1 - 4 классы (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»

Руководитель МО:
______________О.П. Диринова __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
1 - 4 классы (вариант 2)
коррекционного курса

«Двигательное развитие»
(Коррекционно-развивающая область)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель физической культуры
Антонова Татьяна Александровна

г. Нелидово
2025г

Содержание

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Адаптированная

основная

1. Пояснительная записка
образовательная программа

образования

обучающихся

с

нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с нарушением интеллекта.

2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Общемоторное развитие,

у

детей

с нарушением интеллекта,

как

правило, нарушено.

Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У

обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и
действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость,

неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не
целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений,
времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого
из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества
коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным
оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и
синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента
различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. В связи с неразвитостью
волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное
состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего
перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной
сферы обучающихся с нарушением интеллекта и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если
возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Целью программы по коррекционному курсу «Двигательное развитие» является
обогащение сенсомоторного опыта обучающихся, поддержание и развитие у них способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
мотивация двигательной активности,
поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации).
Специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:







развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;






развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.



Место в учебном плане
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» составлена на
основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с нарушением интеллекта вар.2
Занятия по коррекционному занятию «двигательное развитие» проводятся 1 раз в
неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Двигательное развитие»
формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):





является

Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в
строю (с помощью).
Проявлять любознательность и интерес к новому.



Предметные результаты:









Знакомства с правилами поведения на занятия
Формировать понятие о значении гимнастических упражнений на открытом воздухе;
Знать правила подвижных игр, изученных на коррекционных занятиях.
Знание частей тела человека.
Знание элементарных видов движений.
Умение выполнять исходные положения.
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием.

Содержание коррекционного курса
1 Раздел: Общеразвивающие и корригирующее упражнения.
Дыхательные упражнения в образном оформлении. Дыхательные упражнения по
подражанию, под хлопки, под счет. Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении
«лежа на спине», «сидя», «стоя». Дыхание через нос, через рот. Изменение длительности вдоха и
выдоха. Дыхание в ходьбе с имитацией. Движение руками в исходном положении. Движение
предплечий и кистей рук в различных направлениях. Наклоны. приседания
2 Раздел: Прикладные упражнения.
Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и
быстром темпе
Равновесие – ходьба по линии, на носках.
Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме
предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.
3 Раздел: Игры.

«Кошка и мышки», «Волшебный мешочек», «Вот так позы», «Аист ходит по болоту»,
«Запомни порядок», «Третий лишний», «Мышеловка».
Календарно-тематическое планирование 1 класс
Тема

Построение в колонну по
одному с помощью учителя
Выполнение движений по
командам
с
учителем
«Встать!»,
«Пошли!»,
«Остановились!»
Ходьба
группой
(без
построения в колонну)
Разучивание основных
положений рук, ног,
туловища, головы
Упражнения
у
гимнастической
стенки
(движения головы, рук, ног,
приседания,
скольжение
спиной по стенке), смешанные
висы
Знакомство с движениями,
имитирующими ходьбу и бег
животных
Упражнения для укрепления
мышц живота и спины из
различных и.п.
Упражнения для укрепления
мышц бёдер, ног и рук

Знакомство с ходьбой по
гимнастической скамейке с
различными положениями рук
(в стороны, за голову, на пояс,
вверх, вперёд, к плечам)
Упражнения с предметами на
голове (мешочек с песком,
кубик и т.д.) стоя у стены, в
движении, под музыку
Обучение специальным
упражнениям в вытяжении и
самовытяжении
Подвижные игры на
сохранение правильной
осанки: «Море волнуется»,
«Совушка - Сова»

Колво
часо
в
1
1

1
1
1

Сроки
проведения

Основные виды учебной
деятельности
Знать какие части тела соприкасаются
со стеной при правильной
осанке. Выполнять правильное
положение осанки у гимнастической
стенки.
Выполнять
правильно имитационные
упражнения.
Выполнять
простейшие упражнения для развития
кисти рук и
пальцев.
Выполнять
простейшие упражнения в
вытяжении.
Знать названия и
правила изучаемых игр. Уметь играть,
соблюдая правила.

