ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
УР:
Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
« 26 » августа 2025 г.
Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
7 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
(Предметная область «Искусство»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна
г. Нелидово
2025 г
Оглавление
1.
2.
3.
4.
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2
1.
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для обучающихся 7 класса
(вариант 2) разработана на основе:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) от 24.11.2022г.;
- А
- даптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями
развития (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), исходя из учета учебного плана ГКОУ
«Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год.
Виды и формы организации учебного процесса, содержание предмета, личностные результаты,
предметные результаты, базовые учебные действия, система оценки результатов конкретно для
каждого обучающегося отражаются в специальной индивидуальной программе развития (СИПР).
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель учебного предмета - овладение элементарными изобразительными и
графомоторными навыками, пространственными представлениями. Формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами.
Задачи:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной
деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование
потребности
в отражении
действительности
доступными
изобразительными средствами (рисунок, аппликация, лепка);
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами,
явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях
окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации,
координации движений обеих рук;
формировать предметно-игровые действия учащихся;
учить понимать соотносящиеся и указательные жесты;
воспитывать и развивать стремление детей к установлению коммуникативных
контактов с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства
общения;
развитие коммуникативной функции речи.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с
умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются
восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по
3
аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность,
проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них
способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы
детей выразительнее, доставляет им много положительных эмоций.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к
своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно
видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим
людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства.
Содержание учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Рисование. Развитие умения передавать в рисунке основную форму и цвет знакомых
предметов и их отдельных частей. Расположение изображений в листе бумаги. Уточнение и
обогащение зрительных представлений учащихся об окружающей действительности и
явлениях природы. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды.
Освоение приемов рисования красками: рисование всей толщиной кисти, рисование
кончиком кисти, примакивание. Соблюдение последовательности действий при работе
красками. Подбор цвета, соответствующего цвету изображения на образце, иллюстрации,
репродукции. Освоение приемов рисования графическими материалами. Рисование точек,
соединение точек. Развитие умения проводить прямые вертикальные, горизонтальные и
наклонные, дугообразные, волнистые, линии. Рисование основных геометрических фигур
(квадрат, примоугольник, круг, овал, треугольник). Составление объектов из геометрических
форм. Закрашивание и штриховка элементов рисунка с соблюдением контура. Штриховка
слева направо, сверху вниз, по диагонали. Рисование силуэта предметов по контурным
линиям (по опорным штрихам, по трафарету, по шаблону, самостоятельно). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Дополнение сюжетного
рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.
Выполнение сюжетного рисунка по образцу (срисовывание). Рисование на свободную тему.
Развитие у учащихся воображения, памяти; формирование умения выразить свой замысел в
рисунке; изображение предметов по представлению.
Аппликация. Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
создания аппликации (цветная бумага, картон, ножницы, клей, трафареты). Выполнение
аппликации из готовых форм; обрывной аппликации. Использование в работе
предварительно нарисованных предметов и форм. Разрезание бумаги ножницами. Вырезание
по контуру. Отрывание, сминание бумаги. Сгибание листа пополам (вчетверо, по диагонали).
Составление изображения из нескольких готовых деталей. Заготовка отдельных деталей и
сборка их между собой. Выкладывание мозаичного изображения внутри заданного контура
(обрывная аппликация). Соблюдение последовательности действий при выполнении
аппликации: рисование эскиза на плотной основе; выбор цветов, соответствующих цветам
изображаемых предметов и их деталей; заготовка деталей; совмещение аппликационного
изображения объекта с его контурным изображением; расположение деталей изображения на
плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями
(внизу, наверху, справа, слева, в центре, в углу); наклеивание изображений и их деталей на
плотную основу.
Лепка. Узнавание (различение) инструментов для лепки. Развитие умения работать с
пластилином, стекой и подложкой. Применение разных приемов лепки: разминание куска
пластилина; отщипывание кусков от целого куска пластилина; скатывание, раскатывание,
4
сплющивание, размазывание; примазывание частей при составлении целого объемного
изображения; лепка предметов из целого куска пластилина и из отдельных деталей. Передача
в объеме формы и пропорций несложных предметов и объектов. Лепка предметов округлой
формы. Лепка предметов одной формы, но разных по величине и цвету. Создание
плоскостных изображений из пластилина по контуру предварительно сделанного рисунка
(пластилинография). Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом.
