ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от « 22 » августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
УР:
Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
Приказ № 25
от « 28 » августа 2025 г.
« 26 » августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
8 класса (вариант 2)
учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
(Предметная область «Язык и речевая практика»)
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна
г. Нелидово
2025 г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 7 классе
разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми и инструктивнометодическими документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Утверждена
приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022года №1026;
Постановление Главного санитарного врача РФ№28 от 28.09.2020г. «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей»;
Учебный план ГКОУ «Нелидовская школа-интернат» на 2025-2026 учебный год
для обучающихся с нарушением интеллекта по АООП (вариант 2).
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для 7 классов
рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
В основу разработки программы «Речь и альтернативная коммуникация» для
обучающихся по АООП (вариант 2) заложены дифференцированный и деятельностный
подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой степенью нарушения интеллекта, ТМНР (2 вариант) предполагает учет
их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Применение дифференцированного
подхода к созданию образовательной программы обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с нарушением интеллекта возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования
с учетом специфики развития личности обучающегося с нарушением интеллекта.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
нарушением интеллекта школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и
альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о
процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с нарушением интеллекта овладевают основными средствами социального
взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и
приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка
практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность
ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения
общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является
важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и
присваивает доступные средства общения.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных)
средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционнопедагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Целью предмета является формирование у обучающихся с нарушением интеллекта в
умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР) речевых и коммуникативных навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Задачи:
Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребёнка;
Развивать фонематический слух;
Способствовать пониманию обращённой речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов;
Развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения;
Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач;
Расширять словарный запас учащегося, связанный с содержанием эмоционального,
бытового, предметного, игрового, трудового опыта в процессе «чтения»;
• Знакомить учащегося с простыми по содержанию рассказами, историями, сказками,
стихотворениями.
Обучать глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или
слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и
письмом на доступном уровне.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную
область «Язык и речевая практика» и является частью учебного плана.
Описание места учебного предмета в учебном плане
№ п\п
Класс
Наименование курса
1
7
класс
Речь и альтернативная
коммуникация
Количество часов в
неделю
3
Количество часов в
год
102
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено
следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками
написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными
буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов,
что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто
встречаются в быту. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и
чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных
действий. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников,
темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть
предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.
Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т.е. в процессе
обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи:
каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию
познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом
индивидуальных достижений.
При обучении осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные,
групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися
на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и
индивидуального подхода
Технологии обучения
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует
достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения,
обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям
современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить
имеющийся опыт и выявить его результативность.
Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе
коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения
учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой
деятельности обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения
здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной
жизни.
Применяются следующие методы обучения:
демонстрация,
наблюдение,
объяснение,
сравнение,
упражнение,
беседа,
работа с учебником,
самостоятельная работа и др.
Освоение содержания осуществляется на доступном для ребёнка уровне. Используются
следующие методы обучения:
словесный,
наглядный,
практический
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с нарушением интеллекта по
учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится на основании
выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения
СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. По итогам
освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется
развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития
его жизненных компетенций.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в течение последних двух недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных
заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке
результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении
предмета, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и
развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Оценка достижений предметных результатов основывается на качественных критериях по
итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие
по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие
со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
Методы и средства оценки: контрольные задания, опрос (исходя из возможностей
ребенка). Критерии: степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи
(самостоятельно, направляющая, контролирующая, стимулирующая), полнота знаний,
прочность усвоения и умения их применять.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к АООП для обучающихся с нарушением интеллекта
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В
связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют
собой описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории
обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное
поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
· Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
· Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
· Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
· Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
· Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и
др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
· Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
· Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
· Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
· Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
· Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
· Узнавание и различение образов графем (букв).
· Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
· Начальные навыки чтения и письма.
Личностные учебные действия
- индивидуально дозированное и планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов.
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
- целостный, ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей.
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик класс, учитель-класс).
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем.
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
- входить и выходить из учебного помещения со звонком
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
- пользоваться учебной мебелью
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и
организовывать рабочее место
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
- читать, писать
- устанавливать видо-родовые отношения предметов.
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на
бумажных и электронных и других носителях)
Базовые учебные действия.
Учащиеся должны уметь:
контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия
доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы (узнавать) и соотносить их с картинками;
откликаться на свое имя, знать имена и отчества учителя, воспитателя, имена
одноклассников и ближайших родственников.
различать звуки и простые звукосочетания в речи в связи с наблюдением окружающей
действительности в играх;
подражать действиям учителя, повторять за учителем предложения о производимых
действиях.
использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с
общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
готовность к положительным формам взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами
коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Содержание учебного предмета
7класс
Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие
направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации», «Чтение и письмо».
Коммуникация. Установление контакта с собеседником: установление зрительного
контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Понимание и называние собственного имени.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение
согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом
(предложением). Задавание вопросов предложением.
Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с
собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Называние
(употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Понимание и
называние и (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Понимание и называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки,
одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет,
величина, форма и др.).
Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние
(громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание и называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я,
он, мой, твой и др.). Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в,
Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Чтение и письмо. Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.
Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову.
Составление слов из слогов (касса букв). Списывание коротких предложений.
Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.
Списывание предложений с образцов.
Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими
согласными на конце слов. Списывание с печатного текста «Зайка».
Разучивание коротких стихов на тему «Приход зимы». Чтение рассказа Н. Калининой
«Снежный колобок».
Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги. Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин
домик» Чтение стихотворений о весне.
Чтение русской народной сказки «Умей обождать».
Списывание слов. Списывание слов на тему «Россия -моя Родина» и др.
Материально-техническое обеспечение
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
Дидактические игры:
1. «Послушный карандаш»
2. «Угадай чего не стало»
3. «Обведи по точкам»
4. «Нарисуй дорожку»
5. «Узоры для раскрашивания»
6. «Назови меня»
7. «Что пропало»
8. «Помоги животным найти свой дом»
Тематическое планирование
«Речь и альтернативная коммуникация»
7 класс (102 ч)
№
урока
Тема, раздел
1.
Кол-во
Основные виды
часов учебной деятельности
1
Приветствие
собеседника.
2.
1
Обращение с
просьбой о помощи
3.
1
Выражение
согласия,
благодарности.
4.
5- 10
11
Прощание с
собеседником
Алфавит. Называние
букв. Прописывание
букв.
Гласные и
согласные буквы.
Различение гласных
и согласных букв.
Нахождение
гласных букв в словах.
Нахождение
согласных букв в
словах.
Буквы и звуки.
Звуки и буквы.
Гласные звуки и
буквы.
1
6
1
Коррекционная работа
Дата
Выполнение
Коррекция
действия, перевода мыслительной
взгляда
на деятельности
через
собеседника,
формирование
умения
проговаривание
осуществлять
операции
собственного имени, анализа и синтеза
слов
приветствия,
выполнение
штриховки
Выполнение
Коррекция
жестов
внимания. мыслительной
Обращение
с деятельности
через
просьбой о помощи, формирование
умения
о желании (словом,
осуществлять
операции
предложением).
анализа и синтеза
Проговаривание
слов
просьб
простым
предложением.
Повторение:
Коррекция
проговаривание слов мыслительной
и
деятельности
через
предложений
формирование
умения
согласия,
осуществлять
операции
благодарности.
анализа и синтеза
Выполнение
письменного
задания
Проговаривание
Коррекция мыслительной
слов
прощания. деятельности
через
Выполнение
формирование
умения
письменного задания осуществлять
операции
анализа и синтеза
Проговаривание
Коррекция мелкой
букв
и
моторики
прописывание
через элементов букв.
выполнение
выполнение упражнений,
письменного
направленных на развитие
задания
координации мелких
движений пальцев и
кисти.
Записывают под
диктовку буквы,
читают,
составляют из
разрезной азбуки,
записывают в
тетрадь слова,
Коррекция мелкой
моторики через
выполнение упражнений,
направленных на развитие
координации мелких
движений
предложения.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Согласные звуки и
буквы. Слова,
которые
различаются
одним звуком.
Повторение.
Чтение
односложных слов
из трех букв.
Повторение.
Письмо букв,
односложных слов
из трех букв.
Нахождение
односложных слов
из трех букв в
предложениях
Чтение, сравнение
односложных слов,
отличающихся
последним звуком
(бок-бор).
Чтение, сравнение
односложных слов,
отличающихся
первым звуком
(том-дом).
Чтение, сравнение
односложных слов,
отличающихся со
средним звуком
(лук-лак).
Чтение, сравнение
односложных
слов,
отличающихся
одним звуком
Соотношение
прочитанных слов с
картинками.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Наблюдают за
звуковой и
буквенной
структурой слова
Коррекция
фонематического слуха
ч/з уточнение звукового
состава слов
Повторяют буквы,
Коррекция мыслительной
читают слоги. слова деятельности через
формирование умения
осуществлять операции
анализа и синтеза
Записывают под
Коррекция мелкой
диктовку буквы,
моторики через
читают,
выполнение упражнений,
составляют из
направленных на
разрезной азбуки,
развитие координации
записывают в
мелких движений
тетрадь слова.
