Г К О У «Нелидовская школа –интернат».
Рассмотрено
на
МО Согласовано;
Утверждаю:
учителей старших классов
Заместитель директора по Директор
ГКОУ
Руководитель МО:
УР:
«Нелидовская
школаинтернат»
_______Лебедева Е.М.
__________Никитина А.Г.
___________Козырь Н.Н.
Протокол№1
26 августа 2025 года
28 сентября 2025 года
От 22 августа 2025 года
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
6 класса (вариант 2)
учебного предмета
« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
на 2025-2026 учебный год
Программу составила учитель : Е. М. Лебедева
1
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся
соответствии
с
с
образовательного
нарушениями.
интеллектуальными
требованиями
стандарта
нарушениями
федерального
обучающихся
с
разработана
в
государственного
интеллектуальными
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Цель обучения – формирование умений изображать предметы и явления
окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности;
формирование умений пользоваться инструментами;
обучение доступным приёмам работы с различными
материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
развитие художественно-творческих способностей.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей детей.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Используемые технологии:
Курс базируется на традиционных и инновационных технологиях
обучения:
Информационно-коммуникативные технологии.
Технология концентрированного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Технологии личностно-ориентированного образования (игровые
технологии, разноуровнего обучения, организация ситуаций
взаимодействия).
2
Основные методы организации учебного процесса.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
наглядный:
словесный
практический
При использовании практического метода (многократное повторение
выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в
подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в в
работу.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения
учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые,
исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебнопознавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия
учебного материала).
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации,
ответственности, обязательств, интересов в овладении предметом.
чувства
Средства общения с обучающимися:
1) вербальные;
2) невербальные
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и
задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития каждого
ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их
возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «ИЗО» в 6 классе отводится 3 часа в неделю, курс
рассчитан на 102 часа (34 учебные недели).
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ АООП
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого ученика оценивается с учётом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В
связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы
по ИЗО представляет собой описание возможных результатов образования
детей данной категории на весь период обучения.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП
(вариант 9.2) по предмету является развитие жизненной компетенции,
позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с
его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное
поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в
специальную индивидуальную программу развития каждого ребёнка с
учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
потребностей обучающихся.
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения
программы по предмету, она направлена на формирование двух групп
результатов:
- личностных и предметных.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
4
Личностные результаты освоения программы:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с
Интеллектуальными нарушениями с ТМНР (вариант 2) предметные
результаты по предмету «ИЗО» планируются с учётом индивидуальных
возможностей
и
специфических
образовательных
потребностей
обучающихся.
Предметные результаты освоения программы:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных
технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в
процессе рисования, лепки, аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности умение
демонстрировать результаты работы;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
5
работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся
с интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2) направлена на формирование готовности
у детей к овладению содержания АООП по предмету, реализуется в процессе
всего школьного обучения.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию
положительной мотивации пребывания в образовательной организации и
эмоциональному
конструктивному
взаимодействию
с
взрослыми
(родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
спокойное пребывание в новой среде;
перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
принятие контакта, инициированного взрослым;
установление контакта с педагогом и другими взрослыми,
участвующими в организации учебного процесса;
ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание)
класса;
планирование учебного дня;
ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий,
очередности действий);
следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
поддержание правильной позы;
направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
подражание простым движениям и действиям с предметами;
выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь,
подними и др.);
принятие помощи взрослого;
использование по назначению учебных материалов;
выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
выполнение действий с предметами (по подражанию);
выполнение простых действий с картинками (по подражанию);
соотнесение одинаковых предметов (по образцу);
соотнесение одинаковых изображений (по образцу);
выполнение простых действий с предметами и изображениями (по
образцу);
соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу);
6
выполнение простых действий по наглядным алгоритмам
(расписаниям) (по образцу);
сидение за столом в течение определенного периода времени на
групповом занятии;
выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по
образцу на групповом занятии;
выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
выполнение задания в течение определенного временного промежутка
на групповом занятии;
принятие помощи учителя на групповом занятии;
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными
характеристиками, самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
выполнение задания полностью (от начала до конца);
выполнение задания в течение периода времени, обозначенного
наглядно (при помощи таймера, будильника, песочных часов);
выполнение задания с заданными качественными параметрами;
переход от одного задания (операции, действия) к другому в
соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся.
ОБЩАЯ ХРКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изобразительная деятельность имеет важное коррекционно-развивающее
значение для учащихся класса, в связи с тем, что накопленный в процессе
занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт
учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой
формируются лучшие положительные личностные качества детей с ТМНР.
Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального,
психофизического развития учащихся, степени сформированности их
эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных
операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие
двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки,
развитие речи, обучение работе по инструкции, формирование умения
преодолевать трудности, оценивать свои возможности, просить и получать
конструктивную помощь. Что способствует коррекции недостатков
психофизического развития, познавательных возможностей и интересов
детей. Вместе с формированием учебных действий изобразительной
деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются ВПФ, зрительно-двигательная координация. Особенности
7
развития детей затрудняют их вхождение в социум, поэтому в процессе
работы большое внимание уделяется формированию навыков общения:
доброжелательности, взаимопомощи, сопричастности к успехам и неудачам
товарищей.
Из-за плохого понимания детьми обращённой к ним речи, все занятия по
предмету сопровождаются не только речью учителя, но и разнообразными
средствами невербальной коммуникации, побуждающих обучающихся к
взаимодействию с учителем и, в конечно итоге, между собой. Учебная
работа на уроках строится концентрически, чтобы ранее пройденный
материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился
в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности.
– поддержание собственной активности ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе;
–
формирование положительного отношения ребёнка к заданию,
преодоление деструктивного поведения;
– понимание темпа восприятия происходящих событий ребёнком;
– поддержание интереса ребёнка к заданию;
– изменение мотивации деятельности ребёнка из ненаправленной в
целенаправленную.
На всех занятиях поддерживается четкая пространственно-временная
структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга.
Структурировано пространство помещения класса – определенные задания
связаны с определенным местом или предметом в нём.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для
этого в канву занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие
задания, которые нравятся детям).
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лепка (34 часа)
Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина.
8
Инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами:
стека, нож, скалка, форма, валик, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины).
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).
Получение формы путём выдавливания формочкой.
Переплетение: плетение из 2 (3) колбасок.
Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация (34 часа)
Инструменты и приспособления для изготовления аппликации.
Сгибание листа бумаги пополам, по диагонали, вчетверо.
Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей поверхности листа бумаги клеем.
Разрезание листа бумаги ножницами по линиям.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Вырезание по контуру деталей.
Декоративная аппликация. Соблюдение последовательности действий.
Предметная аппликация. Соблюдение последовательности действий.
Выкладывание аппликации на плоскости способом чередования объектов.
Сюжетная аппликация. Соблюдение последовательности действий: сборка
изображений.
Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование (31 час)
Материалы и инструменты, используемых для рисования: краски, кисти,
мольберт, ёмкость для воды, палитра, фломастеры, мелки, карандаши.
Приёмы рисования карандашом.
Прорисовывание деталей готового предмета.
Дорисовывание части предмета.
Рисование предмета с натуры с опорой на образец и показ.
Освоение приёмов рисования красками, кистью.
Подбор цвета и закрашивание предметов.
Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента
(стилизованные ягоды, ветки, листья).
Сюжетное рисование.
Подбор цвета в соответствии с сюжетом.
Расположение объектов на поверхности листа.
4.Тематическое планирование по предмету «ИЗО» в 6 классе(2 вар.)
№
п/п
9
ТЕМА УРОКА
Кол
ичес
тво
Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и
электронные учебно-
часо
в
Лепка
1
Лепка. Пластичные материалы.
Инструменты
и
приспособления для работы с
пластичными
материалами:
стека, нож, скалка, форма,
валик,
подложка,
штамп.
Санитарно-гигиенические
правила работы с пластичными
материалами.
2
Работа с пластилином.
Основные приёмы работы.
Картина из пластилина
(размазывание внутри контура)
«Дождь».
3
4
5
6
7
8
9
10
10
Работа с пластилином.
Основные приёмы работы.
Картина из пластилина
(размазывание внутри контура)
«Радуга».
Работа с пластилином.
Основные приёмы работы.
Картина из пластилина
(размазывание внутри контура)
«Гроза».
Работа с пластилином.
Основные приёмы работы.
Картина из пластилина
(размазывание внутри контура)
«Листопад».
Работа с пластилином.
Основные приёмы работы.
Картина из пластилина
(размазывание внутри контура)
«Иней».
Работа с тестом.
Приготовление теста разных
цветов.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Вырезание
заданной формы по шаблону.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Получение
формы путём выдавливания
формочкой.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Переплетение:
плетение из 2 (3) колбасок.