Место учебного предмета в учебном плане
Предметная
область
Искусство
Учебный предмет
Изобразительная
деятельность
Количество часов в
неделю
3
Количество часов в
год
102
Используемый учебно-методический комплекс
учебные столы;
песочница:
доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания,
наклеивания, рисования;
видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
оборудование: компьютер, проекционное оборудование;
стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и
др.;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и
др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры,
маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для
рисования;
пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
Планируемые результаты освоения программы
проявлять интерес к изобразительной деятельности;
иметь представления о материалах и средствах, используемых в процессе
изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти,
бумага, краски, мелки и др.) и пользоваться ими;
рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии
одинаковой и разной толщины и длины; создавать сочетания прямых и наклонных
линий;
рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;
рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник) по точкам и шаблонам;
различать основные цвета;
иметь пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше,
меньше, верх, низ, середина;
ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх);
иметь представления о величине (большой-маленький, высокий- низкий, толстыйтонкий);
раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;
проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из
поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;
5
использовать в процессе выполнения работы названия простых геометрических форм
(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
рисовать без задания;
выполнять движения, которые соответствуют изображаемому объекту (капли —
удары пальцев о пол; елка — стоять прямо, руки в сторону, пальцы рук широко
расставлены и др.);
выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что
необходимо для выполнения аппликации;
выполнять аппликацию;
составлять изображение из готовых форм;
лепить предметы несложной формы в объеме, пользоваться во время лепки стекой.
Учебно-тематический план
№
1.
2.
3.
Итого:
Наименование разделов
Рисование
Аппликация
Лепка
Кол-во часов
63
21
18
102
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Тема
Рисование на
свободную тему
2
Рисунки на тему
«Лето»
3
Аппликация
«Солнечный день».
4
Рисунок на тему
«Море».
Рисование цветов
5
6
7
8
9
Кисть рябины с
помощью ватных
палочек
(примакивание).
Отщипывание
пластилина. Гроздь
рябины
Рисунок на тему
«Лес».
Рисование на песке
грибов.
дата
Содержание
Определение степени подготовленности к
изобразительной деятельности. Выполнение
рисунков на тему выбранную учащимися.
Совместное рисование.
«Где я отдыхал на каникулах». Совместное
рисование. Рисование по опорным точкам.
Рисование графическими материалами.
Выполнение аппликации готовых форм.
Вырезание изображений по контуру,
наклеивание на основу
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование красками.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование графическими материалами
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам ватными палочками.
Научить образовывать предметы круглой,
дополнять предметы лепки мелкими деталями
для более яркой выразительности
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование гуашью.
Корригировать психические процессы через
практическую работу с цветным песком и
пластилином. Закрепить знание грибов,
6
10
Рисование грибов.
11
Аппликация
«Нарядный
мухомор в травке».
Рисование ягод.
12
13
14
15
16
17
Аппликация
«Грибы и ягоды в
лесу».
Рисование и
раскрашивание
«Осенние листья».
Аппликация
«Осенние листья на
ветру».
Рисование дерева.
Обрывная
аппликация на тему
«Листопад».
съедобных и ядовитых. Отрабатывать навык
чтения и письма. Воспитывать усидчивость,
аккуратность при работе с песком,
пластилином. Воспитывать ЗОЖ, потребность
в чистоте и аккуратности. Воспитывать
бережное отношение к природе.
Коррегировать психические процессы
(логическое мышление, зрительная память,
произвольное внимание) через использование
дидактических игр и заданий. Развивать
связную речь, обогащать словарный запас
через использование игр и заданий. Развивать
мелкую моторику, пространственную
ориентировку и зрительное восприятие.
Рисование грибов. Прорисовывание контура
грибов по опорным точкам. Работа восковыми
мелками.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование красками.
Приклеивание шляпки, ножки, рисование
травки. Прорисовка контура. Вырезание
элементов изображения ножницами.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование красками.
Выполнение аппликации готовых форм.
Вырезание изображений по контуру,
наклеивание на основу
Работа с трафаретом и раскрашивание осенних
листьев. Дидактическое упражнение «Большие
и маленькие листочки». Работа с трафаретом.
