ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ №25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
для обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Речевая практика»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель первой
категории
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
рассчитана на 34 учебные
Федеральная
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Речевая практика».
Цель учебного предмета – развитие речевой коммуникации обучающихся с
нарушением интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи обучения:
− совершенствование речевого опыта;
− обогащение языковых средств детей;
− формирование выразительной стороны речи;
− формирование у обучающихся навыков связной речи;
− воспитание культуры речевого общения.
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 4 классе
определяет следующие задачи:
− ускорение
процесса
овладения
разговорной
речью
на
коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
− улучшение таких качественных характеристик устной речи, как
звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
− развитие умения составлять рассказ с опорой на иллюстрации, на
фиксированную структуру текста, по серии картинок;
− развитие творческой активности обучающихся;
основе
− формирование представлений о необходимости обязательного выполнения
правил, обеспечивающих безопасность человека и порядок в обществе.
2.Планируемые результаты освоения рабочей программы .
Личностные результаты:
способность положительно относиться к окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому ее восприятию;
представление о различных социальных ролях: собственных и
окружающих людей;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
− выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
− выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться
правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
− знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти
до школы (по вопросам учителя участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями);
− слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал;
− выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу
учителя;
− участвовать в беседе;
− слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинносимволический план.
Достаточный уровень:
− понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи,
уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание
детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию
услышанного;
− уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец
учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых
ситуаций;
− правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить
прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
− принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам
речевых ситуаций;
− уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинносимволический план.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение речевой практике в 4 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
речи в различных ситуациях.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и
обучающихся выделяются следующие методы обучения: конструирование диалогов,
тренировочные упражнения в произнесении с заданной интонацией, проигрывание
диалогов, рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений,
слушание аудиозаписи, ролевые и дидактические игры по теме ситуации и др.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
Контрольные
работы
1
Аудирование
10
2
Дикция и выразительность речи
22
2
3
Подготовка речевой
высказывания
28
4
4
Культура общения
8
1
68
7
ситуации
и
организация
Итого:
4.Тематическое планирование. Речевая практика.
№
темы
Тема урока
1
Делимся новостями
Кол-во
часов
4
2
Я выбираю книгу
4
3
«Подскажите,
пожалуйста»
4
Основные виды деятельности обучающихся на
Дата
уроке и электронные учебно-методические
материалы
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).
2. Приветствия
друг другу, представление
новых учеников, поздравления с праздником
знаний.
3. Составление
рассказа по серии картинок.
Знакомство с фиксированной структурой текста.
4. Знакомство со стихотворением И. Гамазковой
«Прошлым летом».
5. Выполнение творческих работ по теме.
Составление рассказа «Самое интересное
событие прошлого лета».
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций).
3. Подготовка
к составлению рассказа об
интересной книге (составление предложений по
картинкам, беседа о типах книг, рисование
иллюстраций, обсуждение книг).
4. Составление рассказов «Моя любимая книга»
с опорой на план.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного
опыта о том, когда может быть
использована
фраза «Подскажите, пожалуйста...»).
3. Конструирование
возможных
диалогов
обращения
за помощью: к знакомому и
незнакомому человеку.
4.
Ролевые игры по теме ситуации.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
4
Я - пассажир
3
5.
«Петушок –
Золотой
гребешок»
3
6.
Сочиняем сказку
4
1. Знакомство с темой (беседа на основе личного
опыта).
2. Актуализация
имеющихся
знаний
о
правилах поведения в общественном транспорте.
3. Конструирование возможных гов
в
общественном транспорте.
4. Участие в ролевой игре «В автобусе» (или иной
по выбору учителя с учётом специфики
общественного транспорта в местности, где
находится школа).
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи
сказки с опорой на иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки (пересказ с
опорой на иллюстрации, по вопросам учителя,
игра «Рассказ по кругу» и др.).
5. Инсценирование
сказки.
Работа
с
презентациями в формате PowerPoint
1. Введение в тему (беседа с опорой
на
иллюстрацию,
обсуждение
проблемного
вопроса).
2. Актуализация
знаний о фиксированной
структуре текста.
3. Обсуждение замысла сказки.
4. Составление предложений к каждой части
придумываемой сказки с опорой на вопросный
план.
5. Иллюстрирование сказки согласно замыслу.
6. Рассказывание
вариантов
сказки,
получившихся у школьников.
4. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
7.
У телевизора.
4
8.
«Лисичкасестричка»
3
9.
Новогодние
истории
3
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного
опыта).
3. Актуализация, уточнение и расширение
имеющихся
знаний по теме: предпочтения обучающихся в
телеэфире, умение
ориентироваться в программе телепередач,
умение пользоватьсяпультом от телевизора.
4. Коллективное обсуждение
5. «Моя любимая программа» с элементами
рассказов обучающихся, выполненных с опорой
на план.
6. Составление персональных
телевизионных
программ обучающимися.
7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию).
2. Знакомство со сказкой (слушание аудиозаписи
сказки с
опорой на иллюстрации).
3. Закрепление содержания сказки (пересказ с
опорой на
иллюстрации, по вопросам учителя, игра
«Рассказ по кругу» и др.).
4. Инсценирование сказки. Работа с ЭОР и
презентациями в формате PowerPoint
1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрации).
2. Актуализация знаний о новогодних сказках,
мультфильмах.
3. Обсуждение замысла истории.
4. Составление предложений к каждой части
придумываемой истории с опорой на вопросный
план.
5. Иллюстрирование истории согласно замыслу.
6. Рассказывание
вариантов
истории,
получившихся у школьников.
7. Представление
истории
на
новогоднем
празднике
(инсценирование,
демонстрация
видео с записью истории,
рассказываемой четвероклассниками и т. д.)
10.
Знаки-помощники
4
11
В гостях у леса
4
12
Задушевный
разговор
4
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация, уточнение и обогащение
имеющегося опыта,
знаний по теме на основе рассматривания
условных знаков,
встречающихся в повседневной жизни.
3. Моделирование и проигрывание возможных
диалогов на
улице, предполагающих
обсуждение
значения дорожных знаков.
4. Участие в экскурсии «Знаки-помощники в
нашем городе (посёлке, на нашей улице и т. д.)».
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение
в
ситуацию
(рассматривание
картинок, обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций).
3. Актуализация, уточнение и расширение
имеющихся знаний
о правилах поведения в лесу.
4. Творческая работа «Что может нанести вред
лесу?».
Представление
работ
обучающимися
(составление рассказов).
5. Составление «Правил вежливого поведения
в лесу».
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Введение
в тему ситуации (работа с
иллюстрацией,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация и уточнение словаря эмоций у
школьников.
3. Моделирование
диалогов
утешения,
сочувствия,
предостережения
на
основе
иллюстраций.
5. Участие в игре «Свои чувства не скажу, а без
слов вам покажу».
6. Знакомство
с рассказами В. Осеевой
«Волшебное слово»,
«Что легче?», «На катке» в аудиозаписи.
7. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
13
1. Введение
Приглашение
4
14
.
Поздравляю!
4
15
Жду письма!
4
в ситуацию (беседа с опорой на
иллюстрацию,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Актуализация имеющихся знаний по теме
(участие в беседе на основе
личного опыта).
3. Конструирование устных приглашений с
опорой на план.
Дифференциация в зависимости от адресата.
4.
Моделирование диалогов, содержащих
приглашение и
вежливый отказ.
5. Составление
текстов
письменных
приглашений, в том числе в
творческих группах.
6. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение в
ситуацию (беседа с опорой
на
иллюстрацию,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Конструирование
поздравлений.
Дифференциация в
зависимости от адресата.
3. Знакомство
с
правилами
оформления
письменного
поздравления
на
открытке.
Тренировочные упражнения в
подписывании поздравительных открыток.
4. Самостоятельная подготовка поздравительной
открытки и
подписи к ней.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта).
2. Актуализация опыта обучающихся по теме,
знакомство со структурой письма.
3.
Составление коллективного письма
литературному герою по
теме с опорой на план из ключевых слов.
4. Самостоятельная
работа
с
дифференцированной помощью
учителя «Письмо …» (в зависимости от
интересов обучающихся могут быть предложены
задания написать письмо другу, родственнику и
др.).
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
16
.
1. Введение в ситуацию
«Извините
меня…»
4
17
Поздравительная
открытка
4
18
Во саду ли в
огороде
4
(рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа на основе личного
опыта о том,
когда
может
быть
использована
фраза
«Извините меня» или форма
«Извини меня…»).
3.
Конструирование возможных диалогов,
содержащих
извинения.
4. Ролевые игры по теме ситуации.
5. Завершение темы (работа над рубрикой «Это
важно!») Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1. Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта, ответы на вопросы на основе
иллюстраций).
2. Прослушивание песен, стихов, рассказов о
Великой Отечественной войне.
3. Рисование праздничных открыток.
4. Конструирование
поздравлений
с Днём
Победы различным
адресатам (ветеранам, учителям, родным).
5. Подписывание открыток с поздравлениями.
7.Доставка открыток адресатам (отправление
письмом,доставка лично в руки) Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
1. Введение в ситуацию (рассматривание картинок,
обсуждение проблемного вопроса).
2. Знакомство с темой (беседа с привлечением
личного опыта,
ответы на вопросы на основе иллюстраций,
основная линия беседы
— работа летом в саду и в огороде, овощи,
фрукты и ягоды, растущие в нашей местности).
3. Подготовка обучающимися творческих работ
по теме
(обсуждение замыслов, порядка выполнения).
4. Выполнение и представление творческих
работ классу — составление рассказов на основе
выполненных рисунков.
5. Обсуждение
планов
обучающихся
на
каникулы: свободные высказывания, взаимные
вопросы, уточнения. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint
5.Материально – технического обеспечения образовательной деятельности
на 2024 – 2025уч.год
4 класс
1.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы , «речевая практика» С.В.Комарова
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва
Просвещение, 2018
2.
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Устная речь. 4 класс.). С.В.Комарова. – М.: Просвещение, 2013.
3.
Картинки с изображением предметов по следующим темам: «Посуда», «Одежда»,
«Мебель», «транспорт». «Продукты питания», «Канцелярские принадлежности»,
«Игрушки»