3 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
УР:

Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»

_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2025 г.

Приказ № _
От «29» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 2)

по коррекционному курсу

«Сенсорное развитие»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова
Светлана
Владимировна

г. Нелидово
2025г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта
разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат»
Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное
систематическое воздействие на сохранные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия
восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности.
формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка.
стимуляция
эмоционально-двигательной
отзывчивости,
концентрации
внимания,
вокализации.
формирование сенсорно-перцептивных действий.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок
воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее
значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Большую роль в обучении детей с нарушением интеллекта, с ТМНР играет
чувственное познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение
элементарной деятельности, формирование навыков невербального и доступного
вербального общения. Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных
ощущений.
В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные),
вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические
(ощущения, связанные с органическими потребностями). Сенсорная система может

2

развиваться, только если на нее действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Многие
трудности обучения и поведенческих проявлений детей с нарушением интеллекта, с
тяжелыми и множественными нарушениями являются результатом искажения процесса
восприятия сенсорной информации.
Место коррекционного курса в учебном плане.
«Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия». На его
изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой степенью нарушения интеллекта , с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
фиксация взгляда на лице человека;
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки);
фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже
уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);
прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали
(по вертикали, по кругу, вперед/назад);
прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне
плеча, талии);
прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
локализация неподвижного удаленного источника звука;
соотнесение звука с его источником;
нахождение одинаковых по звучанию объектов;
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре,
фактуре, вязкости;
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
адекватная реакция на давление на поверхность тела;
адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
адекватная реакция на изменение положения тела;
адекватная реакция на положение частей тела;
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой;
жидкий, густой);

3

адекватная реакция на запахи;
результат: узнавание/различение объектов по запаху;
адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);
узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);
узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый,
соленый).
3. Содержание обучения
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений
ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются
сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения,
но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше
ориентироваться в окружающем мире.
«Зрительное восприятие»,
«Слуховое восприятие»,
«Кинестетическое восприятие»,
«Восприятие запаха»,
«Восприятие вкуса».
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся
предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном
предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка
(справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом
за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный,
синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его
источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на
соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.),
различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости
(жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на
давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела.
Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по

4

температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый,
сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и
др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый,
соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение)
продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых
качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Разделы
Зрительное восприятие

Виды деятельности
Игры с фонариком «Где зажегся огонек?»,
«Путешествуем вместе». Учитель включает
фонарик в разных частях комнаты, ребенок
должен найти место, куда светит фонарик.
Учитель перемещает огонек фонаря на
разные предметы в комнате, ребенок глазами
«передвигается» вместе с огоньком.
Игры с воздушными шарами «Не дай
шарику упасть!» Дети подкидывают шарик
(или шарики), чтобы он не опустился на пол.
«Что
изменилось?»
Перед
детьми
раскладываются 5-7 различных предметов,
один ребенок отворачивается, предметы
меняются местами (как вариант что-то
убирается
или
добавляется),
ребенок
определяет разницу.
«Найди
отличия»
Детям
предлагают
рассмотреть парные картинки с признаками
различия (3-5 различий), они должны найти
эти различия.
«Найди
половинку»
Перед
детьми
выкладываются изображения предметов,
разрезанные пополам. Дети должны найти и
соединить половинки. Вариант усложнения
«Разрезанные картинки», где изображение
разрезано на 2-4 части (или сложить
картинку из кубиков).
«Сложи узор» Дети выкладывают по образцу
узор, предложенный педагогом (используя
различные геометрические фигуры, счетные
палочки, кубики, мозаику, конструктор и
т.д.)
«Незаконченные
изображения»
Детям
предлагается внимательно посмотреть на
картинки и найти то, что художник забыл

5

нарисовать.
«Наложенные
изображения»
Ребенку
показывают 3-5 контурных изображений,
наложенных друг на друга. Необходимо
найти и назвать все изображения.
«Точечные
изображения»
Ребенку
предъявляют
изображения
предметов,
выполненные в виде точек. Он должен их
узнать и назвать.