пальцев и кисти.
Наблюдают за
Коррекция мыслительной
звуковой и
деятельности через
буквенной
формирование умения
структурой слова,
анализировать слова по
работают с кассами. буквенному составу.
Д\и «Цепочки слов»
Наблюдают за
Коррекция мыслительной
звуковой и
деятельности через
буквенной
формирование умения
структурой слова,
анализировать слова по
работают с кассами. звуковому составу.
Д\и «Цепочки слов»
Сравнивают,
Коррекция мыслительной
записывают
деятельности через
цепочки слов,
формирование умения
отличающихся
анализировать слова по
одной буквой,
звуковому составу,
одним звуком
мелкой моторики.
Сравнивают,
Коррекция мыслительной
записывают
деятельности через
цепочки слов,
формирование умения
отличающихся
анализировать слова по
одной буквой,
звуковому составу,
одним звуком
мелкой моторики
Сравнивают,
Коррекция
записывают
фонематического
цепочки слов,
восприятия через
отличающихся
упражнения в выделении
одной буквой,
последовательности
одним звуком
звуков в словах.
Соотносят
Коррекция
прочитанные слова с мыслительной
картинками.
деятельности через
Работают с кассами операции анализа и
букв.
синтеза.
21
Понимание
простых по
звуковому составу
слов.
22
Элементы
выборочного
чтения.
Нахождение в
тексте слов с
заданным звуком.
23
Зрительный
диктант.
1
24
Чтение
односложных слов
из четырех букв с
двумя
согласными на
конце (бор- борт)
25
Ударение в
словах. Выделение
ударного гласного в
слове.
1
26
Слог. Деление на
слоги.
Гласные в
образовании слогов.
1
27
Чтение
односложных и
двусложных слов.
Деление слов на
слоги
1
28
Перенос слов по
слогам.
Деление слов со
звуками и, й на
слоги.
1
29
Различение букв
Р-Л.
Выбор нужной
буквы.
1
1
1
Выполнение
Коррекция
устного и
мыслительной
письменного задания. деятельности через
Реагирование на
операции анализа и
собственное имя.
синтеза.
Узнавание имён
членов семьи,
учащихся, педагогов.
Проговаривание
простых слов, имён.
Находят в тексте
Коррекция
слов с заданным
мыслительной
звуком. Д/и
деятельности через
«Подбери и назови» формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Анализируют
Коррекция зрительного
слова. Записывают по восприятия через
памяти.
упражнения в списывании
Анализируют
Коррекция
слова, устанавливают мыслительной
сходство и различие деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Составляют
Коррекция
предложения по
фонематического слуха ч/з
картинкам,
уточнение звукового
составляют из кассы состава слов
букв, записывают в
тетрадь.
Читают слова,
Коррекция зрительного
подбирают опорные и слухового восприятия
слова- карточки в
через упражнения,
предложения,
дидактические игры.
записывают в тетрадь
после анализа.
Анализируют
Коррекция
слова, устанавливают мыслительной
сходство и различие деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Учатся составлять
Коррекция
деформированные
мыслительной
предложения по деятельности
вопросам учителя,
опираясь на картинки
и карточки
разрезные.
Составляют слова
Коррекция зрительного
из букв разрезной
и слухового
азбуки
восприятия через
упражнения в различении
звука и буквы.
30
Парные звонкие и
глухие согласные.
Различай Б-П
Р.К «Природа
нашего края»
1
31
Парные звонкие и
глухие согласные.
Различай В-Ф
1
32
Парные звонкие и
глухие согласные.
Различай Г-К
1
33
Парные звонкие и
глухие согласные.
Различай Д-Т
1
34
Парные звонкие
и глухие согласные.
Различай Ж-Ш
1
35
Парные звонкие
и глухие согласные.
Различай З-С
1
36
Шипящие и
свистящие
согласные.
1
37
Гласные буквы в
начале слова: Ё, Е,
1
38-40
Составление
слов с гласными Я,
Ю.
3
41-42
Разучивание
коротких стихов на
тему «Приход
зимы».
2
Называют
согласные в словах,
подчёркивают,
вставляют
пропущенную
согласную в слове.
Выделяют парные
согласные на письме
соответствующим
цветом
Коррекция
фонематического
восприятия ч/з уточнение
звучания, сравнения с
другими звуками.
Коррекция
фонематического
свосприятия ч/з уточнение
звучания, сравнения с
другими звуками.
