2 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
Руководитель МО:
интернат»
____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.
«26» августа 2025 г.
Приказ № _25
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа

начального общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
2 класса (вариант 2)
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна.

г. Нелидово
2025

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с нарушением
интеллекта разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). С учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа–интернат». Рабочая программа
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе следующих
документов:
-Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599).
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью нарушения интеллекта и тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2).
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по
формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации,
но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить
за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других
людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых
механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального
общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных навыков с использованием средств
невербальной коммуникации.
Основные задачи коррекционной работы - выбор доступного ребенку средства невербальной
коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР, не
владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с
использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия
2.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
степенью нарушения интеллекта, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных

программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории
обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу,
осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и
т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
1)
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка:
•
понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека;
•
умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в
учебных и коммуникативных целях.
2)
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными:
•
качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
•
понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других
графических знаков;
•
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами
(коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3)
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
•
мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности;
•
умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
•
умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речевых подражательных реакций
для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными
тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов идействий путем
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом;общение с помощью электронных средств коммуникации(коммуникатор, компьютерное
устройство).
4)
Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
•
узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо
известных предметов и действий;
•
использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5)
•
•

Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму:
узнавание и различение образов графем (букв);
копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
начальные навыки чтения и письма

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием
жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание),
ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка,
пиктограмма).
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием карточек с напечатанными словами.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание
вопросов с использованием устройства «Language Master».
Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки («Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»).
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших
событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора «Step by step».
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
коммуникатора «GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»).
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно,
хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений.
Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
Сообщение имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством
напечатанного слова (электронного устройства).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства)
для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и
др.).
Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять,
второй и др.).
Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического
изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного
устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,
действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Начальные навыки письма
Формирование умения писать буквы (слоги, слова, предложения)

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
Тема раздела

Виды деятельности

Коммуникация.

Игры- ритуалы: приветствие, прощание, привлечение
внимания, обращение за помощью, выражение просьбы,
согласия, несогласия, благодарности доступным способом
(взгляд, мимика, звучащий предмет, графическое
изображение, карточки с напечатанными словами,
таблицы букв, коммуникативная кнопка, коммуникатор,
жест, звукоподражание, слово).
Ответы на вопросы, задавание вопросов доступным
способом (взгляд, графическое изображение, карточки с
напечатанными словами, таблицы букв, коммуникатор,
жест, слово, предложение).
Участие в диалоге доступным способом (взгляд,
графическое изображение, карточки с напечатанными
словами, таблицы букв, коммуникатор, жест, слово,
предложение).

Развитие речи
Реагирование
на
собственное
имя.
Называние
средствами вербальной собственного имени, имен членов семьи, учащихся класса,
и невербальной
педагогов доступным способом.
коммуникации.
Называние предметов, действий, признаков доступным
способом. Называние обобщающих понятий.
Рассматривание картинок. Составление словосочетаний,
предложений, рассказов по картинкам, по серии
сюжетных картинок
Составление схемы предложения.
Ответы на вопросы.
Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями.

Чтение и письмо.

Глобальное чтение.
Соотнесение карточки с
фотографией, с картинкой

напечатанным

словом

с

Соотнесение изображения с напечатанным словом.
Чтение.
Лепка, обведение, штриховка, составление из палочек,
проволоки букв.
Соотнесение звука и буквы.
Выбор буквы из массы других букв.
Чтение букв, слогов, слов, предложений.
Письмо.
Обведение тактильной буквы.
Обведение буквы.
Письмо букв, слогов, слов, предложений.
Списывание букв, слогов, слов, предложений.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№
название раздела,
п/п
тема урока
Школа. Школьная жизнь
1. Здравствуй, школа!
Здравствуй, класс!

кол-во
часов

виды деятельности

дата
по плану

1

1.09

2.

Мы - ученики

1

3.

Школьные
принадлежности.
Ручка, тетрадь,
карандаш

1

- установление зрительного контакта с учителем
«глаза в глаза»
- фиксация внимания на лицо взрослого
- прослеживание за движениями и действиями
взрослого
- указание взглядом на объект при выражении
своих желаний, ответе на вопрос
- приветствие, прощание с использованием
мимики, жеста, звучащего предмета
- игра «Посмотри вверх, посмотри вниз»
Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска
- выполнение практических инструкций учителя
- называние слов, указывающих на предмет, его
свойства: я, мой, твой
- понимание простых предложений
- называние имен учащихся доступным
способом Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска
- понимание, называние доступным способом
слов, обозначающих школьные принадлежности
- закрепление жеста, символа «ручка», «тетрадь»
- знакомство с жестом, символом «карандаш»
- игра «Выбери правильно»
Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска

4.

