ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО НА МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________ Лебедева Е.М.
Протокол № 1
от « » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР:
____________ Никитина А.Г.
« » августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГКОУ «Нелидовская
школа-интернат»:
___________ Козырь Н.Н.
Приказ №
от « » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
10 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
на 2025 – 2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель:
учитель Орлова И.Д.
г. Нелидово
2025 г.
Содержание.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой степенью нарушения интееллекта, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития разработана в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа - интернат».
В соответствии с учебным планом программа по учебному курсу «Окружающий социальный
мир» расчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год 2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические
материалы:
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжёлой
и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённая приказом
Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 г № 1026;
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утверждённый приказом Министерства образования и
науки РФ от 19.12.2014 г № 1599;
Обучение обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства
является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по
домоводству реализуется возможность посильного участия, обучающегося в работе по дому,
воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и
правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость
ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного
предмета
Изучение курса «Окружающий социальный мир» направлено на достижение следующих целей:
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
формирование представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель,
оборудование);
развитие умения соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности;
формировать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
формировать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальной роли;
учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками;
учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать;
учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности;
учить организовывать свободное время с учетом своих интересов;
воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать в них участие;
учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников;
формировать представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности;
формировать представление о государственной символике;
формировать представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Обучение детей жизни в обществе происходит на уроках «Окружающий социальный мир». В
содержание программы по предмету входит формирование представлений об окружающем социальном
мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения. Формирование
представлений идёт по принципу «от частного к общему». Все разделы программы взаимосвязаны и
2
соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При
составлении индивидуальных планов работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит
от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Содержание обучения в рамках предмета «Окружающий социальный мир» очень разнообразно,
что определяется многообразием различных дефектов, присущих детям. Нарушения моторики,
зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможных результатах
деятельности, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин и т.п.). Ребёнок
выходит в мир, знакомится с организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за
деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по предмету сопровождаются не
только речью учителя, но и разнообразными средствами невербальной коммуникации, побуждающих
обучающихся к взаимодействию с учителем и, в конечно итоге, между собой. Учебная работа на уроках
строится концентрически, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ,
закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится
взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие социально окружающего мира
невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
– формирование положительного отношения ребёнка к заданию, преодоление деструктивного
поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие
имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга.
Структурировано пространство помещения класса - определенные задания связаны с определенным
местом или предметом в нём. Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением.
Для этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые
нравятся детям).
3. Содержание учебного предмета
«Окружающий социальный мир» 10 класс
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний,
умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего
развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети
с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном
мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено следующими
разделами: "Школа", " Квартира, дом, двор", "Предметы быта", "Приготовление пищи", " Город",
"Транспорт", " Традиции, обычаи", " Страна",
1. Школа
Умение выражать свой интерес к другому человеку.
2. Квартира, дом, двор
Обустройство улицы домами разного типа. Обустройство двора, придомовой территории.
3. Предметы быта
Продукты питания.
Размещение продуктов питания для хранения. Подбор продуктов питания для
3
приготовления блюд.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
4. Город
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер,
почтальон, работник химчистки, работник банка, работник музея, работник МФЦ,
уборщик территорий). Знание особенностей деятельности людей разных профессий.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (фото, видео). Знание (соблюдение) правил
поведения на улице.
5. Транспорт
Узнавание (различение) общественного наземного транспорта (рельсовый) дальнего
следования. Узнавание (различение) составных частей транспортного средства. Знание
(называние) профессий людей, работающих на транспорте (РЖД). Знание (соблюдение)
правил поведения в общественном транспорте дальнего следования. Знание места посадки
и высадки из поезда.
6. Традиции, обычаи
Традиции, обычаи народов России.
7. Страна
Узнавание достопримечательностей столицы. Знание названий городов России. Знание
достопримечательностей городов России. Права и обязанности гражданина России.
Знание выдающихся людей России. Знание некоторых значимых исторических событий
России. Знание национальных особенностей стран мира. Знание выдающихся людей мира.
4.Описание места учебного предмета
Срок реализации данной программы – 1 учебный год.
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество учебных часов в
2025 – 2026 уч. году
10 класс
3
102
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, учебный предмет «Окружающий мир» входит в
предметную область «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая
программа по предмету в 10 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е.
3 часа в неделю (34 учебных недель).
Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов
неделю
I четверти
II четверти
III четверти
IV четверти
за год
3
24
24
33
21
102
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий
Социальный мир»:
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью.
Планируемые предметные результаты по учебному предмету окружающий социальный
мир:
1) Представления о мире, созданном руками человека.
4
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование,
одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач,
водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать,
сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной
деятельности.
Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в
хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и
достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Личностные учебные действия:
индивидуальное дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Коммуникативные учебные действия
5
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс,
учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать.
Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умеренной, тяжёлой
и глубокой степенью нарушения интеллекта, тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) направлена на формирование готовности у детей к овладению содержания АООП по
предмету, реализуется в процессе всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной
мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному
взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.
6. Критерии нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета
При оценке достижения возможных предметных результатов освоения АООП по
«Окружающему социальному миру» в 10 классе, отметка выставляется по двухуровневому принципу:
«усвоено», «не усвоено». Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в
оценку, которая проставляется в классный журнал по учебному предмету.
«усвоенно»
«неусвоенно»
частично усвоено
3
усвоено с ошибками
4
самостоятельно усвоено
5
2
Итоговая аттестация осуществляется в течении двух последних недель учебного года путём
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить
результаты обучения.
Календарно – тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
10 класс
3 часа в неделю, 102 часов в год
№
1-2
Название раздела/ Тема урока
I четверть
Знание положительных качеств человека.
6
Кол-во
часов
24
3
4
5-7
8-9
10
11-12
13
14
15-19
20-21
22-24
№
25-26
27
28-29
30
31
32
33
34-35
36
37
38
39-41
42-44
45
46-47
48
№
49-50
51-52
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств).
Умение выражать свой интерес к другому человеку. Дружба. Симпатия.
Узнавание (различение) адреса дома (городской (сельский, дачный) дом.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего
пользования на улице.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего
пользования на улице. Крик о помощи.
Узнавание (различение) аварий в помещениях квартиры (комнаты,
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).
Соблюдение правил пользования (домофоном, кодовым замком).
Сообщение (доступными средствами) своего домашнего адреса (город,
улица, номер дома, номер квартиры). Написание своего домашнего
адреса.
Вынос мусора (раздельный сбор).
Вынос мусора (раздельный сбор). Практическая работа.
Соблюдение правил безопасности и поведения во время аварийной
ситуации в доме.
II четверть
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы, клопы,
вши), живущих в доме.
Представление о вреде, который приносят вредные насекомые, мерах
борьбы с ними.
Узнавание (различение) вредных грызунов (крысы, мыши), живущих в
доме.
Представление о вреде, который приносят вредные грызуны, мерах
борьбы с ними.
Предметы быта. Практическое применение предметов интерьера:
светильник, свечи, люстра, бра, настольная лампа.
Практическое применение предметов интерьера: зеркало, ваза, статуэтки.
Практическое применение предметов интерьера: штора, скатерть.
Практическое применение часов: наручные, настенные, механические,
электронные часы.
Практическая работа: украшение дома предметами интерьера
Практическая работа: украшение дома предметами интерьера.
Молочные продукты. Знание правила кипячения молока.
Мясные продукты. Знание правил приготовления мясных продуктов.
Рыбные продукты. Знание правил приготовления рыбных продуктов.
Узнавание (различение) круп, требующих обработки (приготовления)
(греча, рис, пшено и др.). Знание правил хранения круп.
Мучные изделия. Знание правил приготовления мучных изделий.
Мучные изделия. Знание правил хранения мучных изделий
III четверть
Предметы, изготовленные из резины. Практическое применение.
Предметы, изготовленные из ткани (одежда). Практическая работа:
Пришивание пуговиц.
7
24
31
53-54
55-56
57-58
59-61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74-75
76-77
78-79
80-84
85-87
88-89
90-93
93-94
95-96
97-98
102
Предметы, изготовленные из ткани (покрывала, постельное бельё).
Предметы, изготовленные из ткани (шторы, обивка мебели).
Предметы, изготовленные из пластмассы. Практическое применение.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар,
строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник
банка).
Знание особенностей деятельности людей разных профессий
(работники банка).
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах (банк)
Знание особенностей деятельности людей разных профессий
(работники химчистки).
Знание особенностей деятельности людей разных профессий (повар).
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Экскурсия в кафе (столовую).
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
(фото, видео).
Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
Экскурсия с целью изучения городских достопримечательностей.
Узнавание (различение) общественного наземного транспорта
(рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.
Узнавание (различение) составных частей транспортного средства.
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте
(автобус).
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Знание названия государства, государственной символики, в котором
мы живём.
Традиции, обычаи народов России.
Знание школьных традиций.
IV четверть
Знание названия государства, государственной символики, в котором
мы живём.
Узнавание президента и премьер-министра РФ (на фото, видео).
Знание государственных праздников.
Знание названия столицы России. Узнавание
достопримечательностей столицы (Красная площадь, Кремль).
Узнавание достопримечательностей столицы (Большой театр,
Третьяковская галерея).
Различение документов, удостоверяющих личность гражданина
России (свидетельство о рождении, паспорт).
Правила и обязанности гражданина России
Знание названия государства, государственной символики, в котором
мы живём (повторение)
8
21
9