ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
на МО
учителей
начальных Заместитель директора Директор: ГКОУ «Нелидовская
классов
по УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
Руководитель МО:
_________А.Г. Никитина
___________О.П. Диринова
Приказ № 25
Протокол № 1
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025 г.
от «22» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Рисование»
(Образовательная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2025г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с нарушением
интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Общая характеристика учебного предмета «Рисование»
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием
трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием
умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству должно носить практическую направленность и быть
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное
рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям,
овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность
выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию
путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с
применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративноприкладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к
ним;
развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
2
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающимся
понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий
обучающиеся получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках,
знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами
быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев,
учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающихся
эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с
натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение
его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После
всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как видят со своего
места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и
моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить обучающихся
рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также
конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно
сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное
значение для этого имеет развитие у обучающихся умения применять среднюю (осевую) линию, а
также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки
правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и
иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно
передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое
уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка
литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить
свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения
учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания
обучающихся.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров
(преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором
иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—
15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное
значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у
обучающихся зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и
правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по
обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения.
3
Место курса «Рисование» в учебном плане
Предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство», относится к обязательной части
учебного плана. В 3 классе из учебного плана выделяется 34 часов (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Личностные результаты освоения программы:
1) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту особенностей и социальных ролей;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социальнозначимых мотивов учебной деятельности;
4)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
6) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения программы
Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусство;
Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных
видах рисования;
Практические умения самовыражения средствами рисования.
3.Содержание обучения.
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ(12
часов)
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;
развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или
чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании
орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в
декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ(11
часов)
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и
изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их
характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять
среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ(8 часов)
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя
их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше),
используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
4
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ(3 часа)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные
признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них
умение видеть красоту природы в различные времена года.
4. Тематический план
Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и электронные
учебно-методические материалы
№
урока
Тема урока
1
Рисование
с
натуры
осенних листьев.
Беседа
по картине И.Хрутского
«Цветы и плоды»
2
Декоративное рисование узора
в полосе из веток слисточками.
3
Рисование
с
осенних листьев.
натуры
4-5
Рисование
на
тему:
«Парк осенью». Беседа по
картинам
Левитана
«Золотая осень» и В.Поленова
«Золотаяосень»
6-7
Рисование
с
натуры
предметов
различной
формы и цвета. Яблоко,
морковь, огурец, груша.
Знают названия листьев различных деревьев.
Умеют изображать с натуры листья различных
деревьев.
Анализируют форму и цвет листьев, применяют
среднюю (осевую) линию главного направления
формы листа
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Применяют правила построения узора в полосе.
Делят полоску на равные части и используют
природные формы в декоративном рисовании;
определяют структуру узора (повторение элементов),
форму, цвет составных частей.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Обследуют предметы по форме, цвету, величинеи
определять их положение в пространстве.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают признаки осени. Проговаривают сюжет
на тему окружающей жизни путём сопоставления
светлых и темных тонов, чистых исмешанных цветов.
Изображают основания более близких предметов
ниже, дальних
предметов – выше, близких предметов – крупнее
дальних
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают
порядок
расположения
нескольких изображений на листе бумаги.
Изображают от руки предметы
округлой, продолговатой, треугольной формы,
передавая их характерные особенности. Различают и
называют цвета и их оттенки
Кол-во
часов
1
1
1
2
2
Работа с презентациями в формате PowerPoint
8-9
10-11
Рисование
с
осеннего пейзажа.
натуры
Рисование с натуры ветки
дерева с простыми по форме
листьями
Сравнивают
предметом.
свой
рисунок с изображаемым
Применяют
осевую линию.Правильно
располагают изображение на
листе бумаги с учётом пропорций и формы
предмета.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Применяют правила построения узора в квадрате и
понятие «ритм». Умеют рисовать квадрат и делить
его на равные части; совершенствуют
навык проводить прямые, горизонтальные и
вертикальные линии. Правильно чередуют цвета
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5
2
2
12-13
14
15-16
17
Рисование
деревьев.
осенних
Рисование флага России
Рисование с натуры доскидля
резания овощей.
Декоративное
рисование
шахматного узора в квадрате.
18-19
Декоративное
рисование
геометрического
орнамента в квадрате.
20-21
Рисование
с
натуры
игрушечного домика.
22-24
Декоративное рисование.
25-26
Узор для гжельской тарелки
(тарелка
готовая форма)
Различают и изображают от руки предметы
округлой, продолговатой, треугольной формы,
передают
их
характерные
особенности.Различают и называют
цвета и их оттенки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Знать символическое значение красного, белого и
синего цветов. Изображают предмет прямоугольной
формы с правильной передачей
Пропорций
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Сравнивают свой рисунок с изображаемым
предметом. Применяют осевую линию, передают
примерные пропорции предмета и относительную
величину его частей. Правильно
располагают изображение на листе бумаги с учётом
пропорций и формы предмета.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Рисуют квадрат и делят его на равные части (8
частей). Совершенствуют навык проводить прямые
,вертикальные ,горизонтальные,наклонные линии.
Работа с презентациями в формате PowerPoint
2
Вспоминают
правила
построения узора в
квадрате и понятие «ритм». Правильно чередуют
цвета.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Выясняют конструкцию изображаемого предмета
(фундамент - подставка, столбы, бревна, окошко,
крыша, труба). Изображают предмет сложной
формы, части которого повторяют известные
обучающимся графические образы (прямоугольник,
квадрат, треугольник),
называя формы этих частей (на что похоже).
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают традиции праздника Нового года.
Изображают
от
руки
предметы
округлой,
продолговатой, треугольной формы, передавая их
характерные особенности. Различают и
называют цвета и их оттенки.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
Знакомятся с
работами гжельских мастеров.
Выясняют
характерные
особенности росписи
гжельской керамики (цвет и элементы росписи).
Составляют растительный узор с простым
чередованием элементов в круге (по краю и в
середине), правильно выделяют и располагают
элементы узора гжельской керамики (цветы,
ветки, листья, завитки разных оттенков синего цвета
на белом фоне).
Работа с презентациями в формате PowerPoint
2
6
1
2
1
2
3
27-28
Рисование
с
двухцветного мяча.
натуры
29-30
«Узоры
на
окне»
Декоративное рисование
31-32
Рисование
фартуке
учителем.
33-34
Рисование с натуры весенней
веточки.
Беседа
по
картинам
А.Саврасова
«Грачи
прилетели», И.Левитана
«Март».
орнамента
на
заготовленного
Изображают в рисунке самую тёмную часть (тень),
более светлую (полутень) и яркие светлые
пятнышки (блики). Правильно раскрашивают мяч
круговыми движениями руки. Правильно чередуют
отдельные элементы узора по форме и цвету.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
Рисуют
симметричный узор, применяя осевую
линию.
Практически наблюдают
явлениеосевой
симметрии.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают
особенности
орнамента,
понятия«симметрия», «ритм». Используют осевые
линии при выполнении узора в квадрате, располагают
симметрично элементы рисунка, заполняя середину,
углы,
края;
ориентироваться
в
заданной
геометрической форме с учётом симметрического.
расположения элементов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Учатся
узнавать
в
репродукциях
художественных картин характерные признаки
времен
года,
передаваемые
средствами
изобразительного искусства
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
2
2
2
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы , «изобразительное искусство» М.Ю. Рау,
М.А. Зыкова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва Просвещение, 2018
2. Примерная программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII
вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2013.
3. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе» И.А.
Грошенков. «Просвещение», 1975
7
8