3 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
От «29» августа 2025 г.
«28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
3 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Изобразительная деятельность»
(Образовательная область «Искусство»)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2025г.

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
нарушением интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Целью изучения учебного предмета «Изобразительная деятельность» является
формирование умений изображать предмет и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности
-формирование умений пользоваться инструментами
-обучение доступным приёмам работы с различными материалами
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов
-развитие художественно-творческих способностей
Общая характеристика предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной,
тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР.
Вместе
с формированием
умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить
себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для
них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности
всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП
не могут использовать
приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки
штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает
работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование»,
«Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим
2

работам, оформляя их
в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и
знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям.
Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует
чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности
умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при
изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей,
блокнотов и др.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной
деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики,
полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в предметную область
«Искусство», относится к обязательной части учебного плана образования для обучающихся с
умеренной, тяжёлой, глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР (2 вариант). На изучение
предмета отводится 102 часа (три часа в неделю).

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому
полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
3

Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
 Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация).
 Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки,
аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
 Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности.
 Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты
работы.
 Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
 Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками,
взрослыми.
 Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в
выставках, конкурсах рисунков, поделок.

3. Содержание обучения
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож,
скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста
(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала
от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала
стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на доске (в
руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления
аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание
бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом:
прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий
при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
4

Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски,
мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление
графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием
примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение
точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура
точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование
контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по
представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Количество
часов

Темы

33 ч

Лепка

33 ч

Аппликация

Виды деятельности
3 класс
Разминание пластилина. Отрывание
кусочка
материала от целого куска. Откручивание кусочка
материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка
материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура). Катание колбаски на
доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение:
плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на
доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание
колбаски
(лепешки,
полоски).
Защипывание краев детали. Соединение деталей
изделия
прижатием
(примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной
(нескольких) частей.
Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам
(вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта
из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение
деталей между собой.
5

36 ч

Рисование

Соблюдение последовательности действий при
изготовлении предметной аппликации: заготовка
деталей, сборка изображения объекта, намазывание
деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Освоение
приемов
рисования
карандашом.
Соблюдение последовательности действий при
работе с красками: опускание кисти в баночку с
водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание
ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание
кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования
кистью: прием касания, прием примакивания. Выбор
цвета для рисования. Рисование точек. Соединение
точек.
Рисование
геометрической
фигуры.
Закрашивание
внутри
контура.
Штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям
(по опорным точкам, по трафарету,
по шаблону).
Дорисовывание отдельных деталей.

4. Тематический план
№

1.

2.

3.

4.

5.

Название раздела, тема
урока

Основные виды деятельностиобучающихся
на уроке и электронные учебнометодические материалы

Рисование. Картинка про
лето.

Повторение правил сидения за партой во время
рисования. Называние предметов рисования.
Повторение действий при работе с красками.
Повторение приёмов рисования кистью.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Лепка. Яблоки и ягоды.
Повторение свойства пластилина. Разминание,
раскатывание пластилина. Повторение приёмов
работы с пластилином. Закрепление лепки предметов
круглой формы и разной величины.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Аппликация. Предметы
Повторение ТБ при работе с ножницами, клеем.
из полос.
Разрезание ножницами полос по контуру,
составление предметов из полос по образцу.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рисование. Красивые
Выполнение работы по показу учителя. Освоение
цветы.
приёмов рисования с помощью мела, карандашей,
красок. Выполнение узора на шаблоне платья (горох)
с помощью отпечатков пальцев.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Лепка. Бублики, баранки. Выполнение работы по показу учителя. Катание
колбасок в руках. Сгибание колбаски в
6

6.

Аппликация. Украшение
косынки.

7.

Рисование. Цветные
шары.

8.

Лепка. Урожай овощей.

9.

Аппликация. Украшение
салфеточки.

10.

Рисование. Дождик.

11.

Лепка. Огурец.

12.

Аппликация. Дождь
идёт.

13.

Рисование. Листопад.

14.

Лепка. Осеннее дерево.

15.

Аппликация. Осень в
лесу.

