ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
СОГЛАСОВАННО
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина
_____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2025 г.
Приказ № _
От «29» августа 2025 г.
Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 2)
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)
Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна
г. Нелидово
2025г
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3. Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат»
Цель обучения - формирование коммуникативных навыков с использованием средств
невербальной коммуникации.
Основные задачи коррекционной работы - выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и
использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика коррекционного курса
Программно-методический материал включает следующие разделы: «Коммуникация с
использованием невербальных средств», «Импрессивная речь», «Экспрессия с
использованием средств невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает
и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка
речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой
частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства
общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее
замены, в случае ее отсутствия.
Место коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом коррекционный курс «Альтернативная и
дополнительная коммуникация» входит в часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Место коррекционного курса в учебном плане для первой
ступени обучения (1 – 4 классы) в соответствии с годовым учебным планом образования
обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (2 вариант)
предоставлено в следующей таблице:
Класс
Количество
Количество часов в Количество часов в
учебных недель
неделю
год
3 класс
34 учебные недели
2часа
66 часа
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
Личностные результаты:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному
полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека
- Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка,
штриховка.
3. Содержание коррекционного курса
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,
черно-белая картинка, пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием устройства «Language Master».
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки («Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»).
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о
себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора «Step
by step».
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание
с использованием коммуникатора «GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker»,
«PowerTalker»).
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и
др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства).
Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать,
играть, гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов
(пять, второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Начальные навыки письма
Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения)
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
обучающихся
3 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№
название раздела,
п/п
тема урока
Школа. Школьная жизнь
1. Школа двери
открывает!
2.
Мы снова вместе
Времена года. Лето
3. Сказочное лето
кол-во
часов
1
1
1
виды деятельности
- установление зрительного
контакта с учителем «глаза в глаза»
- фиксация внимания на лицо
взрослого
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- указание взглядом на объект при
выражении своих желаний, ответе
на вопрос
- приветствие, прощание с
использованием мимики, жеста,
звучащего предмета
- понимание простых предложений
- игра «Здравствуй, школа!»
- выполнение практических
инструкций учителя
•
- установление зрительного
контакта с учителем
- реагирование на собственное имя
- сообщение собственного имени
посредством напечатанного слова
- узнавание напечатанного слова,
обозначающее имя
- игра «Ты молодец!»
•
- рассматривание иллюстраций
- умение составлять рассказ о лете
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- закрепление жеста, символа
«лето», «солнце», «теплый»
дата
по плану по факту
4.
Лето в лесу
1
5.
Лето в моем городе
1
6.
Путешествие по
тропинкам лета
1
Времена года. Осень
7. Осень – чудная пора!
1
8.
Волшебница осень
1
9.
Овощи. Огурец,
помидор, картофель,
морковь
1
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами родной природы в лесу
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- заучивание пословиц, поговорок
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами родной природы в городе
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- заучивание пословиц, поговорок
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами родной природы в городе
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- Игра «Путешествуем все вместе»
- выражение своих желаний
доступным способом при
рассматривании картинок
- понимание, называние
(употребление) слов, обозначающих
время года, цвета осени (красный,
желтый, зеленый)
- знакомство, закрепление жеста,
символа «осень», «желтый»,
«красный», «зеленый»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «дождь», «холодно»,
«ветер»
- пальчиковая игра «Осень»
- выражение своих желаний
доступным способом при
рассматривании картинок
- понимание, называние
(употребление) слов, обозначающих
время года, цвета осени (красный,
желтый, зеленый)
- рассматривание сюжетных
картинок на осеннюю тематику
«Сбор урожая взрослых вместе с
детьми», «Собираем урожай с
грядок», «Собираем урожай в саду»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих
предмет: овощи
- рассматривание сюжетных
10.
Фрукты.
Яблоко, апельсин,
груша, банан
Наши сказки
11. В гости к сказке
«Репка»
1
1
12.
В гости к сказке
«Колобок»
1
13.
В гости к сказке
«Теремок»
1
14.