Слуховое восприятие

«Найди тень» Ребенку предлагается рисунок
предмета и карточки теней. Необходимо
найти подходящую тень предмета. Вариант
задания в напечатанном виде – соединить
стрелками изображение предмета и его тень.
«Найди предмет указанной формы» Детям
раздают картинки с изображениями разных
предметов и выкладывают по очереди разные
геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник,
прямоугольник).
Дети
показывают предметы соответствующей
формы. Можно использовать натуральные
предметы,
разложив
их
на
столе,
предоставить
образцы
геометрических
фигур,
дети
выбирают
предметы
соответствующей формы.
«Сложи фигуры по образцу» Ребенку
предлагают наборы из плоских или
объемных геометрических фигур и образцы
конструкций. Он должен найти подходящие
фигуры и сложить их по образцу (цветочек,
елочка, снеговик, домик, замок, башня и т.д.).
«Откуда звук?» Ребенок закрывает глаза,
учитель звонит в колокольчик в разных
частях комнаты, ребенок показывает, откуда
слышен звук.
«Угадай инструмент» Детям предлагаются
разные музыкальные инструменты (бубен,
дудочка, маракас, труба, трещетки, барабан и
т.п.), дается возможность послушать и
поиграть на них. Затем ребенок закрывает
глаза, учитель предлагает послушать звук
инструмента, ребенок отгадывает.
«Найди пару» В одинаковые коробочки
раскладываются
небольшие
предметы
(камушки, песок, бусины, скрепки, семечки)
так, чтобы одинаковый наполнитель был в
двух коробочках. Ребенок должен найти

6

Кинестетическое восприятие

парные коробочки, ориентируясь только на
звук при встряхивании.
«Повтори» Учитель производит серию
неречевых звуков, например: один щелчок
языком, два хлопка в ладоши, три притопа
ногой. Ребенок должен запомнить и
повторить. Как вариант игры учитель
показывает
звучание
музыкального
инструмента – ребенок должен повторить
звук на инструменте (удары в барабан или
бубен, шум трещеток, маракас, свистка и
т.п.)
«День-ночь». Учитель включает различную
танцевальную
музыку,
дети
должны
двигаться под музыку или танцевать, как
только музыка замолкает, дети должны сесть
на стульчики и не двигаться.

"Море волнуется " – учитель произносит
фразу:
«Море
волнуется
раз,
Море
волнуется
два,
Море
волнуется
три,
Морская фигура замри!» В этот момент
игроки должны замереть в той позе, в
которой оказались. Кто первый из них
пошевелится, тот выбывает из игры.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный
мешочек кладут предметы разной формы,
величины,
фактуры
(игрушки,
геометрические фигуры и тела, предметы
домашнего обихода и др.). Ребенку
предлагают на ощупь, не заглядывая в
мешочек, найти нужный предмет.
«Что в мешочке?» Ребенку предлагают
небольшие мешочки, наполненные горохом,
фасолью, бобами или крупами: манкой,
рисом, гречкой и др. Рядом в блюдцах лежат
образцы наполнителя, ребенок должен
соединить образцы с соответствующим
мешочком.
Имитационные упражнения: бабочка летает,
обезьянка прыгает, кенгуру скачет, мячик
подпрыгивает, пружинка распрямляется,
маятник раскачивается, рыбка плавает,
собака идет по следу, ветер дует и т. д.
Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа;
на месте и в движении, при сочетании
движений туловища, ног с подобными и