Дыхательное упражнение «Подуй на листок».
Физминутка «Собери листочки». Упражнения
в распознавании цвета. Раскрашивание. Игра:
«Раздай карандаш». Инструктаж по цвету.
Раскрашивание. Пальчиковая гимнастика
«Осенние листья».
Вырезание изображений ножницами.
Рисование фона красками.
Рисование по опорным точкам. По образцу.
Рисование кистью.
Разрывание бумаги, наклеивание на основу.
Создание изображения внутри прорисованного
контура. Предварительная работа: беседа об
осенних признаках, рассматривание картин.
Формировать у детей художественнотворческие способности; учить детей создавать
на бумаге сюжетную композицию из
природного материала – засушенных листьев.
Учить детей выбирать нужные листочки:
подходящие каждому дереву, равномерно
располагать и наклеивать их на листе;
7
18
19
20
21.
Рисование «В
осеннем лесу».
Лепка огурца
способом
размазывания на
заготовках.
Рисование на тему
«Что бывает
круглой формы?».
Рисование «Облака
и солнце».
22.
Приклеивание
кусочков
пластилина
«Дождь».
23.
Рисование пятнами
помогать детям в решении проблемной
ситуации «как сохранить красоту осени?», с
помощью обучающего процесса. Развивать
чувство цвета и композиции; развивать
творческие способности и воображение детей;
развивать умение действовать самостоятельно.
Продолжать воспитывать интерес и бережное
отношение к природе; воспитывать
аккуратность при работе с сухим природным
материалом.
Рисование по опорным точкам. По образцу.
Рисование кистью.
Научить образовывать предметы овальной
формы из круглых форм, дополнять предметы
лепки мелкими деталями для более яркой
выразительности. Закрепить умение узнавать и
правильно называть зелёный цвет,
способствовать введению в активный словарь
обобщающего слова - овощи. Развивать
навыки работы с пластилином. Воспитывать
трудолюбие, умение получать удовлетворение
от проделанной работы
Рисование по трафаретам, по опорным точкам
и самостоятельно предметов круглой формы.
- развитие слухового внимания, увеличение
объема слуховой памяти;
- развитие тонкой моторики и графических
навыков;
- развитие пространственной ориентировки.
- формирование способности адекватно
оценивать результат своей деятельности,
умения работать самостоятельно, развитие
умения строго следовать инструкции и
придерживаться правил. Приветствие
«Облако» Упражнение на развитие
сенсомоторики. Пальчиковая гимнастика
«Облака».
Вызвать у детей интерес к созданию картины
из пластилина, используя нетрадиционные
техники исполнения. Познакомить детей с
техникой пластилинографии. Учить детей
умениям и навыкам работы в технике
пластилинография – отщипывание, скатывание
колбасок и шариков пальцами, размазывание
на основе. Формировать творческие
способности детей. Развивать эстетическое
восприятие, воображение детей, их образные
представления, мелкую моторику пальцев рук.
Прослушивание аудиозаписи природы- шум
дождя.
Продолжать учить детей отражать в рисунке
8
по мокрому листу
«Лужи».
24.
Лепка из
пластилина
«Морские
камушки».
25.
Рисование овощей
26.
Рисование фруктов
27.
Лепка овощей и
фруктов
28.
Аппликация
«Фрукты и овощи
на тарелке».
Раскрашивание
ягод.
29.
впечатления об окружающей жизни.
Закрепить умение рисовать предметы округлой
формы. Упражнять детей в рисование
непрерывной округлой линии, кистью,
пальчиком закрашивать поверхность, не
выходя за границы, подбирая цвет. Развивать
координацию движения рук, эмоциональную
отзывчивость на явления природы.
Воспитывать интерес к занятию рисованию.
Формирование познавательных интересов при
ознакомлении детей с жизнью обитателей
моря. Познакомить детей с обитателями
подводного мира: черепахами, акулами,
дельфинами, ракообразными (повадках,
строение, действиями, которые они могут
совершать). Развивать познавательные
интересы. Развивать у детей чувство ритма,
музыкальную и слуховую память,
танцевальное творчество, пластичность.