1
1
1

1

1

1
1

Выполнять простейшие упражнения
для развития кисти рук и пальцев.
Выполнять простейшие дыхательные
упражнения без сочетания с
физическими упражнениями.
Совершать мелкие точные
координационные движения кистью,
пальцами.
Знать какие части тела соприкасаются
со стеной при правильной осанке.
Выполнять правильное положение
осанки у гимнастической стенки.
Выполнять правильно имитационные
упражнения.
Выполнять простейшие упражнения
для развития кисти рук и пальцев.
Выполнять простейшие упражнения в
вытяжении.
Знать названия и правила изучаемых
игр. Уметь играть, соблюдая правила.

Упражнения для увеличения
гибкости и подвижности
позвоночника и суставов при
помощи фитболов, больших
мячей
Комплекс упражнений с
малым мячом для
профилактики миопии
Ходьба по различным
предметам, передвижение
боком. Впереди, сзади, рядом.
Игры: «Летающие носочки»,
«Зоопарк», «Собери шишки».

1

Упражнения для увеличения
гибкости
и
подвижности
позвоночника.
Упражнения на ребристых
досках, гимнастических
палках, ортопедических
ковриках.
Ходьба с мешочками на
голове, руки на поясе (за
преподавателем)
Ходьба с мешочками на
голове, руки на поясе (за
направляющим)
Упражнение «Змея»,
«Ящерица», «Кошка»

1

Ходьба по залу.
Ходьба по залу и линиям.
Ходьба
по
кругу
с
чередованием на пятках и
носках.
Ходьбой по залу по «следам»
с обходом кеглей и т.д.
Ходьба с мешочками на
голове, руки на поясе (за
преподавателем)
Ходьба с мешочками на
голове, руки на поясе (за
направляющим)
Упражнение «Птичка»,
«Веточка»

1
1
1

Упражнения с мячами –
ёжиками.
Упражнения с малыми
мячами
Упражнения с
гимнастической палкой.
Упражнения с ленточками.

1

Упражнение с кольцами.

1

1
1
1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

Принимать правильно положение
головы, туловища, ног в различных и.п.
стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.
Следить за правильным дыханием, вдох
– через нос, выдох – через рот.
Уметь выполнять упражнения для
укрепления мышц глаза
Выполнять ходьбу боком по
гимнастической палке, по обручу, по
канату, по гимнастической стенке;
Уметь свободно ориентироваться в
частях тела. Выполнять повороты на
месте (направо, налево).
Принимать правильно положение
головы, туловища, ног в различных и.п.
стоя, сидя, лёжа на спине, на животе.
Следить за правильным дыханием, вдох
– через нос, выдох – через рот.
Уметь выполнять упражнения для
укрепления мышц глаза
Знать какие части тела соприкасаются
со стеной при правильной
осанке.
Выполнять правильное
положение осанки у гимнастической
стенки.
Выполнять
правильно имитационные
упражнения.
Выполнять
простейшие упражнения для развития
кисти рук и пальцев
Выполнять ходьбу боком по
гимнастической палке, по обручу, по
канату, по гимнастической
стенке. Уметь свободно
ориентироваться в частях
тела.
Выполнять повороты на месте
(направо, налево).
Знать какие части тела соприкасаются
со стеной при правильной
осанке.
Выполнять правильное
положение осанки у гимнастической
стенки.
Выполнять
правильно имитационные
упражнения.
Выполнять
простейшие упражнения для развития
кисти рук и пальцев.
Выполнять простейшие упражнения
для развития кисти рук и пальцев;
Выполнять простейшие дыхательные
упражнения без сочетания с
физическими упражнениями.
Совершать мелкие точные
координационные движения кистью,
пальцами.