В гости к сказке «Три
медведя»
1
картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «овощи», «помидор»,
«огурец», «морковь», «картофель»
- игра «Разложи овощи»
- пальчиковая игра «Мы капусту
рубим, рубим»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
фрукты
- рассматривание предметных
картинок «Фрукты»
- рассматривание, ощупывание
муляжей «Фрукты»
- знакомство, закрепление жеста,
символа «фрукты», «груша»,
«банан», «апельсин», «яблоко»
- игра «Разложи фрукты»
- пальчиковая игра «Апельсин»
- понимание эмоционального
состояния собеседника, повторение
эмоций по тексту сказки
- рассказывание сказки доступным
способом
- закрепление жестов, символов
сказочных героев
- рисование любимого героя сказки
- понимание эмоционального
состояния собеседника, повторение
эмоций по тексту сказки
- рассказывание сказки доступным
способом
- закрепление жестов, символов
сказочных героев
- рисование любимого героя сказки
- понимание эмоционального
состояния собеседника, повторение
эмоций по тексту сказки
- рассказывание сказки доступным
способом
- закрепление жестов, символов
сказочных героев
- рисование любимого героя сказки
- понимание эмоционального
состояния собеседника, повторение
эмоций по тексту сказки
- рассказывание сказки доступным
способом
- закрепление жестов, символов
сказочных героев
- рисование любимого героя сказки
Семья
15. Наша дружная семья
1
16.
Мама, папа, брат,
сестра и я
1
17.
В кругу дедушек и
бабушек
1
18.
Семья вся вместе и
душа на месте
1
Город
19. Путешествие по
городу
1
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание простых по звуковому
составу слов (мама, папа)
- просмотр видео своей семьи
- рассматривание фотографий своей
семьи
- использование карточек с
картинкой и напечатанным словом
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слова: мама, папа,
брат, сестра
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имен членов
своей семьи доступным способом
- нахождение на фотографии членов
своей семьи
- использование карточек с
картинкой и напечатанным словом
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слова: дедушка,
бабушка
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имен членов
своей семьи доступным способом
- нахождение на фотографии членов
своей семьи
- использование карточек с
картинкой и напечатанным словом
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слова: семья, душа
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- проговаривание имен членов
своей семьи доступным способом
- нахождение на фотографии членов
своей семьи
- использование карточек с
картинкой и напечатанным словом
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание, называние
(употребление) слов: город, улица
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- знакомство с
достопримечательностями города
20.
Вот моя улица, вот
мой дом
1
21.
Транспорт наземный
1
22.
Транспорт
воздушный. Самолет
1
23.
Транспорт водный.
Пароход
1
Дом. Квартира
24. Моя комната
- понимание, называние
(употребление) слов: город, улица,
дом
- понимание слов, указывающих на
предмет, его признак: я, мой
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- узнавание (нахождение) своего
дома, улицы
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
транспорт
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: ехать
- знакомство, закрепление жеста
«машина», «автобус», «ехать»
- игра «Мы едем, едем, едем»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
транспорт
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: летать
- знакомство, закрепление жеста
«самолет», «летать»
- игра «Полетим к небесам»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
транспорт
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: плавать
- знакомство, закрепление жеста
«самолет», «летать»
- игра «Морской бриз»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, указывающих на
предмет, его признак: я, мой
- рассматривание своей комнаты
- рассматривание фотографии своей
комнаты
- знакомство, закрепление жеста,
символа «дом», «комната», «моя»
- игра «Где что стоит?»
25.
Мебель в моей
комнате
26.
Столовые приборы.
Ложка, вилка
1
27.
Столовые приборы.
Ложка, вилка, нож
1
Времена года. Зима
28. Сказочная зима
1
29.
Зима в моем городе
1
30.
Зима в лесу
1
- выполнение одночленных
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
мебель
- рассматривание предметных
картинок
- подбирание картинок совместно с
учителем
- знакомство, закрепление жеста,
символа «стол», «стул», «кровать»,
«шкаф»
- игра «Расставь правильно»
- понимание слов, обозначающих
предмет: посуда
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: есть, брать
- рассматривание (ощупывание)
ложки, вилки
- игра «Сервировка стола»
- понимание слов, обозначающих
предмет: посуда
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: есть, брать
- рассматривание (ощупывание)
ложки, вилки
- игра «Сервировка стола»
- рассматривание иллюстраций
- умение составлять рассказ о зиме
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- закрепление жеста, символа
«зима», «снег», «холодно»,
«белый»
- рассказывание стихов о зиме
жестами
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами природы в городе зимой
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- заучивание пословиц, поговорок
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами родной природы в городе в
снежном наряде
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- заучивание пословиц, поговорок
31.
Путешествие по
зимним тропинкам
1
32.