Побуждать детей создавать из различных
материалов общую композицию подводного
мира. Добиваться целостности,
художественной выразительности, развивая
фантазию, воображении, мелкую моторику
рук, умение работать с природным
материалом. Воспитывать у детей культуру
общения, любовь к природе и животному
миру, желание познавать новое.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование графическими материалами
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование графическими материалами
Продолжать учить детей наносить пластилин
тонким слоем на ограниченную контуром
поверхность. Демонстрационный материал:
Муляжи фруктов. Раздаточный материал:
картон с контурным изображением материала,
пластилин, дощечка для моделирования.
Аппликация из готовых форм. Наклеивание на
цветной фон.
- закреплять умение пользоваться кистью;
- рисовать концом кисти;
- развивать продуктивное мышление,
восприятие цвета, формы, величины; мелкую
моторику;
- воспитывать интерес к творческой
изобразительной деятельности;
- проявлять доброжелательное отношение к
сказочным персонажам, желания им помочь.
- расширять представления детей о лесных
ягодах;
9
30.
Пластилиновые
заплатки: овощи
31.
Рисование
«Зелёный огурец».
32.
Рисование
«Красный
помидор».
33.
Рисование на тему
«Фруктовое
дерево».
Аппликация
«Грядка с
овощами».
34.
35.
36.
37.
38.
39.
Аппликация
«Тарелка,
украшенная
орнаментом».
Лепка «Фрукты на
декоративной
тарелке».
Аппликация
«Цветные рыбки».
Рисование на тему
«Правая рука и
левая рука».
Лепка «Лук».
- продолжать знакомить с особенностями
внешнего вида и места их произрастания;
- учить быть осторожными с неизвестными
ягодами;
- воспитывать бережное отношении к природе.
Формировать у детей интерес к знаниям об
овощах. Систематизировать знания детей об
овощах. Закрепить знания о месте
произрастания. Развивать мелкую моторику
рук, речь, мышление. Воспитывать любовь к
овощам.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций овощей;
- игра «Отгадай овощи».
Закрепить знания о пользе овощей. Учить
детей рисовать с натуры. Продолжать
формирование навыков изображение
предметов овальной формы. Развивать общую
моторику рук, зрительное внимание.
Физкультминутка: «Овощи».
1. Учить рисовать круг и раскрашивать его
красной гуашью, проводя линии боковой
частью кисточки.
2. Закрепить название красного цвета.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Воспитывать эстетический вкус.
Рисование красками. Определение формы и
цвета предметов.
Закрепить знания об овощах, где они растут,
польза овощей для человека. Развивать
творческие способности детей. Формировать
чувство формы, пропорций.
Прорисовка контура по опорным штрихам.
Вырезание основной формы и элементов
орнамента.
Создание изображения внутри нарисованного
контура. Лепка фруктов на плоскости.
Формировать у детей положительное
отношение к живым существам (рыбкам).
Исходя из опыта детей, передавать образ
рыбки в виде аппликации. Развивать в детях,
видеть все живое в красках. Закреплять
геометрические фигуры.
Обводка кистей рук. Штриховка.
Закрепить представления об луке, его
лечебных свойств. Упражнять в аккуратном
10
40.
Рисование на песке
«Ехал поезд».
41.
Аппликация
«Светофор».
42.
Рисование на
цветной бумаги
«Снегопад»
43.
Рисование
«Снежная вьюга».
44.
Рисование на песке
«Зимний пейзаж».
намазывании и приклеивании лука и его
перышек. Воспитывать интерес к аппликации.
Предшествующая работа: Наблюдение за
ростом лука, рассматривание картинок лука,
чтение стихов и загадок об луке. Пальчиковая
гимнастика.
Ввести понятия «рисование
песком», «песочная анимация» как
современный вид искусства; помочь понять
детям, что картина может быть не только
статичной (неподвижной), но и оживать –
двигаться во времени. Обучать новым приемам
рисования на песке (кулачок с выдвинутым
мизинцем вверх, плотно прижатым к стеклу).
Развивать мелкую моторику рук (развитие
точности, координации движения рук и глаза,
гибкость рук, ритмичность). Обогащать
сенсорный опыт детей, помогать осознавать и
анализировать свои ощущения. Воспитывать
художественно – эстетический вкус.
Рисование окружностей по опорным штрихам.
