3 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
От «29» августа 2025 г.
«28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Окружающий социальный мир»
(Образовательная область «Окружающий мир»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2025г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу
различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Основная цель изучения данного предмета:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении;
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи изучения предмета:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета
с учетом особенностей его освоения обучающимися
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим
программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном
уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными
объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять
их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между
ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится
соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях:
избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в школе.
2

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые
модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в
магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу
«Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить,
сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что
занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе,
вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится
вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане данный предмет представлен в обязательной части, предметная область
«Окружающий мир», и составляет 34 часа.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП
рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным
возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся
Возможные личностные результаты освоения АООП
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному
полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
 Интерес к объектам, созданным человеком.
3

 Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.),
 Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
 Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).
 Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
 Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
 Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
 Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
 Умение находить друзей на основе личных симпатий.
 Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
 Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
 Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
 Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в
них.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
 Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина
и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
 Представление о стране, городе, месте проживания.
 Представление о государственной символике (флаг, гимн).
Формирование базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР направлена на формирование
готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с
нарушением интеллекта (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебных материалов;
 умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени,
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
4

Программа представлена следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Город»,
«Предметы быта», «Страна», «Традиции и обычаи», «Продукты питания», «Предметы и
материалы, изготовленные человеком, «Транспорт».
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение
работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории.
Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей:
школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание
(различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека.
Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к
другому человеку.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание
(различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской
(сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал,
подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей,
нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение
правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с
незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил
пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание
(различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня,
ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание
своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание
(различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная
площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров,
место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения
во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы
(водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание
(различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.
Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил
поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов
(механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения
часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)).
Предметы быта.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор,
обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер).
Знание назначения электроприборов.
Знание
правил
техники
безопасности
при
пользовании
электробытовым
прибором.Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,
кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
5

стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание
назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка,
разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,
статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей
часов).
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных
продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина),
требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска,
сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных
продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая,
вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная
котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов.
Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки имучных изделий:
готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).Знакомство со
способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий.
Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль,
кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др.
крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание
правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая,
бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга
и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы,
шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в
воде, дает тепло, когда горит).Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка,
деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из
стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание
предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание
предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё,
обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы
посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город.
6

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы (Южный, Боево,
Черемушки и др.), улицы (проспекты, переулки), площади (Октябрьская, Конституции.), здания,
парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный,
автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская,
почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,
драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец,
кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка).Знание
особенностей деятельности людей разных профессий.Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах.
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание
(различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак
(«Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода
улицы.Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение)
достопримечательностей своего города (например) (Вечный огонь, памятник героям ВОВ,
площадь Конституции, Вятская набережная и др.).
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения
воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного
средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта.
Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание
(различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание
(различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние)
профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина,
скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с
профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица,
23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной
церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в
православии.
Страна.
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной
символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание
государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных
достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой
театр) на фото, видео.

7

8

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
1.

Название раздела,
темы урока

Кол-во
часов

Школа.
Здравствуй, школа!
1
Узнавание (различение)
помещений школы.

2.

Нахождение
помещений школы
(кабинет музыки,
кабинет психолога,
кабинет логопеда).

1

3.

Учителя (классный
руководитель, учитель
музыки, учитель
физкультуры, педагогпсихолог, учительлогопед), Имена и
отчество учителей.
Ученики (мальчики и
девочки). Имена и
фамилии детей.

1

4.

1

Основные виды деятельностиобучающихся на уроке и
электронные учебно-методические материалы
Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Рассматривание фотографий школы. Узнавание (различение)помещений
школы.
Экскурсия по школе. Называние помещений школы.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Выбор картинки с профессиями людей. Рассматривание фотографий
помещений школы (класс, медкабинет, библиотека). Нахождение
помещений в школе.
Рассказ о назначении этих помещений.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Рассматривание фотографий учеников и учителей. Подбор имен и
отчеств учителей к фото. Называние имен и отчеств учителей.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Подбор имен и фамилий учеников класса к фото. Называние имен
учеников класса.
Дидактическая игра «Назови меня по имени».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Дата

по
плану

5.