кольцо.Работа с презентациями вформате PowerPoint
Повторение правил ТБ при работе с ножницами.
Сгибание листа по диагонали. Разрезание
ножницами полос по сгибу. Украшение косынки
готовыми фигурами.Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Повторение предметов овальной и круглой формы.
Закрепление навыков закрашивания. Оставление
графического следа на бумаге.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание муляжей овощей. Выбор цвета
пластилина. Катание шарика на доске. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Повторение ТБ при работе с ножницами. Называние
геометрической фигуры – квадрат. Составление
узора на квадрате, заполнение элементами середину
и углы.Работа с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Соблюдение последовательности при работе
с красками. Повторение приёмов рисования кистью
(приём примакивания).Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета пластилина.
Разминание пластилина. Размазывание пластилина
по шаблону.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание образца. Отрывание бумаги
заданной формы (дождь) и приклеивание на фон.
Намазывание частей поверхности клеем.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание картин «Листопад». Выбор цвета.
Освоение приёмов рисования кистью (приём
примакивания).Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание картин по теме «Осень».
Рассматривание образца. Отщипывание пластилина.
Нанесение кусочка пластилина на шаблон дерева
прижатием. Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание картин по теме «Осень». Выбор
цвета для аппликации. Отрывание бумаги заданного
размера (листики) и приклеивание на веточки
деревьев.Работа с презентациями вформате
7

16.

Рисование. Кисть
рябины.

17.

Лепка. Гроздь рябины.

18.

Аппликация. Ёжик.

19.

Рисование. Нарядный
мухомор.

20.

Лепка. Изготовление
ёжика.

21.

Аппликация. Нарядный
мухомор в травке.

22.

Рисование. Вишнёвый
компот.

23.

Лепка. Улитки.

24.

Аппликация. Заготовка
овощей.

25.

Рисование. Солнце.

26.

Лепка. Лучики солнца.

PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета. Рисование с
помощью ватных палочек. Применение приёма
примакивания.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Размазывание пластилина внутри
контура.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание образца. Приклеивание заготовок
ёжика на лист бумаги. Сминание бумаги в форме
иголочек. Приклеивание на заготовку ёжика.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание гриба, его частей. Рисование ножки
гриба кистью, украшение шляпки белыми точками
при помощи пальцев рук.Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета пластилина.
Размазывание пластилина внутри контура.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Вырезание шляпки и ножки гриба по
контуру. Намазывание всей поверхности клеем.
Приклеивание деталей к фону. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза (травка).
Приклеивание.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование геометрической
фигуры – круг. Закрашивание внутри контура.Работа
с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Катание колбасок в руках
разной длины. Сравнение колбасок по длине.
Закручивание колбасок, изготовление улиток.Работа
с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание картинок овощей. Вырезание
овощей по контуру. Намазывание всей поверхности
клеем. Приклеивание деталей к контуру
банки.Работа с презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование контура
предмета по представлению. Выбор цвета.
Раскрашивание красками.Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Рассматривание образца. Выполнение работы по
8

27.

28.
29.

30.

31.

32.
33.

34.

35.
36.

показу. Катание колбасок на доске. Соединение
деталей изделия прижатием.Работа с презентациями
вформате PowerPoint
Аппликация. Аквариум.
Рассматривание образца. Повторение
геометрических фигур. Вырезание по контуру
геометрических фигур. Сборка изображения (кружок
– глаз, треугольник – хвост, овал – туловище). Работа
с презентациями вформате PowerPoint
Рисование. Подводное
Рассматривание образца. Выбор цвета. Рисование
царство.
рыбок ладошкой, водоросли кистью.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Лепка. Вкусное печенья.
Рассматривание образца. Разминание пластилина.
Получение формы путём выдавливания
формочкой.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Аппликация. Аквариум. Рассматривание картинок с аквариумами. Сборка
изображения из геометрических фигур (рыбки).
Приклеивание к контуру аквариума. Дорисовывание
водорослей цветными мелками.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рисование. Дерево.
Рассматривание образца. Рисование контура
предмета по опорным точкам. Выбор цвета для
рисования. Закрашивание.Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Лепка. Погремушки.
Рассматривание образца. Разминание пластилина.
Размазывание пластилина по шаблону.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Аппликация. Украшение Рассматривание образца. Повторение
платочка.
геометрических фигур. Вырезание геометрических
фигур по контуру. Украшение платочка
геометрическими фигурами.Работа с презентациями
вформате PowerPoint
Рисование. Первые
Рассматривание снежинок на картинках. Выбор
снежинки.
цвета для рисования. Рисование с помощью ватных
палочек на синем картоне. Применение приёма
касания.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Лепка. Снежинки.
Рассматривание образца. Разминание пластилина.
Размазывание пластилина по шаблону.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Аппликация. Зимний лес. Рассматривание образца. Вырезание по контуру
деревья. Приклеивание к фону. Сминание белой
бумаги (снежок). Приклеивание.Работа с
9

37.

