9 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР:

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол №
от « » августа 2025 г.

_________А.Г. Никитина

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь

« » августа 2025 г.

Приказ № _
от « » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
9 класса (вариант 2)
коррекционного курса

«Альтернативная коммуникация»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Егорова Оксана Владимировна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы
3. Содержание обучения.
4.Материально-техническое обеспечение.
5.Тематический план.

1.Пояснительная записка

1Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) для обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными
нарушениями развития. разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого –
медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного
обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация» рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 час в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного
предмета «Альтернативная коммуникация».
Цель: коррекция дефектов экспрессивной и импрессивной речи обучающихся, способствующая
успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для
решения соответствующих возрасту житейских задач.

уточнение и обогащение представлений об окружающей;

развитие коммуникативно-речевых навыков;

коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

развитие навыков устной коммуникации;

формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:

объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по
форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы;

закрепление
изученного
материала
с
использованием
многовариативного
дидактическогоматериала

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы
является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации,
способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его
психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач,
расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей.
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как
возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими
образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:

личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества;



предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания и его применению.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса:
 У ребенка усилилась потребность в общении, он заинтересован и может использовать
некоторые средства альтернативной и/или дополнительной коммуникации.
 расширились артикуляционные возможности, обогатилась подражательная речевая
деятельность, воспроизводит интонационно-ритмический контур слов
 увеличилось число слов (простых, часто слышимых слов), используемых в целях
коммуникации, лепетные слова сменяются общеупотребительными
 улучшилось понимание обращенной речи, обогатился словарный запас
 простые грамматические категории могут выполнять смыслоразличительную функцию
 использует коммуникативно-значимую однословную фразу («дай», «иди»);
 улучшились речевые возможности детей в практике импрессивной и/или экспрессивной речи
как для решения повседневных жизненных задач, соответствующих возрасту так и для
решения учебных задач, обогащения личного опыта ребенка.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей и отражается в СИПР каждого ребенка. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения предмета
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу,

осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты освоения предмета.
1. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов.
2. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила поведения
3. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
4. Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
5. Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека
6. Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
7. Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
3. Содержание обучения.
«Альтернативная коммуникация» как систематический курс представлен тремя
разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Содержание предмета.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком
словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с

просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия)
звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение
дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим
предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом;
обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с
использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая
картинка,
пиктограмма).
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными
словами. Передача информации. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Комментарии. Моделирование ситуаций социального назначения.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на
собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих
на предмет, его признак (я, он, мой, твой, они, мы, вместе и др.). Понимание слов, обозначающих
число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание
сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени. Называние имён члено в семьи (учащихся класса, педагогов
класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,
форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние

(употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,
из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о
себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного
слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак
(я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и
количества предметов (пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых
событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства). Пересказ текста по плану, представленному графическим изображением (фото,
рисунок, карточка).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение)
образов графем (букв). Копирование с образца букв (слов). Развитие навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы
(слога, слова, предложения)
4.Материально-техническое обеспечение.
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области
«Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и
изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный
окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации
являются:




специально подобранные предметы,
графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков,
пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные
тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
 алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального
чтения»),
 электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные
коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим
программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и
воспроизводящие устройства, а также компьютерные программы, например: PicTop,
LetMetalc и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.
Интернет-ресурсы:
1. Инфоурок. https://infourok.ru/
2. Учи.ру https://uchi.ru/
3. Мерсибо https://mersibo.ru/
Российская электронная школа РЭШ https://resh.edu.ru
4. learningApps.org
5. Мультиурок https://multiurok.ru
Литература (основная и дополнительная):
1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я ребёнок. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами:
рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир растений. Упражнения
с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок в школе. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
5. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и его игрушки. Упражнения с
пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
6. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения
с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2008
7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие
игры. - СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 -64 с.
8. Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим
ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц
9. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб.
для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение:
Владос, 1995— 112 с.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для
педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.
11. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое
пособие /Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006.

5. Тематический план.

№
1-2

3-4
5-6

7-8
9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

КолТема занятия.
Виды деятельности
во
часов
2
Указание взглядом на объект при выражении своих Выполнение проб.
Актуализация имеющихся
желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой
знаний по лексическим
согласия.
темам.
2
Выражение
жестом
согласия.
Привлечение Составление простого
внимания звучащим предметом.
нераспространённого
предложения
2
Выражение своих желаний, с предъявлением
предметного
символа.
Выражение
согласия Проговаривание слов,
(несогласия), удовольствия (неудовольствия) с составление простой фразы.
использованием
графического
изображения Проговаривание
трехсложных слов.
(фотография).
Проговаривание слов,
составление простого
2
Понимание простых по звуковому составу слов.
нераспространенного
Понимание слов, обозначающих предмет.
предложения.
2
Понимание слов, обозначающих действия предмета Узнавание предмета по
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, рисовать, играть, частям и
соотнесение с предметом.
гулять).
Прочитывание слов с
2
Понимание слов, обозначающих признак предмета изученными буквами и
(цвет, величина, форма). Понимание простых соотнесение с картинкой.
предложений.
Составление простых
предложений по теме.
2
Понимание слов, обозначающих признак действия
Составление предложений с
(хорошо, плохо). Сообщение собственного имени
качественными
посредством напечатанного слова.
прилагательными.
2
Сообщение имён членов семьи посредством Составление ответов на
напечатанного слова. Узнавание (различение) вопросы.
Нахождение слов и
напечатанных слов, обозначающих имена людей,
соотнесение напечатанного
названия предметов.
слова и картинки.
2

