ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
СОГЛАСОВАННО
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.
Приказ № 25_
от «28» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
8 класса (вариант 1)
учебного предмета
«Чтение»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель Лебедева Е.М.
г. Нелидово
2025г
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение..
2
1.Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательных текстов;
− развитие навыков речевого обращения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе определяет
следующие задачи:
− формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность,
беглость;
− знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана;
− формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать
художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления.
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по
учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
−владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том
числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
3
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Минимальный уровень:
− читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе, обеспечивающем его
понимание;
− читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
−участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы,
высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил
речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
− устанавливать смысловые отношения между поступками героев, событиями (с помощью
педагогического работника);
− определять тему произведения самостоятельно;
-определять основную мысль произведения (с помощью педагогического работника);
− учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся);
− отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов
автора;
-определять собственное отношение к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью
педагогического работника);
− пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана и после
предварительного анализа;
− находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их значение и смысл с опорой на
контекст;
− выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого); самостоятельно читать небольшие
по объёму и несложные по содержанию художественные произведения и научно-популярные
тексты, выполнять посильные задания.
Достаточный уровень:
− читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научнопознавательные тексты вслух и молча;
− использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
− овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в
их обсуждении;
− целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по
тематике художественным текстам;
-активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
− уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки
зрения;
− делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст;
− выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую
литературу;
− самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной
информации;
− заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений.
3.Содержание обучения.
Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и коммуникативную
направленность. Программа в 8 классе направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными предметами.
Задания ориентируют старшеклассников на анализ художественного произведения, на обсуждение
текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и
коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного чтения в 8 классе свойственно
постепенное усложнение характера вопросов и заданий, преемственность этих заданий.
4
В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные дидактические принципы: принцип
воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности обучения, наглядности в
обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности материала и систематичности
его изложения, а также принципов дифференцированного и индивидуального подходов.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, баллады,
рассказы, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,
былина, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и
подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью учителя).
№
Тема
1.
Устное народное
творчество
Произведения
русских
писателей XIX
века
Произведения
русских
писателей 1-й
половины XX
века
Произведения
русских
писателей 2-й
половины XX
века
2.
3.
4.
Кол-во
часов
12
45
33
39
Содержание разделов
Основные виды деятельности обучающихся
Работать с жанрами устного народного творчества: сказками,
былинами, пословицами и поговорками.
Разбирать текст по вопросам, формулировать вопросы к
отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделять тему и идею произведения, соотносить их с заглавием
текста. Прогнозировать события с опорой на заглавие и
иллюстрации.
Выделять в соответствии с данным планом части текста.
Озаглавливать части текста
коллективного выделения.
(с
помощью
учителя)
после
Полно и частично пересказывать произведения по данному или
коллективно составленному плану.
Включать в пересказ необходимых средств связи предложений и
частей текста прочитанного произведения.
Читать по ролям и драматизировать диалоги.
Оценивать характер героя, подбирать подтверждающие эту
оценку факты (с помощью учителя).
5
Акцентировать внимание на авторском слове: выделение и
объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение
характеризующих события, героев слов и предложений.
Выбирать и объяснять образные слова и выражения (с помощью
учителя, с опорой на наглядный материал).
Определять отношение автора к своим героям и событиям (с
помощью учителя).
Навыки чтения
Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами
с переходом на словосочетания. Использование специальных
текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов,
несложных по содержанию, для более быстрого, целостного
восприятия слова и понимания значения прочитанного.
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после
предварительного анализа.
5.
Внеклассное
чтение
Итого:136ч
6
7ч
Выразительное чтение произведений с опорой на авторские
ремарки.
Коллективная
отработка
логических
ударений,
синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце
предложения на основе различительных знаков препинания,
интонация перечисления при однородных членах предложения.
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг.
4.Тематический план.
№
Содержательная линия. Тема
Кол.-во часов
п/п
Устное народное творчество
7
Дата
Основные виды учебной деятельности и
электронные учебно- методические материалы
13ч
1-5
Волшебное кольцо (русская сказка).
5ч
Выявление знаний школьников по данной теме.
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
произведения, музыку. Работа над пониманием унт.
Работа над видами унт, пониманием видов сказок.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.
Анализ сказки. Работа над выяснением морали.
Рассказывание сказки по плану. . Работа с презентациями
вформате PowerPoint
6
Урок внеклассного чтения.
1ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Использование элементов
драматизации. Работа над пониманием особенностей
произведений УНТ. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
7
Пословицы и поговорки.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
знания школьников. Работа над особенностями народных
произведений малых форм, смысловым значением,
выразительным чтением. Работа в парах и группах. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
8
8-9
Баллады. Жуковский В.А. Перчатка.
2ч
Знакомство с новым жанром литературы. Ответы на
вопросы учителя. Совершенствование техники чтения.
Выборочное чтение. Анализ баллады. Составление
характеристик персонажей. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
10
Суриков И.З. Нашла коса на камень.
1ч
Работа над выразительным чтением. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Анализ. Составление
характеристик персонажей. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. Объяснение смысла
названия. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
11-13
Былины. Садко (отрывок).
3ч
Продолжение знакомства с былинами. Выявление
особенностей этого жанра, отличия былины от сказки.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Анализ произведения по вопросам учителя. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Произведения русских писателей XIX
в.
47ч
14
Пушкин А.С. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчества А. С. Пушкина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
15-16
Басина М.Я. Публичное испытание.
2ч
Совершенствование техники чтения. Выборочное
чтение. Анализ текста. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Ответы на вопросы
учителя. Работа над пересказом. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
9
17
Пущин И.И. Записки о Пушкине.
1ч
Соотнесение текста с историческими событиями.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.
Анализ текста. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Ответы на вопросы учителя.
Работа над пересказом. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
18-19
Пушкин А.С. Памятник. Во глубине
сибирских руд…
2ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Определение
главной мысли. Работа над выразительными средствами
языка. Соотнесение текста с историческими событиями.
Заучивание отрывков наизусть. . Работа с презентациями
вформате PowerPoint
20
Зимнее утро.
1ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Работа с
иллюстративным материалом, произведениями
искусства, музыкальными произведениями. Работа над
выразительными средствами языка. Работа над
словесным рисованием. Заучивание наизусть. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
21
Пущину И.И.
1ч
Составление рассуждения на тему дружбы.
Соотнесение текста с историческими событиями.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.
Анализ текста. Ответы на вопросы учителя. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
10
22
Няне.
1ч
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над
выразительными средствами языка. Анализ. Соотнесение
текста с историческими событиями. Работа над
словесным рисованием. Заучивание наизусть. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
23
Сожженное письмо (отрывок). Я вас
любил…
1ч
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Определение главной мысли. Работа над
выразительными средствами языка. Раскрытие темы
любви. Заучивание наизусть. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
24-25
Сказка о попе и работнике его Балде.
2ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Работа с
иллюстративным материалом. Анализ. Составление
характеристик персонажей. Работа над выяснением
морали. Работа над сложными для понимания словами и
выражениями. Выражение своего отношения к героям
сказки. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
26
Внеклассное чтение.
1ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным материалом,
рисунками уч-ся. Выражение своего отношения к
героям. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
27
Лермонтов М.Ю. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчества поэта. Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
11
28
Смерть поэта (отрывок).
1ч
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Определение главной мысли. Работа над
выразительными средствами языка. Анализ.
Соотнесение текста с историческими событиями. . Работа
с презентациями вформате PowerPoint
29
Родина (отрывок).
1ч
Беседа с опорой на с иллюстративный материал.
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Определение главной мысли. Работа над
выразительными средствами языка. Анализ. Заучивание
наизусть. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
30-31
Парус. Сосна.
2ч
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Определение главной мысли. Работа над
выразительными средствами языка. Анализ. Словесное
рисование. Раскрытие темы одиночества в стихах
М.Ю.Лермонтова. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
32-35
Песня про купца Калашникова…
4ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Работа с
иллюстративным материалом. Анализ. Составление
характеристик персонажей. Работа над описанием
красоты русской женщины. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Выражение своего
отношения к героям. Прогнозирование событий.
Определение главной мысли. Выяснение отношения
автора к событиям. Высказывание собственной точки
зрения. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
36
Крылов И.А. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчества И. А. Крылова Выборочное чтение.
Беседа о знакомых произведениях. Повторение
особенностей басни как жанра литературы. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
37-39
Волк на псарне (басня).
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Чтение по
ролям. Работа с иллюстративным материалом.
Составление характеристик персонажей. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Определение морали басни. Использование элементов
драматизации.
Словесное рисование. Заучивание отрывков
наизусть. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
Осел и соловей (басня).
Муха и пчела (басня).