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тематическое планирование 2 класс
КолСроки
Основные виды учебной
во
проведения
деятельности
часо
в
I четверть (8 ч)
Построения, перестроения
1
Научится слушать учителя,
соблюдать правила поведения.
Ориентироваться в пространстве
Движение руками в
1
зала
различных исходных
положениях
Профилактика и коррекция
1
Правильно выполнять упражнения
навыка правильной ходьбы
по примеру учителя
ОРУ с массажными мячами.
1
Ориентация в схеме тела
Эстафеты с ходьбой
Захват предметов
1
Взаимодействовать со
сверстниками при выполнении
упражнений
ОРУ с ленточками.
1
Правильный захват различных по
Упражнения для мышц
величине и форме предметов
брюшного пресса.
одной и двумя руками
Формирование навыка
1
Уметь различать цвета.
правильной осанки.
Ориентация в схеме тела.
Метание мешочков в
1
Уметь сохранять правильную
горизонтальную цель
осанку
II четверть (8 ч)
Упражнения в равновесии
1
Взаимодействовать со
сверстниками при выполнении
упражнений
Перекатывание мячей
1
Взаимодействовать со
сверстниками при выполнении
упражнений
Дыхательные упражнения по
1
Выполнять упражнения по показу
подражанию
и подражанию
ОРУ для укрепления мышц
1
Выполнять инструкции учителя
спины
Прыжки на двух ногах
1
Подражательные
1
Выполнять движения по показу и
упражнения (движения
инструкции учителя
животных)
ОРУ с малыми мячами.
1
Правильный захват мяча
Профилактика и коррекция
1
Ориентация в схеме тела,
плоскостопия
представление о собственном теле
III четверть (11 ч)
Коррекция правильного
1
Выполнять инструкции учителя
дыхания
Укрепление мышечного
1
Уметь выполнять
корсета
общеразвивающие упражнения
Тема

19

ОРУ со скакалкой

1

20

ОРУ с флажками

1

21

Упражнения с обручем

1

22

Профилактика и коррекция
плоскостопия
ОРУ с фитболами

1

24

Формирование навыка
правильной осанки

1

25

Прыжки

1

26

Передача предметов

1

27

Упражнения у
гимнастической стенки

1

23

1

IV четверть (7 ч)
1

Уметь правильно и бережно
обращаться со спортивным
инвентарем
Правильно удерживать предметы
во время выполнения упражнений
Уметь выполнять движения правой
и левой рукой, дифференцировать
усилия
Выполнять инструкции учителя
Уметь правильно и бережно
обращаться со спортивным
инвентарем
Уметь выполнять правильную
осанку при выполнении
упражнений
Умения выполнять задание в
течение определенного периода
времени
Уметь взаимодействовать со
сверстниками
Уметь выполнять упражнения под
контролем учителя

28

Броски и ловля мяча в парах

29

Подражательные
упражнения (движения
животных)
Упражнения в равновесии

1

Выполнять упражнения по показу
учителя

1

Метание малого мяча в
вертикальную цель
Упражнения с кеглями.
Лазания по г/стенке
ОРУ с теннисными мячами

1

Профилактика и коррекция
плоскостопия

1

Умения выполнять задание в
течение определенного периода
времени
Ориентироваться в пространстве
спортивного зала
Умение выполнять инструкции
учителя
Использовать спортивный
инвентарь по назначению
Уметь самостоятельно выполнять
упражнения по инструкции
учителя

