5, 7 - 9 классы (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина
Протокол № 1
от «27» августа 2025 г.
«28» августа 2025 г.

_____________Н.Н. Козырь
Приказ № _
От «29» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
5,7-9 классов (вариант 2)
учебного предмета

«Предметно-практические действия»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
высшей категории
Петров Николай Иванович

г. Нелидово
1

2025г

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Предметно практические действия» составлена на основании:

1.
2.
3.
4.

Конституция РФ.
Конвенция о правах ребёнка.
Декларация ООН о правах ребёнка.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации".

5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599).

6. Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014.г. №08-548 «О федеральном перечне
учебников».

7. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого- медикопедагогическом консилиуме образовательного учреждения».

8. Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей
от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «Методические рекомендации по выявлению и
распространению наиболее эффективных практик образования детей с ограниченными
возможностями здоровья».

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»

10.Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О
введении ФГОС ОВЗ"

11.Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

12."Трудовой
кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
13.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

14.Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» .
15.Адаптированная основная образовательная программа образования для обучающихся с
нарушением интеллекта ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»

5 класс- 68 часов в год (2 часа в неделю), 7 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю), 8 класс
– 68 часов в год (2 часа в неделю), 9 класс - 68 часов (2 часа в неделю).
Программа коррекционного курса «Предметно - практические действия» составлена с учётом
особенностей психофизического развития, моторики, соматического состояния, нервно –
психического статуса и познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта,
тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Общая характеристика коррекционного курса.
Вследствие органического поражения центральной нервной системы у обучающихся с нарушением
интеллекта, с тяжёлыми множественными нарушениями развития процессы восприятия, памяти,
3

мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование
предметных действий происходит со значительной задержкой.
У многих детей с с тяжёлыми множественными нарушениями развития, достигшего школьного
возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи
ребёнку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование
разнообразных видов предметно - практической деятельности. В связи с этим в учебный план
общего образования обучающихся с нарушением интеллекта 7,8 классы Вариант II включён
коррекционный курс «Предметно - практические действия».
Целью коррекционного курса «Предметно - практические действия» является формирование
целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи: Формировать интерес к предметному рукотворному миру; Способствовать освоению
простых действий с предметами и материалами; Учить умению следовать определённому порядку
(алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий; Прививать навыки предметно практической деятельности как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации,
элементарных математических представлений, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Основной формой работы по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» в школе
является урок. Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности детей,
используя в процессе формирования предметно - практических действий занимательные и игровые
материалы, полифункциональный игровой материал, красочное и эмоциональное оформление
уроков – занятий.
Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в
сочетании со словесными. При обучении коррекционному курсу «Предметно - практические
действия» для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития
характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп
обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и
активность ученика в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом
увеличении объёма и усложнения его.
1 РАЗДЕЛ: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Возможные результаты освоения коррекционного курса «Предметно - практические действия»
5,7,8 и 9 классов ФАООП Вариант2
II Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории своей страны; Сформированность
адекватных представлений о собственных возможностях; Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального взаимодействия; Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей; Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности; Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками; Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Развитие этических
чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; Сформированность
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Освоение действий с предметами ближайшего окружения и окружающего мира; Умение следовать
определённому порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий; Умение
рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и другое;
Умение фиксировать взгляд на движущемся объекте и предмете; Выполнять последовательно
организованные движения; Играть с учителем в предметные, дидактические, ролевые игры;
4