Знание (соблюдение)
школьных правил.
Правила поведения.
Чего делать «нельзя».

1

Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Рассматривание карточек с правилами поведения в школе.
Повторение правил поведения в школе.
Игра «Что хорошо, а что плохо»
Работа с презентациями вформате PowerPoint

6.

Школьные
принадлежности.
Знание назначения
школьных
принадлежностей
(маркер, доска,
учебник, резинка,
парта).
Представление о себе
как о члене коллектива
класса.

1

Рассматривание карточек с изображением школьных предметов.
Дифференциация школьных принадлежностей среди разных предметов
окружающего мира(игрушки, книжки, посуда).
Игра «Собери портфель».
Упражнение «Найди и раскрась школьные принадлежности».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Видеоролики с конфликтными ситуациями.
Проигрывание различных конфликтных ситуаций и способов их
разрешения.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Обобщающий урок
«Наша любимая школа.
Наш дружный класс»

1

Составление совместно рассказа о школе и классе по фотографиям и
картинкам.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Рассматривание карточек с частями дома. Называние частей дома.
Создание макета дома.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

7.

8.

9.

Квартира, дом, двор.
Дом. Части дома
(стены, крыша, окна,
двери, потолок, пол).

10

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Узнавать и различать
1
места общего
пользования в
доме(подъезд). Правила
поведения в подъезде.
Квартира, комнаты
1
(спальная, ванная
комната) и их
назначение.
Домашний адрес.
1
Название улицы, номер
дома, номер квартиры.

Посещение подъезда (по адресу близко живущего к школе ученика).
Представления о правилах поведения в подъезде.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Правила безопасности
и поведения во дворе.

1

Слушание учителя.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Правила безопасности и поведения во дворе Экскурсия на любой двор
вблизи школы. Знакомство с правилами безопасности.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Узнавание и различение предметов мебели в классе и дома.
Сравнение мебели дома и в классе.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Повторение назначения мебели.
Игра с движениями «Мебель».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Упражнения в дифференциации посуды (кухонная, столовая, чайная).
Рассматривание картинок кухонной, столовой, чайной посуды.
Объяснение, для чего нужна кухонная (столовая, чайная) посуда.
Игра «Помощники».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Предметы быта.
Мебель в классе и
дома.

Дифференциация
посуды (кухонная,
столовая, чайная).

Рассматривание фотографий комнат своей квартиры. Обсуждение
назначений комнат (спальня, ванная, комната).
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание карточек с написанным адресом. Узнавание своего
адреса на слух, проговаривание (показ карточки) самостоятельно.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

11

16.

Узнавание и
различение часов
(наручные, настенные,
электронные) и их
назначение.
Традиции, обычаи.
Знание традиций и
атрибутов праздника
Новый год
(изготовление
подарков).
Продукты питания.
Назначение напитков и
молочных продуктов.

1

Рассматривание картинок с изображением часов и соотнесение с
натуральным предметом. Рассматривание разных виды часов.
Различение видов часов (наручные, настенные, электронные).
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Рассматривание иллюстраций с изображением атрибутов праздника
Новый год.
Составление рассказа о празднике Новый год.
Изготовление подарка на Новый год.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

19.

Узнавание, различение
муки и мучных
изделий, готовых к
употреблению (хлеб,
сушки, сухарики)

1

20.

Узнавание, различение
кондитерских изделий
(конфеты, печенье,
шоколад, пирожное,
торт).