Вырезание окружностей. Выполнение
аппликации.
Продолжать знакомить детей со временем года
- зима. Формировать умения детей рисовать
точки пальчиком, распределяя их по всему
листу. Развивать активный словарь по
лексической теме «Зима», память, внимание,
мелкую моторику кистей рук, координацию
движений. Воспитывать аккуратность,
усидчивость, интерес к рисованию.
Учить детей нетрадиционной технике
рисования, уточнить и обобщить знания о
зиме. Познакомить с приемом рисование
набрызг. Закрепить приём рисование зубной
щёткой. Развивать творческую
индивидуальность. Развивать мелкую
моторику рук. Способствовать развитию
детского творчества. Воспитывать, любовь к
природе через изобразительное
искусство. Расширять представления детей о
зимних явлениях в природе.
Учить детей изображать явления природы при
рассматривании репродукций картин
художников, передавать их содержание,
используя выразительные
средства (композицию, цвет). Учить детей
самостоятельно придумывать композицию
рисунка, выделяя дальний и ближний
план пейзажа. Закрепить знания детей о жанре
живописи – пейзаж. Воспитывать в детях
чувство прекрасного, любовь к природе, к
11
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
Рисование на тему
«Новогодняя елка
Рисование на тему
«Дед Мороз».
Аппликация
«Украсим ёлку
новогодними
игрушками».
Лепка «Красивый
елочный шар»
Декоративное
рисование варежек.
Рисование
снеговика.
Лепка «Снеговики
во дворе».
родному краю через изобразительное
искусство, музыку, поэзию. Развивать
творческое воображение. закрепление знаний о
сенсорных эталонах, установление
закономерностей. Развитие воображения,
креативности, умения самостоятельно
принимать решения. Содействовать снятию
напряжения, избавлению от страхов.
Пальчиковая гимнастика «Играем в
снежинки» (звуковая). Дыхательное
упражнение «Снежинки»
Работа с трафаретами. Рисование по опорным
точкам.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Рисование красками.
Приобщать детей к миру изобразительного
искусства, развивать у них фантазию,
творчество, воображение; закреплять знания
о смешивании красок для получения
новых цветов и оттенков; развивать цветовое
восприятие, совершенствовать мелкую
моторику рук; вызвать положительный отклик
на результат своего творчества.
Развитие мелкой моторики
1. Поддерживать у детей интерес и желание
заниматься декоративным рисованием:
украшать варежки узором.
2. Побуждать детей к совместному обсуждению
задания, согласованию друг с другом своих
действий, умению приходить к общему
решению и отвечать за часть своей работы.
3. Закреплять навыки создания узора
(элементы: волнистые, прямые,
зигзагообразные линии, круги, точки, цветы;
подбор цвета, расположение узора) и развивать
воображение, творчество в их выборе.
4. Развивать коммуникативные умения,
способствовать воспитанию
доброжелательного отношения друг к другу,
тактичного выражения своего мнения.
5. Побуждать детей к проявлению инициативы,
самостоятельности и самоорганизованности,
способствовать развитию волевых усилий.
Работа с трафаретами. Рисование по опорным
точкам. Штриховка.
Скатывание шариков разного размера из
пластилина. Лепка снеговика. Различать
эмоции и выражать их мимически.
Активизировать в речи слова «снег»,
«снеговик», «снежинка», «зимушка-зима»,
«волшебница зима». Формировать
12
52.
53
54.
Рисование зимней
одежды.
Рисование летней
одежды.
Аппликация
«Воздушные
шары».
55.
Рисование мелками
и водой
«Снежинки»
56.
Рисование.
Разноцветные
мячики (большие и
маленькие).
Аппликация
«Деревенский
дом».
Аппликация
«Городской дом».
Рисование
Изображение
человека. Девочка.
Рисование
Изображение
человека. Мальчик.
Рисунок на тему «Я
иду в школу».
Рисунок на тему
«Поездка на
автобусе».
Рисунок на тему
«Поездка на
трамвае».
Рисунок на тему
«Поездка на
троллейбусе».
Аппликация
«Открытка для
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
положительные эмоции и чувства, интерес к
совместным играм. Учить веселиться и
радоваться вместе с другими детьми.
Обводка изображений по контуру. Штриховка.
