2 класс (вариант 2)

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
___________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «22» августа 2025 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
«26» августа 2025 г.
От «28» августа 2025 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класса (вариант 2)
учебного предмета

«Сенсорное развитие»
(Коррекционный курс)

на 2025-2026 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Диринова Ольга Петровна

г. Нелидово
2025г

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.
1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» относится к «Коррекционные курсы» и
является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по курсу «Сенсорное развитие» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год .
Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное
систематическое воздействие на сохранные анализаторы.







Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия
восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметнопрактической и познавательной деятельности.
формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка.
стимуляция эмоционально-двигательной отзывчивости, концентрации внимания, вокализации.
формирование сенсорно-перцептивных действий.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени
зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок
воспринимает окружающее. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее
значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Большую роль в обучении детей с нарушением интеллекта, с ТМНР играет чувственное
познание (восприятие), на основе которого становится возможным обучение элементарной
деятельности, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.
Чувственный опыт накапливается в процессе восприятия различных ощущений.
В качестве основных видов ощущений различают тактильные (осязательные), вкусовые,
обонятельные, зрительные, слуховые, кинестетические и органические (ощущения, связанные с
органическими потребностями). Сенсорная система может развиваться, только если на нее
действуют силы, активизирующие ее рецепторы. Многие трудности обучения и поведенческих
проявлений детей с нарушением интеллекта, с тяжелыми и множественными нарушениями
являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации.

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой степенью нарушения интеллекта, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и
особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.


























фиксация взгляда на лице человека;
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся
игрушки);
фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже
уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);
прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали
(по вертикали, по кругу, вперед/назад);
прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча,
талии);
прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
локализация неподвижного удаленного источника звука;
соотнесение звука с его источником;
нахождение одинаковых по звучанию объектов;
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре,
вязкости;
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
адекватная реакция на давление на поверхность тела;
адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
адекватная реакция на изменение положения тела;
адекватная реакция на положение частей тела;
адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
различение свойств материалов: холодный, горячий (гладкий, шероховатый; мокрый, сухой;
жидкий, густой);
адекватная реакция на запахи;
результат: узнавание/различение объектов по запаху;
адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий,
кислый, соленый), консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);
узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.);
узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый,
соленый).

3. Содержание обучения
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений
ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические,
речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация
внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные
действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать
получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем
мире.
 «Зрительное восприятие»,
 «Слуховое восприятие»,
 «Кинестетическое восприятие»,
 «Восприятие запаха»,
 «Восприятие вкуса».
Содержание коррекционного курса
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
(фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от
ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся
удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый,
зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация
неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение
одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение
с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по
температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой,
сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность
тела. Реакция на горизонтальное(вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей
тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов
(дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре
(гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)
Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и
консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу
(шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов
(горький, сладкий, кислый, соленый).

№
Название раздела, темы
п/п
1. Зрительное восприятие

К-во
часов
15

2.
3.

Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие

15
15

4.

Восприятие запаха

11

6.

Восприятие вкуса

12

Итого:

68

4. Тематический план
Виды деятельности
№
п/п Название раздела, темы урока

Дата

колво

Диагностика обучающихся для определения уровня развития сенсорных процессов
1

Зрительное восприятие

-узнавание контурных изображений
(3 изображений);
-сравнение двух предметов по высоте;
-сравнение двух предметов по
толщине;
-раскладывание в ряд 3 карточек
одного цвета, но разных оттенков: от
самого темного до самого светлого;
-показ и называние предметов,
которые на таблице изображены
внизу, вверху, в середине, по
сторонам.
1

Слуховое восприятие

2

1

-прослеживание
за
близко
расположенным
перемещающимся
источником звука.
-различение речевых и неречевых
звуков.
-локализация
неподвижного
источника звука, расположенного на
уровне уха (на уровне плеча, талии

Кинестетическое восприятие

3

1
Восприятие запаха

-эмоционально-двигательная реакция
на прикосновения человека
-узнавание знакомых предметов на
ощупь (расческа, зубная щетка,
ластик, ложка, ключ) правой и левой
рукой попеременно;
-различение объектов по запаху.
-определение запаха предмета с
постепенным поднесением его к носу.