Школьные
принадлежности.
Карандаш, альбом

1

8.09

5.

Школьные
принадлежности.
Мы рисуем

1

- понимание, называние доступным способом
слов, обозначающих школьные принадлежности
- закрепление жеста, символа «карандаш»
- знакомство с жестом, символом «альбом»
- игра «Выбери правильно»
Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска
- понимание, называние доступным способом
слов, обозначающих действия предмета
- закрепление жеста, символа «рисовать»
- игра «Нарисуй»
Использовалась презентация PowerPoint,
интерактивная доска

2.09

3.09

9.09

6.

Наши игрушки.
Кубики

Наши сказки
7. Герои сказки
«Репка»

1

- выполнение практических инструкций учителя
по показу
- понимание, называние доступным способом
слов, обозначающих предмет «игрушки»
- привлечение собеседника звуком, словом
- закрепление жеста, символа «игрушки»,
«кубики»
- игра с ку Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска биками

10.09

1

- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие) в процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие)
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- умение составлять сказку при помощи
картинок, символов Использовалась презентация
PowerPoint, интерактивная доска
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие) в процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие)
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- умение составлять сказку при помощи
картинок, символов
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие) в процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением

15.09

8.

Составление сказки
«Репка» из картинок,
символов

1

9.

Герои сказки
«Колобок»

1

10.

Составление сказки
«Колобок» из
картинок, символов

1

11.

Герои сказки
«Теремок»

1

16.09

17.09

22.09

23.09

Составление сказки
«Теремок» из
картинок, символов

1

13.

Герои сказки «Три
медведя»

1

14.

Составление сказки
«Три медведя» из
картинок, символов

12.

Время года. Осень
15. Осенние приметы

16.

Овощи.
Морковь, картофель

1

1

- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие)
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- умение составлять сказку при помощи
картинок, символов
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие) в процессе чтения сказки
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- ориентировка на взрослого и прислушивание к
его голосу (слуховое внимание и слуховое
восприятие)
- положительное реагирование (мимика, жесты)
на обращенную речь взрослого, на игровые
движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением
- умение составлять сказку при помощи
картинок, символов
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета осени
(красный, желтый, зеленый)
- знакомство, закрепление жеста, символа
«осень», «желтый», «красный», «зеленый»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«дождь», «холодно», «ветер»
- пальчиковая игра «Осень, осень в гости
просим»
- выполнение практических инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих предмет:
овощи
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа
«морковь», «картофель»
- игра «Покажи такой же»

24.09

29.09

30.09

1.10

6.10

17.

Фрукты.
Груша, банан

Одежда. Обувь
18. Одежда.
Платье, футболка

1

- выполнение практических инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий: фрукты
- рассматривание предметных картинок
«Фрукты»
- рассматривание, ощупывание муляжей
«Фрукты»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«фрукты», «груша», «банан»
- игра «Волшебный мешочек»

7.10

1

- выражение согласия (несогласия) доступным
способом
- употребление слов, обозначающих одежду
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета «чистый»,
«красивый»
- знакомство, закрепление жеста, символа
«платье», «футболка»
- игра «Что выбираешь?»
- выражение согласия (несогласия) доступным
способом
- употребление слов, обозначающих одежду
- знакомство, закрепление жеста, символа
«трусы», «майка»
- игра «Что выбираешь?»
- выражение просьбы доступным способом
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих обувь
- знакомство, закрепление жеста, символа
«обувь»
- игра «Найди»
- выражение просьбы доступным способом
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих обувь
- знакомство, закрепление жеста, символа
«обувь»
- игра «Найди»

8.10

19.

Одежда.
Трусы, майка

1

20.

Обувь. Тапочки

1

21.

Обувь. Ботинки

1

Животные. Птицы
22. Детеныши
домашних
животных.
Кошка, собака

23.

Домашние
животные. Корова

1

1

- выполнение практических инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих животных
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом «кошка»,
«собака»
- игра «Где?», «У кошки -., у собаки -.»
- выполнение практических инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих предмет:
животные
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом «корова»
- пальчиковая игра (повторение движений за

13.10

14.10

15.10

20.10

21.10

24.

Кто как голос подает

25.

Детеныши диких
животных.
Заяц, медведь

26.

Дикие животные.
Лиса

27.

Лесные птицы

1

Времена года. Зима
28. Зима, зима на улице

1

Зимние забавы

1

29.