30
31
32
33
34

1
1

Взаимодействовать с партнером

Тематическое планирование 3 класс
№

Тема

КолСроки
во
проведения
часо
в
I четверть (8 ч)
1

1

Правила поведения в
спортзале. Построения,
перестроения

2

Тестирование

1

3

ОРУ без предмета

1

4

Основные положения
и движения
Захват предметов

1

6

Броски и ловля большого
мяча

1

7

Упражнения с массажными
мячами

1

8

Имитационные упражнения

1

Передача мяча в парах

II четверть (8 ч)
1

5

9

1

10 Метание в горизонтальную
цель

1

11 Лазанье и перелезание

1

12 Упражнения с
гимнастической палкой

1

13 Дыхательные упражнения

1

14 Упражнения с кеглями

1

15 Прыжки на месте на двух
ногах, поочередно на одной
ноге.
16 ОРУ с фитболами

1
1

Основные виды учебной
деятельности

Научится слушать учителя,
соблюдать правила поведения.
Ориентироваться в пространстве
зала
Проверить сохранность
полученных умений и навыков
Правильно выполнять упражнения
по примеру учителя
Уметь самостоятельно выполнять
основные двигательные действия
Уметь выполнять захват предметов
и удерживать их некоторое время
Взаимодействовать со
сверстниками при выполнении
упражнений
Уметь выполнять упражнения по
показу и словесной инструкции
учителя
Уметь выполнять упражнения по
подражанию. Уметь принимать
помощь учителя
Уметь взаимодействовать с
партнером.
Уметь удерживать мяч двумя
руками перед грудью.
Уметь метать теннисный мяч в
горизонтальную цель с расстояния
3-4 м.
Уметь принимать помощь учителя.
Уметь выполнять упражнения по
словесной инструкции учителя
Уметь удерживать предметы одной
и двумя руками при выполнении
упражнений
Выполнять упражнения по показу
и подражанию
Уметь удерживать предмет при
выполнении упражнений
Уметь удерживать равновесие при
приземлении
Уметь правильно и бережно
обращаться со спортивным

17 Пролезание сквозь предметы
18 ОРУ со скакалкой
19 Передача и перекаты мяча
20 ОРУ с ленточками
21 Ходьба по гимнастической
скамейке с различными
положениями рук
22 Броски и ловля мяча
23 Упражнения на развитие
равновесия
24 Формирование и укрепление
мышечного корсета
25 Прыжки в длину с места
26

Профилактика и коррекция
плоскостопия

27

Бег с различной скоростью

28 Броски и ловля мяча в парах
29 Передвижение по
гимнастической стенке в
сторону приставными
шагами
30 Метание малого мяча в
вертикальную цель

инвентарем
III четверть (11 ч)
1
Обращаться за помощью и
принимать помощь
1
Уметь правильно и бережно
обращаться со спортивным
инвентарем
1
Уметь взаимодействовать в паре с
партнером; в группе
1
Уметь выполнять упражнения с
предметами по показу учителя
1
Уметь самостоятельно принимать
исходные положения рук;
выполнять задание до конца
1
Уметь удерживать мяч двумя
руками при ловле.
1
Выполнять инструкции учителя;
не задевать предметы при ходьбе
1
Уметь выполнять упражнения по
инструкции и с помощью учителя
1
Уметь выполнять толчок двумя
ногами
1
Уметь самостоятельно выполнять
упражнения по инструкции
учителя
1
Уметь выполнять упражнения по
словесной инструкции и под
контролем учителя
IV четверть (7 ч)
1
Уметь бросать и ловить мяч;
взаимодействовать с партнером
1
Выполнять упражнения по показу
учителя и самостоятельно
1

31 Подбрасывание мяча вверх и
ловля его
32 Броски малого мяча в стену

1

33 Передача мяча в колонне

1

34 Подлезание под препятствие
высотой 40-50 см, лежа на
животе.

1

1

Ориентироваться в пространстве
спортивного зала.
Уметь видеть цель.
Уметь ловить мяч двумя руками
Уметь бросать мяч в стену на
разной высоте по показу и
инструкции учителя
Уметь выполнять
координационные упражнения.
Уметь принимать помощь учителя
Уметь взаимодействовать с
партнером.
Уметь выполнять упражнения
самостоятельно и с помощью
учителя

Тематическое планирование 4 класс
№

1

2

Тема

Правила
поведения
в
спортивном
зале.
Дыхательные упражнения в
образном оформлении.
Дыхательные упражнения
по
подражанию,
под
хлопки, под счет.

КолСроки
во
проведения
час
ов
I четверть (8ч)
1

1

3

Грудное,
брюшное
полное
дыхание
исходных положениях

и
в

1

4

Изменение длительности
дыхания.
Дыхание при ходьбе с
имитацией.
Движение
руками
в
исходных положениях
Движение предплечий и
кистей рук.

1

8

Сгибание пальцев в кулак и
разгибание с изменение
темпа.

1

9

Упражнения
для укрепления мышц
туловища.
Корригирующие
упражнения. Игра с мячом
Прыжок в длину с места в
ориентир.

1

12

Повороты на месте.

1

13

Построение в круг по
ориентиру.
Игра «Птички» с обручем.

