ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
на МО
учителей
начальных Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
классов
УР:
школа–интернат»
Руководитель МО:
____________О.П.
Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
_________А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
Приказ №25
От «28» августа 2025г.
«26» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
для обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Математика»
(Образовательная область «Математика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель первой
категории
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематическое планирование.
5. Материально – техническое обеспечение.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов
в год (4 часа в неделю).
Цель обучения – подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни в
современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
формирование
доступных
обучающимся
с
нарушением
интеллекта
математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных,
учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их
использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с нарушением интеллекта
средствами математики с учетом их
индивидуальных возможно стей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности,
настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности,
умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять
контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 4 классе определяет
следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел первой сотни;
формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в
соответствии с алгоритмом;
формирование знаний о геометрических фигурах, формирование умения
называть их части, строить фигуры с помощью инструментов;
формирование умения применять первоначальные математические знания для
решения учебно-познавательных и практических задач.
2.Планируемые результаты освоения содержания
Личностные результаты:
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке
математики и при выполнении домашнего задания;
- начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности,
в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений,
построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно
выполненного задания;
элементарное
понимание
связи
математических
знаний
с
некоторыми
жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения
отдельных жизненных задач.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части);
знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц
умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для
нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и
письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах;
определять время по часам хотя бы одним способом; решать, состав- лять,
иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых
линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая,
отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне
практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами
умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и
применять переместительное свойство сложения и умножения;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в
пределах 100;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5
м 62 см, 3 м 03 см;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать,
составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко
записывать,
моделировать
содержание,
решать
составные
арифметические задачи в два действия;
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в
различных ситуациях.
Программа обучения в 4 классе направлена на изучение нумерации чисел в пределах
100: раскрывается понятие разряда, обучающиеся знакомятся со сложением и
вычитанием двузначных чисел, приемами устных и письменных вычислений.
Завершается изучение табличного умножения и деления, ознакомление с вне табличным
умножением и делением. Продолжается изучение величин и единиц их измерения.
Обучающиеся продолжают изучать единицы измерения длины, стоимости, массы,
времени, соотношение единиц измерения.
В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся
выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная
работа. В зависимости от источника знаний используются словесные методы (рассказ
или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам),
наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений),
практические методы (измерение, вычерчивание геометрических
фигур,
аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д).
лепка,
Содержание разделов
№
п/п
Кол-во
часов
Контрольные
работы
Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание
чисел без перехода через разряд. Умножение
числа 2, деление на 2
26
2
2.
Сложение и вычитание чисел с переходом через
разряд
15
1
3.
Умножение и деление чисел в пределах 100
63
2
4.
Сложение и вычитание чисел (письменные
вычисления)
21
1
5.
Умножение и деление с числами 0, 10
7
6.
Повторение
4
1.
Название раздела
Итого
136
6
4.Тематическое планирование. Математика.
№
п/п
1-5
Раздел, тема урока
Нумерация чисел
(повторение).
1
–
Колво
часов
100
Дата
Нумерация
5
Основные
виды
учебной
деятельности и электронные
учебно-методические
материалы
Выполнение
арифметических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
6-7 Числа,
полученные
при
2
Выполнение
арифметических
измерении величин.
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
8
Мера длины – миллиметр.
1
Построение отрезков. Работа с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)
9-14 Сложение и вычитание чисел в
6
Выполнение
арифметических
пределах 100 без перехода через
действий. Работа с презентацией
разряд.
PowerPoint на интерактивной
доске.
15 Меры времени.
1
Определение времени по часам.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
16 Числа,
полученные
при
1
Выполнение
арифметических
измерении двумя мерами.
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
17 Замкнутые,
незамкнутые
1
Построение
линий.
Работа
кривые линии.
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
18 Окружность, дуга.
1
Построение окружности. Работа
с презентацией PowerPoint на
интерактивной доске.
19 Умножение чисел.
1
Выполнение
арифметических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
20- Таблица умножения числа 2.
2
Выполнение
арифметических
21
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
22 Деление чисел.
1
Выполнение
арифметических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
23- Деление на 2.