4

1
Восприятие вкуса

5
5

-адекватная реакция на жидкости,
различные по вкусовым качествам
(горький, сладкий, соленый, кислый).
- определение основных вкусовых
качеств продуктов в соответствии с
картинками.

1
Раздел 1. Зрительное восприятие – 15ч

Фиксация
взгляда
неподвижном предмете.

на

1

Прослеживание
взглядом
движущимся объектом.

за

1

6

7

8
9
10

Формирование
сенсорных
эталонов
плоскостных
геометрических фигур.
Выделение формы предмета,
обозначение формы предмета
словом.
Объединение
предметов
по
величине.
Различение
предметов
по
величине.
Группировка предметов и их
изображений по форме.

1

1
1
1
1

11
Сравнение двух предметов по
высоте..
12
13

-прослеживание
за
светящимся
предметом, упражнение «Фонарик»,
«Пламя свечи»;
-упражнение «Найди и посмотри».
-прослеживание
за
близко
расположенным предметом по кругу;
-прослеживание
за
движущимся
удаленным объектом (игра «Где
зажёгся огонёк»).
-выполнение упражнений «Найди
окошко», «Что катится, а что нет».
-выполнение упражнений «Посмотри
вокруг», «Найди предмет указанной
формы».
-выполнение упражнения «Разложи
кубики», «Построй башню».
-выполнение упражнений «Спрячь
шарик», «Пирамидка», «Матрёшки».
- выполнение заданий
«Рассели по домикам», «Расставь
матрешек по местам».
-дидактическая
игра
«Подбери
похожие…»
-участие в игре «Что выше?», «Найди
предмет ниже…., выше…»

1
Сравнение двух предметов по
длине

1

-выполнение упражнений «Найди
отличия», «Противоположности»

Сравнение двух предметов по
ширине
Сравнение двух предметов по
толщине.
14
15
16

17

18

19

20

21
22
23

-выполнение упражнений «Широкий,
узкий шарф», «Заплатки».
-выполнение упражнения
«Противоположности»; работа с
1
геометрическим конструктором.
Знакомство
с
основными
1
-выполнение упражнений «Радуга»,
цветами.
«Назови цвет предмета».
Раздел 2. Слуховое восприятие-15часов
Локализация
неподвижного
1
- выполнение упражнения
источника звука, расположенного
«Откуда звук?»»Где позвонили?».
на уровне уха, плеча.
Локализация
неподвижного
1
- выполнение упражнения
источника звука, расположенного
«Откуда голосок?» «Прислушайся».
на уровне талии, на уровне ног.
Прослеживание
за
близко
1
-выполнение упражнения
расположенным
«Рядом-далеко» «Колокольчик».
перемещающимся
источником
звука.
Локализация
удаленного
1
-участие в игре «Жмурки с
источника звука
колокольчиком», «Куда спрятались
часы».
Различение речевых и неречевых
1
-участие в дидактической игре
звуков.
«Тишина», «Послушай, как звучит»,
-выполнение упражнения «Что упало,
то пропало».
Нахождение
объектов,
1
-выполнение
упражнения
одинаковых по звучанию.
«Коробочки со звуками».
Соотнесение
звука
с
его
1
-участие в
игре «Жмурки
с
источником.
колокольчиком».
Развитие неречевого слуха
-участие в игре «Угадай, что за звук»,
-выполнение упражнения
1
« Встречай гостей!»
1

Развитие
умения
выполнять
простые инструкции педагога.
Развитие способности на слух
воспринимать основные цвета.
Развитие умения соотносить звук
и изображение источника звука.