Рисование. Зима пришла.

38.

Лепка. Ёлочка.

39.

Аппликация. Конфетки.

40.

Рисование. Неваляшка.

41.

Лепка. Нарядная ёлочка.

42.

Аппликация. Гирлянда.

43.

Рисование. Разноцветные
бусы на ёлку.

44.

Лепка. Снег на деревьях.

45.

Аппликация. Гирлянда
(сборка).

46.

Рисование. Весёлый
снеговик.

47.

Лепка. Снеговик.

презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание картинок о зиме. Рассматривание
образца. Выполнение работы по показу: нанесение
рисунка по всей поверхности листа (снежинки в
воздухе и на веточках дерева).Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание картинок новогодних ёлок.
Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Размазывание пластилина внутри
контура.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Скручивание листа бумаги в форме конфет.
Приклеивание к контуру тарелки.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование контура
предмета по шаблону. Дорисовывание отдельных
деталей. Закрашивание внутри контура.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Украшение ёлочки шарами
из пластилина. Соединение деталей изделия
прижатием.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Выполнение работы по показу. Разрезание цветной
бумаги на полоски. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Рассматривание образца. Выбор цвета для
рисования. Рисование геометрической фигуры – круг
по трафарету. Закрашивание внутри контура.Работа
с презентациями вформате PowerPoint
Выбор цвета пластилина. Катание колбасок на доске
(ствол, ветки). Соединение деталей изделия
прижатием. Отщипывание кусочков пластилина
(снежок). Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Сборка цепочки из нескольких деталей.
Склеивание.Работа с презентациями вформате
PowerPoint
Рассматривание образца. Рисование кругов по
трафарету. Дорисовывание отдельных деталей.
Закрашивание внутри контура.Работа с
презентациями вформате PowerPoint
Рассматривание образца. Катание шариков на доске.
Соединение деталей изделия прижатием. Работа с
10

презентациями вформате PowerPoint
48.

Аппликация. Новогодняя
ёлка.

Вырезание треугольников по контуру. Сборка ёлочек
из треугольников. Приклеивание к фону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

49.

Рисование. Зимние
узоры.

Рассматривание образца. Освоение приёмов
рисования кистью. Рисование точек, вертикальных
линий, геометрических фигур по показу. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

50.

Лепка. Заяц.

Выбор цвета для рисования. Рассматривание
образца. Размазывание пластилина по шаблону.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

51.

Аппликация. Петрушка
на ёлке.

Вырезание деталей по контуру. Сборка изображения
из нескольких деталей. Приклеивание к картону.
Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

52.

Рисование. Перчатка с
узором.

Освоение приёмов рисования карандашом.
Рисование контура предмета по шаблону.
Закрашивание внутри контура. Оставление
графического следа. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

53.

Лепка. Петушок.

Рассматривание образца. Выбор цвета пластилина.
Размазывание пластилина по шаблону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

54.

Аппликация. Цветы.

Рассматривание образца. Скручивание бумаги.
Изготовление цветов из скрученной бумаги.
Приклеивание к фону. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

55.

Рисование. Иней на
деревьях.

Выбор цвета для рисования. Рисование с помощью
ватных палочек. Применение приёма примакивания.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

56.

Лепка. Ёлочка.

Рассматривание образца. Катание колбасок в руках.
Соединение деталей изделия прижатием к контуру.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

57.

Аппликация. Любимая
игрушка.

Вырезание деталей изделия по контуру. Сборка
изображения. Приклеивание к фону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
11

58.

Рисование. Сказочный
дворец.

Рассматривание образца. Рисование контура
предмета по контурным линиям. Выбор цвета для
рисования. Штриховка контура. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

59.

Лепка. Дерево с
кормушками.

Рассматривание образца. Катание колбасок на доске.
Соединение деталей изделия примазыванием. Лепка
предмета из нескольких частей. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

60.