Знакомство с буквами
30. Громко песенку
споем «ААА»

1

1

педагогом)
- понимание обобщающих понятий: животные
- рассматривание предметных, сюжетных
картинок «Домашние животные»
- игра «Собака – гав, кошка – мяу, корову –
мууу»
- звукоподражание за педагогом
- выполнение практических инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих животных
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом «заяц»,
«медведь»
- игра «Где?», «У зайца -.., у медведя -..»
- выполнение практических инструкций учителя
- понимание слов, обозначающих предмет:
животные
- рассматривание сюжетных картинок
- знакомство с жестом, символом «лиса»
- игра «Шла лиса по лесу»
- выполнение практических инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий: птицы
- рассматривание предметных, сюжетных
картинок
- знакомство, закрепление жеста, символа «лес»,
«птицы»
- пальчиковая игра «В лесу»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета зима, белый
- знакомство, закрепление жеста, символа
«зима», «белый»
- знакомство с зимними приметами
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года, цвета зима, белый
- знакомство, закрепление жеста, символа
«играть», «снег», «холодно», «баба снежная»,
«горка»

- повторение звука «А» за педагогом.
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «А»: Аня нюхает цветок,
качаем куклу, врач смотрит горло
- рассматривание карточки с буквой «А»

22.10

27.10

28.10

31.

Звук и буква Аа

1

- выполнение практических инструкций учителя
- прослеживание за движениями и действиями
взрослого
- называние букв и звуков
- умение узнавать, показывать букву в слове

32.

Потерялся звук «А»

1

33.

Выложи букву «А»

1

34.

Волк воет «УУУ»

1

35.

Звук и буква Уу

1

- повторение за педагогом слов, со звуком «А» в
начале, в конце и в середине слова
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
«А»
- складывание заглавной буквы из палочек
- выкладывание контура буквы мелкими
предметами
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- повторение звука «у» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «у»: воет волк, плачет
девочка
- воспроизведение ситуаций по ролям
- выполнение практических инструкций учителя
- прослеживание за движениями и действиями
взрослого
- называние букв и звуков
- умение узнавать, показывать букву в слове

36.

Потерялся звук «У»

1

37.

Выложи букву «У»

1

38.

Заблудились мы в
лесу.
Сочетание «АУ»

1

39.

Малыш плачет.
Сочетание «УА»

1

Дом. Квартира

- повторение за педагогом слов, со звуком «А» в
начале, в конце и в середине слова
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
«У»
- складывание заглавной буквы из палочек
- выкладывание контура буквы мелкими
предметами
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- закрепление графического изображения слога
«АУ»
- игра «Громко кричим АУ, тихо кричим АУ»
- проведение дорожки от буквы «А» к букве «У»
- закрепление графического изображения слога
«УА»
- игра «Громко кричим УА, тихо кричим УА»
- проведение дорожки от буквы «У» к букве «А»

40.

Посуда.
Чайник, кастрюля

1

41.

У плиты

1

42.

Мебель.
Кровать, шкаф

1

Время года. Весна
43. Весна, весна на
улице

1

44.

Бегут ручьи, журчат
ручьи

Знакомство с буквами
45. Звук и буква Мм

1

1

46.

Потерялся звук «М»

1

47.

Выложи букву «М»

1

- понимание слов, обозначающих предмет:
посуда
- рассматривание (ощупывание) чайника,
кастрюли
- знакомство с жестом и символом
- игра «Найди пару»
понимание слов, обозначающих предмет: посуда
- понимание слов, обозначающих действие:
готовить
- знакомство с жестом и символом «чай»,
«приготовить»
- игра «Для чего?»
- выполнение одночленных инструкций учителя
- понимание обобщающих понятий: мебель
- рассматривание предметных картинок
«Мебель»
- подбирание картинок совместно с учителем
- знакомство, закрепление жеста, символа
«кровать», «шкаф»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста, символа
«весна», «тепло», «дождик»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года весна
- знакомство, закрепление жеста, символа
«весна», «тепло», «дождик», «ручей»
- запускание корабликов по ручейку
- повторение звука «М» за педагогом
- знакомство с графическим изображением
буквы
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- повторение за педагогом слов, со звуком «М» в
начале, в конце и в середине слова
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- игра «Топни ногой, если услышишь звук «М»
- складывание заглавной буквы из палочек
- выкладывание контура буквы мелкими
предметами
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной

48.

Куклу кашей
покорми.
Сочетание «АМ»

1

49.

Сочетание «УМ»

1

50.

Слог «МА». Слог
«МУ»

1

51.

Посмотрели мы в
окно «ООО»

52.

Звук и буква Оо

1

53.

Потерялся звук «О»

1

54.

Найди и покажи «О»

1

55.

Звук и буква Хх

1

56.