Коррекция дефектов
мыслительной
деятельности ч/з анализ и
сравнение звуков.
Наблюдают за
выделенными
звуками в
словах,
устанавливают
сходство и различие,
подчёркивают.
Выделяют парные
Коррекция
согласные на письме фонематического
соответствующим
восприятия ч/з уточнение
цветом
звучания, сравнения с
другими звуками.
Выделяют парные
Коррекция устной речи
согласные на письме через развитие и
соответствующим
обогащение словаря.
цветом
Выделяют парные
Коррекция
согласные,
фонематического
распределяют слова восприятия ч/з уточнение
на две группы,
звучания, сравнения с
списывают,
другими звуками.
составляют
предложения.
Читают слова,
Коррекция устной речи
объясняют значение, через развитие и
рассматривают
обогащение словаря.
картинки незнакомых
слов.
Выделяют гласные Коррекция фонетиков начале слова
фонематического
соответствующим
восприятия. Коррекция
цветом
связной речи через
уточнение лексического
значения слов
Выделяют гласные Коррекция фонетиков начале слова
фонематического
соответствующим
восприятия. Коррекция
цветом
связной речи через
уточнение лексического
значения слов
Учить
Коррекция
ориентироваться в
механической памяти через
задании,
заучивание стихотворений
запоминание текста
43-45
Чтение
трехсложных слов.
Деление слов на
слоги
46-47
Предмет и его
название.
Слова, отвечающие
на вопрос Кто это?
Что это?
Слова,
обозначающие
предмет
48
Понимание слов,
обозначающих
предмет
3
2
1
49-50
Большая буква в
именах и фамилиях
людей.
2
51-52
Нахождение в
тексте слов,
обозначающих
предмет
53-54
Работа с
деформированным
текстом. Вставляем
подходящие по
смыслу слова,
обозначающие
предмет.
2
55-56
Название
действий, слова
отвечающие на
вопрос что
делает? Слова,
обозначающие
действие предмета
2
57
Понимание слов,
обозначающих
действия предмета.
1
58-59
Нахождение в
тексте слов,
обозначающих
действия предмета.
2
2
Анализируют
Коррекция
слова, устанавливают мыслительной
сходство и различие деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Составляют
Коррекция речи,
предложения,
мыслительной
подбирают по
деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
слова с помощью
учителя, наводящих
вопросов, опорных
слов, по картинкам
Повторение;
Указание на
предметы,
проговаривание
названий предметов
Читают
Коррекция зрительного
предложение, и
восприятия через
находят большую
упражнения, игры.
букву в именах и
Коррекция речи.
фамилиях людей.
Обогащение словаря.
Анализируют
Коррекция
слова, устанавливают мыслительной
сходство и различие деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Читают
Коррекция речи,
деформированный мыслительной
текст, подбирают по деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
слова с помощью
учителя, наводящих
вопросов, опорных
слов.
Составляют
Коррекция речи,
предложения,
мыслительной
подбирают по
деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
слова с помощью
учителя, опорных
слов, наводящих
вопросов.
Повторение:
Коррекция речи,
Выполнение
мыслительной
действий с
деятельности через
предметами,
упражнения.
проговаривание
действий
Анализируют
Коррекция
слова, устанавливают мыслительной
сходство и различие деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
60-61
Различай
название предметов
и название действий
по вопросам.
2
Работа с
деформированным
текстом. Вставляем
подходящие по
смыслу слова,
обозначающие
действие
предмета
64-65
Слова,
отвечающие на
вопрос Какой? Чей?
Слова,
обозначающие
признак
предмета.
Называние слов,
обозначающих
признак
предмета
66
Понимание слов,
обозначающих
признак предмета
2
67-68
2
62-63
69-70
Нахождение в
тексте слов,
указывающих на
признак предмета
Работа с
деформированным
текстом. Вставляем
подходящие по
смыслу слова,
обозначающие
признак
предмета
71-72
Различение слов,
указывающих на
предмет, его
признак, на
действие предмета
3
1
2
2
Составляют
Коррекция речи,
предложения,
мыслительной
подбирают по смыслу деятельности через
подходящие слова с упражнения.
помощью учителя,
наводящих вопросов.
Читают
Коррекция речи,
деформированный мыслительной
текст, подбирают по деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
слова с помощью
учителя, наводящих
вопросов, опорных
слов.
Выполнение
Коррекция речи,
практического и
мыслительной
письменного задания: деятельности через
выбор предложенных упражнения.
предметов, устное
проговаривание
названий
Выполнение
Коррекция речи,
практического и
мыслительной
письменного задания: деятельности через
выбор предложенных упражнения.
