4 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ №25
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
4 класса (вариант 2)
коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель первой категории
Колесникова Юлия Алексеевна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка.
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 2
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую
работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только
передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять
интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный
контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть
направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных навыков с использованием средств
невербальной коммуникации.
Основные задачи коррекционной работы - выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование
его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Коммуникация с
использованием невербальных средств», «Импрессивная речь», «Экспрессия с использованием
средств невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего
вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его
психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием
альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться
для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
В соответствии с учебным планом коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная
коммуникация» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Место
коррекционного курса в учебном плане для первой ступени обучения (1 – 4 классы) в
соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умеренной, тяжёлой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант) предоставлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Количество часов в Количество часов в
учебных недель
неделю
год
4 класс
33 учебные недели
2 часа
68 часа
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу,
осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека
- Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка.
-

3. Содержание обучения коррекционного курса .
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием
жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием устройства «Language Master».
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки («Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»).
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе,
прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора «Step by step».
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание
с
использованием коммуникатора
«GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker»,
«PowerTalker»).
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление
простых
предложений
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Составление
рассказа
по
последовательно продемонстрированным
действиям
с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Начальные навыки письма
Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения)
4 класс

Тема раздела

Виды деятельности

Школьная Коммуникация
- Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование
на собственное имя.
- Привлечение к себе внимания доступным способом.
- Выражение согласия (несогласия) доступным способом.
- Установление зрительного контакта с собеседником в игре.
- Выражение желаний доступным способом.
- Понимание эмоционального состояния при чтении художественных
произведений.
Развитие речи
- Понимание, называние доступным способом слов: здравствуй, до
свидания, учитель, класс, ученик, друзья, друг.
- Понимание, называние доступным способом обобщающих
понятий: школьные принадлежности.
- Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих
действия предмета: учиться, дружить, помогать.
- Понимание, называние доступным способом слов, обозначающих
признак действия, состояния: хорошо, плохо, молодец, весело,
грустно.
- Упражнения на закрепление понимания, называния
(употребления) слов и сочетаний, обозначающих деятельность
учащихся на уроке.
- Узнавание (различение), называние (употребление) доступным
способом имён учащихся класса, педагогов.
- Работа с предметными и сюжетными картинками.
Чтение и письмо
- Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами.
- Узнавание (различение) фотографий, напечатанных слов,
обозначающих имена.
- Понимание карточек с картинкой и напечатанными словами,
- Составление сочетаний из карточек с картинкой и напечатанными
словами.
Наши сказки.6ч
Коммуникация
- Понимание эмоционального состояния собеседника, повторение
эмоций по тексту сказки.
- Выражение эмоций при воспроизведении действий героев сказок.
- Понимание эмоционального состояния при чтении художественных
произведений.
Развитие речи.
- Слушание сказок. Употребление звукоподражания при слушании.
- Пересказ доступным способом слов и действий по сюжету сказки.
- Называние доступным способом любимых героев и их действий.
Чтение и письмо
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами,
обозначающими героев сказки, их действия.
Времена года.16ч
Коммуникация
- Выражение своих желаний доступным способом при
рассматривании картинок.
- Понимание эмоционального состояния при чтении художественных
произведений.
Развитие речи
- Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий:
время года, овощи, фрукты, цветы, насекомые.
- Понимание, называние (употребление) слов: лето, солнце, лес, река,
весна, дождь, ручей, зима, дети, каток, осень, ветер, дерево, капуста,
Школа.
жизнь. 4ч