7

Восприятие запаха

противоположными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении:
игры в воображаемые снежки, камушки
(бросаем в море, играем на берегу и др.);
передача по кругу воображаемого предмета
(мяч, кирпич, флажок и др.), рисование
орнамента рукой в воздухе и др.
Игры на восприятие команды в движении:
«Стоп-сигнал» — остановка по одному
сигналу, а по другому сигналу изменение
направления движения. «Сделай как я и
замри» - ребенку показывают позы другим
ребенком или взрослым, он должен принять
такую
же
позу.
«Выразительные
движения» — поднять тяжелый чемодан:
корпус наклонен вперед, колени чуть
согнуты, прямые руки опущены вниз;—
брать в руки поочередно то очень холодный,
то очень горячий предмет: резко отдергивать
протянутую руку;— нести в руках легкий
пакет;— показать движениями, что на улице
жарко или холодно.
«Зоопарк». Каждый ребенок изображает
какого-либо животного.
Игры на восприятие роли в движении:
«Иголка и нитка» — один ребенок (иголка)
бегает, меняет направление движения, темп,
использует
дополнительные
движения;
остальные дети (нитка) детально повторяют
все его движения.
«Определи предмет по запаху» На столе
разложены разные предметы: кофе, огурец,
колбаса, хлеб, лук, цветок, мыло. Дети
нюхают эти предметы, затем с закрытыми
глазами угадывают предмет по запаху.
«Баночки с сюрпризом» На столе стоят
непрозрачные баночки с крышками, в
которых собраны разные пахучие вещества
(ванилин, кусочек свежей булки, дольки
апельсина,
кусочек
подгнившей
картофелины, очищенные дольки чеснока,
несколько капель лекарства (раствор йода
или зеленки), цветок и т.п.). Баночки
разделите на 2 группы: с приятным и плохим
запахом (сначала учитель показывает, как
можно нюхать запах в баночке). После
выполнения упражнения выясняем, что
можно есть, а что нет.
-выполнение
упражнения
«Приятнонеприятно». Ребёнку необходимо выбрать

8

Восприятие вкуса

приятный или неприятный запах, который
ему предлагают понюхать (используются
баночки с наиболее простыми запахами из
обихода ребёнка).
«Съедобное-несъедобное» Перед детьми
выкладываются
вперемешку
съедобные
(конфета, яблоко, кусочек хлеба) и
несъедобные предметы (пуговица, шнурок,
муляж яблока). Необходимо разделить
предметы на 2 группы.
«Узнай предмет на вкус» Ребенок закрывает
глаза, пробует маленький кусочек (хлеба,
яблока, огурца, лимона) и отгадывает
предмет (показывая или называя его).
Дидактическая игра «Сладкое, горькое,
кислое соленое» (по типу паззлов),
объединение карточек продуктов с их
вкусом.
«Вкусовые баночки» На столе стоят
непрозрачные баночки с крышками, в
которых собраны разные по вкусу продукты
питания, ребёнку необходимо попробовать
продукт и по вкусу определить, что он
попробовал (или показать картинку с этим
продуктом).

9

4. Тематический план
№
п/п

Название раздела, темы урока

колво

Основные виды деятельности обучающихся на уроке и
электронные учебно-методические материалы

Диагностика обучающихся для определения уровня развития сенсорных процессов
1

Зрительное и слуховое восприятие

1

-Фиксация взгляда на лице человека.
-Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.
- Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне
глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка).
-Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
-Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
- Узнавание цвета объекта.
-Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне
уха (плеча, талии).
-Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником
звука.
-Локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

2

Кинестетическое восприятие.

1

3

Восприятие запаха и вкуса.

1

-Реакция на прикосновения человека.
-Реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре,
фактуре.
- Реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Реакция на запахи.
-Узнавание объектов по запаху.
-Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам и консистенции.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

Дата
по плану

Раздел 1. Зрительное восприятие
-Фиксация внимания на лице взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на изменения мимики, интонации, тембра.
-выполнение упражнения «Будь внимателен».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

4

Фиксация взгляда на лице
человека.

1

5

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном на уровне глаз.

1

Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящемся яблочке.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

6

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном ниже уровня глаз.

1

7

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном выше уровня глаз.

1

8

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном напротив ребёнка.

9

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном слева от уровня
глаз.

-Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящейся палочке;
-выполнение упражнения «Волшебный фрукт».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящемся яблочке;
- выполнение упражнения «Волшебный фрукт».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящемся яблочке;
-выполнение упражнения «Посмотри глазами на яблоко».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящемся яблочке;
-выполнение упражнения «Посмотри налево».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

1

11

10

Фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете (яблочко),
расположенном справа от уровня
глаз.

1

-Эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на светящемся яблочке;
-выполнение упражнения «Посмотри направо».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Посмотри на кольцо».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Подними глаза и найди кольцо».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Опусти глаза и найди кольцо».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

11

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете (кольцо) на уровне глаз.

1

12

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете (кольцо) выше уровня
глаз.

1

13

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете (кольцо) ниже уровня
глаз.

1

14

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете
(кольцо),
расположенном напротив ребёнка.

1

-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Обведи контур кольца глазами».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

15

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете
(кольцо),
расположенном слева от ребёнка.

1

-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Посмотри налево».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

12

16

Фиксация взгляда на неподвижном
предмете
(кольцо)
расположенном
справа
от
ребёнка.

1

17

Прослеживание
взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом по
горизонтали (собачка).

1

18

Прослеживание
взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом по
горизонтали (собачка).

1

19

Прослеживание взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом
по
вертикали (собачка).

1

20

Прослеживание взглядом за
движущимся близко
расположенным предметом по
вертикали (собачка).

1

21

Прослеживание
движущимся
расположенным
кругу (собачка).

1

взглядом

за
близко
предметом по

-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на кольце;
-выполнение упражнения «Посмотри направо».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за её движениями;
-выполнение упражнения «Догони собачку».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Догони собачку ».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Догони собачку ».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
- выполнение упражнения «Догони собачку ».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Догони собачку ».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

13

22

Прослеживание
движущимся
расположенным
кругу (собачка).

взглядом

за
близко
предметом по

1

23

Прослеживание взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом вперед
(собачка).

1

24

Прослеживание взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом вперед
(собачка).

1

25

Прослеживание взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом назад
(собачка).

1

26

Прослеживание взглядом
за
движущимся
близко
расположенным предметом назад
(собачка).

27

Прослеживание
взглядом
за
движущимся
близко
расположенными и удаленными
объектами.

1

Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Догони собачку ».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Поиграем с собачкой».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Собачка-непоседа».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Игры с собачкой».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-эмоциональный отклик на обращение взрослого;
-фиксация взгляда на предмете и прослеживание глазами за ее движениями;
-выполнение упражнения «Забавная собачка».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на предметах и прослеживание глазами за их
движениями;
-выполнение упражнения «Путешествие с игрушками».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

14

28

Прослеживание
взглядом
за
движущимся
близко
расположенными и удаленными
объектами

1

29

Знакомство с основными цветами
(желтый).

1

30

Восприятие
цвета
предмета
(желтый) на расстоянии.

1

31

Выделение
(желтый).

объекта

1

32

Восприятие
цвета
предмета
(красный, синий, желтый).

1

33

Восприятие
цвета
предмета
(красный, синий, желтый) на
расстоянии.

1

34

Выделение
цвета
объекта
(красный, синий, желтый).

1

цвета

-Выполнение зрительной гимнастики;
-фиксация взгляда на предметах и прослеживание глазами за ее
движениями;
-выполнение упражнения «Веселые игрушки».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в музыкальной игре «Желтая песенка»;
-рассматривание картинки с изображением предметов жёлтого цвета;
-выполнение упражнения «Тебе такой и мне такой».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в музыкальной игре «Желтая песенка»;
-участие в игре «Найди предметы желтого цвета».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в музыкальной игре «Желтая песенка»;
-участие в игре «Выбери только желтые предметы».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в игре «Разноцветные карандаши».
-участие в игре «Привяжи ленточки к шарикам».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в игре «Привяжи ленточки к шарикам».
-участие в игре «Посади пчелку на цветок».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-участие в игре «Найди подходящую заплатку».
-участие в игре «Найди пару».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

15

35

Выделение
цвета
объекта
(красный, синий, желтый).