предметов, устное
проговаривание
названий
Повторение:
Коррекция
Выполнение
мыслительной
практического
деятельности через
задания,
формирование умения
проговаривание слов анализировать слова по
звуковому составу.
Читают
Коррекция речи,
деформированный мыслительной
текст, подбирают по деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
слова с помощью
учителя, наводящих
вопросов, опорных
слов.
Проговаривание
Коррекция речи,
слов, (я, он, мой, твой мыслительной
и др.).
деятельности через
Прописывание
упражнения
наклонных палочек
выполнение
письменного задания
73-74
Нахождение в
тексте слов,
указывающих на
предмет, его
признак, на
действие предмета
75
Словарная работа
на тему
«Россия - моя
Родина»
2
Повторение:
Выполнение
практического
задания,
проговаривание слов
1
Сравнивают,
записывают цепочки
слов, отличающихся
одной буквой, одним
звуком
Коррекция
мыслительной
деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу.
Коррекция
фонематического
восприятия через
упражнения в выделении
последовательности
звуков в словах.
Коррекция
мыслительной
деятельности через
формирование умения
подбирать нужные слова,
мелкой моторики.
Коррекция
мыслительной
деятельности через
формирование умения
анализировать слова по
звуковому составу, мелкой
моторики.
Коррекция мелкой
моторики через
выполнение
упражнений,
направленных на развитие
координации мелких
движений пальцев и кисти.
Коррекция
мыслительной
деятельности через игру
76-77
Слово.
Предложение.
Различаем слова
и предложения.
2
Анализируют
слова, составляют из
слов предложения.
Различают слова и
предложения.
78-82
Слова.
Составление
предложений с
данными словами.
5
Составляют ,
списывают слова,
соотносят с
картинками.
Словарная работа
на тему
«Зима».
Составление
предложений.
1
Читают,
составляют,
списывают слова,
составляют
предложения.
5
Д\и «Составь
предложение»
4
Составляют
Коррекция речи,
предложения,
мыслительной
подбирают по
деятельности через
смыслу подходящие упражнения.
предлоги с помощью
учителя , картинок,
опорных слов.
83
84-88
Составление и
записывание
предложений по
картинке.
89-92
Предлоги.
Называние
предлогов.
Различаем слова и
предлоги.
Нахождение
предлогов в
предложениях.
Нахождение
предлогов в тексте.
93-94
Работа с
деформированным
текстом. Вставляем
пропущенные
предлоги (с
помощью картинок)
2
Знаки
препинания в конце
предложения.
Точка в конце
предложения.
Вопросительный
знак в конце
предложения.
Восклицательны
й знак в конце
предложения.
98-99
Списывание
предложений с
разными знаками
препинания на
конце по образцу
3
95-97
2
1
100
Словарная работа
по теме
«Лето»
101102
Списывание с
печатного текста
2
Читают
деформированный
текст, подбирают по
смыслу подходящие
слова с помощью
учителя, наводящих
вопросов, опорных
слов.
Читают
предложения,
выбирают нужные
предложения в
соответствии со
знаками
завершения с
помощью учителя,
наводящих вопросов,
опорных схем.
Коррекция речи,
мыслительной
деятельности через
упражнения.
Коррекция речи,
мыслительной
деятельности через
упражнения.
Читают
Коррекция речи,
предложения,
мыслительной
выбирают нужные деятельности через
предложения в
упражнения.
соответствии со
знаками
завершения с
помощью учителя,
наводящих вопросов,
опорных схем.
Учимся ставить знаки
завершения.
Читают,
Коррекция мелкой
составляют,
моторики через
списывают слова,
выполнение
составляют
упражнений,
предложения.
направленных на развитие
координации мелких
движений пальцев и кисти.
Читают,
Коррекция
списывают
мыслительной
предложения,
деятельности через
соотносят с печатным формирование умения
текстом.
анализировать слова по
звуковому составу, мелкой
моторики.
Список учебных пособий и оборудования
1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными,
тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова,
О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
4. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
5. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
- Магнитная доска, набор букв на магнитах.
- Касса букв и слогов.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала
- Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов.
- Аудио и Видео материалы.
- Разрезная азбука;
- Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки;
- Полоски для обозначения слов, предложений.
- Набор цветных карандашей.
- Предметные картинки.
- Сюжетные картинки (для составления предложений).
- Раздаточный материал по темам: «Посуда», «Мебель», «Игрушки», «Продукты» «Одежда»,
«Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Люди,
профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы».
- Кубики «Сказки в картинках»