12
40
Некрасов Н.А. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством поэта. Выборочное чтение. Беседа о
знакомых произведениях. Ответы на вопросы учителя по
тексту. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
41
Размышления у парадного подъезда.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой доли
крестьянства. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
13
42
В полном разгаре страда деревенская.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой женской
доли. Характеристика героини по плану. Соотнесение с
реальными историческими событиями. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
43
Мороз красный нос.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой женской
доли. Характеристика героини по плану. Соотнесение с
реальными историческими событиями. Высказывание
впечатлений от прочитанного. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
44
Русские женщины (отрывок).
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Словесное рисование. Раскрытие темы тяжёлой женской
доли. Соотнесение с реальными историческими
событиями. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
14
45
Никитин И.С. Биография. Русь.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. Работа над выразительным
чтением. Анализ произведения по вопросам учителя.
Определение главной мысли. Словесное рисование.
Заучивание отрывков наизусть. . Работа с презентациями
вформате PowerPoint
46
Утро на берегу озера.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Словесное рисование. Деление стихотворения на части и
озаглавливание. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
47
Тургенев И.С. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
48-55
Муму.
8ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Словесное рисование. Характеристика героя по плану,
барыни. Оценка поступка Герасима. Составление
описания собаки. Соотнесение с реальными
историческими событиями. Высказывание впечатлений
от прочитанного. Пересказ. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
56
Толстой Л.Н. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Беседа о знакомых произведениях. Ответы на
вопросы учителя по тексту.
. Работа с презентациями вформате PowerPoint
57-59
После бала.
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Словесное
рисование. Составление описания внешности и
поведения полковника, Вареньки. Соотнесение с
реальными историческими событиями. Высказывание
впечатлений от прочитанного. Пересказ от 3 лица. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
60
Внеклассное чтение.
1ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным материалом,
рисунками уч-ся. Выражение своего отношения к
героям. Работа с выставкой книг. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Произведения русских писателей
1-ой половины XX века
34
61
15
Чехов А.П. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Беседа о знакомых произведениях. Ответы на
вопросы учителя по тексту. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
16
62-63
Лошадиная фамилия.
2ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением, чтением по ролям. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Выделение главной мысли. Характеристика персонажей.
Нахождение смешного и комичного в тексте.
Высказывание впечатлений от прочитанного. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
64
Короленко В.Г. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Беседа о знакомых произведениях. Ответы на
вопросы учителя по тексту. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
65-76
Слепой музыкант.
12ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением. Анализ произведения по
вопросам учителя. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Работа с иллюстративным
материалом. Выделение главной мысли. Характеристика
персонажей. Пересказ. Высказывание впечатлений от
прочитанного. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
77
Внеклассное чтение.
1ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Анализ прочитанных
произведений. Работа с иллюстративным материалом.
Выражение своего отношения к героям. Коллективное
обсуждение. Работа с выставкой книг. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
17
78
М.Горький. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Беседа о знакомых произведениях. Ответы на
вопросы учителя по тексту. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
79-81
Макар Чудра.
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением. Анализ произведения по
вопросам учителя. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Работа с иллюстративным
материалом. Выделение главной мысли. Характеристика
персонажей. Пересказ. Высказывание впечатлений от
прочитанного. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
82
С.А.Есенин. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Работа над выборочным чтением.
Беседа о знакомых произведениях. Ответы на вопросы
учителя по тексту. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
83
Спит ковыль…
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
музыку. Работа над выборочным и выразительным
чтением. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Словесное рисование. Работа
над средствами художественной выразительности.
Раскрытие темы красоты русской природы и любви к
родной земле. Заучивание наизусть. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
18
84
Пороша.
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
музыку. Работа над выборочным и выразительным
чтением. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Словесное рисование. Работа
над средствами художественной выразительности.
Раскрытие темы красоты русской природы и любви к
родной земле. Заучивание наизусть. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
85
Отговорила роща золотая…
1ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
музыку. Работа над выборочным и выразительным
чтением. Работа над сложными для понимания
словами и выражениями. Словесное рисование. Работа
над средствами художественной выразительности.
Раскрытие темы красоты русской природы и любви к
родной земле. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
86-87
А.П.Платонов. Биография. Разноцветная
бабочка.
2ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Совершенствование техники чтения. Самостоятельное
составление вопросов по тексту. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
19
88
А.Н.Толстой. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
89-92
Русский характер.
4ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением, чтением по ролям. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной
мысли. Характеристика персонажей. Словесный
портрет. Озаглавливание частей текста. Пересказ.
Раскрытие темы силы человеческого характера.
Высказывание впечатлений от прочитанного. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
93
Н.А.Заболоцкий. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Работа над выборочным чтением.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное
составление вопросов по тексту. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
94
Некрасивая девочка.
1ч
Работа над выборочным и выразительным чтением.
Анализ произведения по вопросам учителя. Словесное
рисование внешнего вида девочки. Составление
рассуждений о красоте души и внешней красоте
человека. . Работа с презентациями вформате PowerPoint
Произведения русских писателей
42
2-ой половины XX века
95
96-97
98
20
К.Г.Паустовский. Биография.
Телеграмма.
Р.И.Фраерман. Биография.
1ч
Продолжение знакомства с биографией и основными
этапами творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
2ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением, чтением по ролям. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной
мысли. Характеристика персонажей. Озаглавливание
частей текста. Пересказ. Раскрытие темы одиночества.
Высказывание впечатлений от прочитанного. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Работа над выборочным чтением.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное
составление вопросов по тексту. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
21
99-108
Дикая собака Динго, или повесть о
первой любви.
10ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением, чтением по ролям. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной
мысли. Характеристика персонажей. Словесный
портрет. Озаглавливание частей текста. Пересказ.
Раскрытие темы дружбы, взаимовыручки, первой любви.
Высказывание впечатлений от прочитанного. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
109
Л.А.Кассиль. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
110-112
Пекины бутсы.
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением, чтением по ролям. Анализ
произведения по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной
мысли. Характеристика персонажей. Словесный
портрет. Озаглавливание частей текста. Пересказ.
Высказывание впечатлений от прочитанного. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
113
А.Т.Твардовский. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Работа над выборочным чтением.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Самостоятельное
составление вопросов по тексту. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
22
114-117
Василий Теркин.
4ч
Беседа с опорой на иллюстративный материал.
Работа над выборочным, выразительным чтением,
чтением по ролям. Анализ текста. Характеристика
героя. Словесное рисование. Озаглавливание частей
текста. Работа над средствами художественной
выразительности. Раскрытие темы подвига. Заучивание
отрывков наизусть. . Работа с презентациями вформате
PowerPoint
118
Внеклассное чтение.
1ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Анализ прочитанных
произведений. Работа с иллюстративным материалом.
Выражение своего отношения к героям. Коллективное
обсуждение. Работа с выставкой книг. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
119
В.М.Шукшин. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
120-122
Гринька Малюгин.
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным, выразительным чтением, чтением по
ролям. Анализ текста. Характеристика героя.
Словесное рисование. Озаглавливание частей текста.
Пересказ.Работа над основной мыслью. Раскрытие темы
подвига. Коллективное обсуждение. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
23
123
В.П.Астафьев. Биография.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту. .
Работа с презентациями вформате PowerPoint
124-126
Далекая и близкая сказка.
3ч
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным, выразительным чтением, чтением по
ролям. Анализ текста. Характеристика героя.
Словесное рисование. Работа с иллюстративным
материалом. Озаглавливание частей текста. Пересказ.
Работа над основной мыслью. Раскрытие темы грусти,
одиночества. Коллективное обсуждение. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
127-133
Р.П.Погодин. Биография. Алфред.
7ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством писателя. Работа над выборочным
чтением. Ответы на вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное составление вопросов по тексту.
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным, выразительным чтением, чтением по
ролям. Анализ текста. Характеристика героя. Работа с
иллюстративным материалом. Озаглавливание частей
текста. Пересказ. Работа над основной мыслью.
Коллективное обсуждение. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
134-135
Внеклассное чтение.
2ч
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Анализ прочитанных
произведений. Работа с иллюстративным материалом.
Выражение своего отношения к героям. Коллективное
обсуждение. Работа с выставкой книг. . Работа с
презентациями вформате PowerPoint
136
24
А.А.Сурков. Биография. Родина.
1ч
Знакомство с биографией и основными этапами
творчеством поэта. Работа над выборочным чтением.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выборочным и выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Соотнесение текста с
реальными историческими событиями. Работа над
описанием природы. Работа над основной мыслью.
Коллективное обсуждение. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint
5.Материально-техническое обеспечение.
учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает:
учебник:
8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.:
Просвещение, 2018 г.;
программно-методическое обеспечение:
Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
Печатные пособия:
наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения.
25
26