Семья.4ч

В мире профессий.3ч

Береги здоровье.2ч

лимон, морковь, салат.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих
признак предмета: красный, желтый, зеленый, белый.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета: купаться, смотреть, давать, гулять, играть,
собирать, делать.
- Понимание слов, обозначающих состояние: хорошо, плохо, тепло,
холодно.
- Рассматривание картинок.
- Составление сочетаний по картинкам доступным способом.
Чтение и письмо
- Знакомство с карточками с картинкой и напечатанными словами
- Использование карточек с картинкой и напечатанными словами при
составлении сочетаний по теме
Коммуникация
- Приветствие собеседника, прощание доступным способом.
- Тренировочные упражнения в изображении доброжелательного
выражения лица (игра с зеркалом).
- Выражение своих желаний доступным способом при
рассматривании картинок.
Развитие речи
- Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий:
семья.
- Понимание, называние (употребление) слов: женщина, мужчина,
мальчик, девочка.
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: моя.
- Рассматривание фотографий членов семьи учащихся.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих
деятельность членов семьи в различных ситуациях.
Чтение и письмо
- Использование карточек с картинкой и напечатанным словом.
Коммуникация
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Выражение согласия (несогласия) доступным способом.
Развитие речи
- Понимание, называние (употребление) обобщающих понятий:
профессии.
- Понимание, называние (употребление) слов: работа, маляр, врач,
укол, таблетка, кисть.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета: красить, лечить.
- Понимание, называние (употребление) слов, указывающих на
предмет, его признак: я, мой, моя.
Чтение и письмо
- Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при
составлении сочетаний.
Коммуникация
- Ответы на вопросы доступным способом.
- Выражение согласия (несогласия) доступным способом.
- Понимание эмоционального состояния при чтении художественных
произведений.
Развитие речи
- Понимание, называние (употребление) слов: спорт, физкультура.
- Понимание, называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета: бегать, прыгать, лазить.
- Понимание, называние (употребление) слов, указывающих на

Знакомство
буквами.33ч

предмет, его признак: мой.
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние:
хорошо, плохо
Чтение и письмо
- Использование карточек с картинкой и напечатанным словом, при
составлении сочетаний.
с Коммуникация
- Поддержание зрительного контакта с собеседником (диалог)
Развитие речи
- Повторение ситуаций, в которых произносятся звуки: А, У , М, О,
С, Х, Ш, Л, Ы (ассоциации с картинкой: нюхает цветок, воет волк и
т.д.).
- Рассматривание ситуаций, в которых произносятся звуки: Н, Р, К.
- Воспроизведение ситуаций по ролям.
- Повторение за педагогом слов, с изучаемым звуком в начале, в
конце и в середине слова.
Чтение и письмо
- Знакомство с графическим изображением буквы.
- Выкладывание букв из палочек, ниток и т.д. Выкладывание контура
буквы мелкими предметами.
- Обведение, штриховка.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Название раздела,
тема урока

Школа. Школьная жизнь

Кол- Основные виды учебной деятельности и
во
электронные учебно-методические
часов материалы

Дата

1.

Школа

1

- установление зрительного контакта с
учителем «глаза в глаза»
- фиксация внимания на лицо взрослого
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на
вопрос
- приветствие, прощание с использованием
мимики, жеста, звучащего предмета
- игра «Здравствуй, школа!» Работа с
презентацией PowerPoint

4.09

2.

Класс

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание простых предложений
- закрепление жеста, символа «класс»
- игра «Найди и покажи» Работа с
презентацией PowerPoint

5.09

3.

Я и мои друзья

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- установление зрительного контакта с
учителем
- реагирование на собственное имя
сообщение
собственного
имени
посредством напечатанного слова
узнавание
напечатанного
слова,
обозначающее имя
- игра «Ты молодец!» Работа с
презентацией PowerPoint

11.09

4.

Составление рассказа
про друга

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- употребление простых предложений при
составлении рассказа доступным способом
- закрепление жеста, символа «друг»
Работа с презентацией PowerPoint

12.09

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- употребление простых предложений при
составлении рассказа доступным способом
- закрепление жеста, символа «лето»,
«солнце», «тепло» Работа с презентацией
PowerPoint

18.09

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- употребление простых предложений при
составлении рассказа доступным способом
- умение составлять рассказ по опорным
карточкам. Работа с презентацией
PowerPoint

19.09

Время года. Лето
5. Воспоминание о лете

6.

Составление рассказа
про того, как ты
провел лето

Летом на реке

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих лето, река
- знакомство, закрепление жеста, символа
«река»
- закрепление правил поведения на реке по
опорным картинкам. Работа с
презентацией PowerPoint

25.09

Время года. Осень
8. Краски осени

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
осени (красный, желтый, зеленый)
- знакомство, закрепление жеста, символа
«осень», «желтый», «красный», «зеленый»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«дождь», «холодно», «ветер»
- пальчиковая игра «Осень» Работа с
презентацией PowerPoint

26.09

7.

9.

Листья желтые над
городом кружатся

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
осени (красный, желтый, зеленый)
- знакомство, закрепление жеста, символа
«осень», «желтый», «красный», «зеленый»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«дождь», «холодно», «ветер»
- пальчиковая игра «Осень»
- рисование пальчиками листочков. Работа
с презентацией PowerPoint

2.10

10.