1

5
6
7

10
11

14

1
1
1

1
1

1

II четверть (8 ч)

Основные виды учебной
деятельности

Правильное
выполнение
дыхательных действий.
Слушают
правила
выполнения
упражнений,
делают
упражнения
под руководством
учителя.
Слушают
правила
выполнения
упражнений,
делают
упражнения
под руководством
учителя.
Соблюдают правила выполнения
упражнения.
Правильное выполнение
дыхательных действий.
Упражнения
на
развитие
двигательно-моторной координации.
Упражнения на
развитие произвольного внимания,
мышления.
Выполнение движений пальцами
рук: сгибание (разгибание фаланг
пальцев, сгибание пальцев в кулак)
разгибание.
Коррекция образной памяти на
основе упражнений в
воспроизведении.
Соблюдать правила игры,
последовательность передачи мяча.
Освоение доступных способов
контроля над функциями
собственного.
Освоение двигательных навыков,
последовательности движений,
развитие координационных
способностей.
Тренировка навыков построения в
круг по ориентиру.
Выполнение
двигательных
действий, использование их в

15
16

Шаг вперед, назад, в
сторону и воспроизведение
его закрытыми глазами.
Увеличение, уменьшение
круга движением вперед,
назад, на ориентир.

17

Упражнения с мячом.

18

Катание ступнями кеглей.
Игра «Кто быстрее снимет»

19

Ходьба по дорожке.
(змейка)
Ходьба на носках, на
пятках.

20

21

Игра «Передай мяч»

22

Катание гимнастических
палок.

23

Общие развивающие
упражнения для ног.
Упражнения для
профилактики
плоскостопия у
гимнастической стенки.
Упражнения на
гимнастических ковриках.
Катание ногами мячей.
Упражнения с
«парашутом».
Ловля мяча с поворотом на
месте.

24

25
26
27

28

Упражнения с гантелями.

29

Самомассаж рук, головы,
ног. Игра «Ну-ка отними».

30

Ходьба с мешочками песка
на голове.

1
1

игровой деятельности.
Слушают
правила
выполнения
упражнений, разучивают основные
положения рук при приседании.
Тренировка
навыков
движения
вперед, назад, на ориентир.

III четверть (11 ч)
1
Разучивание комплекса упражнений
с мячом.
1
Слушают
правила
выполнения
упражнений,
делают
упражнения
под руководством
учителя.
1
Правильное выполнение ходьбы по
дорожке.
1
Слушают
правила
выполнения
упражнений,
делают
упражнения
под руководством
учителя.
1
Выполнение двигательных
действий, использование их в
игровой деятельности.
1
Правильное выполнение
упражнения с гимнастическими
палками.
1
Выполнение общих развивающих
упражнений для ног.
1
Слушают
правила
выполнения
упражнений,
делают
упражнения
под руководством
учителя.
1
Правила выполнения упражнения на
гимнастических ковриках.
1
Выполнять катание ногами мячей.
Музыкально-ритмические
упражнения.
1
Выполнение
двигательных
действий, использование их в
игровой деятельности.
IV четверть (7 ч)
1
Совершенствование физических
качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости.
1
Совершенствование физических
качеств: ловкости, силы, быстроты,
выносливости.
1
Умение радоваться своим
успехам и успехам других.

31

Подбрасывание мяча вверх,
три хлопка. Игра «Поймай
мяч».
Подъем предметов
различной величины.

1

Правильное выполнение
упражнений по отбиванию мяча.

1

33

Катание мяча руками от
себя.

1

34

Массаж пальцев, кистей
рук. Игра «Морские
фигуры»

1

Умение определять свое
самочувствие
в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения.
Правила катания мяча, делают
выполнение
упражнения
под
руководством учителя.
Слушают учителя, выполняют
задание с помощью и по
инструкции.

32

Материально-техническое обеспечение коррекционного занятия
«Двигательное развитие» предполагает использование:
1. шведская стенка;
2. ковровое покрытие;
3. настольный теннис;
4. скамейки гимнастические длиной 2,5 м;
5. мячи резиновые разных диаметров;
6. мячи мягкие набивные; фитболы
7. кегли;
8. обручи;
9. скакалки разной длины;
10. флажки, ленты;
11. мешочки с песком;
12. баскетбольные стойки;
13. «скалодром»;
14. Спортивный городок;
15. Сенсорно-игровая комната «Дом Совы»
16. Музыкальное сопровождение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».