2
Выполнение
арифметических
24
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
2526
2729
30
31
3234
3537
38
3941
4244
4547
4850
51
5254
55-
доске.
Сложение с переходом через разряд
Сложение двузначного числа с
2
Выполнение
математических
однозначным числом.
действий .Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Сложение двузначных чисел.
3
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Ломаная линия.
1
Построение, измерение ломаной
линии. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа
Вычитание с переходом через разряд
Вычитание однозначного числа
3
Выполнение
математических
их двузначного.
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Вычитание двузначных чисел.
3
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Замкнутые, незамкнутые
1
Построение линий. Работа с
ломаные линии.
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Таблица умножения числа 3.
3
Выполнение
действия
умножения
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске..
Деление на 3.
3
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Таблица умножения числа 4.
3
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Деление на 4.
3
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Длина ломаной линии.
1
Построение ломаной линии.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Таблица умножения числа 5.
3
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске
Деление на 5.
3
Выполнение действия деления.
57
5859
Двойное обозначение времени.
2
6062
Таблица умножения числа 6.
3
6365
Деление на 6.
3
66
67
Контрольная работа.
Прямоугольник.
1
1
6870
Таблица умножения числа 7.
3
7173
Увеличение числа в несколько
раз.
3
7476
Деление на 7.
3
7779
Уменьшение числа в несколько
раз.
3
80
Квадрат.
1
8183
Таблица умножения числа 8.
3
8486
Деление на 8.
3
87
Меры времени.
1
88-
Таблица умножения числа 9.
3
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске
Определение времени и его
запись. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Самостоятельная работа
Вычерчивание прямоугольника.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Вычерчивание квадрата. Работа с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Решение примеров и задач с
именованными числами. Работа с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение
действия
90
9193
Деление на 9.
3
94
Решение простых
арифметических задач (простые
арифметические задачи на
зависимость между
стоимостью, ценой,
количеством)
Пересечение фигур.
1
95
1
умножения
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске..
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Решение
задач.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Построение
геометрических
фигур. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
96 Умножение 1 и на 1.
1
Выполнение
действия
умножения
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске..
97 Деление на 1.
1
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления)
98- Сложение и вычитание без
3
Формирование
умения
100 перехода через разряд.
выполнять
вычисления
столбиком.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
101 Контрольная работа.
1
Самостоятельная работа
102- Сложение с переходом через
5
Выполнение
математических
106 разряд.
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске..
5
Выполнение
математических
107- Вычитание с переходом через
111 разряд.
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
112 Умножение 0 и на 0.
1
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
113 Деление 0 на число.
1
Выполнение действия деления.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
114 Взаимное положение фигур.
1
Вычерчивание геометрических
фигур. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
115
Умножение 10 и на 10.
1
116
Деление на 10.
1
117- Нахождение неизвестного
119 слагаемого.
3
120
1
Доли (понятие доли как части
предмета и целого числа).
121- Повторение по теме «Сложение
122 и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд».
2
123- Повторение по теме «Сложение
124 и вычитание с переходом через
разряд»
2
125- Повторение по теме
126 «Умножение»
2
127 Контрольная работа.
128- Повторение по теме
129 «Увеличение и уменьшение
числа в несколько раз»
1
2
130
1
Повторение по теме
«Построение прямоугольника
(квадрата)»
131- Повторение по теме
132 «Нахождение неизвестного
слагаемого»
2
133- Обобщение
136
4
Выполнение
действия
умножения.
Работа
с
презентацией
PowerPoint
на
интерактивной доске.
Выполнение действия деления.
Работа с ЭОР и презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Нахождение части предмета и
числа. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Самостоятельная работа.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Построение
прямоугольника.
Работа
с
презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
Выполнение
математических
действий. Работа с презентацией
PowerPoint на интерактивной
доске.
5.Материально – технического обеспечение.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы, «Математика» в 2 ч.Т.В. Алышева,
И.М.Яковлева Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Москва Просвещение, 2018.
1. Пособие для учителя. Обучение математике учащихся младших классов. VIII вид.
Эк В.В.
2. Пособие для учителя. Преподавание математики в коррекционной школе. Перова
М.Н.
3. Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.
4. Счётный материал (счёты, математические наборы, абаки)