Во саду ли, в огороде

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих сад,
огород, овощи, фрукты
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«овощи», «фрукты»
- игра «Разложи в лукошко» Работа с
презентацией PowerPoint

3.10

11.

Овощи. Капуста

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих предмет:
овощи
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«овощи», «капуста»
- пальчиковая игра «Мы капусту рубим,
рубим» Работа с презентацией PowerPoint

9.10

12.

Фрукты. Лимон

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
фрукты
- рассматривание предметных картинок
«Фрукты»
- рассматривание, ощупывание муляжей
«Фрукты»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«фрукты», «лимон»
- игра «Попробуй на вкус» Работа с
презентацией PowerPoint

10.10

13.

Витаминный салат

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих предмет:
овощи
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«овощи», «салат», «морковь», «капуста»
- закрепление приготовления салата по
опорным картинкам. Работа с
презентацией PowerPoint

16.10

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в
процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением. Работа с
презентацией PowerPoint

17.10

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением. Работа с
презентацией PowerPoint

23.10

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев

24.10

Наши сказки
14. Сказка «Волк и
семеро козлят»

15.

Обыгрывание сказки
«Волк и семеро
козлят»

16.

Пересказ сказки
«Волк и семеро
козлят»

с речевым сопровождением
- умение пересказать сказку при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением
- умение составлять сказку при помощи
картинок. Символов. Работа с
презентацией PowerPoint

17.

Составление сказки
«Волк и семеро
козлят» из картинок,
символов

1

18.

Положительные и
отрицательные герои
сказки

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением
- выражение мимикой согласия (улыбка),
несогласия (хмурый взгляд)
- рассматривание картинок с эмоциями
радости
- игра «Выбери взглядом веселый
смайлик» Работа с презентацией
PowerPoint

13.11

19.

Путешествие по
сказкам

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением
- закрепление сказочных герое
- рассказывание любимой сказки
доступным способом при помощи
наводящих вопросов

14.11

1

- выполнение практических инструкций 20.11
учителя
- понимание простых по звуковому составу
слов (мама, папа)
- понимание слов: тетя, дядя
- использование карточек с картинкой и
напечатанным словом
- знакомство, закрепление жеста, символа
«мужчина», «женщина»

Семья
20. Моя большая семья

7.11

- узнавание (нахождение) на фото своих
родственников. Работа с презентацией
PowerPoint
21.

Это мой дядя!

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слова «дядя»
- знакомство (закрепление) символа, жеста
«мужчина», «мальчик»
- узнавание (нахождение) на фото своего
дяди
- рисование портрета своего дяди с
помощью педагога. Работа с презентацией
PowerPoint

22.

Это моя тетя!

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слова «дядя»
- знакомство (закрепление) символа, жеста
«женщина», «девочка»
- узнавание (нахождение) на фото своей
тети
- рисование портрета своей тети с
помощью педагога. Работа с презентацией
PowerPoint

23.

В кругу большой
семьи

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слова: семья, душа
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имен членов своей семьи
доступным способом
- нахождение на фотографии членов своей
семьи
- использование карточек с картинкой и
напечатанным словом. Работа с
презентацией PowerPoint

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- использование жестов для передачи
сообщений
- рассматривание сюжетных картинок
- обыгрывание рассказа «Кем быть? По
ролям доступным способом. Работа с
презентацией PowerPoint

1

- ответы на вопросы доступным способом
- понимание, называние (употребление)
слов «работа», «профессия», «маляр»
- понимание слов, обозначающих действия
предмета: красить

В мире профессий
24. Все профессии нужны

25.

Профессия. Маляр

- слушание стихов о профессии маляр,
рассматривание картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«маляр», «красить», «кисть»
- игра «Найди такую же картинку» Работа
с презентацией PowerPoint
26.

Профессия. Врач

Береги здоровье
27. За здоровьем я слежу

28.

Пересказ
К. Чуковский
«Мойдодыр!

