2 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П.
Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«26» августа 2025 г.

Приказ № 25_
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класса (вариант 2)

«Предметно - практические действия»
(Коррекционный курс)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с

требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
Коррекционный

курс

«Предметно-практические

действия»

относится

к

коррекционному курсу. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
коррекционному курсу «Предметно - практические действия» во 2 классе рассчитана
на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи коррекционного курса «Предметно-т практические действия»
Цели коррекционного курса:
1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с
различными предметами и материалами.
2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование
внутренний позиции школьника
3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности
(предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками,
ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительнодвигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного,
наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью.
4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых
знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в
обществе.
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство,
помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах
наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом
виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех
анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной
(сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами
(хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями),
использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным
за ними в человеческом опыте.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и
назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их

обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают
правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой
культуры.
Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к
трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать
действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять
свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает
обучение детей с нарушением интеллекта умению подражать действиям взрослого,
использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что
большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных
потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные
средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.
Программа состоит из следующих разделов:
 Предметно-практические действия
 Конструирование
 Работа с мозаикой
 Работа с пластическими материалами
 Работа с бумагой и фольгой
 Работа с нитками и тканью
 Работа с природными материалами.
Основной формой обучения являются занятие.
Типы занятий:
 сообщения новых знаний;
 закрепления полученных знаний и умений;
 упражнение;

обобщение полученных знаний, умений и навыков;
 проверки и оценки знаний, умений и навыков;

повторение полученных знаний;
 комбинированный.
Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с
пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и
тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую
направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию
сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной
недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения;
перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметнопрактической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности;
перечень изделий, практических работ.
Программный материал распределен по классам. При отборе программного
материала педагогу необходимо учитывать познавательные возможности каждого
ребенка и востребованность формируемых умений и знаний в его самостоятельной
повседневной жизни. Учителю дается право изменять последовательность изучения
материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать
индивидуальные программы обучения, определять время изучения материала в рамках
часов учебного плана. Объем и сроки реализации содержания программы определяются
возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми
технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а
части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на
уровне отдельных действий. Поэтому необходимо уточнять содержание обучения
применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование
диагностических карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые

наиболее важны для освоения данной технологической операции. Возможно составление
диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников класса.
Результаты заполнения диагностических карт позволят выявить степень владения
технологическими операциями и конкретизировать содержание дальнейшего обучения
каждого учащегося. Ученики одного класса могут работать с программным материалом
разных классов по индивидуальным программам, разработанным учителем и
утвержденным директором учреждения образования.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и
приемов обучения.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным
ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных
жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
 Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному
рукотворному миру;
 Овладение
элементарными
навыками
предметно-практической
деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации,
изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
 минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками
 минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной,
игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
 Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному
миру;
 Овладение навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой
и трудовой деятельности.
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия
 опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
 умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других
видах доступной деятельности.
 потребность
участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Возможные предметные результаты :
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и
материалами
-использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал;
бумага и картон; нитки, тканью.
-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога
(с привлечением внимания голосом).
- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;
- уметь открывать емкости для хранения;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
- уметь погружать руки в сухой бассейн;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
- уметь отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами.
-умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при
выполнении предметных действий.
-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,
природный материал и т.д.;
- уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности
педагога;
- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;
- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;
- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;
- уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры,
скатывать из бумаги шарики;
-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы
-выполнять последовательно организованные движения;
-играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на
основу;
- уметь погружать руки в сухой бассейн ;
- уметь доставать из сухого бассейна предметы;
- уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- уметь сортировать крупы (3 вида);
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
- разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между
ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин,
отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми
движениям.
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села
на стул и т.д.);
- узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играть с конструктивными материалами.
- формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете
и объекте.
- формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;
- формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него
предметы;
- формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака.

3.Содержание обучения.
Действия с материалами.16ч
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета,
цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами).

Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки
в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;
пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание
материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто,
пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание
материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием
инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с
использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала
(бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).
Действия с предметами.18ч
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки,
шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или
крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и
др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение
предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с
болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и
др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных
материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание
предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из
одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики,
мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.)
на стержень (нить).

4. Тематический план.
№ п/п

Тема урока

Дата по
плану

Выполнение подражательных движений за учителем.
Подбор предметов по цвету основных и
промежуточных цветов. Игра "Дай такой»
Конструирование по показу, образцу, словесной инструкции
стула, кровати, стола.

4.09

3

Раскладные предметы двух сходных цветов. Игра
"Побери по цвету".

18.11

4
5

Чередование предметов по цвету через два элемента и форма.
Чередование предметов по цвету, форме, величине.
Игра "Разложение в ряд".

25.11
2.10

6
7
8
9

Конструирование из палочек снежинки, лестницы.
Действия с предметами. Нахождение пары. Игра "Найди пару".
Конструирование по картине домика.
Соотношение предмета с контурным изображением.
Игра "Цветовое лото".

9.10
16.10
23.10

10

Конструирование домика по замыслу.

11
12
13

Игра "Геометрическое лото". Форма геометрических фигур.
Конструирование грузовика по образцу и картинке.
Определение формы предметов независимо от величины и
окраски. Куб, шар, круг, квадрат, треугольник.

14

Конструирование грузовика, домика по замыслу.

1

2

11.09

15

Определение разницы предметов путем наложения. Игра
"Куда подходит".

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Конструирование. Разрезные картинки.
Величина, цвет, форма. Игра "Разложи какие куда подходят".
Разрезные картинки.
Нахождение предметов с заданными признаками по образцу.
Конструирование букв.
Нахождение предметов с заданными признаками по памяти.
Конструирование букв.
Действия с предметами по цветовому сигналу. Игра "Светофор".
Конструирование. Разрезные картинки.
Игра " Что лишнее?". Цвет, форма, величина.

26
27
28
29

Разрезные картинки.
Игра "Что лишнее?".
Конструирование. Разрезные картинки.
Игра " Поиск в окружающим" Активизация слов,
определяющих величину.

30
31

Конструирование. Разрезные картинки.
Игра "Разложи в ряд". Чередование 3 - х цветов, формы,
величины.
Конструирование букв.
Игра "Разложение в ряд". Чередование цветов, форм, величин.

32
33-34

5. Материально – техническое обеспечение.

учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала);
- мозаики;
Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает
использование разнообразного дидактического материала:
- предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации
являются:
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а
также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».