34
методические материалы
Беседа.Работа с пластилином.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Бседа.Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Лепка
Беседа-обсуждение.Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Дата
11
12
13
14
15
17
18
19
20
Украшение изделий косичками
(рамка, паспарту).
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Лепка
нескольких предметов,
объединённых сюжетом.
Натюрморт «У самовара…».
Заготовка деталей.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Натюрморт «У
самовара…». Сборка картины.
Декорирование.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Лепка
нескольких предметов,
объединённых сюжетом.
Натюрморт «Яичница в
сковороде». Заготовка деталей.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Натюрморт
«Яичница в сковороде». Сборка
картины. Декорирование.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Лепка
нескольких предметов,
объединённых сюжетом.
Натюрморт «Игрушки и
учебные принадлежности на
столе». Заготовка деталей.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. Натюрморт
«Игрушки и учебные
принадлежности на столе».
Сборка картины.
Декорирование.
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Галетное
печенье».
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Пельмени,
вареники».
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Пицца».
1
1
1
1
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
1
1
1
1
1
21
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Пицца».
1
22
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Ватрушки и
пирожки».
1
11
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Ватрушки и
пирожки».
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Пирог с
ягодами».
Работа с тестом. Основные
приёмы работы. «Пирог с
ягодами».
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Кирпичи
(заготовка деталей).
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Кирпичи
(заготовка деталей).
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Дом из
кирпича (одноэтажный).
Декорирование дома.
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Дом из
кирпича (многоэтажный).
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Дом из
кирпича (одноэтажный).
Декорирование дома.
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Глиняные
игрушки.
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Глиняные
игрушки.
Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Глиняные
игрушки.
34 Работа с глиной. Основные
приёмы работы. Глиняные
игрушки. Выставка работ.
Аппликация.
35 Инструменты и
приспособления для
изготовления аппликации.
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Медведь».
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Беседа. Лепка.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
13
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Лиса».
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Волк».
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Ослик».
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Бабочки».
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Мышка».
Сгибание листа бумаги
пополам, по диагонали,
вчетверо. Оригами «Петушок».
Скручивание листа бумаги.
Объёмная аппликация
«Деревянный дом» (по схеме).
Скручивание листа бумаги.
Объёмная аппликация «Рыбакарп» (по схеме).
Разрезание листа бумаги
ножницами по линиям.
Аппликация: «Закладка для
книги» (чередующиеся
элементы).
Разрезание листа бумаги
ножницами по линиям.
Аппликация: «Коврик»
(чередующиеся элементы).
Разрезание листа бумаги
ножницами по кругу и линиям.
Аппликация: «Тропическая
рыба».
Вырезание по контуру деталей.
Аппликация натюрморт «У
самовара…».
Вырезание по контуру деталей.
Аппликация натюрморт
«Яичница в сковороде».
Вырезание по контуру деталей.
Аппликация натюрморт
«Игрушки и учебные
принадлежности на столе».
Предметная аппликация.
Соблюдение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа. Работа с бумагой.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой и
ножницами.
Беседа. Работа с бумагой и
ножницами.
Беседа. Работа с бумагой.
51
52
53
54
55
56
57
58
59
14
последовательности действий:
выбор эскиза, заготовка
деталей. Аппликация:
«Сирень» (шаг 1).
Предметная аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
сборка изображения.
Аппликация: «Сирень» (шаг 2).
Предметная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
намазывание
деталей,
приклеивание
к
фону.
Аппликация: «Сирень» (шаг 3).
Предметная аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
выбор эскиза, заготовка
деталей. Аппликация:
«Будильник» (шаг 1).
Предметная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
сборка изображения объекта.
Аппликация:
«Будильник»»
(шаг 2).
Предметная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
намазывание
деталей,
приклеивание
к
фону.
:
«Будильник» (шаг 3).
Намазывание
частей
аппликации, выкладывание в
определённых
местах.
Аппликация «Открытка» (с
использованием
объёмных
деталей).
Намазывание
частей
аппликации, выкладывание в
определённых
местах.
Аппликация «Дом в лесу» (с
использованием
объёмных
деталей).
Сборка изображения из
нескольких деталей на
плоскости. Аппликация «3
медведя» (с использованием
объёмных деталей).
Сборка изображения из
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
1
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой.
Беседа. Работа с бумагой.
1
Беседа. Работа с бумагой.
1
1
1
1
1
Беседа. Работа с бумагой и
клеем.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой и
клеем.
Беседа. Работа с бумагой и
клеем.
Беседа. Работа с бумагой и
нескольких деталей на
плоскости. Аппликация «Торт»
(с использованием объёмных
деталей).