Рисовать узоры (на слух) в тетрадях; Сравнивать предметы по различным признакам: размер,
форма, цвет, высота, длина, ширина, толщина; Собирать фигуры из 3 и более частей; Рисовать по
памяти; Срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и клеточкам; Собирать
мозаики, кубики, конструкторы по образцу и словесной инструкции; Формулировать ответы;
Продолжать логический ряд фигур и предметов; Решать математические загадки, ребусы,
головоломки; Описывать последовательность сборки конструктора; Срисовывать и дорисовывать
предметы по клеткам и точкам в разных масштабах.
Метапредметные результаты:
Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением урока,
как одноклассника; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
принятие в соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к
окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений; понимание личной ответственности
за свои поступки; Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе
(учительученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы
социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать
помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию на уроке; сотрудничать с взрослыми
и сверстниками в рамках урока; доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с
взрослыми и одноклассниками; Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы
школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и
произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем
темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов; Познавательные учебные действия: устанавливать
видо-родовые отношения; делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией.
2 РАЗДЕЛ: СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа коррекционного курса «Предметно - практические действия» 7,8 классов АООП
Вариант II предусматривает обучение по темам, отвечающим поставленным целям и задачам и
соответствующим возможностям обучающихся с нарушением интеллекта, тяжёлыми
множественными нарушениями развития:
1. Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные
полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и другое) двумя руками (одной рукой,
пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя
руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами
обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками
(сверху вниз, слева направо, по кругу). разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная
масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие
предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и другое).
Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и
другое). Наматывание материала (бельевая верёвка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и другое)
2. Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики,
мелкие игрушки, шишки и другое). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с
бусинками или крупой и другое). Толкание предмета от себя (игрушка на колёсиках, ящик, входная
дверь и другое). притягивание предмета к себе (игрушка на колёсиках, ящик и другое). Вращение
предмета (завинчивающие крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками
и другое). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и другое) всей кистью
(пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и
5

другое) двумя руками (одной рукой, пальцами). Перекладывание предметов из ёмкости.
Складывание предметов в ёмкость. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.
Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и другое). Нанизывание
предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и другое) на стержень (нить).
3. Графические работы. На уроках по этой теме дети штрихуют и раскрашивают. Они рисуют
точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломанные линии в тетрадях в
клеточку. Выполняют графические диктанты (на слух по клеточкам рисуют узоры и предметы
окружающего мира). Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают
недостающие части предметов, ориентируясь на образец. Кроме того, обучающиеся срисовывают
предметы в большом и меньшем масштабе. Рисуют предметы по памяти и в зеркальном
отображении. Находят и исправляют ошибки в выполненных заданиях
4. Моделирование и конструирование. На уроках по этой теме дети создают различные
сооружения и модели из строительного материала (кирпичики, кубики и другое) и деталей
конструктора. Конструирование и моделирование тесно связано с игровой деятельностью.
Обучающиеся строят башни, крепости и другое, многократно переделывая их по ходу игры. Для
конструирования детям предлагаются кирпичики, кубики Никитина, «Уникуб», «Чудо - куб»,
«Занимательные кубики», кубики с сюжетным рисунком, конструкторы, мозаики, головоломки
разного вида сложения, счётные палочки, разрезные картинки, пуговицы, бусинки и другое. Дети
рассматривают образец: из каких частей он состоит, каков он по размеру, форме, цвету,
комбинируют его части, собирают модель по образцу. Затем задания усложняются как по
содержанию, так и по способам конструирования и моделирования. Дети создают модели по
инструкции педагога, по заданной теме, по плану, по собственному замыслу. Конструирование
становится самостоятельным и творческим. Проводится и коллективное конструирование. У детей
развивается умение творчески подходить к поставленной задаче, описывать последовательность
сборки модели. Примерные задания по конструированию и моделированию: Кирпичики и
строительный материал (построить здание с заданным количеством этажей, с определённым
расположением окон и дверей); Счётные палочки (сложить геометрическую фигуру, цифру, букву,
предмет, картинку); Мозаика (сложить из мозаики цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры,
различные предметы по образцу, по памяти, по заданной теме, по словесной инструкции, на время);
Головоломки разного вида сложения («Ёжик», «Ящерица», «Собака», «Кошка» и другое); Кубики
«Чудо - куб», «Занимательные кубики», «Уникуб» (собрать цифру, букву, узор, какой - либо
предмет; построить крепость, дом, забор, башню; разложить кубики по цветам так, чтобы верхняя
грань была синей, нижняя - зелёной и т.д.); Кубики (8 - 24 кубика) с общим рисунком (сложить из
фрагментов картинки по образцу и без него («Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты», «Рыбы» и
другое); Конструкторы (собрать модели по образцу, по собственному замыслу, по плану, по
словесной инструкции, на время; затем педагог выставляет все собранные модели и предлагает их
обсудить).
5. Логические задачи. На уроках по этой теме обучающиеся находят логические связи и
закономерности. Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 3 и более
признакам. Продолжают логический ряд предметов. Группируют предметы по 3 и более признакам.
Видоизменяют геометрические фигуры по размеру, форме, цвету. Кроме того, на уроках
развивается воображение ребёнка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибки художника).
Проводятся антонимические игры, закрепляющие понятия: близкий - далёкий, острый - тупой, рано
- поздно и другое. Обучающиеся находят отличия у 3 и более предметов. Сравнивают две картинки.
Учатся самостоятельно думать, рассуждать, отвечать на вопросы. Дети собирают головоломки
Пифагора, Архимеда, «Волшебный квадрат», рамки - вкладыши Монтессори, играют в
арифметическое домино, логические игры Никитина «Сложи квадрат». На уроках используются
загадки математического содержания, задачи - шутки, занимательные вопросы, ребусы,
головоломки. Проводятся занимательные игры, математические конкурсы. Всё это способствует
развитию у детей элементарного логического мышления, находчивости, самостоятельности.
Описание места коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
6

