7 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

« 26 » августа 2025 г.

Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
7класса (вариант 2)
учебного предмета

«Человек»

(Предметная область «Окружающий мир»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна
г. Нелидово
2025 г

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Человек» (предметная область «Окружающий мир»)
для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с Адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой
степенью нарушения интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант
2) ГКОУ «Нелидовская школа-интернат», является учебно-методической документацией,
определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью объем
и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы для обучающихся 7 класса составляют:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 04.08.2023 № 479-ФЗ;
-Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 № 1599 (ред. от 08.11.2022);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 №1026;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования» от 22.03.2021 № 115;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Устав ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»;
- Календарный учебный график ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
Цель реализации рабочей программы предмета «Человек»:
- формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным
ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для
самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни; формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

3

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА,
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Для обучающихся, получающих образование по АООП (вариант 2) характерно
интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени,
которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха,
опорнодвигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой
сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие
психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное
развитие и обучение.
Обучающиеся с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта отличаются
выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных
учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности
интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или
иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается
системное недоразвитие речи, которое проявляется в своеобразном нарушении всех структурных
компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Специфика
речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта обусловлена комплексом причин
органического, функционального и социального характера. У детей с умеренной и тяжелой
степенью нарушения интеллекта затруднено или невозможно формирование устной и письменной
речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное
понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение
слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с
отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием
фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду
этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства
невербальной коммуникации.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности изза быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению
сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо
нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинноследственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При
продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы
становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при
умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности,
темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также
навыков несложных трудовых действий. У части детей замедленный темп, вялость, пассивность,
заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство
сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с нарушением
интеллекта наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

4
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении
навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват
карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек,
шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна.
Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании,
при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов
окружающего быта.
Обучающиеся с глубокой степенью нарушения интеллекта часто не владеют речью, они
постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой
умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и
множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных
ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры
каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности,
а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной
помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой
при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями
развития невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое
поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и
выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения,
коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной
жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной
группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем
возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого
из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и
качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной
деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с
глубокой степенью нарушения интеллекта, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в
усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более
школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее
недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с
неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое
эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в
негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационнопотребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

5

3. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА,
ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР)
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой
степенью нарушения интеллекта, с ТМНР определяют специфику их образовательных
потребностей. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий,
способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Умственная отсталость обучающихся 7 класса, в той или иной форме, осложнена нарушениями
сенсорными, соматическими, речевыми, расстройствами аутистического спектра и эмоциональноволевой сферы.
При разработке рабочей программы учебного предмета «Человек» (7 класс) учитывались
особые образовательные потребности:
•
Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных учебных
предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно
развивающегося ребенка.
•
Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в
построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в
более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно
развивающегося ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и
графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т. п.)
•
Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации
образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами
аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации
групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и
времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и
взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.
•
Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности в
максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного
учреждения.
•
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо
учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех
окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а
также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации
образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать
обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и д. Для
реализации особых образовательных потребностей обучающегося с нарушением интеллекта, с
ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие
его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

6
4.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
В основу разработки рабочей программы учебного предмета «Человек» (предметной области
«Окружающий мир») АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью нарушения
интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том
числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной
отсталостью:
- к структуре образовательной программы;
- к условиям реализации образовательной программы;
- к результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с нарушением интеллекта возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с
учетом специфики развития личности обучающегося с нарушением интеллекта.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с нарушением интеллекта школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
• придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
• индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
• повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и
поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В основу формирования АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой,
глубокой степенью нарушения интеллекта, тяжелыми и множественными нарушениями развития
(ТМНР), предмета «Человек» положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы

7
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьёй.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Целью предмета «Человек» является приобщение ребенка к социальному миру начинается с
развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его
активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в
системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о
себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе
самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена
тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
- представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах
здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической
культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье,
полезных и вредных привычках, возрастных изменениях.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под
душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений
ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии
предметов одежды, завязыванию и развязыванию шнурка, расстегиванию ремня.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов,
питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой.
Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет».
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем
окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом

8
культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к
окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей,
проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям,
например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и
т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо,
чистить зубы.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и
родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях
возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального
мира.
Для реализации программы используется специальное материально-техническое оснащение,
включающее: пиктограммы, дидактические игры, презентации, карточки, фото, видео и аудио
записей.
Программный материал рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО
АООП (ВАРИАНТ 2)
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся по АООП (вариант 2) является
развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное
расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

• Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в

зеркале.