Обводка изображений кистью по контуру.
Закрашивание внутри контура.
Развивать умение вырезать овалы из
прямоугольников и наклеивать их на
нарисованные веревочки того же
цвета. Продолжать развивать умение
выполнять работу аккуратно, развивать
мышление и глазомер. Воспитывать
отзывчивость и доброту.
Стихотворение Г. Абелян "Снежинка". Учить
рисовать восковыми мелками или свечой
снежинки разнообразными линиями
(короткими, длинными, закругленными).
Продолжать закреплять умение тонировать
лист бумаги. Продолжать учить детей
понимать и анализировать содержание
стихотворения. Развивать воображение,
фантазию и художественный вкус.
Обводка изображений кистью по контуру.
Закрашивание внутри контура. Работа с
трафаретами. Рисование по опорным точкам.
Штриховка.
Прорисовка контура. Вырезание элементов
изображения.
Прорисовка контура. Вырезание элементов
изображения.
Совместное рисование. Рисование по опорным
штрихам.
Совместное рисование. Рисование по опорным
штрихам.
Совместное рисование. Рисование по опорным
штрихам.
Рисование по опорным штрихам, по шаблонам.
Штриховка.
Рисование по опорным штрихам, по шаблонам.
Штриховка.
Рисование по опорным штрихам, по шаблонам.
Штриховка.
Вырезание деталей, приклеивание к основе.
13
66.
папы».
Аппликация
«Клоун».
67.
Рисование
геометрических
фигур.
68.
Закрашивание
внутри контура.
69
Аппликация
«Мимоза»».
Лепка «Цветочек».
70
71
Аппликация
«Веточка с
зелёными
листьями».
72
Рисование
красками «Полянка
Учить детей пользоваться шаблонами, учить
путем аппликации создавать образ веселого
человечка – клоуна. Совершенствовать навыки
работы с ножницами. Воспитывать умение
внимательно слушать воспитателя,
действовать по образцу, создать детям
радостное настроение от результата
совместного творчества. Уметь подбирать
гармонично сочетающиеся цвета. Воспитывать
аккуратность в работе. Развивать фантазию и
воображение при создании задуманного
образа. Развивать мелкую моторику рук.
Учить рисовать предмет, состоящий из
геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник). Учить рисовать геометрические
фигуры; продолжать учить ориентироваться на
листе бумаги; учить технике рисования
восковыми мелками. Развивать мелкую
моторику рук; закреплять знание основных
цветов (черный, желтый, зеленый).
Воспитывать бережное отношение к природе;
желание помогать птицам.
«Цветок в горшке закрашивание по контуру».
Научить детей закрашивать цветок в горшке,
не выходя за контур. Закрепление
представлений о комнатных растениях. Учить
детей закрашивать, не выходя за контур.
Развитие мелкой моторики. Формировать
интерес и положительное отношение к
рисованию.
Сминание бумаги. Вырезание деталей,
приклеивание к основе.
Продолжать знакомить детей с пластилином и
его свойствами. Учить надавливать
указательным пальцем на пластилиновый
шарик, прикрепляя его к основе, располагать
пластилиновые шарики на ровном расстоянии
друг от друга. Формировать интерес к работе,
развивать мелкую моторику, проявлять
интерес. Воспитывать эстетический вкус.
Познакомить детей с особенностями строения
цветка Мать-и-мачехи. Учить
последовательности выполнения рисования
цветка с помощью разных техник (концом
кисти, жесткой полусухой кистью, «тычком» и
т. д.). Развивать творческие способности,
внимание и память; закреплять навыки умения
владеть кистью и красками; воспитывать
эмоциональную отзывчивость к природе.
Познакомить с нетрадиционной техникой
изображения (рисование с помощью веточек
14
с цветами»
73
Аппликация
«Ракета летит».
74
Рисование
«Прилетели
птицы».
ели или сосны), воспитывать умение работать
в коллективе. Развивать фантазию и
воображение.