1

Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Видеоролик «Назначение напитков и молочных продуктов».
Беседа «Полезно, вредно».
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Узнавание, различениемуки и мучных изделий, готовых к употреблению
(хлеб, сушки, сухарики).
Рассматривание муки, ее назначение.
Рассматривание картинок с изображение изделий из муки.
Дифференцировка изделий из муки.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Узнавание, различение кондитерских изделий (конфеты, печенье,
шоколад, пирожное, торт). Рассматривание кондитерских изделий.
Называние кондитерских изделий.
Соотнесение кондитерских изделий с фотографией упаковки.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

17.

18.

12

21.

22.

23.

24.
25.

26.

Обобщающий урок по
теме «Продукты
питания»

1

Правила хранения продуктов питания.
Беседа о правильном питании и хранении продуктов.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов»
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Бумага и ее свойства
1
Рассматривание разных образцов бумаги.
(рвется, мнется,
Действия с бумагой.
намокает). Предметы,
Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.
изготовленные из
Изготовление поделки из бумаги.
бумаги (салфетки,
Работа с презентациями вформате PowerPoint
коробки, книги,
журналы и т.д.).
Дерево и его свойства
1
Рассматривание изделий из дерева.
(твердость, прочность).
Нахождение иллюстраций с изображением изделий из дерева.
Наблюдение за свойствами дерева.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Стекло и его свойства
1
Рассматривание стекла.
(прозрачность).
Определение свойств стекла.
Ткань и ее свойства
(мягкая, мнется,
намокает, рвется).
Традиции и обычаи.
Знание традиций и
атрибутов праздника 23
февраля

1

Рассматривание разных видов ткани. Наблюдение за свойствами ткани.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Рассматривание иллюстраций с изображением атрибутов праздника 23
февраля.
Беседа «Праздник 23 февраля».
Изготовление подарка для папы.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
13

27.

28.

Знание традиций и
атрибутов праздника 8
Марта.

Город.
Мой город (название).
Инфраструктура города
районы, улицы
(проспекты).

1

Рассматривание иллюстраций с изображением атрибутов праздника 8
марта.
Беседа «Праздник 8 марта».
Чтение стихов-поздравлений.
Изготовление подарка для мамы.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Просмотр видеоролика. Рассматривание фотографий улиц, зданий.
Экскурсия по городу.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

29.

Правила поведения на
1
улице и их соблюдение.
Правила перехода
улицы.

Просмотр видеоролика.
Рассматривание иллюстраций с изображением правил поведения на
улице.
Дидактическая игра «Переходим проезжую часть».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

30.

Игра «Магазин».
Правила поведения в
магазине.

1

Повторение правил поведения в магазине. Распределение ролей
(продавец, кассир, покупатели), определение функций каждой роли.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Просмотр видеоролика «Поездка в автобусе». Беседа «Места посадки и
высадки из автобуса».
Рассматривание карточек с изображением правил поведения в автобусе.
Дидактическая игра «Автобус».
Работа с презентациями вформате PowerPoint

31.

Транспорт.
Знание места посадки и
высадки из автобуса.
Правила поведения в
автобусе.

14

32.

33.

34.

Узнавание, различение
специального
транспорта (скорая
помощь, пожарная
машина, полицейская
машина). Назначение
специального
транспорта.
Страна
Знание названия
государства, в котором
мы живем.

1

Узнавание, различениеспециального транспорта (скорая помощь,
пожарная машина, полицейская машина).
Рассматривание игрушки (картинки) и называние машины специального
назначения.
Знакомство с профессиями людей, работающих на специальном
транспорте.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

1

Просмотр видеоролика о нашем государстве. Заучивание названия
страны, в которой мы живем.
Ответы на вопросы, используя вербальные и невербальные способы
общения.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Повторение названия нашей страны. Знакомство с символикой страны
(герб).
Рассматривание иллюстрации герба нашей страны.
Раскраска «Герб России»
Работа с презентациями вформате PowerPoint

Знание
(узнавание) 1
государственной
символики (герб).
Узнавание президента
РФ (на фото, видео).

15

5. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты.
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
- детские наборы «Больница», «Магазин» и др.
- пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
- аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в
общественных местах и т.д.;
- рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
- обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений.
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- компьютер, проектор, интерактивная доска.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».