Потерялся звук «Х»

1

- закрепление графического изображения слога
«АМ»
- игра «смотай клубочек»: слияние звуков
- проведение дорожки от буквы «А» к букве «М»
- слушание рассказа педагога, повторение
звуков: малыш кушает, мама кормит куклу
- называние предметов, изображенных на
картинке доступными способами
- закрепление графического изображения слога
«УМ»
- игра «смотай клубочек»: слияние звуков
- проведение дорожки от буквы «У» к букве «М»
- рассматривание картинки
- называние доступным способом слов «мама»,
«малыш»
- закрепление жеста, символа
- игра «Смотай клубочек»: слияние звуков
- проведение дорожки от буквы «М» к букве «А»
- игра «Смотай клубочек»: слияние звуков
- проведение дорожки от буквы «М» к букве «У»
- повторение звука «о» за педагогом
- рассматривание ситуаций, в которых
произносится звук «О»: у Оли зуб болит,
осуждение, удивление
- воспроизведение ситуаций по ролям
- выполнение практических инструкций учителя
- прослеживание за движениями и действиями
взрослого
- называние букв и звуков
- умение узнавать, показывать букву в слове
- повторение за педагогом слов, со звуком «О» в
начале, в конце и в середине слова
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- хлопни в ладоши. Если услышишь звук «О»
- называние предметов круглой формы
- проведение дорожки от заглавной буквы к
строчной
- обведение, штриховка знакомых букв
- узнавание (чтение) слогов
- повторение звука «Х» за педагогом
- знакомство с графическим изображением
буквы
- обведение, штриховка буквы
- повторение за педагогом слов, со звуком «Х» в
начале, в конце слова
- обведение, штриховка буквы
- топни ногой. Если услышишь звук «Х»

57.

Выложи букву «Х»

1

- выполнение практических инструкций учителя
- прослеживание за движениями и действиями
взрослого
- конструирование буквы из счетных палочек

58.

Мы посеяли горох и
сказали: «АХ»,
«УХ», «ОХ»

1

59.

Мы погреем наши
ручки.
Слоги «ХА», «ХУ»,
«ХО»

1

60.

Звук и буква «С»

1

61.

Потерялся звук «С»

1

62.

На что похожа буква
«С»

1

6364.

Повторение
пройденного
материала по буквам

1

- рассматривание картинок
- повторение звуков за педагогом
- знакомство с графическим изображение слогов
- воспроизведение ситуации, изображенной на
картинках по ролям
- обведение контура
- рассматривание картинок
- повторение звуков за педагогом
- знакомство с графическим изображение слогов
- воспроизведение ситуации, изображенной на
картинках по ролям
- обведение контура
- повторение звука «С» за педагогом
- знакомство с графическим изображением
буквы
- обведение, штриховка буквы
- повторение за педагогом слов, со звуком «Х» в
начале, в конце слова
- обведение, штриховка буквы
- топни ногой, если услышишь звук «С»
- называние предметов, похожих на букву «С»
- выкладывание контура буквы мелкими
предметами
- выполнение практических инструкций учителя
- узнавание (различение) графического
изображения буквы в слове
- упражнения на нахождении заданной буквы в
слове

Времена года. Лето
65- Лето красное!
66.

2

67.

В летнем лесу

1

68.

На полянке

1

- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года лето
- знакомство, закрепление жеста, символа
«лето», «тепло», «солнце»
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок
- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года лето
- знакомство, закрепление жеста, символа «лес»,
«гулять в лесу»
- слушание звуков окружающей
действительности в лесу
- выражение своих желаний доступным
способом при рассматривании картинок

- понимание, называние (употребление) слов,
обозначающих время года лето
- знакомство, закрепление жеста, символа
«полянка», «отдыхать»
- слушание звуков окружающей
действительности на полянке
ИТОГО 68 Ч
5. Список литературы по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
1..Альтернативная Коммуникация. Методический сборник Штягинова Е.А., Рыскина В.,
Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври-чайлд» (Великобритания), 2010
г.
2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно – развивающего
обучения и реабилитациии: Пособие для педагогов и родителей / С.Е.Гайдукевич,
В.Гайслер, Ф.Готан и др.; Науч.ред. С.Е.Гайдукевич.
3. Р.И.Лалаева «Методические рекомендации к постановке логопедических диагнозов и
проведению обследованию звукопроизношения».
4. Е. Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет
5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические
символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, атакже с
РАС/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. - М.: Теревинф, 2014
6. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития в Псковском Центре лечебной педагогики.
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2011 - №4 –С. 12-22
7.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/10/08/sredstva-alternativnoy-kommunikatsii-kaksposoby-obshcheniya-u
http://ege.pskgu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».