Расширять и закреплять знания детей о
космосе, и о первом космонавте. Уточнить
знания детей из истории
развития космонавтики: кто был
первым космонавтом; название ракеты, на
которой полетел первый человек
в космос; «ракета»; о планете
Земля. Формировать умения по
выполнению аппликационной
работы. Закрепить умение детей составлять
композицию из геометрических фигур,
правильно называя: прямоугольник, квадрат,
треугольник, круг. Закреплять навыки детей
примакивания клеевой кисточкой, навыки
наклеивания фигур на картон. Воспитывать
аккуратность в работе, интерес к познанию
окружающего мира.
Вызвать у детей интерес к ранней весне.
Развивать способность эмоционально
отвлекаться на пейзажную живопись. Вызвать
желание выразить это состояние с помощью
цвета и композиции в пейзажном рисунке.
Продолжать знакомить детей с
композиционным построением рисунка,
умением располагать изображение по всему
пространству листа бумаги, располагать
деревья, по всему листу (ближе – крупнее,
дальше - меньше). Формировать умение
передавать в рисунке движение деревьев,
склоняющихся от ветра. Упражнять в умении
творчески использовать в работе силуэты
грачей, выполненных в технике оригами.
Совершенствовать умение смешивать краски
на палитре для получения новых оттенков при
изображении деревьев. Закрепить знания детей
о ранней весне, её признаках, особенностях,
называть приметы весны. Активизировать и
пополнять словарь детей во время беседы.
Закреплять умение передавать в рисунке
картину природы, характерные признаки
весны, цветовые характеристики. Развивать
чувство композиции, эстетическое восприятие,
чувство цвета, фантазию. Развивать
координацию движений, сопровождая речью.
Развивать мелкую моторику рук через
пальчиковую игру. Развивать диафрагмальное
дыхание в процессе использования элементов
релаксации. Воспитывать наблюдательность,
эстетическое восприятие, чуткое и бережное
15
75
Рисование
вертикальных
(горизонтальных,
наклонных) линий.
76
Заполнение
контура
геометрических
фигур точками.
77
Аппликация
«Тюльпаны».
78
Штриховка слева
направо.
79
Штриховка сверху
вниз.
Штриховка по
диагонали.
Двойная
штриховка.
Рисование контура
80
81
82
отношение к природе.
Составление рассказа по сюжетной картинке.
Сравнение животных из сказки К. Чуковского
«Айболит». Проведение вертикальных линий
сверху вниз. Проведение горизонтальных
линий, начинающихся и заканчивающихся в
заданной точке.
- продолжать уточнять знания о времени года:
весна, признаках весны. Формировать
способность выполнять действия по
инструкции. Формировать умение
координировать свои движения. Развивать
зрительное восприятие формы,
контролирующие функцию глаза. Развивать
внимание, мышление, расширять и
активизировать словарь по теме. Воспитывать
любознательность. Повышать мотивацию к
учебной деятельности. Воспитывать интерес к
учёбе, предмету.
1. Развивать навыки выполнения аппликации,
учить аккуратно пользоваться клеем.
2. Самостоятельно составлять и наклеивать
изображение цветка на листе картона из
готовых частей, правильно располагать их.
3. Познакомить с частями цветка.
4. Воспитывать эстетическое восприятие,
любовь к цветам; вызывать у детей
эмоциональный отклик на полученный
результат.
Развивать мелкую и крупную моторику.
Развивать тактильные ощущения. Развивать
пространственное ориентирование. Развивать
зрительное и слуховое восприятие, чувство
ритма. Развивать внимание, память,
мыслительные процессы и операции. Развивать
координацию движений. Развивать речь.
Снижать эмоциональное напряжение
учащихся. Обучать обведению по трафарету
(внешнему) и штриховка. Обучать элементам
самомассажа. Закреплять понятия: вправовлево, вверх, вниз. Воспитывать
положительное отношение к предмету.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
Воспитывать уважение друг к другу,
способность услышать другого человека.
Познакомить учащихся с многообразием форм,
с конструкцией построением, светотенью;
выполнить рисование с натуры
геометрических тел с попыткой передачи
объема. Обучить учащихся выполнять
композиционное построение геометрических
тел. Развивать понимание конструктивного
16
предмета по
контурным линиям
«Подснежник».
83
Рисование контура
предмета по
опорным точкам
Одуванчик».
84
Рисование контура
человечка по
трафарету.
85
Рисование контура
предмета по
шаблону.
86
Лепка «Ёжик»
87
Рисование птиц.
88
Рисование
животных.