• Представление о собственном теле.
• Отнесение себя к определенному полу.
• Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
• Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства,

интересы.

• Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным

изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.
• Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические
процедуры, одеваться и раздеваться и др.

9
• Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.

• Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о

болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и
вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

• Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

• Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли,
обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. Представление о
профессиональной деятельности родителей.
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, тяжелыми и
множественными нарушениями развития ориентирует образовательный процесс на введение в
культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства,
достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися
АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и
умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности
обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в
освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения
и развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического
развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ;
- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна оказываться
помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
- задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
- при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в
качественных критериях по итогам практических действий:
- «выполняет действие самостоятельно»,
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
- «выполняет действие по образцу»,

10
- «выполняет действие с частичной физической помощью»,
- «выполняет действие со значительной физической помощью»,
- «действие не выполняет»;
- «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие
шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет
собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются
выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Перевод обучающегося на
следующую ступень образования осуществляется максимально приближённо к возрасту ребёнка.
8. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с нарушением
интеллекта
Основой для разработки рабочей программы учебного предмета «Человек» (7 класс) является
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с нарушением инеллекта
(далее программа формирования БУД), которая конкретизирует требования Стандарта к
личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет
реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с нарушением
интеллекта.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе состоит в формировании
школьника с нарушением интеллекта как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе являются:
1. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
• выполнение инструкции учителя;
• использование по назначению учебных материалов;
• выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени
• от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
Текущий контроль проводится по итогам изучения тем, разделов программы по предмету
«Человек», учебным четвертям. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных
мероприятий при проведении текущего контроля определены в тематическом планировании
программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля 1 раз в год
в качестве контроля освоения учебного предмета. В отношении обучающихся, осваивающих
АООП индивидуально на дому, в очно-заочной форме промежуточная аттестация по предмету
«Человек» основывается на результатах текущего контроля успеваемости по предмету, при
условии, что по предмету «Человек» они имеют положительные результаты текущего контроля.

11
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает
индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности
проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально
присутствующего опыта деятельности и его уровня:
- деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
- деятельность осуществляется по подражанию:
- деятельность осуществляется по образцу;
- деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
- деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету
деятельности;
- самостоятельная деятельность;
- умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри
целостной деятельности используются условные обозначения:
- действие (операция) сформировано – «ДА»;
- действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»;
- действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
- действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности,
позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии
доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону
актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курса.
9. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1 Представления о себе.

4

3 Обращение с одеждой и обувью.

8

2 Гигиена тела.
4 Туалет

5 Прием пищи
6 Семья
Всего часов

Примечание

4
3
9

6
34

Продолжительность учебных недель: 7 класс – 34 учебные недели.
Программный материал рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).

12
10. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Представления о себе.
Встреча с учителем и одноклассниками. Сообщение сведений о себе. Сообщение о состоянии
своего здоровья. Сообщение о своем настроении.
Гигиена тела.
Правила поведения в школе. Режим дня школьника. Режим дня школьника. Прогулка и ее
значение.
Обращение с одеждой и обувью.
Уход за одеждой. Обучение способам ухода за одеждой (чистка, стирка, глажение, хранение,
мелкий ремонт). Уход за демисезонной одеждой. Зачем нужна одежда. Знать (понимать) для чего
нужна одежда. Одежда для разных видов работ. Рабочая одежда. Выбор одежды для прогулки в
зависимости от погодных условий. Ежедневный уход за обувью. Головные уборы.
Туалет.
Правила посещения туалет. Умение сказать или показать жестом о желании сходить в туалет.
Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения),
спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в
унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание
кнопки слива воды, мытье рук. Туалет для мальчиков и для девочек. Как пользоваться санузлом.
Прием пищи.
Правила поведения за столом. Столовые приборы. Правила пользования. Культура еды:
пользование ложкой. Культура еды: пользование салфеткой. Культура еды: использование ножа и
вилки во время приема пищи. Правила приема пищи. Первое, второе, третье блюдо. Питаемся
правильно. Знать (понимать) правила питания: режим питания, разнообразие продуктов.
Семья.
«Я и моя семья». Моя семья. Мама, папа. Братья, сестры. Отраженное и сопряженное называние
членов семьи вместе с их именами. Мои занятия в семье. Вечера в кругу семьи. Семейные
праздники и традиции. Мой режим дня.

11. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «ЧЕЛОВЕК» 7 класс (вариант 2)
№

1.

2.

3.

Наименование
КолЦель и элементы содержания
раздела
во
программы и тем часов
урока
Представления о
1
-Ознакомительная беседа,
себе.
-словесная игра «Наши имена»,
Встреча с учителем
-рассматривание картинок,
и одноклассниками
-мини- диалоги,
-ответы на вопросы
Сообщение
1
Обучение
составлению
двухсловных
сведений о себе
предложений, включающих усвоенные
учащимися
существительные
в
именительном
падеже,
указательные
местоимения: указательное местоимение +
именительный падеж существительного,
произносимое
с
вопросительной
интонацией (Это девочка?); указательное
местоимение + именительный падеж
существительного,
произносимое
с
утвердительной
интонацией
(Это
мальчик). Игра по картинкам «Это кто?»
Сообщение своего возраста
Сообщение
о
1
Обучение составлению двухсловных
состоянии своего
предложений: « Я здоров, мне хорошо!»;
здоровья
Игра с картинками, с фотографиями

Возможные результаты освоения
обучающимися учебного предмета,
курса
Знать и называть свое имя и
фамилию, свой возраст

Оборудование,
дидактический
материал, ТСО и ИТ
Фотографии;
картинки
Презентация: «Это я»,
фотоальбом

Уметь элементарно представлять Набор картинок,
свой
пол и ролевом поведении пиктограмм.
мальчика и девочки, возраст.
Уметь использовать пиктограммы
и понимать их смысл. Соотносить
слова с картинками. Отраженно
повторять вопросы. Запоминать
слова «мальчик, девочка» и отвечать
словами
или
использовать
пиктограммы, картинки на вопросы
игры.
Уметь сообщить о состоянии своего
здоровья;
Использование пиктограмм.

Набор картинок,
пиктограмм.

14
4.

Сообщение о своем
настроении

1

Рассказ с помощью учителя о
собственном настроении (сравнивание его:
с погодой, с временем года, с цветком, с
животным, с музыкой или с любым
неодушевленным предметом).
Использование карточек с напечатанными
словами.
Рисунок на песке;
Сопряженное
или
самостоятельное
проговаривание коротких стихов.

Уметь
рассказывать
о
своем
настроение с помощью учителя,
пиктограмм.
Использовать
пиктограммы
и
показывать свои эмоции настроения

Набор картинок,
пиктограммы, карточки
с напечатанными
словами (хорошо,
весело, грустно, плохо)
Аудиозапись
«Рефлексия

5.

Гигиена и здоровье
Правила поведения
в школе

1

-Беседа о правилах поведения в школе, Просмотр презентации: « Правила
поведения в школе»;
-подведение итога беседы

Презентация: «Правила
поведения в школе»;
Демонстрационный
материал

6.

Режим дня
школьника

1

-Ознакомительная беседа с режимом
школьника;
Просмотр презентации: «Режим дня
школьника»;
- рассматривание иллюстраций,
-беседа по иллюстрациям,
-подведение итога беседы

7.

Режим дня
школьника

1

-Беседа о правилах поведения в гостях;
Просмотр презентации: «Правила
поведения в гостях»;
Запись правил поведения в гостях в
печатную тетрадь;
-подведение итога беседы

Знать (понимать) правил поведения
в школе (Не кричать, не бегать,
ходить шагом, не толкаться);
Уметь использовать пиктограммы и
картинки с помощью учителя
Стремиться к знаниям режима дня
школьника
(Утро, зарядка, умываться,
завтракать, одеваться, школа, урок,
обед, сон, прогулка, играть, ужин,
спать); Уметь использовать
пиктограммы и картинки с помощью
учителя
Знать (понимать) правила поведения
в гостях (не кричать, не бегать,
ходить шагом, не толкаться, тихо
сидеть за столом, договариваться );
Уметь соблюдать правила поведения
в гостях

Презентация: «Режим
дня школьника»;
иллюстрации, картинки

Презентация: «Правила
поведения в гостях»;
печатная тетрадь

15
8.

Прогулка и ее
значение

1

9.

Обращение с
одеждой и обувью
Уход за одеждой.

1

10.

