1 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
УР:

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2025 г.

Приказ № _
От «29» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
1 класса (вариант 2)

по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово

2025г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» в соответствии с учебным
планом в 1 классе рассчитана на 33 учебныенедели и составляет 2 часа в неделю, 66 часов в
год .
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу
информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к
другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт,
обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть
направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных навыков с использованием средств
невербальной коммуникации.
Основные задачи коррекционной работы - выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Коммуникация с
использованием невербальных средств», «Импрессивная речь», «Экспрессия с использованием
средств невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей
системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае
ее отсутствия.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.

Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу,
осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты:

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека
- Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка.
3. Содержание обучения
Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия),
(прощание) с использованием мимики.

удовольствия

(неудовольствия);

приветствие

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая
картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием устройства «Language Master».
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки («Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»).

Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе,
прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора «Step by step».
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание
с
использованием коммуникатора
«GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker»,

«PowerTalker»).

Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства).
Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление
простых
предложений
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства).

Составление
рассказа
по
последовательно продемонстрированным
действиям
с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Начальные навыки письма
Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения)
№
Название раздела, темы
п/п
1. Школа. Школьная жизнь.

К-во
часов
10

2.

Наши сказки

14

3.

Времена года.

12

4.

Одежда. Обувь

6

6.

Семья

6

7.

Город

7

8.

Дом. Квартира.

6

9.
10
Итого:

В мире профессий
Береги здоровье

2
3
66

№
тема урока
п/п
Школа. Школьная жизнь
1. Снова в школу.
Слова - приветствия,

4. Тематический план
кол-во
часов

виды деятельности

1

- установление зрительного контакта с
учителем «глаза в глаза»
- фиксация внимания на лицо взрослого
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе на
вопрос
- приветствие, прощание с
использованием мимики, жеста,
звучащего предмета
- закрепление жеста, символа
«здравствуй», «до свидания», «школа»
- игра «Дай руку!»
- игра «Посмотри вверх, посмотри вниз»
- выполнение практических инструкций
учителя
- выражение мимикой согласия
(несогласия), удовлетворения
(неудовлетворения)
- приветствие, прощание с
использованием мимики, жеста,
звучащего предмета
- закрепление жеста, символа
«здравствуй», «до свидания», «класс»
- игра «Расставь правильно»
- выполнение практических инструкций
учителя
- игра «Приветствие. Это Елена
Михайловна»
- рассматривание фотографий своих
учителей
- узнавание, различение имен своих
учителей
- игра «Круг»
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- установление зрительного контакта с
одноклассниками
- игра «Подари улыбку» (с зеркалом)
- понимание эмоционального состояния
собеседника (грустный, веселый)
- понимание, называние доступным
способом слов, обозначающих
школьные принадлежности
- закрепление жеста, символа «ручка»,
«тетрадь»

слова - прощания

2.

Мой класс

1

3.

Мои учителя

1

4.

Мои одноклассники

1

5.

Школьные
принадлежности.
Ручка, тетрадь

1

дата
по плану

6.

Школьные
принадлежности.
Мы пишем

1

7.

Наши игрушки. Мяч,
кукла

1

8.

Мы играем

1

9.

Звучащие игрушки
Погремушки,
колокольчики

1

10.

Предметные игры с
любимыми
игрушками

1

Наши сказки
11. Сказка «Репка»

1

- понимание, называние доступным
способом слов, обозначающих действия
предмета
- закрепление жеста, символа «писать»
- игра «Напиши»
- выполнение практических инструкций
учителя по показу
- понимание, называние доступным
способом слов, обозначающих предмет
«игрушки»
- привлечение собеседника звуком,
словом
- закрепление жеста, символа
«игрушки»
- игра с мячиком
- игра «Покажи, где у куклы глазки»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
действие предмета
- закрепление символа, жеста «играть»
- проговаривание доступным способом
- выполнение практических инструкций
учителя
- формирование умения понимать слова,
обозначающие предмет: игрушки
(машинка, кубик, мяч)
- проявление интереса к предметам,
игрушкам
- жестикуляция, вокализация, улыбка,
выполнение действий в соответствии с
инструкцией по подражанию
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
игрушки
- рассматривание предметных картинок
«Игрушки»
- воспроизведение действия игрушками
по подражанию
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в
процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением

12.

Пересказ сказки
«Репка»

1

13.

Игровые действия со
сказочными
персонажами

1

14.

Сказка «Колобок»

1

15.

Пересказ сказки
«Колобок»

1

16.

Игровые действия со
сказочными
персонажами

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- умение пересказать сказку при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- интерес к речи взрослого и
прислушивание к его голосу в процессе
общения
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого
от лица сказочного персонажа и
предметно-игровые действия
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в
процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- умение пересказать сказку при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- интерес к речи взрослого и
прислушивание к его голосу в процессе
общения
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого
от лица сказочного персонажа и
предметно-игровые действия

17.