Времена года. Зима
29. Зимние приметы

1

- ответы на вопросы доступным способом
- понимание, называние (употребление)
слов «работа», «профессия», «врач»
- понимание слов, обозначающих действия
предмета: лечить
- слушание стихов о профессии врача,
рассматривание картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«врач», «лечить», «укол», «таблетка»
- игра «Кукла заболела» Работа с
презентацией PowerPoint

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих признак
действия, состояние: хорошо, плохо
- закрепление символа (жеста, картинки)
- проговаривание доступным способом
- чтение «Что такое хорошо, что такое
плохо»: спорт, физкультура
- игра «Что нужно, чтоб не болеть» Работа
с презентацией PowerPoint

1

- выполнение практических инструкций
учителя
ориентировка
на
взрослого
и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого, на
игровые движения рук и действий пальцев
с речевым сопровождением
- умение пересказать при помощи жестов и
наводящих вопросов учителя. Работа с
презентацией PowerPoint

1

- рассматривание иллюстраций
- умение составлять рассказ о зиме
- употребление простых предложений при
составлении рассказа доступным способом
- закрепление жеста, символа «зима»,
«снег», «холодно», «белый»
- закрепление зимних признаков
- узнавание (нахождение) картинки с
временем года зима. Работа с презентацией
PowerPoint

30.

Зимние забавы. Лыжи

1

31.

Зимние забавы. Санки

1

32.

С горки вниз и на
горку вверх

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый, горка, санки
- понимание слов, обозначающих действие
предмета: кататься
- знакомство, закрепление жеста, символа
«играть», «снег», «холодно», «санки»,
«горка» Работа с презентацией PowerPoint

33.

Разучивание
В. Степанов «Как на
тоненький ледок»

1

- понимание эмоционального состояния,
повторение эмоций по тексту
стихотворения
- понимание, воспроизведение доступным
способом текста стихотворения за
педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)
- выполнение движений по тексту
доступным способом. Работа с
презентацией PowerPoint

34.

Разучивание
И. Суриков «Белый
снег пушистый»

1

- понимание эмоционального состояния,
повторение эмоций по тексту
стихотворения
- понимание, воспроизведение доступным
способом текста стихотворения за
педагогом (слово, звукоподражание,
символ, картинка, жест)
- выполнение движений по тексту
доступным способом. Работа с
презентацией PowerPoint

Знакомство с буквами. Повторение
35. Работа с букварем
1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый, лыжи
- понимание слов, обозначающих действие
предмета: кататься
- знакомство, закрепление жеста, символа
«играть» Работа с презентацией PowerPoint
, «снег», «холодно», «лыжи», «горка».
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый, санки, горка
- понимание слов, обозначающих действие
предмета: кататься
- знакомство, закрепление жеста, символа
«играть», «снег», «холодно», «санки»,
«горка» Работа с презентацией PowerPoint

- рассматривание азбуки в картинках

- нахождение знакомых букв
- игра «Покажи такую же» Работа с
презентацией PowerPoint
36.

Повторение. Буква А.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «А» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «А»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы
- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «А» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «А»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

37.

Повторение. Буква У.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

38.

Повторение. Буква О.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «О» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «О»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

39.

Повторение. Знакомые
буквы
А, У, О

1

40.

Повторение. Буква М.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звуков «А», «У», «О» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносятся звуки
- узнавание графического изображения
буквы
- игра «Угадай и назови громко по
артикуляции педагога»
- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «М» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «М»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

41.

Повторение. Буква С.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «С» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «С»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения

буквы. Работа с презентацией PowerPoint
.
- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «Х» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Х»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

42.

Повторение. Буква Х.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

43.

Повторение. Знакомые
буквы
М, С, Х

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звуков «М», «С», «Х» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносятся звуки
- узнавание графического изображения
буквы
- игра «Хлопни, топни» Работа с
презентацией PowerPoint

44.

Повторение. Буква Ш.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «Ш» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Ш»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

45.

Повторение. Буква Л.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «Л» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Л»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы. Работа с презентацией PowerPoint

46.

Повторение. Буква Ы.
Называние звука,
соотнесение с буквой

1

47.

Повторение. Знакомые
буквы
Ш, Л

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звука «Ы» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Ы»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- узнавание графического изображения
буквы
- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звуков «Ш», «Л» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносятся звуки
- узнавание графического изображения
буквы
- игра «Хлопни, топни» Работа с

презентацией PowerPoint
48.