Уход за
демисезонной
одеждой.

1

11.

Зачем нужна
одежда

1

-Экскурсия по школьному двору,
-знакомство со школьным двором,
-рассказ учителя о значении прогулки,
-ответы на вопросы,
-подведение итога экскурсии
Обучение способам ухода за одеждой
(чистка, стирка, глажение, хранение,
мелкий ремонт). Просмотр презентации:
«Уход за одеждой";
Познакомить со средствами по уходу за
одеждой (щетка, вода, мыльный раствор.)
Обучение способам ухода за одеждой
(чистка ,стирка).Экскурсия в
прачечную.

Знать (понимать) значение прогулки
на здоровье человека

Знать (понимать) способы ухода за
одеждой;
Знать средства по уходу за одеждой;
Уметь назвать средства по уходу за
одеждой с помощью картинок .

Знать (понимать) способы ухода
за одеждой;
Уметь обращаться к взрослому
за помощью с использование
вербальных средств или
пиктограмм по уходу за
одеждой.
Узнавание (различение) предметов
Знать (понимать) для чего нужна
одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), одежда;
шапка, шарф, варежки (перчатки) ,
Узнавать (различать) виды
свитер (джемпер, кофта), рубашка
одежды: пальто (куртка, шуба,
(блузка, футболка), майка, трусы, юбка плащ), шапка, шарф, варежки
(платье), брюки (джинсы, шорты),
(перчатки), свитер (джемпер,
носки (колготки). Задание на листочке: кофта), рубашка (блузка,
«Найди пару» и разукрашивание
футболка), майка, трусы, юбка
демисезонной одежды.
(платье), брюки (джинсы,
шорты), носки (колготки).

Презентация: «Уход за
одеждой», Картинки с
изображением средства
по уходу за сезонной
одеждой.

Оборудование для стирки одежды
(стиральная машина).
Пиктограммы.

Картинки с изображением
предметов одежды. Задание на
листочке: «Найди пару»; цветные
карандаши, фломастеры

16
12.

Одежда для
разных видов
работ

1

13.

Рабочая одежда

1

14.

Выбор одежды для
прогулки в
зависимости от
погодных условий.

1

15.

Ежедневный уход
за обувью

16.

Головные уборы

Беседа: «Зачем люди придумали
форменную одежду»
Просмотр презентации: «Одежда для
разных видов работы»; Работа с
картинками

Знать (понимать) для чего
нужна одежда для разных
видов
работ;
Узнавать
(различать)
форменную
одежду.

Картинки с изображением
предметов одежды.
Презентация: «Одежда для разных
видов работы»

Просмотр
презентации:
«Рабочая
одежда»
Показ рабочей одежды;
Игра: «Найди пару»;
Работа с пиктограммами;
Рисование по шаблону одежды
Беседа: «Одежда для прогулки;
Работа с картинками;
Задание на листочке: «Найди одежду
для прогулки и подпиши ее
название».

Знать(понимать) для чего нужна
рабочая одежда;
Узнавать (различать) рабочую
одежду

Картинки с изображением
предметов одежды.

Знать (понимать) одежду для
прогулки в зависимости от
погодных условий

Картинки с изображением
предметов одежды. Задание на
листочке: «Найди одежду для
прогулки и подпиши ее название»

1

Беседа: « Как ухаживать за обувью»;
Просмотр презентации: «Уход за
обувью»

Знать (понимать) как ухаживать
за обувью
Уметь ухаживать за обувью

Картинки с изображением
предметов обуви.
Презентация: «Уход за обувью»

1

Узнавание (различение) головных
уборов (шапка, шляпа, кепка, панама,
платок). Знание назначения головных
уборов. Различение сезонных
головных уборов.
Игра: «Что это»;
Задание
на
листочке:
«Найди
головной убор и раскрась»

Узнавать (различать) головные
уборы (шапка, шляпа, кепка,
панама, платок). Различать
сезонные головные уборы.

Картинки с изображением
предметов головных уборов.
Задание на листочке: «Найди
головной убор и раскрась».

17
17.

Туалет
Правила
посещения туалета

1

18.

Туалет для
мальчиков и для
девочек

1

19.

Как пользоваться
санузлом

1

20

Прием
Правила
поведения
столом

1

21

Правила
поведения
за столом

пищи
за

1

Умение сказать или показать жестом о
желании сходить в туалет;
Правила посещения туалета
Просмотр презентации: «Правила
посещения туалета».
Просмотр презентации: «Туалет для
мальчиков и для девочек»;
Работа с пиктограммами, картинками

Уметь сказать или показать
жестом о желании сходить в
туалет;
Знать
правила
посещения туалета

Картинки
с
изображением
туалета, пиктограммы,
Презентация:
«Правила
посещения туалета».