И. Агеева «На катке»
1
33.
Птицы зимой
1
34.
Кормушка для птиц
1
В мире профессий
35. Такие разные
профессии
36.
Профессии. Учитель
1
1
- рассматривание альбомов,
фотографий, открыток, слайдов с
видами родной природы в городе
- употребление простых
предложений при составлении
рассказа доступным способом
- Игра «Путешествуем все вместе»
- понимание эмоционального
состояния, повторение эмоций по
тексту стихотворения
- понимание, воспроизведение
доступным способом текста
стихотворения за педагогом (слово,
звукоподражание, символ,
картинка, жест)
- выполнение одночленных
инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий:
птицы
- рассматривание сюжетных
картинок
- подбирание картинок совместно с
учителем
- знакомство, закрепление жеста,
символа «зима», «птицы»
- игра «Найди такую же»
- выполнение одночленных
инструкций учителя
- кормление птиц крошками хлеба
- понимание обобщающих понятий:
птицы
- рассматривание сюжетных
картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «зима», «птицы»
- пальчиковая игра «Мелко, мелко
покроши»
- выполнение практических
инструкций учителя
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- использование жестов для
передачи сообщений
- рассматривание сюжетных
картинок
- чтение рассказа «Кем быть?
- ответы на вопросы доступным
способом
- понимание, называние
(употребление) слов «работа»,
«профессия», «учитель»
- понимание слов, обозначающих
37.
Профессии. Повар
1
38.
Все профессии
важны
1
Знакомство с буквами. Повторение
39. Азбука в картинках
1
40.
Буква А. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
41.
Буква У. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
действия предмета: учить
- слушание стихов о профессии
учитель, рассматривание картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «учитель», «дети», «учить»
- игра «Найди такую же картинку»
- ответы на вопросы доступным
способом
- понимание, называние
(употребление) слов «работа»,
«профессия», «повар»
- понимание слов, обозначающих
действия предмета: готовить
- слушание стихов о профессии
повар, рассматривание картинок
- знакомство, закрепление жеста,
символа «повар», «готовить»
- игра «Найди такую же картинку»
- выполнение практических
инструкций учителя
- знакомство (закрепление) символа
(жеста, картинки)
- использование жестов для
передачи сообщений
- рассматривание сюжетных
картинок
- составление рассказа доступным
способом про любимую профессию
- рассматривание азбуки в
картинках
- нахождение знакомых букв
- игра «Покажи такую же»
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «А» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «А»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «А» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «А»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
42.
Чтение слогов «АУ»,
«УА»
43.
Буква О. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
44.
Буква М. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
45.
Буква С. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
46.
Буква Х. Называние
звука, соотнесение с
буквой
1
Время года. Весна
47. Тает снег, бегут
ручьи
1
- направление взгляда на указанный
объект (книгу, картинку)
- узнавание сочетаний,
проговаривание, пропевание (по
возможности)
- нахождение (узнавание слогов)
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «О» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «О»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «М» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «М»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «С» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «С»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
- поддержание зрительного
контакта с собеседником (диалог)
- повторение звука «Х» за
педагогом.
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «Х»
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- узнавание графического
изображения буквы
- выражение своих желаний
доступным способом при
рассматривании картинок
- понимание, называние
(употребление) слов, обозначающих
время года весна
48.
Весенние игры.
Запускание
корабликов
Знакомство с буквами
49. Бежит водичка
«ШШШ»
1
1
50.
Звук и буква Шш
1
51.
Найди звук «Ш»
1
52.
Выложи букву Ш
1
53.
Поймай букву Ш
1
54.
Самолет взлетает
«ЛЛЛ»
1
- знакомство, закрепление жеста,
символа «весна», «снег», «ручей»
- закрепление весенних примет
- заучивание стишков про весну
- выражение своих желаний
доступным способом при
рассматривании картинок
- понимание, называние
(употребление) слов, обозначающих
время года
- понимание слов, обозначающих
действие предмета: играть, делать
- знакомство, закрепление жеста,
символа «играть», «кораблик»,
«ручей»
- изготовление бумажных
корабликов
- повторение звука «Ш» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «Ш»:
вода бежит, листья шуршат
- обведение буквы по контуру
- выполнение практических
инструкций учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- обведение буквы в воздухе
- умение узнавать, показывать букву
в слове
- повторение за педагогом слов, со
звуком «Ш» в начале, в конце и в
середине слова
- игра «Хлопни, если услышишь звук
«Ш»
- выполнение практических
инструкций учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- выкладывание буквы из счетных
палочек
- выкладывание буквы из пуговиц
- выполнение практических
инструкций учителя
- проведение дорожки от заглавной
буквы к строчной
- игра «Обведи букву в кружок»
- повторение звука «Л» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «Л»
- воспроизведение ситуаций по
55.