Аппликация. Щенок.

Вырезание деталей изделия по контуру. Сборка
изображения. Приклеивание к фону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

61.

Рисование.
Геометрический орнамент
в квадрате.

Рассматривание образца. Рисование геометрического
орнамента по трафарету по всей поверхности листа.
Освоение приёмов рисования карандашом.
Закрашивание. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

62.

Лепка. Медвежата.

Рассматривание образца. Выбор цвета пластилина.
Размазывание пластилина по шаблону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

63.

Аппликация.
Медвежонок.

Вырезание деталей изделия по контуру. Сборка
изображения. Приклеивание к фону.

64.

Рисование. Растительный
орнамент.

Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Рисование растительных элементов
орнамента. Освоение приёмов рисования
карандашом. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

65.

Лепка. Букет для мамы.

Выполнение работы по показу. Раскатывание
колбасок на доске (веточки). Соединение деталей
изделия прижатием на подложке. Раскатывание
шариков в руках. Соединение шариков к веточкам.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

66.

Аппликация. Украшение
фартука ромашками.

Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Вырезание
ромашек по контуру. Приклеивание цветов на
шаблон фартука. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

67.

Рисование. Открытка для
папы.

Рассматривание картинок к 23 февраля.
Рассматривание образца. Рисование контура
предмета по контурным линиям. Дорисовывание
12

отдельных деталей. Закрашивание внутри контура.
Работа с презентациями вформате PowerPoint
68.

Лепка. Кактус в
горшочке.

Раскатывание колбасок в ладошках. Катание
колбасок. Прикладывание колбасок к контуру
(горшочек) прижатием. Размазывание пластилина на
поверхности кактуса. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

69.

Аппликация. Бабочка.

Рассматривание бабочек. Повторение ТБ при работе
с ножницами. Вырезание бабочки по контуру.
Приклеивание к фону. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

70.

Рисование.
Геометрический орнамент
в полосе.

Рассматривание образца. Рисование геометрического
орнамента по шаблону в полосе. Раскрашивание
красками. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

71.

Лепка. Деревья.

Раскатывание колбасок на доске. Прикладывание
колбасок к контуру деревьев прижатием. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

72.

Аппликация. Весенний
ковёр.

Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Вырезание
деталей изделия по контуру. Сборка изображения.
Приклеивание к фону. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

73.

Рисование. Картинка к 8
марта.

Рассматривание картинок к 8 марта. Выбор цвета для
рисования. Рисование цветов по шаблону.
Штриховка карандашами. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

74.

Лепка. Матрёшка.

Рассматривание картинок матрёшки. Выбор цвета
пластилина. Размазывание пластилина по шаблону.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

75.

Аппликация. Цветы в
вазе.

Конструирование цветов из гофрированной бумаги
по показу. Приклеивание к вазе. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

76.

Рисование. Пришла
весна.

Рассматривание картинок про весну. Упражнение в
нанесении рисунка по всей поверхности листа.
Рисование красками. Работа с презентациями в
формате PowerPoint
13

77.

Лепка. Матрёшка.

Завершение работы. Размазывание пластилина.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

78.

Аппликация. Котёнок.

Вырезание деталей изделия по контуру. Сборка
изображения. Приклеивание к фону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

79.

Рисование. Весенний
цветок в вазе.

Освоение приёма рисования красками. Рисование
контура предмета по представлению. Выбор цвета
для рисования. Закрашивание внутри контура.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

80.

Лепка. Теремок.

Раскатывание колбасок на доске. Соединение
деталей изделия к контуру предмета прижатием.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

81.

Аппликация. Закладка
для книг.

Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Вырезание
геометрических фигур по контуру. Приклеивание к
полоске картона по образцу. Работа с презентациями
вформате PowerPoint

82.

Рисование. Весенняя
веточка.

Рассматривание образца. Выбор цвета для
рисования. Рисование с помощью ватных палочек.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

83.

Лепка. Натюрморт
«Весна».

Рассматривание картинок про весну. Выбор цвета
пластилина. Размазывание пластилина внутри
контура. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

84.

Аппликация. Уточки в
пруду.

Вырезание деталей изделия по контуру. Сборка
изображения. Приклеивание к фону. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

85.

Рисование. Паучок и
рябиновая веточка.