Сказка «Теремок»

1

18.

Пересказ сказки
«Теремок»

1

19.

Игровые действия со
сказочными
персонажами

1

20.

Сказка «Три
медведя»

1

21.

Пересказ сказки
«Три медведя»

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в
процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- умение пересказать сказку при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- интерес к речи взрослого и
прислушивание к его голосу в процессе
общения
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого
от лица сказочного персонажа и
предметно-игровые действия
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в
процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- выполнение практических инструкций
учителя
- ориентировка на взрослого и
прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие)
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого,
на игровые движения рук и действий
пальцев с речевым сопровождением
- умение пересказать сказку при помощи
жестов и наводящих вопросов учителя

22.

Игровые действия со
сказочными
персонажами

Времена года. Осень
23. Золотая осень

1

- выполнение одночленных инструкций
учителя
- интерес к речи взрослого и
прислушивание к его голосу в процессе
общения
- положительное реагирование (мимика,
жесты) на обращенную речь взрослого
от лица сказочного персонажа и
предметно-игровые действия

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
осени (красный, желтый, зеленый)
- знакомство, закрепление жеста,
символа «осень», «желтый», «красный»,
«зеленый»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
овощи
- рассматривание предметных картинок
- рассматривание, ощупывание муляжей
«Овощи»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «овощи»
- игра «Волшебный мешочек»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: овощи
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «огурец», «помидор»
- игра «Покажи такой же»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
фрукты
- рассматривание предметных картинок
«Фрукты»
- рассматривание, ощупывание муляжей
«Фрукты»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «фрукты», «яблоко»,
«апельсин»
- игра «Волшебный мешочек»

24.

Овощи на грядке

1

25.

Овощи. Огурец,
помидор

1

26.

Фрукты. Яблоко,
апельсин

1

27.

Витамины круглый
год

Одежда. Обувь
28. Повседневная
одежда

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: фрукты
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом
«яблоко»
- игра «Дай мне»

1

- выражение согласия (несогласия)
доступным способом
- понимание ситуации «одеваемся в
школу»
- употребление слов, обозначающих
одежду для школы
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета
«чистый», «красивый»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «одежда»
- выражение согласия (несогласия)
доступным способом
- понимание ситуации «одеваемся в
школу»
- употребление слов, обозначающих
одежду для школы
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета
«чистый», «красивый»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «красивый», «чистый»
- выражение согласия (несогласия)
доступным способом
- понимание ситуации «одеваемся в
школу»
- употребление слов, обозначающих
одежду для школы
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета
«чистый», «красивый»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «красивый», «чистый»
- выражение просьбы доступным
способом
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих обувь
- знакомство, закрепление жеста,
символа «обувь»
- игра «Волшебный мешочек»

29.

Одежда в школу

1

30.

Одежда на праздник

1

31.

Обувь

1

Животные. Птицы
32. Домашние животные

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:

33.

Домашние
животные. Кошка,
собака

1

34.

Дикие животные

1

35.

Дикие животные.
Заяц, медведь

1

36.

Домашние птицы

1

37.

Домашние птицы.
Курица, петух

1

Времена года. Зима
38. Здравствуй,
зимушка-зима!

1

животные
- рассматривание предметных,
сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом
«животные», «дом»
- пальчиковая игра «На травке»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: животные
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом
«кошка», «собака»
- игра «Кошка и собака» (повторение
движений за педагогом)
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
животные
- рассматривание предметных,
сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «лес», «животные»
- пальчиковая игра «В лесу»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: животные
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом
«медведь», «заяц»
- игра «Мишка косолапый»
- игра «Зайка прыг, прыг» (повторение
движений за педагогом)
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
птицы
- рассматривание предметных,
сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «дом», «птицы»
- пальчиковая игра «На полянке»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: животные
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом
«курица», «петух»
- игра «На птичьем дворе»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок

39.

Зимой на прогулке

1

40.

Зимние игры

1

Семья
41. Моя семья

1

42.

Это мамочка моя1

1

43.

Это папочка мой!

1

44.

Вот какие бабушки!

1

- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый
- знакомство, закрепление жеста,
символа «зима», «белый»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый
- знакомство, закрепление жеста,
символа «гулять», «играть», «снег»,
«холодно»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
зима, белый
- знакомство, закрепление жеста,
символа «играть», «снег», «холодно»,
«баба снежная», горка»
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание простых по звуковому
составу слов (мама, папа)
- просмотр видео своей семьи
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слова «мама»
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имени мамы
доступным способом, сочетание «моя
мама»
- стихи про маму
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слова «папа»
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имени папы
доступным способом, сочетание «мой
папа»
- стихи про папу
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание простых по звуковому
составу слов (баба)
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- просмотр фотографий с бабушкой
- игра «Покажи, где бабушка?»