1
1

-выполнение слухового упражнения
«Тук-тук-тук», «Кто там?».
-выполнение упражнений
«Пошуршим, постучим», «Громкий,
тихий барабан».
-участие в игре «Солнышко и
дождик».
-выполнение упражнений «Открой
тетрадь»,
«Нарисуй
дождик»,
«Принеси
куклу»,
«Выйди
из
класса»…
-выполнение упражнения «Найди
шарик».
-участие в игре «Подбери картинку».

Обобщающее занятие

1

-участие в игре «Путешествие

24

1
Развитие неречевого слуха.

25

26

1
Развитие умения воспринимать на
слух.
Развитие
умения
слышать
инструкции педагога.

27

28
29

30

1
1

по

31

32

33

34

35

36
37

38

39

40

41

42
43
44

45

лесу».
Раздел 3. Кинестетическое восприятие – 15 часов
Адекватная
эмоционально1
-выполнение упражнений «Прикрепи
двигательная
реакция
на
прищепки», «Пробки на пальчики»
прикосновения человека.
-игра «Иголка и нитка»
1
-ощупывание
табличек
(стекло,
Адекватная
реакция
на
железо, шерсть), баночки с теплой
соприкосновение с тёплым и
водой,
холодным.
-участие в игре «Рыбалка».
Адекватная
реакция
на
1
-ощупывание
табличек
(мрамор,
соприкосновение с гладким.
стекло)
-выполнение упражнений с мячами (
с гладкой поверхностью).
Адекватная
реакция
на
1
-ощупывание
табличек
(дерево,
соприкосновение с шероховатым.
шерсть)
-выполнение упражнений
с
массажными шариками су-джок.
1
- игры с кинестетическим песком
Адекватная
реакция
на
«Песочный дождик», «Узоры на
соприкосновение с густым.
песке»
Адекватная
реакция
на
1
-работа на интерактивном столе для
соприкосновение с сыпучим.
рисования песком «Малыш».
Адекватная реакция на вибрацию,
1
-выполнение
упражнений
на
исходящую от объектов.
массажном коврике, манипуляция с
вибрирующими
игрушками
и
массажерами без звука.
Адекватная
реакция
на
1
-выполнение
упражнений
на
соприкосновение с предметами,
взаимодействие
с
разными
имеющими
разную
поверхностями: мягким матрасом,
поверхность(мягкий, твердый)
шариковым бассейном;
-выполнение упражнений с мячами
(с
разными
поверхностями),с
массажерами.
Различение
материалов
по
1
-участие в игре с предметами, «Напои
характеристикам (температура –
куклу чаем»,
тёплый-холодный)
-выполнение упражнения «Горячохолодно».
Обследование
предмета
на
1
-участие в игре «Выразительные
ощупь.
движения»
участие в игре «Ощупай и нарисуй».
Обследование
предмета
на
1
-участие в игре «Выразительные
ощупь.
движения»
участие в игре «Ощупай и нарисуй».
Различение предмета по величине
1
-участие в игре «Большие и
на ощупь.
маленькие шары»
Различение предмета на ощупь.
1
-участие в игре «Сундучок»
Движения и позы верхних
1
-застегивание
и
расстегивание
конечностей.
пуговиц, молний, липучек, крючков
на одежде.
Выразительность
движений.
1
-выполнение
имитационных
Имитация повадок зверей.
подражательных движений животных

46

47
48
49

Обобщающее занятие.

под музыку
-игра «Зоопарк»
-участие
в
1
«Обведи,покажи,назови».
Раздел 4. Восприятие запаха- 10 часов

Адекватная реакция на вдыхание
запахов через нос.
Определение запаха предмета с
постепенным поднесением его к
носу.
Адекватная реакция на запах.

1
1

1

Различение объектов по запаху.

1
1

52

Различение объектов по запаху:
съедобное –несъедобное.
Объединение объектов по запаху.

53

Объединение объектов по запаху.

1

54

1

55

Определение места
расположения предмета по
запаху.
Узнавание объектов по запаху.

56

Обобщающее занятие.

57

Адекватная реакция на жидкости,
различные
по
вкусовым
качествам (горький, сладкий).

