание (различе2ч
ние), назначение, применение.
65-66
Стекло и предметы из стекла. Узнавание (различение),
2ч
назначение, применение.
67-68
Ткани и предметы из ткани. Узнавание, назначение.
2ч
Применение.
69-70
Пластмасса и предметы из пластмассы. Узнавание
2ч
предметов, изготовленных из пластмассы (игрушки,
бытовые приборы).
71
Осветительные приборы. Узнавание (различение) све1ч
тильников (люстра, настольная лампа).
72
Узнавание (различение) предметов интерьера (зеркало,
1ч
штора, скатерть). Знание назначения предметов интерьера.
73
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные).
1ч
Понятие время.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов. Слушание рассказа учителя. Дидактическая игра «Назови, что это?» Работа в тетради (рисование). Выполнение упражнений на выявление свойств стекла. Презентация о свойствах стекла. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Работа по сюжетным картинкам. Работа в тетради (рисование).Знание свойств
стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан,
оконное стекло, очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла. Работа с презентациями вформате PowerPoint
74
75
76
Транспорт 12ч
Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус и т.д.). Назначение, использование.
Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолёт, вертолёт). Назначение, использование.
Узнавание (различение) водного транспорта (лодка,
1ч.
1ч.
1ч.
10
77
78
79
80
81
82
83
84
пароход, корабль). Назначение, использование.
Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Назначение, использование.
Узнавание (различение) видов городского общественного транспорта. Назначение, использование.
Называние (различение) профессий людей, которые
управляют определённым видом транспорта.
Называние (различение) профессий людей, которые
управляют определённым видом транспорта.
Узнавание (различение) видов специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская
машина). Назначение, использование.
Профессии спасатель, пожарный. Назначение.
Правила пользования общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Знание основных правил дорожного движения.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
85
Знание знания и значения дорожных знаков.
1ч
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по
инструкции учителя. Рассматривание иллюстрации, сюжетных картинок, видеофрагментов.
Слушание рассказа учителя. Работа по презентации Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения
космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Работа в тетради Работа с презентациями вформате PowerPoint
86-87
Традиции и обычаи 9ч
Государственные символы России.
2ч.
88-89
90
91-92
Знание традиций и атрибутов праздников.
2ч.
Знание школьных традиций.
1ч.
23 февраля – день защитника Отечества. История
2ч
праздника, традиции с ним связанные.
93-94
8 марта – международный Женский день. История
2ч
праздника. Традиции с ним связанные.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Знание традиций и атрибутов праздников. Работа по презентации .Дидактическая игра «Угадай
праздник»Работа по сюжетным картинкам.Работа в тетради. Знание традиций и атрибутов
праздников (Новый Год, 8 марта, 23 февраля, Масленица, Пасха). Знание школьных традиций.
Наблюдение. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции учителя Работа с презентациями вформате PowerPoint
95
96
97-99
100-
Страна. 8ч
Выдающиеся люди России.
Государственные символы России (флаг, герб, гимн
страны).
Представление о крупных городах России.
Повторение.
1ч.
1ч
3ч
2ч.
11
101
102
Проверочная работа.
1ч.
Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы
Знание названия государства, в котором мы живем . Работа по плакатам. Работа по сюжетным
картинкам. Работа в тетради. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Работа по презентации Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание названия столицы
России. Наблюдение. Слушать, наблюдать, повторять за учителем, отвечать на вопросы учителя, действовать по инструкции. Работа с презентациями вформате PowerPoint
5. Материально – техническое обеспечение.
1.
Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
2.
Бгажнокова И. М. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII
вида.
1-4
классы.
М:
Просвещение,
2013 г.;
3.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под
редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой.