ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
школа–интернат»
«Нелидовская
__________А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.
Приказ № 25
От «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
6 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Предметно-практическая деятельность»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель
Дятлова Т.В.
г. Нелидово
2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Пояснительная записка.
Место предмета в учебном плане.
Общая характеристика учебного предмета.
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Содержание учебного предмета «Предметно-практические действия», 6класс (вариант 2)
Календарно-тематическое планирование.
Материально-техническое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практическая действия», 6 класс
(вариант 2), разработана на основе:
Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с
нарушениями интеллекта;
Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа
№8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в
соответствии с АООП образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) и на
основании следующих нормативных документов:
1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об
утверждении
учебных
планов
специальных
(коррекционных)
образовательных
2. под
«Программой
редакцией
образования
Л.обучающихся
Б. Баряевой
учащихся
и, Н.
Н. Яковлевой
с умеренной
и тяжёлой
2011); умственной
учреждений
для
воспитанников
с(СПб,
отклонениями
в развитии.отсталостью»
3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
4. Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых
результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано
место учебного предмета в учебном плане. Календарно-тематическое планирование составлено с
учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и
конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются
приложением к рабочей программе.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и
других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий
происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста,
действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку
необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов
предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных
специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные
целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными
предметами и материалами.
Задачи обучения:
знакомство с различными материалами и предметами;
формирование приемов элементарной предметной деятельности;
формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия»
реализуется через:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и
сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для
чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся;
применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют
развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
выбор и использование на уроках методов, методик, технологий,
оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания;
установление уважительных, доверительных, неформальных отношений
между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на изучение коррекционного курса
«Предметно – практические действия» в 6 классе отведено 1 час в неделю, 34 учебные недели, что
составляет 34 часа в год.
Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов в Кол-во часов
неделю
I четверти
II четверти
III четверти
IV четверти
за год
1
8
8
11
7
34
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение предметно-практическим действиям направлено на формирование у детей
произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами. Сначала
формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание,
перекладывание, которые являются основой дальнейшего обучения доступной деятельности, ведения
домашнего хозяйства и трудовой деятельности.
Содержание обучения на уроках предметно-практических действий очень разнообразно, что
определяется многообразием различных дефектов, присущих детям с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Тяжелые нарушения моторики, зрительно-двигательной координации,
слухового внимания которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах
предметно-практической деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных
на коррекцию этих нарушений. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки: они
включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных,
слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных
ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем
изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра,
конструирование, продуктивная деятельность). Каждая коррекционная задача по возможности
включается в различные виды детской деятельности. Таким образом, предусматривается обеспечение
максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и
навыков, создание межпредметных, межфункциональных связей. Многие виды работ, которые
вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коррекционный курс осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями к переходу
от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика
овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Личностные результаты:
определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
определяет состояние своего здоровья;
определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
проявляет уважение к людям старшего возраста.
осознает, что может, а что ему пока не удается;
понимает эмоциональные состояния других людей;
понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
проявляет собственные чувства;
умеет устанавливать и поддерживать контакты;
пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления
контактов;
использует элементарные формы речевого этикета;
охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
стремится помогать окружающим
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций
и т.д.)
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек,
мебели в собственной комнате;
воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает
или прослушивает произведения искусства;
принимает участие в коллективных делах и играх;
принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметнопрактические действия".
-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с
помощью учителя;
-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.
-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;
-работает над изделием по предоставленному учителем плану;
-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;
-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом
работы;
-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения,
использует с частичной помощью учителя.
-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью
учителя;
-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если
требуется, обращается за помощью;
-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
-придерживается плана при выполнении работы;
-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;
-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими
самостоятельно.
Базовые учебные действия:
Регулятивные БУД: - выполнять задание от начала до конца в течение заданного времени; ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивать алгоритм
предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Познавательные БУД: - умение выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; писать;
выполнять арифметические действия; - наблюдать; - работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные БУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик –
ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и
изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Личностные БУД: - приветствовать одноклассников при встрече; - прощаться, входить и
выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала,
учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
- слушание учителя; - слушание и анализ ответов обучающихся; - просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ; - выполнение заданий; - наблюдение; - работа с раздаточным
материалом; - самостоятельная работа, - работа в парах; - оценивание своих учебных достижений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.
«Действия с материалами»
Пластилин: раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске
(палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения;
разрезание палочки стекой; изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца;
сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на
подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на
подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки
стекой; изготовление предметов шаровидной формы; отрывание кусочков пластилина пальцами;
«шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина;
Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших
предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных
салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных полосок
бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых
форм; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в
любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки,
помещение их в корзину для мусора; сминание; разглаживание ладонью;
Нитки: сматывание ниток в клубок; размотка трикотажного срыва;
наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы; разрывание
тонких, непрочных ниток;
Ткань: обыгрывание действий с тканью; обыгрывание действий с тканью; захват, удерживание,
сминание, разглаживание, вытягивание ткани;
Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление букетов
из осенних листьев; подвижная аппликация из сухих листьев; накладывание сухих листьев на
соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием. сбор природных
материалов (поднимание, отрывание), сортировка, первичная обработка, размещение на хранение;.
сбор природных материалов (поднимание, отрывание).
«Действия с предметами»
Шарики: катание шариков в определенном направлении; катание шариков; складывание
шариков в емкости; захват шариков кистью руки, удержание в ладони; Предметы: закручивание
крышек; складывание трехместной матрешки; отбор и нанизывание больших и маленьких колец на
стержни; размещение в ряд различных по размеру предметов; упражнения по защипыванию
прищепок (недостающих деталей на
картинке); открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание
предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов
одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в
зажим картинку; перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки»
прищепки
Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и
параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул;
постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки
из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда; ощупывание, манипулирование,
наложение друг на друга;
Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: контура; грибок,
качели; стульчик; складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и
тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно;
Мозаика: заполнение панели мозаикой по подражанию одного цвета, двух рядов
параллельно двух цветов, узора. плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой
произвольно. брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели;
придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие.
2. Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными
действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного
курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс
«Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта
Подготовка ребенка
к нахождению и
обучению в среде
сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с
группой
обучающихся.
Планируемые результаты образовательной
деятельности
ориентироваться в пространстве класса, зала,
учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т.д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в
учебную деятельность;
следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения.
Формирование учебного 1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
поведения:
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
фиксирует взгляд на яркой игрушке;
фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на другой;
фиксирует взгляд на лице педагога с
утрированной мимикой;
фиксирует взгляд на лице педагога с
использованием голоса;
фиксирует взгляд на изображении;
фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
понимать жестовую инструкцию;
понимать инструкцию по инструкционным картам;
понимать инструкцию по пиктограммам;
выполнять стереотипную инструкцию(отрабатываемую с конкретных
учеников на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша.
Формирование
умения
самостоятельно
переходить от одного
задания (операции,
ориентируется на режим дня, расписание уроков с
помощью педагога;
выстраивает алгоритм предстоящей
деятельности (словесный или наглядный план) с помощью
педагога.
действия) к другому в
соответствии с
расписанием занятий,
алгоритмом действия и
т.д.
3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические
действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает
необходимую систематизацию знаний.
Программный материал включает в себя следующие разделы:
«Действия с материалами»;
«Действия с предметами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в
тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от
уровня усвоения темы обучающимися.
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как:
пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к
сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными
материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого
к сложному.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование учебного материала по четвертям
6 класс (вариант 2):
I четверть – 8 часов.
II четверть – 8 часов.
III четверть – 11 часов.
IV четверть – 7 часов.
ИТОГО ЗА ГОД: 34 часа
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Тема
урока
1 четверть – 8 часов
Кол- во
часов
Дата
«Разложи в ряд»
Выполнение сложных подражательных движений за
учителем по
инструкции «делай вместе».
Выполнение заданий по показу и самостоятельно.
1
1
03.09.2025.
10.09.2025.
1
17.09.2025.
Нанизывание мелких предметов с отверстиями.
Использование несложных предметов как орудий.
Самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком,
ложкой вилкой для доставания предмета из сосуда.
Самостоятельный выбор между несколькими веревками, к
одной
из которых привязан предмет для доставания этого предмета.
1
1
1
24.09.2025.
01.10.2025
08.10.2025.
1
15.10.2025.
8
Действия с предметами разного цвета.
1
22.10.2025.
9
10
11
Промежуточные цвета и оттенки.
Раскладывание предметов двух сходных цветов.
Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их
друг к
другу.
Действия с предметами разной формы.
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов
одной
формы.
Группировка предметов по форме.
Выбор по образцу и группировка объемных предметов.
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов
одной
формы.
1
1
1
05.11.2025.
12.11.2025.
19.11.2025.
1
1
26.11.2025.
03.12.2025.
1
1
1
10.12.2025.
17.12.2025.
24.12.2025
Лепка. Снежные комочки (большие и маленькие).
Рисование. Снежные комочки (большие и маленькие).
Аппликация Снежные комочки (большие и маленькие).
Лепка. Елочка.
Рисование. Елочка.
Аппликация. Елочка.
Лепка. Пирамидка.
Рисование. Пирамидка
Лепка. Светофор.
Подбор и группировка одинаковых по величине предметов.
Практические упражнения на различение цвета, формы,
величины
предметов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14.01.2026.
21.01.2026.
28.01.2026.
04.02.2026.
11.02.2026.
18.02.2026.
25.02.2026.
04.03.2026.
11.03.2026.
18.03.2026.
25.03.2026
Чередование предметов по цвету, форме, величине.
«Почтовый ящик».
«Светофор».
«Что лишнее».
«Чудесный мешочек».
Складывание разрезных картинок
из 3 - 4 частей.
Лепка посуды (тарелка, чашка
с ручкой).
1
1
1
1
1
1
08.04.2026.
15.04.2026.
22.04.2026.
29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026.
12
13
14
15
16
2 четверть – 8 часов
3 четверть – 11 часов
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
4 четверть – 7 часов
28
29
30
31
32
33
34
1
20.05.2026.
ИТОГО: 34 ЧАСА
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета (курса)
Показатели самостоятельности обучающегося (ПС)
1. Пассивное участие. Ребёнок не позволяет что-либо сделать с ним.
2. Пассивное соучастие. Действие выполняется взрослым, ребёнок не
Условные
обозначения
0
1
позволяет, что либо, сделать с ним
3. Активное участие. Действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
2
- с частичной помощью взрослого
3
- с минимальной помощью
4
- полностью самостоятельно
5
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного
предмета включает:
Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие
предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра),
вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Учебно-методическое пособие.
1. Статья 2, часть 10 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273 –Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013).
2. Выготский Л.С. мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999
3. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детей с отклонениями в
развитии/ Пер. с английского. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и
дыхательно – голосовые упражнения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2009.