50

51

61
62

Различение основных вкусовых

59

60

-выполнение упражнения «Приятнонеприятно», «Чудесные мешочки».
-выполнение упражнения «Шарик с
запахом», «Душистые мешочки».
-участие в игре «Баночка с запахом»,
«Коробочки
с
запахом»,
«У
самовара».
-участие в игре «Определи по
запаху», «Найди такой же запах».
-участие
в
игре
«Съедобноенесъедобное», «Вкус и запах».
-участие в игре «Найди пару»,
«Фрукты овощи», «Фрукт, ягода или
овощ».
участие в игре «Найди пару»,
«Фрукты овощи», «Опиши словами».
-участие в игре «Прятки с запахами»,
«Нюхательные баночки».

-участие в игре-соревновании «Кто
быстрее(больше)
угадает»,
«Ароматная радость».
1
-участие в игре «В мире запахов»,
«Поможем обезьянке».
Раздел 5. Восприятие вкуса - 11 часов

Адекватная реакция на жидкости,
различные
по
вкусовым
качествам (соленый, кислый).
Адекватная реакция на продукты,
различные
по
вкусовым
качествам (горький, сладкий).
Адекватная реакция на продукты,
различные
по
вкусовым
качествам (кислый, соленый)
Различение основных вкусовых
качеств
продуктов
(горький,
сладкий, кислый, соленый).

58

1

игре

1

1

-выполнение упражнения
«Сладко, горько», «Угадай, какой
вкус».
-выполнение упражнения
«Солёный, кислый», «Узнай по
вкусу».

1

1

-выполнение упражнения
«Вкусно - невкусно», «Что каким
бывает».
-выполнение упражнения
«Попробуй на вкус», «Живая вода».

1

1

-участие в дидактической игре
«Сладкое,
горькое,
кислое
соленое»(по типу паззлов),

1

-участие в игре «Вкусовые баночки»

качеств
жидкостей(горький,
сладкий, кислый, соленый).
Определение продукта по вкусу.

1

-игра «Фрукты и овощи».

Определение основных вкусовых
качеств продуктов в соответствии
с картинками.
Узнавание продукта по вкусу.

1

1

-участие в дидактической игре
«Волшебные картинки», игра-лото
«Определи вкус».
- участие в игре «Назови вкус».

Различение продукта по вкусу
(вареное , сырое)

3

-участие в игре «Определи на вкус»».

63

64
65
6668

5. Материально – техническое обеспечение.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее:
 оборудованную сенсорную комнату,
 сухой (шариковый) и водный бассейны,
 игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
 образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
 сенсорные панели,
 наборы аромобаночек,
 вибромассажеры и т.д.
 мячи, кольцебросы, обручи,
 массажеры для рук (шарики суд-жок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
 мозаики (крупные и мелкие),
 игры «Дартс», «ТИР», «Лото»,
 плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
 конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
 звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
 интерактивный стол для рисования песком;
 шумовые коробочки;
 тактильные ладожки,
 Бизикуб мини;
 набор части целого на круге;
 тактильные цифры, буквы, геометрические фигуры,
 стол для детей «Творческая лаборатория»;
 тепловые таблички.
Список литературы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
2. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и
множественными нарушениями развития.-М.: Гуманитарный издательский центр
Владос,2010.
3. Валявский А.С., Яковис А.С. Оздоровляющие учебные игры. – СПб – 2001
4. Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. 1988.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. 1980.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для
педагогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.
7. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,1998.
8. Катаева А.А. Стребелева Е.А. «Дидактические игры в обучении дошкольников с
отклонениями в развитии: Пособие для учителя».-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2001.224 с.
9. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М.
2004.
10.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для
учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
11. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии.
Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
12. Мозговой В.М. О некоторых условиях формирования сложных двигательных навыков
у умственно отсталых школьников. - Ж. «Дефектология» №2, 1972.
13. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка.-М.: Просвещение, 1985.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от
19.12.2014.
15. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно –
педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владо


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».