строение предметов, элементов линейной
перспективы; развивать зрительную память,
пространственное представление; укрепление
межпредметных связей. Воспитывать
аккуратность при выполнении рисунка
графитом.
Учить передавать образ цветка, его строение и
форму, используя метод тычка (примакивания)
жесткой кистью. Расширять знания о первых
весенних цветах. Совершенствовать умение
правильно держать кисточку при рисовании.
Сформировать изобразительные навыки и
умения. Уметь располагать цветы по всему
листу. Закреплять умение пользоваться тонкой
кисточкой при рисовании листьев, стебля.
Изображать головки цветов жесткой кистью,
не оставляя промежутка между тычками.
Закрепить умение самостоятельно рисовать
методом тычка цветы (большие и маленькие
овалы и круги). Развивать воображение и
восприятие окружающего мира,
познавательных способностей.
Ориентирование в пространстве, чувство
цвета, ритма. Развитие координации глаза и
руки, владение кистью руки. Освоить приемы
изображения цветов с помощью круглых,
овальных форм в различных сочетаниях.
Прививать аккуратность при рисовании.
Формировать эмоционально-положительное
отношение к самому процессу рисования.
Развитие у учащихся умений воспринимать и
изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию, обучение навыкам рисования
человека. Осознание поэтапного выполнения
работы.
Формирование умения последовательно
рисовать низкий домик, используя трафареты и
опорные точки; с помощью учителя
раскрашивать рисунок, не выходя за пределы
контура; совершенствовать навыки работы с
красками. Развитие зрительного восприятия,
произвольного внимания, мелкой
моторики, коррекция высших психических
функций, коррекция осанки. Расширение
активного речевого словаря. Воспитание
интереса к изобразительной деятельности.
Разминание пластилина, использование
зубочисток
Обводка кистью по контуру. Закрашивание
внутри контура.
Рисование по опорным точкам. Штриховка.
Слон, жираф, носорог.
17
89
Раскрашивание
шаблона «Ворона».
90
Рисование
животных. «Собака
и кошка».
Рисование птиц.
Голубь, воробей
Рисование птиц.
Ворона, синица
Лепка «Еловый
лес».
Рисование рыб.
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Рисование
декоративных
рыбок.
Аппликация
Композиция на
тему «Аквариум с
золотыми
рыбками ».
Аппликация
человеческого
лица.
Рисование
человеческого
лица.
Рисование «Я и моя
семья».
Рисование
специального
транспорта
Рисование «Лето,
озеро, река. Небо,
солнце, облака».
Рисование на
свободную тему.
Учить работать карандашом с натуры,
выполнять штриховку. Развивать умение
передавать примерные пропорции
изображаемого и относительную величину его
частей, закреплять умение правильно
располагать изображение на листе бумаги.
Развивать умения обследовать предметы по
форме, величине, цвету. Воспитание
положительных качеств личности:
самостоятельности, умения доводить начатую
работу до конца.
Рисование по опорным точкам. Штриховка.
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками.
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками.
Раскатывание пластилина. Создание
изображения на цветном фоне.
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками.
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками.
Выполнение аппликация из готовых форм.
Выполнение аппликация из готовых форм.
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками
Рисование по опорным точкам. Рисование
красками
Полицейская машина. Скорая помощь.
Пожарная машина.
Совместное рисование. Рисование по опорным
точкам. Самостоятельное рисование.
Рисование красками.
Выполнение рисунков на тему выбранную
учащимися. Совместное рисование.
18
УЧЕБНОЕ-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с нарушением
интеллекта соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда работников образовательных организаций:
- учебные столы;
- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
Технические средства обучения
Компьютер (разработки мультимедийных презентаций, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический
потребностям обучающихся.
материал,
отвечающий
особым
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.
используются:
образовательным
В процессе обучения
- натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
- предметные и сюжетные картинки по темам.
- шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, и др.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы и игрушки;
- презентации к урокам;
Материалы и оборудование:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы
(специализированные, для фигурного вырезания) стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и
т.д.;
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по
их изготовлению;
- репродукции картин;
- изделия из глины;
- альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной
программы;
- рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи;
- расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши
(простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь,
акриловые краски), бумага разных размеров для рисования.
19