Иметь представление о туалете
для мальчиков и девочек.
Использовать пиктограмму

Пиктограммы,
картинки
с
изображением туалета,
Презентация:
«Туалет
для
мальчиков и для девочек»

Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание
крышки
(опускание
сидения),
спускание одежды (брюк, колготок,
трусов), сидение на унитазе/горшке,
оправление
нужды
в
унитаз,
пользование туалетной
бумагой,
одевание одежды (трусов, колготок,
брюк), нажимание кнопки слива воды,
мытье рук. Просмотр презентации:
«Как пользоваться санузлом»
Правила поведения за столом;
Просмотр презентации: «Правила
поведения за столом»;
Работа с пиктограммами

Уметь правильно пользоваться
санузлом;
Работать с пиктограммами

Пиктограммы. Презентация: «Как
пользоваться санузлом»

Закрепление правил поведения за
столом; Просмотр презентации:
«Правила поведения за столом»;
Запись правил поведения за столом в
печатную тетрадь

Уметь
соблюдать
поведения за столом;

Знать
(понимать)
правила Презентация: «Правила поведения
за столом», пиктограммы
поведения за столом;
Уметь
соблюдать
правила
поведения за столом;
Использовать пиктограмму
правила Презентация: «Правила поведения
за столом», печатная тетрадь

18
22

Столовые
приборы. Правила
пользования.

1

23

Культура еды:
пользование
ложкой

1

24

Культура еды:
пользование
салфеткой

1

25

Культура еды:
использование
ножа и вилки во
время
приема пищи

1

26

Культура еды:
использование
ножа и

1

Просмотр презентации: «Столовые
приборы».
Беседа: « Правила пользования
столовыми приборами»;
Задание на листочке: «Найди столовые
приборы и раскрась их»
Показ еды ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из
тарелки, поднесение ложки с пищей ко
рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку;
Экскурсия в школьную столовую;
Упражнения по умению пользоваться
ложкой
Показ использования салфетки во
время приема пищи.
Экскурсия в школьную столовую;
Упражнения по использованию
салфетки во время приема пищи.
Показ использования ножа и вилки во
время приема пищи: отрезание ножом
кусочка пищи от целого куска,
наполнение вилки гарниром с
помощью ножа. Экскурсия в
школьную столовую; Упражнения по
использованию одноразового ножа и
вилки во время приема пищи.
Показ использования ножа и вилки во
время приема пищи: отрезание ножом
ку-

Узнавать (различать) столовые
приборы;
Уметь пользоваться столовыми
приборами

Столовые приборы; Презентация:
«Столовые приборы»; Задание на
листочке: «Найди столовые
приборы и раскрась их»

Уметь правильно пользоваться
ложкой.

Пиктограммы,
картинки
изображением еды ложкой.

Уметь использовать салфетки во Пиктограммы,
изображением
время приема пищи.
салфеток

с

картинки
с
использования

Уметь использовать нож и Пиктограммы,
картинки
с
изображением ножа вилки во
вилку во время приема пищи.
время приема пищи

Уметь использовать нож и Пиктограммы,
вилку во время приема пищи.
изображением

картинки

с

19
вилки во время
приема пищи

27

Правила приема
пищи. Первое,
второе, третье
блюдо.

1

28

Питаемся
правильно

1

29.

Семья
«Я и моя семья».

1

сочка пищи от целого куска,
наполнение вилки гарниром с
помощью ножа. Экскурсия в
школьную столовую; Упражнения по
использованию одноразового ножа и
вилки во время приема пищи.
Беседа: «Правила приема пищи.
Первое, второе, третье блюдо»
Работа с картинками, иллюстрациями;
Игра: «Найди первое, второе, третье
блюдо»
Беседа: « Сведения о правилах
питания: режим питания, разнообразие
продуктов»; Просмотр презентации:
«Правила правильного питания»;
Дидактическая игра: «Назови
полезные продукты питания»
Пользование
пиктограммами для
называния и обобщения понятием
«семья». Соотнесение карточек со
словами и пиктограммами
с
фотографиями членов семьи.
Совместное
рассматривание
с
учащимися семейных фотографий,
беседа о семье (папа, мама, бабушка,
дедушка, брат, сестра). Отраженное и
сопряженное называние членов семьи
вместе с их именами: «мама Света,
дедушка Юра и т.д.»