60 Сборка изображения из
нескольких деталей на
плоскости. Аппликация
«Космос» (с использованием
объёмных деталей).
61 Декоративная
аппликация
«Хохлома».
Придумывание
узора (шаг 1).
62 Декоративная аппликация
«Хохлома» из растительных
форм, заготовка деталей (шаг
2).
63 Декоративная аппликация
«Хохлома» из растительных
форм сборка изображения
объекта (шаг 3).
64 Декоративная аппликация
«Хохлома» из растительных
форм. Намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к
фону (шаг 4).
65 Сюжетная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
придумывание сюжета (выбор
готовых деталей) (шаг 1).
Работа «Снегирь на рябине».
66 Сюжетная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
составление эскиза сюжета
аппликации (готовые детали)
(шаг 2) на тему «Снегирь на
рябине».
67 Сюжетная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
сборка изображения (шаг 3) на
тему «Снегирь на рябине».
68 Сюжетная
аппликация.
Соблюдение
последовательности действий:
намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону
(шаг 4) на тему «Снегирь на
рябине».
Рисование
15
клеем.
1
1
1
1
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа. Работа с бумагой и
клеем.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
1
Беседа.Рисование.
1
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа. Работа с бумагой и
клеем.
1
31
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
16
Материалы и инструменты,
используемых для рисования:
краски,
кисти,
мольберт,
ёмкость для воды, палитра,
фломастеры,
мелки,
карандаши.
Санитарногигиенические нормы занятий
рисованием. Палитра цветов.
Приёмы
рисования
карандашом. Прорисовывание
деталей готового предмета.
«Сетчатый узор для детской
ткани».
Приёмы рисования
карандашом. Дорисовывание
части предмета (отдельных
деталей).
Приёмы рисования
карандашом. Дорисовывание
части предмета (симметричной
половины по клеточкам).
Приёмы рисования
карандашом. Дорисовывание
части предмета (симметричной
половины по проколу).
Приёмы рисования
карандашом. Графический
диктант.
Рисование предмета с натуры с
опорой на образец: «Бумажный
стаканчик».
Рисование предмета с натуры с
опорой на образец и показ:
«Железная кружка»
Рисование предмета с натуры с
опорой на образец и показ:
«Кофейник (турка)».
Подбор цвета и закрашивание
предметов. Натюрморт «У
самовара…».
Подбор цвета и закрашивание
предметов. Натюрморт
«Яичница в сковороде».
Рисование
растительных
элементов
орнамента
(стилизованные ягоды, ветки,
листья). «Хохлома».
Рисование
растительных
элементов орнамента «Узор в
полосе» (чередование по форме
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
1
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
82
83
84
85
86
87
88
89
9091
92
93
9495
96
97
17
и цвету). «Хохлома».
Рисование
растительных
элементов
орнамента
«Хохлома» (узор в квадрате).
Рисование
растительных
элементов
орнамента
«Хохлома» (узор в круге).
Рисование растительных
элементов орнамента
«Хохлома» (роспись
заготовки).
Палитра. Сюжетное рисование.
Подбор цвета в соответствии с
сюжетом. Рисунок к сказке «3
медведя».
Сюжетное рисование. Подбор
цвета в соответствии с
сюжетом. «Сирень в цвету».
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Снегирь
на дереве».
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Скворец у
скворечника».
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Дом около
дома».
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Машина
на дороге».
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Мыльные
пузыри».
Сюжетное рисование.
«Одуванчик полетел».
Сюжетное рисование.
«Космос».
Сюжетное рисование. «Кошка
на дереве»
Сюжетное рисование.
Расположение объектов на
поверхности листа. «Ягоды на
поляне».
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
98
99100
101
102
.
18
Рисование с натуры: «Любимая
игрушка» (по выбору).
Рисование с натуры постройки
из элементов строительного
материала.
Рисование с натуры кастрюля.
Рисование с натуры. Кружка.
1
2
1
1
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
Беседа.Рисование.
Беседа.Рисование.
5. Материально – техническое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант 2);
Примерная программа обучение детей с умеренными и глубокими
нарушениями умственного развития: программно-методические материалы /
под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002;
Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
Аранова, С, В. Обучение ИЗО. - СПб.; Каро. 2004.
Демонстрационные и печатные пособия
- Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой
- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой
- Слова для словарной работы
- Алгоритмы выполнения работы
- Шаблоны геометрических фигур
Технические средства обучения
- Ноутбук
- Принтер
-Проектор.
19
20