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия»
варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей, как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с
ОВЗ. В течении года обучения количество часов распределено следующим образом:

1.
2.
3.
4.
5.

Раздел коррекционного курса
«Предметно - практические действия»
Действия с материалами
Действия с предметами
Графические работы
Моделирование и конструирование
Логические задачи

Количество часов
14
14
14
14
12

3 РАЗДЕЛ: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5,7,8,9 классы

№

Тема урока

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
1112
1314
1516
1718
1920
2122
2324
2526
2728
2930
3132
33-

Вводный урок. Правила поведения на уроке
«Покажи картинки, где нарисовано лето» (раскрашивание)
«Найди одинаковые цветы» «Штриховка»
«Осенние листья» Аппликация
Работа по трафарету «Листья» Раскрашивание
«Деревья осенью» (найди по силуэту и приклей)

Колво
часов
2
2
2
2
2
2

Презентация «Школа» «Покажи и назови, что нужно в школу»

2

Аппликация «Школьные принадлежности»

2

«Фрукты» Узнай по силуэту и наклей»

2

Работа с разрезными картинками «Фрукты»

2

«Яблоня» Пластилинография

2

«Укрась зонтик»

2

«Зима» «Падает снег» (рисование пальчиками)

2

«Обведи снежинки по контуру»

2

«Зимняя одежда» раскрашивание

2

«Найди одинаковые валенки»

2

«Украсим елочку шариками» аппликация

2

7

Дата
проведения

34
3536
3738
3940
4142
4344
4546
4748
4950
5152
5354
5556
5758
5960
6162
6364
6566
6768

«Обведи елочку по контуру»

2

«Бусы» Аппликация
«Найди шары по размеру и приклей»

2

«Раскрась коробку с подарками»

2

«Зимние забавы» (комкание бумаги, и кидание в цель)

2

«Зимующие птицы» (аппликация)

2

«Мастерим кормушки» (конструирование из палочек Кюизенера)
«Домашние птицы и их детеныши» аппликация «Найди по силуэту и
наклей »
«Зимующие птицы раскрашивание

2

«День защитника Отечества» Раскрашивание

2

Сказка «Репка» (театр)

2

«Открытка для мамы» аппликация

2

«Солнышко, ручеек, дерево» аппликация

2

«День Победы» Разложи звездочки по размеру (большой средний
маленький)
«Цветы победы» аппликация

2

«Найди цветы по силуэту и наклей»

2

«Насекомые» «Найди по силуэту и наклей»

2

Итого за год -68 часов

8

2

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».