45.

На улицах города

1

46.

Транспорт на улицах
города

1

47.

Транспорт.
Машина, автобус

1

Дом. Квартира
48. Мой большой дом

1

49.

Это моя квартира!

1

50.

Посуда

1

51.

Посуда. Тарелка,
кружка

1

- проговаривание «баба» доступным
способом, сочетание «моя баба»
- стихи про бабушку
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание, называние (употребление)
слов: город, улица
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- рассматривание сюжетных картинок
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
транспорт
- рассматривание игрушечного
транспорта
- подбирание картинок совместно с
педагогом
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
транспорт
- знакомство. Закрепление жеста
«машина», «автобус», «ехать»
- игра «Выбери транспорт»
- выполнение практических инструкций
учителя
- рассматривание своего дома
- рассматривание фотографии своего
дома
- узнавание, различение своего дома
- игра «Где твой дом?»
- выполнение практических инструкций
учителя
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- использование жестов для передачи
сообщений
- умение соотносить жест со словом
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
посуда
- рассматривание предметов «Посуда»
- подбирание картинок совместно с
педагогом
- понимание слов, обозначающих
предмет: посуда
- рассматривание (ощупывание)
тарелки, кружки
- знакомство с жестом и символом
«тарелка», «кружка»

52.

За столом

53.

Мебель в моем доме

1

54.

Мебель. Стол, стул

1

55.

Весенние приметы

1

56.

Грачи прилетели

1

В мире профессий
57. Профессии

58.

Кем быть?

1

1

- игра «Покорми куклу»
- понимание слов, обозначающих
предмет: посуда
- понимание слов, обозначающих
действие: есть, пить
- знакомство с жестом и символом
«есть», «пить»
- игра «Накорми мишку»
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
мебель
- рассматривание предметных картинок
«Мебель»
- подбирание картинок совместно с
учителем
- выполнение одночленных инструкций
учителя
- понимание обобщающих понятий:
мебель
- рассматривание предметных картинок
«Мебель»
- подбирание картинок совместно с
учителем
- знакомство, закрепление жеста,
символа «стол», «стул»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста,
символа «весна», «тепло», «дождик»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста,
символа «весна», «тепло», «дождик»,
«птицы»
- ответы на вопросы доступным
способом
- понимание, называние (употребление)
слов «работа», «профессия»
- слушание стихов о профессиях,
рассматривание картинок
- выполнение практических инструкций
учителя
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- использование жестов для передачи
сообщений
- чтение рассказа «Кем быть?

Береги здоровье
59. Мой режим дня

1

60.

Чистота – залог
здоровья

1

61.

Гигиена тела

1

62.

Это – Я! Части тела

1

6364.

Посмотри на меня!
Части лица

1

Времена года. Лето
65- Лето
66.

1

- выполнение практических инструкций
учителя
- выражение согласия (несогласия)
доступным способом
- понимание, называние (употребление)
слов «режим дня», «часы», «время»
- использование карточек с картинкой и
напечатанным словом, обозначающих
режимные моменты
- умение составлять режимные моменты
с помощью карточек - символов
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
действие предмета
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки) «Мыть/мыть руки»
- проговаривание доступным способом
- выполнение практических инструкций
учителя
- понимание слов, обозначающих
действие предмета
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки) «Мыться/ принимать
душ»
- проговаривание доступным способом
- выполнение практических инструкций
учителя
- выражение мимикой согласия
(несогласия), удовлетворения
(неудовлетворения)
- рассматривание частей тела на
картинке
- игра «А где же ручки? Вот они…»
- выполнение практических инструкций
учителя
- выражение жестом согласия
(несогласия), удовлетворения
(неудовлетворения)
- выполнение движений частями тела по
показу учителя
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление)
слов, обозначающих время года, цвета
лето, зеленый
- рассматривание сюжетных картинок

5. Материально – техническое обеспечение.

Материально-техническое оснащение коррекционного курса включает:
• графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
• электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и
воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”,
“MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный
компьютер и др.);
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”);
• аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
общение людей, обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных средств коммуникации.
Список литературы по коррекционному курсу:

1..Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Рыскина В., Лазина Е.
Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно – развивающего обучения и
реабилитациии: Пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич, В.Гайслер, Ф.Готан и др.;
Науч.ред. С.Е.Гайдукевич.
3. Р.И.Лалаева «Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и
проведению обследованию звукопроизношения».
4. Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические
символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, атакже с
РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014
6. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики.
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22
7.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/08/sredstva-alternativnoy-kommunikatsii-kaksposoby-obshcheniya-u
http://ege.pskgu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».