Рассматривание образца. Выбор цвета для
рисования. Рисование контура предмета по
контурным линиям с помощью ватных палочек.
Раскрашивание. Работа с презентациями вформате
PowerPoint

86.

Лепка. Натюрморт
«Весна».

Завершение работы. Размазывание пластилина.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

87.

Аппликация. Цыплёнок.

Рассматривание образца. Сминание бумаги. Сборка
изображения. Приклеивание. Работа с
презентациями вформате PowerPoint
14

88.

Рисование. Ваза с
цветами.

Рассматривание образца. Освоение приёма
рисования карандашами. Штриховка контура.
Дорисовывание веточек. Работа с презентациями в
формате PowerPoint

89.

Лепка. Чашка, тарелка.

Рассматривание образца. Катание колбасок на доске.
Скручивание колбасок. Защипывание краёв детали.
Соединение деталей изделия к контуру прижатием.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

90.

Аппликация. Коврик.

Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Разрезание
бумаги ножницами на полоски. Сборка изображения
из полосок по образцу. Приклеивание. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

91.

Рисование. Растительный
орнамент в полосе.

Освоение приёмов рисования красками. Рисование
растительного орнамента в полосе по образцу.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

92.

Лепка. Стол, стул,
кровать.

Рассматривание образца. Катание колбасок на доске.
Скручивание колбасок. Защипывание краёв детали.
Соединение деталей изделия к контуру прижатием.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

93.

Аппликация. Дома на
нашей улице.

Соблюдение ТБ при работе с ножницами. Вырезание
геометрических фигур по контуру. Сборка домиков
из геометрических фигур. Приклеивание к фону.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

94.

Рисование. Трава и цветы
на лужайке.

Выбор цвета для рисования. Освоение приёма
рисования красками. Закрашивание внутри контура.
Работа с презентациями вформате PowerPoint

95.

Лепка. Божья коровка.

Рассматривание образца. Отщипывание кусочка
пластилина от целого куска. Размазывание
пластилина внутри контура. Работа с презентациями
вформате PowerPoint

9697

Аппликация. Кораблик.

Рассматривание образца. Выполнение работы по
показу. Сгибание листа пополам, по диагонали.
Конструирование кораблика. Приклеивание. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

98

Лепка. Мухомор.

Рассматривание картинки гриба. Выбор цвета
пластилина. Разминание пластилина. Размазывание
пластилина по контуру. Работа с презентациями в
15

формате PowerPoint
99100

Аппликация. Самолёт из
бумаги.

Рассматривание образца. Сгибание листа пополам,
по диагонали. Конструирование самолёта. Работа с
презентациями вформате PowerPoint

101102

Лепка. Солнышко.

Рассматривание образца. Разминание пластилина.
Катание шара. Расплющивание пластилина между
ладонями. Катание колбасок (лучики). Работа с
презентациями вформате PowerPoint

5. Материально- техническое обеспечение

16

-Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями
развития, под ред. И. М. Бгажноковой - Москва: Владос, 2007
-Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе
VIII вида. - Москва: АСАДЕМА, 2002
-Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – Москва: Скрипторий 2003, 2006.
-Кузнецова Л. А. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - Санкт-Петербург: Филиал
издательства «Просвещение», 2006
-Новые технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях интернатных
учреждений (методическое пособие
для дистанционного обучения
воспитателей и педагогов домов-интернатов). – Москва:
Аналитический научнометодический Центр «Развитие и коррекция», 2002
-Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6 – 7 лет. Методическое пособие.
- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный, 1 – 4 классы (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика,
физическое воспитание). – Москва: Просвещение, 2006
-Программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
(музыкальное воспитание, обучение элементам художественного творчества). - Псков, 2004
- Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. Разработки занятий.- Волгоград: Корифей,
2008
печатные пособия:
-наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, репродукции картин
учебно-практическое оборудование:
- наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные
кисти, ножницы, коврики, стеки, индивидуальные доски
- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии)готовых изделий, репродукции
картин, изделия из пластилина, глины
- альбомы с демонстрационным материалом, рабочие альбомы с материалом для раскрашивания,
вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи
- стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.;
магнитная доска.
- расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, цветной картон и др.), карандаши (простые,
цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага
разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, глина).
технические средства обучения:
-компьютер
интернет ресурсы:
-сайт МААМ.RU

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».