8 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

« 26 » августа 2025 г.

Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
8 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Человек»

(Предметная область «Окружающий мир»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна
г. Нелидово

2025 г

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………….3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………….4
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………………………………………...7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………………………………….9

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Человек» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026, (https://clck.ru/33NMkR) и в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.;
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2 020 г. №28;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1 599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Устав ГКОУ «Нелидовская школа-интернат»;
-Учебный план ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год;
- Адаптированная основная образовательная программа (вариант 2) ГКОУ «Нелидовская школаинтернат».
Учебный предмет «Человек» относится к предметной области «Окружающий мир» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа учебного предмета «Человек» в 8 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель обучения - формирование представления о себе как «Я», о своем ближайшем окружении и
повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Задачи обучения:
- представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных
потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание);
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям
здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительным процедурами;
- представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.

3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Представления о себе»
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей
тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица
человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание
строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на
схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание
вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего
свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе.
Знание возрастных изменений человека.
Раздел «Гигиена тела»
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание
воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью
автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание
рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую
поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение
последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора
струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица,
закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке
зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки,
выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки,
закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос:
намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение
последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель),
направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена
интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими
средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами).
Раздел «Обращение с одеждой и обувью»
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки
(перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье),
брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание
(различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты).
Знание назначения деталей предметов одежды.
Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии,
тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение
сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок).
Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов.
4

Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды
для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего
мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие
предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава
кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви
(например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват
рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности
действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание
куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки
(молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка).
Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну
брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк).
Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги
в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог).
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание
колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида.
Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды.
Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
Раздел «Туалет»
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой или большой
нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете
(поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на
унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды
(трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Раздел «Прием пищи»
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки
(стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание)
жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол.
Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из
тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в
тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие
губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время
приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с
помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
Раздел «Семья»
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и взрослых.
Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи.
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.

5

Содержание разделов
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Название раздела, темы
Представления о себе
Семья
Гигиена тела
Туалет
Одевание и раздевание
Прием пищи

Количество
часов
4
6
6
6
6
6
Итого:
34

6

Контрольные
работы
0
0
0
0
0
0
0

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
определение пола окружающих людей;
определение круга своих интересов;
определение стиля жизни (мало сплю, устал, много ем).
обладание спектром толерантных установок по отношению к представителям
противоположного пола.
- осознание своих характерных особенностей и предпочтений;
- понимание, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим;
- вступление в диалог с окружающими по собственной инициативе;
- проявление минимального интереса к событиям общественной жизни в стране, в области, в
родном городе;
- проявление способности к простейшим целеустремленным действиям;
- проявление потребности в новых знаниях (на начальном уровне);
- проявление элементарной престижной мотивации (желает быть первым, занять престижное
место среди товарищей);
- определение состояния своего здоровья;
- проявление отношения к действиям другого человека;
- участие в коллективных делах и играх;
- стремление помогать окружающим;
- определение своей возрастной группы (ребенок, подросток, юноша);
- проявление уважения к людям старшего возраста;
- использование элементарных форм речевого этикета.
Предметные (возможные) результаты
- умеют рассказывать о себе и о своей семье;
- умеют осознавать себя в системе социального мира;
- знают спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые
необходимы в
процессе жизнедеятельности в разные временные периоды (во
время пребывания в школе, в
течение дня и т.д.);
- умеют адекватно оценивать свое поведение в различных социальных ситуациях.

-

Система оценки достижений
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП (вариант 2) образования
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, тяжелыми и
множественными нарушениями развития ориентирует образовательный процесс на введение в
культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение
возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП
и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на
конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько
активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности обучения
учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в освоении
предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в
целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического
развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ;
7

- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться
помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
- задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
- при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в
качественных критериях по итогам практических действий:
- «выполняет действие самостоятельно»,
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
- «выполняет действие по образцу»,
- «выполняет действие с частичной физической помощью»,
- «выполняет действие со значительной физической помощью»,
- «действие не выполняет»;
- «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие
шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет
собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы и
ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую
ступень образования осуществляется максимально приближённо к возрасту ребёнка.
Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по предмету
«Человек», учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных
мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании
программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год в
качестве контроля освоения учебного предмета. В отношении обучающихся, осваивающих АООП
(вариант 2) индивидуально на дому, в очно-заочной форме промежуточная аттестация по предмету
«Человек» основывается на результатах текущего контроля успеваемости по предмету, при условии,
что по предмету «Человек» они имеют положительные результаты текущего контроля.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой
в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально
присутствующего опыта деятельности и его уровня:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию:
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету
деятельности;
- самостоятельная деятельность;
- умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри
целостной деятельности используются условные обозначения:
- действие (операция) сформировано – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
8

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9

10

11

12

13

14

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник:
Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник, 5 класс,
Общество
с
ограниченной
ответственностью
«Современные
образовательные
технологии»,
2021,
https://libking.ru/books/pedagogy_book/642447-vera-subcheva-socialno-bytovaya-orientirovka-5-klass.html
-Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий,
правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
-Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный
альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления
фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о
ближайшем социальном окружении.
-Компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- http://www.standart.edu.ru -Официальный сайт ФГОС
- https://myschool.edu.ru ФГИС «Моя школа»
- https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
- educont.ru цифровой образовательный контент  https://portalpedagoga.ru/ Всероссийский образовательный портал педагога.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с
детьми. – М.: ДРОФА, 2017.
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2018.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, и.м.
Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова. - 2019.
Жукова О.- Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет.-Москва: Издательство АСТ,2018.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель,2019
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
Зайцев Г.К. Твоё здоровье: Укрепление организма. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
15

9. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир
окружающих предметов.- ВЛАДОС,2017.
10. Мошковская Э. «Веселый магазин», «Мы играем в школу», «Уши». 11. Муравейка И. «Я сама», «Я сам пахал»
12. Найденова Н «Наши полотенца».
13. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера,
2019..
14. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано
и дополн. – СПб.: Речь, 2019. – 477 с.
15. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СФЕРА, 2019.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».