Звук и буква Лл
1
56.
Найди звук «Л»
1
57.
Выложи букву «Л»
1
58.
Поймай букву Л
1
59.
Мальчик растягивает
пружину «ЫЫЫ»
60.
Звук и буква Ыы
1
61.
Найди звук «Ы»
1
62.
Поймай букву Ы
1
ролям
- рассматривание иллюстраций
- нахождение буквы «Л»
- выполнение практических
инструкций учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- обведение буквы в воздухе
- умение узнавать, показывать букву
в слове
- повторение за педагогом слов, со
звуком «Л» в начале, в конце и в
середине слова
- игра «Хлопни, если услышишь звук
«Л»
- выполнение практических
инструкций учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- выкладывание буквы из счетных
палочек
- выкладывание буквы из пуговиц
- выполнение практических
инструкций учителя
- проведение дорожки от заглавной
буквы к строчной
- игра «Обведи букву в кружок»
- повторение звука «Ы» за
педагогом
- рассматривание ситуаций, в
которых произносится звук «Ы»:
сильно тянем веревку, пружину
- воспроизведение ситуаций по
ролям
- выполнение практических
инструкций учителя
- прослеживание за движениями и
действиями взрослого
- называние букв и звуков
- умение узнавать, показывать букву
в слове
- повторение за педагогом слов, со
звуком «Ы» в начале, в середине
слова
- проведение дорожки от заглавной
буквы к строчной
- игра «Хлопни, если услышишь звук
«Ы»
- выполнение практических
инструкций учителя
- проведение дорожки от заглавной
буквы к строчной
- игра «Обведи букву в кружок»
63.
Повторение
пройденного
материала
«Буквы в словах»
Береги здоровье
64. Здоровое питание
1
- выполнение практических
инструкций учителя
- узнавание (различение)
графического изображения буквы в
слове
- упражнения на нахождении
заданной буквы в слове
1
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих
фрукты, овощи
- рассматривание сюжетных
картинок про правильное питание
- беседа про правильное питание
- заучивание коротких стишков про
лук, чеснок
- словесная игра «Полезно –
вредно»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих
действие предмета: бегать, прыгать,
лазить
- рассматривание иллюстраций
«Виды спорта»
- беседа про утреннюю зарядку
- знакомство, закрепление жеста,
символа «бегать», «прыгать»,
«лазить»
- игра «Найди пару»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние:
хорошо, плохо
- закрепление символа (жеста,
картинки)
- проговаривание доступным
способом
- чтение «Что такое хорошо, что
такое плохо»: спорт, физкультура
- игра «Что нужно, чтоб не болеть»
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих:
врач, больница, аптека
- закрепление символа (жеста,
картинки)
- проговаривание доступным
способом
- чтение К. Чуковского «Добрый
доктор Айболит»
65.
Здоровье и спорт
1
66.
Я здоровье берегу
1
67.
Письмо от Доктора
Айболита
1
68.
Будем делать
хорошо, и не будем
плохо
1
- выполнение практических
инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние:
хорошо, плохо
- закрепление символа (жеста,
картинки)
- проговаривание доступным
способом
- чтение «Что такое хорошо, что
такое плохо»
5.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое оснащение коррекционного курса включает:
• графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
• электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и
воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, “Big Mac”, “Step by step”,
“GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например,
планшетный компьютер и др.);
информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например,
“Bliss”);
• аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие
общение людей, обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у
детей доступных средств коммуникации.
Список литературы по коррекционному курсу:
1..Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Рыскина В.,
Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010 г.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно – развивающего обучения
и реабилитациии: Пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич, В.Гайслер, Ф.Готан
и др.; Науч.ред. С.Е.Гайдукевич.
3. Р.И.Лалаева «Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и
проведению обследованию звукопроизношения».
4. Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические
символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, атакже с
РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014
6. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики.
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22
7.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/08/sredstva-alternativnoy-kommunikatsii-kaksposoby-obshcheniya-u
http://ege.pskgu.ru