2

21-22

2

23-24

2

25-26

2

Составление
простых
предложений
с Соотнесение частей тела
использованием
графического
изображения куклы и картинки человека.
Логопедическая игра
(фотография, цветная картинка).
«Комариная школа».
Использование карточек с напечатанными словами Списывание с письменного
как средства коммуникации. Адекватная ответная текста.
Проговаривание простых
реакция на речь и интонацию человека.
предложений.
Установление
контакта
с
собеседником. Подбор слов на заданную
Реагирование на собственное имя.
тему.
Подбор слов на заданную
Приветствие собеседника. Привлечение к себе тему.
внимания.
Составление простых

Обращение с просьбой о помощи. Выражение предложений с предлогами.

согласия. Выражение благодарности.

Проговаривание
предложений с опорой на
графическую схему.
Проговаривание
четверостишия с опорой на
графическую схему.
Составление предложений с
опорой на графическую
схему.
Составление
предложений, содержащих
просьбу.
Составление слов из одного
закрытого слога.
Чтение слов, подбор
картинок к предложению.
Составление рассказа по
сюжетной картине с
использованием графической
схемы.
Составление слов из одного
закрытого слога.
Чтение слов, подбор
картинок к предложению.
Составление слова и
картинки.
Списывание с печатного
текста.
Составление слова и
картинки.
Подбор слов на заданный
звук и проговаривание
определенного звука
Понимание текста
стихотворения. Игра с
предметом Подбор слов на
заданный звук и
проговаривание
определенного звука.

27-28

2

Ответы на вопросы. Задавание вопросов.

29-30

2

Поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Общение
с собеседником
с учетом
его
эмоционального состояния.

31-32

2

Прощание с собеседником.

33-34

2

Указание взглядом на объект при выражении своих
желаний. Выражение жестом согласия (несогласия),
благодарности, своих желаний.

35-36

2

Приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы с использованием жеста.

37-38

2

Привлечение внимания, выражение благодарности
звучащим предметом. Выражение своих желаний с
предъявлением предметного символа.

39-40

2

Выражение своих желаний с использованием
графического изображения. Выражение желаний
использованием
карточек
с
напечатанными
словами.

41-42

2

Выражение согласия (несогласия), благодарности,
своих желаний с использованием таблицы букв.
Выражение своих желаний с использованием
компьютера.

43-44

2

Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и
др. Узнавание (различение) имён членов семьи,
одноклассников, педагогов. Сообщение имён
членов
семьи
(одноклассников,
педагогов)
посредством электронного устройства.

45-46

2

47-48

2

49-50

2

51-52

2

Понимание
слов,
обозначающих
предмет.
Понимание обобщающих понятий. Называние
(употребление)
отдельных
звуков,
звукоподражаний,
звуковых
комплексов.
Списывание простых
Сообщение имён членов семьи (одноклассников,
предложений.
педагогов) посредством напечатанного слова.
Понимание слов, обозначающих действия предмета. Выбор картинки и
соответствующего слова.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление ответов на
Понимание слов, обозначающих признак предмета. вопросы по тексту.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Проговаривание слов.
Расширение словаря детей.
Понимание слов: я, он, мой, твой и др. Составление Соотнесение прилагательных

рассказа о прошедших событиях.
53-54

2

Понимание слов, обозначающих число, количество
предметов (пять, второй и др.). Составление
рассказа о планируемых событиях.

55-56

2

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Составление рассказа о себе.

57-58

2

Понимание простых предложений.

59-60

2

Понимание содержания текста.

61-62

2

Составление
рассказа
по
последовательно
продемонстрированным действиям.

63-64

2

Составление
простых
предложений
использованием электронного устройства.

с

65-66

2

Составление
простых
предложений
использованием графического изображения.

с

67-68

2

Составление рассказа по одной сюжетной картинке
или по серии сюжетных картинок.

с существительными.
Составление связного
высказывания.
Составление высказывания
на заданную тему.
Подбор предложений к теме
времена года
Чтение слов и соотнесение
их с картинкой.
Составление предложений по
мнемотаблицам.
Чтение простых
предложений и выбор
картинки.
Активизация в речи
относительных
прилагательных.
Чтение сказки и выбор
картинки к ответу.
Чтение сказки и выбор
картинки к ответу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».