1

36

Узнавание
цвета
объекта
(красный, синий, желтый).

1

37

Локализация
неподвижного
источника звука, расположенного
на уровне уха (звучащий шарик,
погремушка).
Локализация
неподвижного
источника звука, расположенного
на уровне уха (звучащий шарик,
погремушка).
Локализация
неподвижного
источника звука, расположенного
на уровне плеча (звучащий шарик,
погремушка).
Локализация
неподвижного
источника звука, расположенного
на уровне талии (звучащий шарик,
погремушка) .
Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне уха
(колокольчик).

1

38

39

40

41

-Выполнение речевой инструкции;
- участие в игре «Найди подходящую заплатку».
- участие в игре «Подбери одежду куклам».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение упражнения «Мозаика»;
- участие в игре «Подбери одежду куклам».
- участие в игре «Найди пару».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
Раздел.2.Слуховое восприятие
-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение упражнения «Что ты слышишь?».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

1

-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение упражнения «Откуда звук?».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

1

-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение упражнения «Веселый звук».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

1

-Выполнение речевой инструкции;
- выполнение упражнения «Где звучит?»
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

1

-Выполнение речевой инструкции;
- прослушивание стихотворения «Колокольчик»;
-рассматривание предмета (колокольчик);
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика) «Ушки на макушке».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

16

42

Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне
уха(колокольчик).

1

43

Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне уха
(колокольчик).

1

44

Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне плеча
(колокольчик).
Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне плеча
(колокольчик).

1

Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне плеча
(колокольчик).
Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне талии
(колокольчик).
Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне талии
(колокольчик).

1

45

46

47

48

1

1

1

-Выполнение речевой инструкции;
- прослушивание стихотворения «Колокольчик»;
-рассматривание предмета (колокольчик);
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика) «Ушки на макушке».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
- прослушивание стихотворения «Колокольчик»;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика) «Ушки на макушке».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение целенаправленных действий в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Участие в музыкальной игре «Где звенит колокольчик?»;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Участие в музыкальной игре ««Где звенит колокольчик?»;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

17

49

Прослеживание
за
близко
расположенным перемещающимся
источником звука на уровне талии
(колокольчик).
Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне уха (барабан).

1

51

Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне уха (барабан).

1

52

Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне плеча (барабан).

1

-Выполнение речевой инструкции;
-выполнение целенаправленных действий в сторону предмета (барабана).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

53

Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне плеча (барабан).

1

54

Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне талии (барабан).
Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне талии (барабан).

1

-Выполнение речевой инструкции;
-вып Работа с презентациями вформате PowerPoint
и
интерактивной
доской.олнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(барабана).
-Участие в музыкальной игре «Где звенит барабан?»;
-выполнение целенаправленных действий в сторону предмета (барабана).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
- Участие в музыкальной игре «Где звенит барабан?»;
-выполнение целенаправленных действий в сторону предмета (барабана).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

50

55

1

1

- Участие в музыкальной игре «Где звенит колокольчик?»;
-выполнение
целенаправленных действий
в сторону
предмета
(колокольчика).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
- Прослушивание стихотворения «Есть у нас веселый друг»»;
-музыкально -ритмическая игра «Барабан»;
-рассматривание предмета (барабан);
-выполнение целенаправленных действий в сторону предмета (барабана)
«Ушки на макушке»
-выполнение упражнения « Что стучит?».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
- Прослушивание стихотворения «У меня есть барабан»;
-музыкально -ритмическая игра «Барабан»;
-выполнение целенаправленных действий в сторону предмета (барабана)
«Ушки на макушке».
-выполнение упражнения « На чем играл зайка?».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

18

56

Локализация
неподвижного
удаленного источника звука на
уровне уха, плеча, талии.

1

57

Эмоционально-двигательная
реакция
на
прикосновения
человека.

1

58

Реакция на соприкосновение с
различными материалами
(дерево).