ножа вилки во время
приема пищи

Знать (понимать) правила приема пищи.
Первое, второе, третье блюдо;
Уметь работать с картинками,
иллюстрациями, находить первое, второе,
третье блюдо»

Картинки,
иллюстрации с
изображением
первого, второго и
третьего блюда;
Игра: «Найди первое,
второе, третье блюдо»
Знать (понимать) правила питания: режим
Презентация:
«Правила правильного
питания, разнообразие продуктов;
питания»;
Уметь назвать полезные продукты питания
Дидактическая игра:
«Назови полезные
продукты питания»
Использовать пиктограммы, фотографии Фотографии членов
при определении членов своей семьи. семьи. Пиктограммы
Испытывать
ощущение
радости
от
узнавания и радоваться за других детей.

20
30

Моя семья. Мама,
папа. Братья,
сестры.

1

31

Мои занятия в
семье.

1

32

Вечера в кругу
семьи.

1

33

Семейные
праздники и
традиции.

1

34

Мой режим дня.

1

Пользование фото и называния
обобщения
понятием
«семья».
Соотнесение карточек со словами и
пиктограммами
с фотографиями
членов
семьи.
Совместное
рассматривание
с
учащимися
семейных
фотографий,
беседа о
семье (папа, мама, бабушка, дедушка,
брат,
сестра).
Отраженное
и
сопряженное называние членов семьи
вместе с их именами: «мама Света,
дедушка Юра и т.д.»
Просмотр презентации: «Мои занятия
в семье»; Пользование фотографий
для называния и обобщения о своем
занятии в семье; Совместное
рассматривание с учащимися
семейных фотографий
Сведения о связях между членами
семьи; Пользование фотографий для
называния и обобщения о связях
между членами семьи; Совместное
рассматривание
с учащимися
семейных фотографий
Представление о семейных праздниках
и традициях; Совместное
рассматривание с учащимися
семейных фотографий, беседа о
семейных праздниках
Составление краткого рассказа о
своем режиме дня по презентации

Использовать фотографии при определении Фотографии членов
членов своей семьи. Испытывать ощущение семьи.
радости от узнавания и
радоваться за
других детей.

Уметь использовать фотографии, называть Презентация
приготовленная
про свои занятия в семье с помощью фото.
родителями:
«Мои
занятия в семье»;
Использовать фотографии при определении Фотографии членов
членов своей семьи. Испытывать ощущение семьи.
радости от узнавания и
радоваться за
других детей.
Стремление к знаниям о семейных
праздниках и традициях;

Фотографии членов
семьи.

Знать (понимать) о режиме дня; Уметь с
помощью фото рассказать о своем режиме

Презентация
приготовленная

21
приготовленной родителями.

дня

Итого за учебный год: 34 часа

родителями:
режим дня»

«Мой

12. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник:
Субчева В.П., Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник, 5 класс,
Общество
с
ограниченной
ответственностью
«Современные
образовательные
технологии»,
2021,
https://libking.ru/books/pedagogy_book/642447-vera-subcheva-socialno-bytovaya-orientirovka-5-klass.html
-Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий,
правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др.
-Видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный
альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления
фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о
ближайшем социальном окружении.
-Компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- http://www.standart.edu.ru -Официальный сайт ФГОС
- https://myschool.edu.ru ФГИС «Моя школа»
- https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
- educont.ru цифровой образовательный контент  https://portalpedagoga.ru/ Всероссийский образовательный портал педагога.

1.
2.
3.
4.

13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с
детьми. – М.: ДРОФА, 2017.
Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2018.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, и.м.
Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова. - 2019.
Жукова О.- Лучшая книга по развитию речи для детей 4-7 лет.-Москва: Издательство АСТ,2018.

22
5.
6.
7.
8.
9.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель,2019
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
Зайцев Г.К. Твоё здоровье: Укрепление организма. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушением развития. Путешествие в мир
окружающих предметов.- ВЛАДОС,2017.
10. Мошковская Э. «Веселый магазин», «Мы играем в школу», «Уши». 11. Муравейка И. «Я сама», «Я сам пахал»
12. Найденова Н «Наши полотенца».
13. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера,
2019..
14. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., переработано
и дополн. – СПб.: Речь, 2019. – 477 с.
15. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СФЕРА, 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».