Буквы заблудились

Времена года. Весна
49. Весна идет, весне
дорогу

1

- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение букв за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносятся звуки
- узнавание графического изображения
буквы
- игра «Найди заблудившуюся букву»
- игра «Пройди лабиринт по буквам»
Работа с презентацией PowerPoint

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста, символа
«весна», «тепло», «дождик»
- закрепление весенних признаков
- узнавание (нахождение) картинки с
временем года весна. Работа с
презентацией PowerPoint
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста, символа
«весна», «дерево», «дождик», «солнце»
- наблюдение за распусканием почек на
деревьях
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих цветы
- знакомство, закрепление жеста, символа
«цветок»
- заучивание стишков про весенние цветы
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих насекомых
- знакомство, закрепление жеста, символа
«жук»
- заучивание стихотворения «Майский
жук»
- игра «Жуки полетели» Работа с
презентацией PowerPoint

50.

Природа весной

1

51.

Первые цветы

1

52.

Жуки прилетели

1

Знакомство с буквами
53. У Назара длинный
нос «ННН»

1

- повторение звука «Н» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Н»
- обведение буквы по контуру

54.

Звук и буква Нн

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- обведение буквы в воздухе
- умение узнавать, показывать букву в
слове. Работа с презентацией PowerPoint

55.

Найди звук «Н»

1

56.

Выложи букву Н

1

- повторение за педагогом слов, со звуком
«Н» в начале, в конце и в середине слова
- игра «Хлопни, если услышишь звук «Н»
- выполнение практических инструкций
учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- выкладывание буквы из счетных палочек
- выкладывание буквы из пуговиц. Работа
с презентацией PowerPoint

57.

Поймай букву Н

1

58.

Мотор рычит «РРР»

1

59.

Звук и буква Рр

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- обведение буквы в воздухе
- умение узнавать, показывать букву в
слове. Работа с презентацией PowerPoint

60.

Найди звук «Р»

1

61.

Выложи букву «Р»

1

62.

Поймай букву Р

1

- повторение за педагогом слов, со звуком
«Р» в начале, в конце и в середине слова
- игра «Хлопни, если услышишь звук «Р»
- выполнение практических инструкций
учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- выкладывание буквы из счетных палочек
- выкладывание буквы из пуговиц
- выполнение практических инструкций
учителя
- проведение дорожки от заглавной буквы
к строчной
- игра «Обведи букву в кружок» Работа с
презентацией PowerPoint

- выполнение практических инструкций
учителя
- проведение дорожки от заглавной буквы
к строчной
- игра «Обведи букву в кружок»
- повторение звука «Р» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «Р»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- рассматривание иллюстраций
- нахождение буквы «Р» Работа с
презентацией PowerPoint

63.

Кактус колется «ККК»

- повторение звука «К» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «К»
- воспроизведение ситуаций по ролям
- выполнение практических инструкций
учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- называние букв и звуков
- умение узнавать, показывать букву в
слове. Работа с презентацией PowerPoint

64.

Звук и буква Кк

1

65.

Найди звук «К»

1

- повторение за педагогом слов, со звуком
«К» в начале, в середине слова
- проведение дорожки от заглавной буквы
к строчной
- игра «Хлопни, если услышишь звук «К»
Работа с презентацией PowerPoint

66.

Поймай букву К

1

67.

Знакомые буквы
Н, Р, К

- выполнение практических инструкций
учителя
- проведение дорожки от заглавной буквы
к строчной
- игра «Обведи букву в кружок»
- поддержание зрительного контакта с
собеседником (диалог)
- повторение звуков «Н», «Р», «К» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносятся звуки
- узнавание графического изображения
буквы
- игра «Хлопни, топни» Работа с
презентацией PowerPoint

68.

Повторение
пройденного
материала
«Буквы в словах»

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- узнавание (различение) графического
изображения буквы в слове
- упражнения на нахождении заданной
буквы в слове. Работа с презентацией
PowerPoint

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое оснащение коррекционного курса включает:
• графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
• электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие
устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.),
компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);

информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм
(например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”);
• аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
общение людей, обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей
доступных средств коммуникации.
Список литературы по коррекционному курсу:
1..Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Рыскина В., Лазина
Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно – развивающего обучения и реабилитациии: Пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич, В.Гайслер, Ф.Готан и др.;
Науч.ред. С.Е.Гайдукевич.
3. Р.И.Лалаева «Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и проведению обследованию звукопроизношения».
4. Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы
для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, атакже с РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014
6. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики. «Воспитание
и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22
7. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/08/sredstva-alternativnoy-kommunikatsii-kaksposoby-obshcheniya-u


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».