1

59

Реакция на соприкосновение с
материалами
различными по
температуре (жидкий).

1

60

Реакция на соприкосновение с
материалами, различными по
вязкости (густой).

1

61

Реакция на соприкосновение с
материалами, различными по
вязкости (густой, жидкий).

1

62

Реакция на соприкосновение с
материалами, различными по
фактуре, вязкости.

1

-Участие в игре «Где звенит?»;
-участие в игре «Колокольчик , барабан».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
Раздел 3. Кинестетическое восприятие
-Выполнение пальчиковой гимнастики:
-прослушивание и участие в приветствии «Дружба начинается с улыбки»;
-реакция на касания, поглаживания, похлопывания, растирания.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение пальчиковой гимнастики;
- рассматривание деревянного шарика;
- ощупывание шарика из дерева;
-манипуляции с различными предметами из дерева.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение пальчиковой гимнастики;
-участие в игре «Достань игрушки из воды»;
-выполнение упражнения «Моем посуду».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
- Участие в пальчиковой игре «Раз, два, три, четыре, пять»;
-опускание пальчиков в кисель;
-перекладывание киселя в другую емкость.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Участие в пальчиковой игре «Раз, два, три, четыре, пять»;
-выполнение упражнения «Необыкновенные следы».
-участие в играх с кинестетическим песком;
-участие в игре с трубочкой (пропускание жидкости через трубочку).
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Участие в играх с кинестетическим песком;
-участие в игре «Помоем фрукты и овощи».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

19

63

Реакция на вибрацию, исходящую
от объектов (вибрирующий шарик
без звука).

1

-рассматривание вибрирующей игрушки (шарик);
-выполнение динамической паузы «Мячики»
-ощупывание вибрирующей игрушки (шарик);
-реакция на прикосновение с вибрирующей игрушкой;
-выполнение упражнения «Веселый шарик».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
Раздел 4.Восприятие запаха
-Выполнение дыхательного упражнения, с помощью ароматического масла
хвои;
-прикосновение пальчиком к веточке;
-вдыхание аромата хвои.
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

64

Реакция на запах (хвоя).

1

65

Узнавание объектов по запаху
(хвоя).
Узнавание объектов по запаху
(лимон, банан).

1

-Участие в игре «Узнай по запаху».

1

-Участие в игре «Знакомые запахи».
- участие в игре «Соотнеси картинку с запахом».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

67

Реакция на продукты, различные
по вкусовым качествам (горький,
сладкий).

1

68

Реакция на продукты, различные
по вкусовым качествам (кислый,
сладкий).

1

66

Раздел 5. Восприятие вкуса
-Выполнение дыхательного упражнения;
-определение на вкус горьких и сладких продуктов;
-участие в игре «Определи по вкусу».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.
-Выполнение дыхательного упражнения;
-участие в игре «Дегустатор».
Работа с презентациями вформате PowerPoint и интерактивной доской.

20

21

5. Материально- техническое обеспечение
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее:
оборудованную сенсорную комнату,
сухой (шариковый) и водный бассейны,
игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
мячи, кольцебросы, обручи,
массажеры для рук (шарики суд-жок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
мозаики (крупные и мелкие),
игры «Дартс», «ТИР», «Лото»,
плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
интерактивный стол для рисования песком;
шумовые коробочки;
тактильные ладожки,
Бизикуб мини;
набор части целого на круге;
тактильные цифры, буквы, геометрические фигуры,
стол для детей «Творческая лаборатория»;
тепловые таблички.
Список литературы:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития.-М.: Гуманитарный издательский центр
Владос,2010.
Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2001
Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для
педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
Катаева А.А. Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с
отклонениями
в
развитии:
Пособие
для
учителя».-М.:Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС,2001.-224 с.
Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М.
2004.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей
спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных
навыков у умственно отсталых школьников. - Ж. «Дефектология» №2, 1972.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка.-М.: Просвещение, 1985.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от
19.12.2014.
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно –
педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».